УДК 341.1/8:342.95  

Страницы в журнале: 143-146

 

Л.М. Шехматов,

преподаватель кафедры информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия Россия, Москва leo1310@bk.ru

 

Одной из важных задач информатизации таможенной деятельности является повышение эффективности таможенного контроля на границах, а также обеспечение контроля движения товаров после таможенного контроля. Анализ специальной литературы и национального законодательства показывает, что многие теоретические, методологические, организационно-технические и правовые вопросы информатизации системы таможенных органов сегодня не решены. В частности, отсутствует процедура подачи пассажирской таможенной декларации физическими лицами о товарах для личного пользования, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации и государств — членов Таможенного союза, в электронной форме. Автор подробно анализирует правовые аспекты указанной проблемы и предлагает возможные пути ее решения, в частности, концептуально-логическую модель электронного таможенного декларирования физическими лицами.

Ключевые слова: таможенное право, таможенная декларация, Таможенный союз, таможенный контроль, информатизация таможенной деятельности.

 

Таможенный кодекс Таможенного союза  сегодня предусматривает всего две формы таможенного декларирования [2]: письменную и электронную (п. 3 ст. 179 ТК ТС), в отличие от Таможенного кодекса РФ, который предусматривал четыре формы декларирования: устную, конклюдентную, письменную и электронную.

Следует заметить, что электронное декларирование активно используется в таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление юридических лиц, в особенности крупных участников внешнеэкономической деятельности. Однако нормативные правовые акты в области таможенного дела Таможенного союза и Российской Федерации не содержат информации и правовых норм по поводу электронного таможенного декларирования в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами. Традиционная письменная форма декларирования не отвечает современным потребностям информационного общества, в том числе в части предоставления государственных услуг в электронном виде [3].

Таким образом, наблюдается определенный разрыв при совершении таможенных операций в электронной форме в таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, и в таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление юридических лиц.

Решение этих актуальных задач невозможно без разработки нормативно-правового и организационного обеспечения указанных процессов, основанного на единых для всех участников таможенных операций принципах и правилах. Это, в свою очередь, требует теоретического обоснования правил и норм, регулирующих отношения в сфере электронного таможенного декларирования физическими лицами в формате Евразийского экономического союза.

В настоящее время отсутствует адекватное правовое обеспечение процедуры подачи электронной пассажирской таможенной декларации физическими лицами, пересекающими таможенную границу Российской Федерации и стран — членов Евразийского экономического союза. Для решения этой задачи следует выработать единый подход к физическим лицам как к участникам внешнеэкономической деятельности и участникам электронного таможенного декларирования.

Анализ совершаемых таможенных операций лицами и таможенными органами и изучение процесса таможенного оформления и контроля физических лиц позволил разработать адекватную концептуально-логическую модель электронного таможенного декларирования физическими лицами, позволяющую конкретизировать этапы электронного декларирования, раскрыть специфику формируемых информационных отношений, определить субъектно-объектный состав информационных отношений, выявить пробелы в действующем организационно-правовом обеспечении электронного таможенного декларирования в таможенных органах, осуществляющих таможенные операции в отношении физических лиц. Согласно указанной модели основными объектами информационных отношений в сфере электронного декларирования физическими лицами являются электронная пассажирская таможенная декларация (ЭПТД) и процедура подачи пассажирской таможенной декларации в электронной форме, а также ее регистрация. Хотя законодательно определение ЭПТД и электронного учета электронных пассажирских деклараций на сегодняшний день не регламентировано, под ЭПТД понимается электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.07.2010 № 287.

В юридической доктрине существуют различные точки зрения на состав субъектов отношений в сфере электронного таможенного декларирования. Для систематизации существующих подходов и установления единых принципов и правил электронного таможенного декларирования следует на уровне Федеральной таможенной службы внести изменения в Инструкцию о порядке подачи и регистрации пассажирской таможенной декларации.

Прежде чем закрепить за участниками электронного таможенного декларирования тот или иной статус, необходимо уяснить, какие действия с ЭПТД выполняет каждый из них. В качестве основных действий можно назвать формирование ЭПТД, проверку подлинности квалифицированной электронной подписи (ЭП) ЭПТД, отправку и получение ЭПТД. С учетом этого можно предложить следующий субъектный состав участников электронного таможенного декларирования:

1. Организатор электронного таможенного декларирования — орган государственной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области электронного таможенного декларирования.

