УДК 347.73:336.2(476)(470)

Страницы в журнале: 120-127

 

Л.Я. Абрамчик,

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой конституционного права юридического факультета Гродненского государственного университета им. Янки Купалы Беларусь, Гродно abramchik@grsu.by

 

Д.Г. Бурцев,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономики и финансов Института государственной службы  и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, Москва dg.burtsev@migsu.ru

 

Рассматривается понятие сроков в финансово-правовых отношениях. Представлена развернутая классификация сроков по различным основаниям: по правовым последствиям (правопорождающие, правоизменяющие, правопрекращающие); по назначению срока (сроки исполнения обязанностей, сроки защиты нарушенных прав); сроки осуществления прав (пресекательные, претензионные, сроки защиты субъективных прав, исковая давность); по цели (назначению), для которой установлены сроки (процедурные, процессуальные, сроки-дефиниции); по способу исчисления сроков (сроки-периоды, сроки-моменты); по возможности изменения срока (неизменные, изменяемые); по субъекту установления срока; выделены общие и специальные сроки. Определяются  теоретические подходы к установлению, течению, изменению и прекращению действия сроков и практические особенности регулирования и правоприменения действия сроков в правовой системе Республики Беларусь и Российской Федерации.

Ключевые слова: понятие сроков в финансово-правовом регулировании, классификация сроков, защита интересов государственной казны.

 

Обеспечение государства необходимым количеством финансовых ресурсов является постоянной задачей, определяющей его развитие. Но важно не только получить денежные средства — надо получить их своевременно, в тот период, когда этого требует финансовый план. В юридической науке существует точка зрения, в соответствии с которой сроки не являются самостоятельными юридическими фактами, а выступают лишь временной формой движения правоотношений, формой существования и развития составляющих их содержание субъективных прав и обязанностей. Отсутствие единства мнений в рассматриваемой сфере обусловлено тем, что признается юридическим фактом: время (Г.Ф. Шершеневич) [22, с. 221]; истечение времени (О.А. Красавчиков) [10, с. 161]; истечение (наступление) срока (В.П. Грибанов) [8, с. 9]; сам срок (В.Ф. Чигир) [21, с. 4].

По справедливому выражению М.В. Карасёвой, «в большинстве случаев в финансовом праве сроки являются одним из юридических фактов» [9, с. 174]. Если определять влияние сроков на обеспечение финансовых обязательств (в финансовом праве), то они представляют собой функциональный институт, обладающий самостоятельным объектом, предметом и механизмом правового регулирования, органично вписывающийся в законодательство о доходах и расходах государства и распространяющий свое регулятивное воздействие на все иные институты финансового права.

К признакам сроков как самостоятельного финансово-правового института относятся:

— однородность регулируемых финансовых отношений, что проявляется в темпоральной составляющей этих отношений;

— единство приемов и способов регулирования данных отношений, что обусловлено достижением цели института финансовых сроков — обеспечения темпоральной стабильности и предсказуемости финансовых отношений. Нормы, устанавливающие правила о сроках, характеризуются императивностью, дозволительные нормы используются крайне ограниченно: только с целью обеспечить допустимую свободу участников финансовых правоотношений [20, с. 158];

— относительная самостоятельность норм о сроках в финансовом праве и независимость от аналогичных норм в иных отраслях права.

Под сроком в финансовом праве понимается устанавливаемый законом либо финансовым органом период времени, исчисляемый годами, кварталами, месяцами или днями, либо момент во времени, определяемый календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, предназначенный для своевременной реализации субъектами финансовых правоотношений прав и исполнения обязанностей, который влечет в случае его пропуска юридически значимые последствия.

Таким образом, срок в финансовом праве — это момент или период времени, с которым нормы финансового права связывают определенные юридические последствия. Срок в финансовом праве выступает в качестве правовой гарантии реализации норм финансового права, выполняя при этом многочисленные функции: предупредительную, стимулирующую, обеспечительную, финансовой дисциплины, упорядочивающую.

Ввиду двойственной правовой природы срок следует рассматривать с двух сторон, неразрывно связанных между собой: объективной и субъективной. Объективная сторона проявляется в процессе течения надлежащим образом установленного срока, субъективная — в процессе установления срока (определения его продолжительности, указания моментов начала и окончания течения) и дальнейшего исчисления. Соблюдение сроков в финансово-правовом регулировании является неотъемлемой частью финансовой стабильности государства, благополучия общества и социально-экономического развития самого государства. Так, в ст. 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют [11]. Исходя из правовой конструкции Конституции РФ об уплате законно установленных налогов можно сделать вывод, что принципиально важным в налоговых правоотношениях является момент установления или отмены тех или иных фискальных обязанностей: именно с моментом введения тех или иных изменений законодатель связывает законность введения налогов или элементов налогообложения, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Для установления влияния сроков на обеспечение финансовых обязательств следует рассмотреть классификацию сроков, которая позволяет лучше понять их сущность, выстроить структуру сроков, выявить их отличительные свойства, найти пробелы в законодательстве, уяснить порядок определения и исчисления сроков.

