С.Ю. ГУСАКОВ,

начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области

 

С учетом текущей ситуации с бюджетным финансированием расходов на деятельность федеральных органов исполнительной власти актуальным остается поиск путей оптимизации деятельности указанных органов, связанных с сокращением бюджетного финансирования.

Рассматриваются различные пути сокращения бюджетных расходов: от оптимизации штатной численности (когда сокращаются излишние штатные единицы государственных служащих и обслуживающего персонала) до оптимизации расходов на текущую деятельность (покупка более дешевых расходных материалов, поиск альтернативных, более дешевых средств доставки корреспонденции и т. д.).

Одним из существенных (в плане финансовых вложений) направлений затрат на деятельность ФССП России и иных федеральных органов исполнительной власти являются расходы на отправку почтовой корреспонденции. Так, только в 2016 году УФССП России по Волгоградской области на отправку почтовой корреспонденции затрачено более 21 млн руб.

Ежегодно перед территориальными органами ФССП России встает вопрос о недостаточности финансирования расходов на отправку почтовой корреспонденции по исполнительным производствам (должникам, взыскателям и т. д.).

Письмом ФССП России от 08.11.2016 № 00087/16/103492-ВМ «О требованиях по исполнению сметы расходов федерального бюджета на 2017 год» доведено, что предельные объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату почтовых расходов в 2017—2019 гг., из расчета на одно исполнительное производство без учета остатка прошлых лет составляют:

— по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных  актов, — 35 руб.;

— по исполнительным производствам, возбужденным на основании актов иных уполномоченных органов, — 17 руб.

Посмотрим, какое минимальное количество процессуальных документов согласно законодательству об исполнительном производстве необходимо направить по одному возбужденному исполнительному производству, по которому требования исполнительного документа исполнены должником добровольно, без применения мер принудительного исполнения.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ (ч. 17

ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон). При этом, согласно п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных при-

ставов (утв. приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682), постановление о возбуждении исполнительного производства должнику направляется регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Постановление об окончании исполнительного производства (ч. 6 ст. 47 Закона) также в обязательном порядке направляется тем же участникам.

Итак, мы получаем, что в обязательном порядке необходимо направить:

— в три адреса — постановление о возбуждении исполнительного производства (при этом в один из них —регистрируемым почтовым отправлением);

— в три адреса — постановление об окончании исполнительного производства.

Основным поставщиком услуг почтовой связи в Российской Федерации является ФГУП «Почта России», поскольку согла-сно п. 3 приказа ФСТ России от 23.08.2005 № 394-с «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль», ФГУП «Почта России» является монополистом в области оказания услуг связи. ФССП России наряду с иными пользователями услуг почтовой связи осуществляет оплату данных услуг по установленным тарифам. Расценки на услуги указанной почтовой организации утверждены приказом ФАС России от 15.03.2016 № 232/16 «Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России"».

Данным документом утверждены следующие тарифы на отправку:

— простое почтовое отправление весом до 20 г — 19,00 руб.;

— заказное почтовое отправление весом  до 20 г —  37,00 руб.;

— заказное почтовое отправление весом  до 20 г с уведомлением — 56,00 руб.

Следовательно, на почтовые отправления по одному исполнительному производству в силу требований законодательства об исполнительном производстве необходимо затратить 151 руб. (94 руб. — на отправку постановлений о возбуждении исполнительного производства и 57 руб. — на отправку постановлений об окончании исполнительного производства). И это — минимальная сумма затрат. Если в рамках исполнительного производства совершаются какие-либо исполнительные действия или применяются меры принудительного исполнения, расходы на направление процессуальных документов увеличиваются.

Очевидно, что выделяемые из бюджета денежные средства на финансирование указанных расходов недостаточны. Конечно, можно воспользоваться услугами организаций, составляющих альтернативу ФГУП «Почта России», однако стоимость их услуг несущественно ниже, а порой и выше, чем у монополиста.

