Е.А. ТИТУХИНА,

ведущий специалист-эксперт группы по взаимодействию со средствами массовой информации УФССП России по Саратовской области

 

Наставничество — один из самых действенных методов обучения новых сотрудников. Суть его в том, что наиболее опытные специалисты в процессе работы на протяжении определенного времени передают свои знания, умения и навыки молодым. Наставничество способствует оперативному вовлечению новых сотрудников в деятельность службы. Передача навыков непосредственно на рабочем месте делает наставничество одной из самых  эффективных форм обучения, акцентируя внимание на практической составляющей службы.

Прежде всего необходимо правильно выбрать специалиста, который может стать наставником. При подборе наставника обязательно надо учитывать мнение начальника отдела, который способен дать объективную оценку возможностей каждого специалиста своего отдела, что позволит сделать правильный выбор сотрудника, учитывая не только его профессиональный уровень и стаж службы, но и уровень нагрузки. В соответствии с этими факторами следует определять количество закрепляемых за наставником новых сотрудников. С учетом той или иной специфики работы, у одного наставника может быть только один обучаемый.

Потенциальному наставнику должны быть присущи такие качества, как профессиональная компетентность, исполнительская дисциплина, авторитет у коллег, склонность к преподаванию, организованность, хорошие коммуникативные способности, эмоциональная уравновешенность, а также личное желание работать с вновь назначенным сотрудником. Ведь в задачу наставника входит не только передача новичку знаний и опыта, но и оказание ему моральной поддержки, особенно на первых этапах работы. Все эти навыки и качества необходимы для построения доверительных отношений между наставником и обучаемым, установления у наставника с обучаемым обратной связи. Обратная связь, представляющая собой методику бесконфликтной критики, направленной на то, чтобы собеседник сам захотел изменять свои действия,  является одним из самых быстрых и эффективных методов обучения. Обратная связь с обучаемым должна быть сбалансированной, позитивно направленной, конкретной, безоценочной, своевременной и активной. С ее помощью наставник определяет ориентиры, которые могли бы указать, какие из вариантов действий будут правильными.

Поддержка наставничества со стороны руководства и окружающих помогает не только обучаемым, но и наставникам. От  правильной мотивации наставников зависит, будет ли институт наставничества успешен. Важно, чтобы наставник не относился к своим дополнительным обязанностям как к обременению. Для этого необходимо выстроить правильное отношение к наставничеству в коллективе, что является главной задачей начальника подразделения, а также руководства Управления.

Если говорить о мотивации наставничества, то она может быть как материальной, так и нематериальной. Выбор только одного из видов мотивации нельзя считать абсолютно приемлемым и верным. Ведь часто решающее значение имеет не материальный вид мотивации, а внимание руководства к проблемам наставника: это могут быть уменьшение объема выполняемой им работы, что позволит высвободить время для проведения более эффективного процесса обучения, публичное признание значимости работы наставника и др.