Сроки в финансовом праве можно классифицировать по различным основаниям.

По правовым последствиям выделяются сроки:

— правопорождающие, т. е. влекущие возникновение финансовых правоотношений, отдельных прав и обязанностей. Например, плановые проверки одного проверяемого субъекта в Республике Беларусь  в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается (ч. 1 п. 8 указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ Президента РБ № 510) [16]);  при открытии кредитной линии кредитополучатель в соответствии с кредитным договором имеет право на получение и использование кредита в течение определенного срока в пределах установленного максимального размера (лимита) кредита и (или) с соблюдением предельного размера единовременной задолженности по нему (ст. 151 Банковского кодекса РБ) [2].

— правоизменяющие, т.е. влекущие изменение финансовых правоотношений, отдельных прав и обязанностей субъектов финансового права. Так, согласно ч. 3 ст. 12 Налогового кодекса РБ нормативные правовые акты (решения) об установлении, введении и прекращении действия местных налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие местные налоги и сборы в части определения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при необходимости в месячный срок со дня принятия закона Республики Беларусь о внесении изменений и (или) дополнений в НК РБ и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия [12].

— правопрекращающие, т. е. влекущие прекращение финансовых правоотношений, исполнения обязательства либо отдельных прав и обязанностей субъектами финансовых правоотношений. Так, обязательство гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии прекращается по окончании срока, на который выдана банковская гарантия (срока ее действия), если иное не оговорено в ее тексте. В случае, если в гарантии или контргарантии не указан этот срок, действие гарантии прекращается по истечении трех лет с даты ее выдачи, а действие контргарантии — через тридцать календарных дней после прекращения действия гарантии (п. 2 ч. 1 ст. 176 Банковского кодекса РБ).

Применение сроков и связанные с ними налоговые обязанности в Российской Федерации были предметом неоднократных рассмотрений Конституционного Суда РФ (см. постановления КС РФ от 30.01.2001 № 2-П [17]; от 19.07.2003 № 11-П [18]; от 02.07.2013  № 17-П [19]). В силу сформированных Конституцией РФ положений о принципах установления налогов и сборов предъявляются требования к порядку введения в действие законов об установлении налогов и сборов. Поэтому КС РФ отмечает, что необходимо определить разумный срок, по истечении которого возникнет обязанность платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из статей 8 и 34 Конституции РФ: «Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности» [19].

Изменение правил до истечения разумного срока с момента опубликования правового акта, которым вносятся изменения в налоговое регулирование, приводит к нарушению конституционных принципов, на которых основана экономическая система и правовой статус субъектов экономической деятельности [19]. Так, согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ [13].

При этом бюджетное законодательство России, в отличие от налогового законодательства, не содержит такого детального регламентирования правопорождающих и правоизменяющих сроков. Отчасти это связано с отличным предметом правового регулирования, а также с нацеленностью законодателя Российской Федерации защитить интересы традиционно более слабой стороны в налоговых правоотношениях — налогоплательщика.

При этом в бюджетных правоотношениях при определении видов доходов государственного бюджета в Бюджетном кодексе РФ [5] установлено, что нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения в том числе о сроках и (или) об условиях их уплаты (ст. 41 БК РФ).

По назначению выделяются сроки:

— исполнения обязанностей. Органы уголовного преследования при получении материалов проверки регистрируют и рассматривают их, а также принимают решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Информация о принятом решении (об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждении уголовного дела и результатах предварительного расследования по нему) в 10-дневный срок со дня его вынесения направляется в контролирующий (надзорный) орган, передавший материалы проверки [16].

Статья 57 НК РФ определяет сроки исполнения налоговых обязанностей налогоплательщиков. Основной принцип исполнения налоговых обязанностей связан как с определенной календарной датой, так и с истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также с указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. При этом сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию, а в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления;

— защиты нарушенных прав. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (совершения) [1, с. 239].

Сроки осуществления прав [1, с. 240]:

— пресекательные, т. е. сроки, в течение которых неосуществление субъективного права прекращает его существование. Например, в п. 2 ст. 61 НК РБ установлен пресекательный срок в 3 года со дня взыскания излишне взысканной суммы налога, сбора, пошлины. Особым случаем пресекательного срока можно считать случай, когда имелась юридическая обязанность осуществлять те или иные правовые действия, но при этом не возникала юридическая ответственность за неисполнение соответствующей обязанности. Так, согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет объема такого производства и (или) оборота техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) [14].