Попробуем взглянуть на проблему с другой стороны, задавшись вопросом: а нужно ли вообще предусматривать бюджетное финансирование ФССП России и иных федеральных органов исполнительной власти на оплату услуг почтовой связи? Для ответа на этот вопрос проанализируем, откуда поступают денежные средства на данную статью расходов и куда они поступают в дальнейшем.

Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества, а также имущества (в том числе денежных средств), поступающего в их владение. Указанное имущество находится у данных органов (организаций) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, его собственником является Российская Федерация.

Согласно п. 11 разд. III Положения о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов») финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В свою очередь ФГУП «Почта России», как следует из его организационно-правовой формы, является федеральным государственным унитарным предприятием, учредитель которого, согласно уставу данной организации (утв. приказом Минкомсвязи России от 18.06.2013 № 141),— Российская Федерация (в лице соответствующего органа исполнительной власти).

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Пунктами 3.1 и 3.2 Устава ФГУП «Почта России» предусмотрено, что все имущество, закрепленное за данной организацией (в том числе и полученные от его использования доходы), является федеральной собственностью. Следовательно, вся прибыль ФГУП «Почта России» от оказываемых им услуг (она формируется в том числе и из расходов ФССП России на оплату почтовых услуг), за исключением заработной платы работникам и обязательных платежей в бюджет, поступает в федеральный бюджет.

Таким образом, денежные средства, выделенные из федерального бюджета, проделав круг, вновь поступают в федеральный бюджет, при этом федеральный бюджет не несет убытков и не получает прибыли.

В результате складывается ситуация, когда Российская Федерация в лице ФССП России финансирует из федерального бюджета почтовые расходы, которые уплачиваются организации-монополисту ФГУП «Почта России», а по сути — Российской Федерации в лице данной госу-дарственной организации, учредителем которой она и является. В свою очередь ФГУП «Почта России» полученную прибыль расходует на уплату налогов в бюджет и на прибыль, которая, как уже было указано выше (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ, пункты 3.1, 3.2 Устава ФГУП «Почта России»), также поступает в бюджет, т. е. в собственность Российской Федерации.

Таким образом, денежные средства на почтовые расходы выделяются из федерального бюджета для того, чтобы в качестве прибыли ФГУП снова поступить в федеральный бюджет. Из указанного следует, что между федеральными органами исполнительной власти и ФГУП «Почта России» фактически не существует экономических отношений обмена, денежные средства не переходят из рук одного собственника в руки другого собственника (ни ФССП России, ни ФГУП «Почта России» в силу закона не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество, в том числе денежные средства). Собственником данного имущества была и остается Российская Федерация.

В указанном отношении с экономической точки зрения участвует один-единственный субъект права — Российская Федерация — через свои органы и организации. ФССП России (как и любой другой федеральный орган исполнительной власти) и ФГУП «Почта России» действуют не сами по себе, а в рамках исполнения функций, возложенных на них Российской Федерацией. С учетом этого нет совершенно никакой необходимости оплачивать денежные средства на доставку ФГУП «Почта России» корреспонденции, отправляемой ФССП России (а также  иными федеральными органами исполнительной власти).

Данные действия должны совершаться без участия финансовой составляющей, поскольку фактически действует один субъект права, один собственник денежных средств — Российская Федерация — через свои органы и организации. Нет никакого смысла собственнику оплачивать самому себе услуги, оказываемые ему же своими органами (организациями).

Исключение необходимости оплаты услуг почтовой связи для всех федеральных органов исполнительной власти, в том числе ФССП России, позволит прекратить ненужный оборот бюджетных средств внутри федерального бюджета и ликвидировать фактически не существующую проблему недостаточности расходов на доставку корреспонденции.

При этом реализация предлагаемого механизма не потребует ни копейки затрат из федерального и любого другого бюджета, но существенно оптимизирует расходы в данной области.