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”» (далее — Закон № 182-ФЗ) в отношении производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи вышеуказанное требование об оснащении техническими средствами ЕГАИС вступало в силу с 1 октября 2015 г. [15].

Вместе с тем п. 4 ст. 2 Закона № 182-ФЗ установлено, что до 1 июля 2016 г. непередача организациями, осуществляющими производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, информации об объеме производства и оборота такой продукции в ЕГАИС не может рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом была установлена обязанность по передаче организацией в ЕГАИС информации об объемах производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, но юридическая ответственность отсутствовала;

— претензионные, т. е. сроки для обжалования действий финансовых органов. Например, жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения) (п. 79 Положения о порядке организации и проведения проверок (введено Указом Президента РБ № 510);

— сроки защиты субъективных прав, т. е. период времени, предоставленный управомоченному лицу для обращения к компетентным государственным органам с требованием о принудительном осуществлении и защите своего права. Например, обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействия) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения (ч. 2 п. 78 Указа Президента РБ № 510).

НК РФ в главе 14 «Налоговый контроль» содержит сроки, направленные на защиту прав налогоплательщиков при проведении налоговой проверки, в частности  сроки вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке.

Особое место среди способов защиты субъективного права занимает исковая давность. Исковой давностью называется срок, установленный законодательными актами для защиты нарушенного субъективного права путем предъявления иска в суд (общей юрисдикции и экономический суд). Общий срок исковой давности, течение которого начинается с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, согласно ст. 197 Гражданского кодекса РБ равен 3 годам и распространяется на все правоотношения, за исключением тех, относительно которых установлены специальные сроки [6]. Срок исковой давности установлен п. 1 ст. 86 НК РБ, который гласит: жалоба на решение налогового органа может быть подана в экономический суд в течение одного года со дня вынесения решения.

Аналогичные нормы содержит ст. 79 НК РФ, которой установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение 3 лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В то же время в соответствии со статьями 195, 196 ГК РФ общий срок, в течение которого лицо может обратиться в суд за защитой своих прав, составляет 3 года. Срок исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении (п. 1 ст. 200 ГК РФ) [7].

По цели (назначению) В.Ф. Чигир дифференцирует сроки  так:

— процедурные. Они, в свою очередь, делятся на две группы: установленные для своевременной реализации собственно финансовых обязательств; установленные для обязательств, которые напрямую не связаны с движением денежных средств, но результатом их исполнения являются имущественные (материальные) отношения [21, с. 39]. Так, в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить пени. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка РБ, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства (ст. 52 НК РБ);

— процессуальные, установленные для реализации  процессуальных аспектов финансовых правоотношений. С помощью процессуальных сроков в нормах финансового права закрепляются отрезки времени, в рамках которых финансовые органы, наделенные полномочиями по осуществлению финансового контроля, осуществляют процессуальные действия. Например, в соответствии с п. 22 Указа Президента РБ № 510 о назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечение 3 дней со дня его направления;

— сроки-дефиниции являются разновидностью норм-дефиниций, в которых понятие дается через определенный период или момент времени.

По способу исчисления сроки подразделяются на:

— сроки-периоды: определяются путем указания на период времени, который исчисляется годами. Например, прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на 3 года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются (ч. 3 ст. 83 БК РБ) [4];  исчисляется кварталами. Например, с 2014 года для налога на прибыль установлен отчетный период — календарный квартал, при этом периодом налога на прибыль признается календарный год; исчисляется месяцами. Например, проведение плановой проверки может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев (при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств — 6 месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом) при наличии обстоятельств, указанных в п. 27 Указа Президента РБ № 510;  исчисляется неделями; днями. Например, срок проведения контрольной проверки не должен превышать 5 рабочих дней (ч. 4 п. 26 Указа Президента РБ № 510);

— сроки-моменты: определяются путем указания на момент во времени, обозначаемый календарной датой, либо определенным событием, которое неизбежно должно наступить.

Представляется, что эта классификация необходима и методологически достаточно продуктивна, так как позволяет наиболее четко отражать различные способы обозначения времени при определении сроков, учитывать существенное различие категорий «время» и «срок».

По возможности изменения сроки могут быть:

— неизменными (четко установленными финансовым законодательством, изменение которых не допускается). Так, согласно ч. 2 ст. 66 БК РБ продление сроков возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды не допускается;

— изменяемыми.  Примером изменяемого срока может быть следующая норма НК РБ: «Общий срок проведения выездной проверки не должен превышать тридцати рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа» (ч. 5 ст. 71).

В зависимости от того, кем непосредственно установлены сроки, их можно подразделить на:

— сроки, установленные финансовыми органами и иными участниками финансовых правоотношений, имеющими властные полномочия, например срок исполнения требования об уплате налога, который назначается налогоплательщику налоговым органом самостоятельно;

— сроки, определяемые соглашением сторон. Таких сроков в финансовом праве очень мало, их наличие связано с перенесением в финансовое право гражданско-правовых институтов. Так, сроки договоров залога имущества, а также поручительства, являющихся способами обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, определяются по соглашению налогового органа с залогодателем или поручителем.

Российское налоговое законодательство использует такой институт, как инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) с целью изменения срока уплаты налогов. Он представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет, а в исключительных случаях и до 10 лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите;

— сроки, определяемые участниками финансовых отношений, не имеющими властных полномочий. Например, конкретные сроки исполнения тех или иных обязанностей в рамках сроков, предписанных законом, нередко определяются самими налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными обязанными лицами. Любой налогоплательщик вправе досрочно уплатить налог, не дожидаясь установленного законодательством срока уплаты этого налога [3];

— сроки, назначаемые судебными органами;

— сроки, установленные законодателями (предусмотренные непосредственно в законе).

Также традиционно в науке и правоприменительной практике выделяют общие и специальные сроки:

— общие сроки: общий срок исковой давности, течение которого начинается с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Согласно ст. 197 ГК РБ он равен 3 годам и распространяется на все правоотношения, за исключением тех, относительно которых установлены специальные сроки;

— специальные сроки. Налоговая декларация по налогу на недвижимость должна быть подана в налоговый орган не позднее 20 января отчетного года [1, с. 240].

В данной работе мы отразили восемь признаков классификации сроков в финансовом праве: по правовым последствиям (правопорождающие, правоизменяющие, правопрекращающие); по назначению (сроки исполнения обязанностей, сроки защиты нарушенных прав); общие и специальные сроки; сроки осуществления прав (пресекательные, претензионные, сроки защиты субъективных прав, исковая давность); по цели, для которой установлены сроки (процедурные, процессуальные, сроки-дефиниции); по способу исчисления (сроки-периоды, сроки-моменты); по возможности изменения (неизменные, изменяемые); в зависимости от того, кем установлены сроки.

Приведенные классификации более точно обеспечивают уяснение сущности сроков в финансовом праве и их отличительных свойств, определение порядка исчисления сроков, выявление пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с применением сроков.

Соблюдение сроков в финансово-правовом регулировании является не только неотъемлемой частью финансовой стабильности государства и его социально-экономического развития, но и обеспечением защиты прав участников финансовых правоотношений, прежде всего граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

 

Список литературы

1. Абрамчик Л.Я. Институт сроков в налоговом праве Республики Беларусь // Публичные финансы и налоговое право: ежегодник. Вып. 2: Бюджетные и налоговые реформы в странах Центральной и Восточной Европы / науч. совет Е. Руськовски, Л.Я. Абрамчик и др.; под ред. М.В. Карасёвой.  Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2011. С. 237–246.

2. Банковский кодекс Республики Беларусь: закон РБ от 25.10.2000 № 441-З (ред. от 01.01.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

3. Бондаренко Т.А. К вопросу о сроках в налоговом праве // Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: закон РБ от 16.07.2008 № 412-З (ред. от 31.12.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь: закон РБ от 07.12.1998 № 218-З (ред. от 31.12.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

8. Грибанов В.П. Сроки в гражданском праве.  М.: Знание, 1967. С. 9.

9. Карасёва М.В. Финансовые правоотношения: дис. … д-ра юрид. наук. Воронеж, 1997. С. 174.

10. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Госюриздат, 1958. С. 161.

11. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 дек.

12. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): закон РБ от 19.12.2002 № 166-З (ред. от 31.12.2015) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

14. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

15. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: федер. закон от 29.06.2015 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 3937.

16. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (ред. от 03.12.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

17. По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан: постановление КС РФ от 30.01.2001 № 2-П // Собрание законодательства РФ. 2001. № 7. Ст. 701.

18. По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан: постановление КС РФ от 19.06.2003 № 11-П  // Собрание законодательства РФ. 2003. № 26. Ст. 2695.

19. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина»: постановление КС РФ от 02.07.2013 № 17-П // Собрание законодательства РФ. 2013. № 28. Ст. 3882.

20. Пилипенко А.А. Курс финансового права: учеб. пособие. Минск: Книжный Дом, 2007. С. 158.

21. Чигир В.Ф. Сроки. Исковая давность. Минск: Амалфея, 2005. С. 4, 39.

22.          Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права / вступ. ст. Е.А. Суханова. М.: Спартак, 1995.  С. 211.