2. Уполномоченный удостоверяющий центр (информационный оператор) — лицо, которое на договорной основе с организатором ЭПТД осуществляет обеспечение оборота электронных документов для таможенных целей, выдачу ЭП, но не правомочно осуществлять непосредственную работу с ЭПТД и участвовать в таможенных операциях.

3. Декларант — лицо, правомерно осуществляющее процедуру электронного таможенного декларирования.

4. Представитель декларанта — лицо в системе электронного таможенного декларирования, которое от имени или по поручению декларанта совершает таможенные операции с ЭПТД.

5. Уполномоченное должностное лицо — лицо в системе электронного таможенного декларирования, которому электронный документ направлен декларантом или представителем декларанта.

С учетом разработанной концептуально-логической модели электронного таможенного декларирования физическими лицами предлагается в правовом статусе за указанными субъектами закрепить следующие права и обязанности.

Декларант или представитель декларанта в сфере электронного таможенного декларирования обязан:

— представлять документы и сведения в электронном виде, а в случае использования системы управления рисками представлять документы и сведения на бумажном носителе при проведении таможенного контроля;

— выполнять всю совокупность действий, необходимых для получения допуска к осуществлению электронного таможенного декларирования, предусмотренных инструкцией электронного таможенного декларирования, на основании указанных выше нормативных актов и ГОСТ;

— устанавливать необходимые аппаратные и программные средства, необходимые для электронного декларирования, и в дальнейшем поддерживать их в работоспособном состоянии;

— выполнять требования по плановой смене ключей ЭП;

— принимать необходимые меры для защиты ключа ЭП от несанкционированного доступа, обеспечивая уровень безопасности эксплуатации и хранения ключей, предусмотренный соответствующими нормативными документами;

— своевременно уведомлять организатора электронного таможенного декларирования о компрометации ключей ЭП и требовать приостановления действия сертификата ключа подписи;

— осуществлять процессы электронного таможенного декларирования в соответствии с Правилами электронного таможенного декларирования;

— при обмене электронными документами соблюдать их форматы и сроки предоставления, установленные действующим законодательством, организатором электронного таможенного декларирования (ФТС России), правилами и соглашениями между организатором и участником электронного таможенного декларирования;

— не производить декомпиляцию, модификацию программных средств электронного декларирования или другие действия, нарушающие действующее законодательство Российской Федерации;

— соблюдать порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров, установленный законодательством Российской Федерации и положением об электронном таможенном декларировании.

Декларант или представитель декларанта имеет право:

— представлять документы и сведения на бумажном носителе и в электронном виде;

— производить подписание ЭПТД квалифицированной электронной подписью;

— требовать от субъектов, организующих процесс электронного таможенного декларирования и (или) выдающих программное обеспечение для создания и использования средств защиты информации, организацию работы с указанными средствами электронного таможенного декларирования в объеме и в соответствии с порядком, определяемым законодательством Российской Федерации, государств — членов Таможенного союза и положением об электронном таможенном декларировании:

— временно, до исключения причин невозможности осуществления электронного документооборота, использовать способы традиционного бумажного документооборота при условии согласования форматов предоставления документов со всеми участниками таможенного декларирования.

Уполномоченное должностное лицо в сфере электронного таможенного декларирования обязано:

— провести форматно-логический контроль соответствия ЭПТД определенным ФТС России структуре и формату данных;

— в случае успешного прохождения указанного контроля зарегистрировать ЭПТД в базе данных таможенного органа и присвоить ей регистрационный номер;

— формировать и вести электронный архив ЭПТД;

— принять решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к ЭПТД.

Решение задачи совершенствования правового обеспечения электронного таможенного декларирования физическими лицами достигается путем разработки функционально достаточного комплекса организационно-правовых регламентов (семейства правовых протоколов) [1] осуществления электронного таможенного декларирования, которые определяют порядок информационного взаимодействия субъектов-участников. Применение разработанных регламентов обеспечит контролируемость выполнения таможенных операций в электронной форме и согласованность процедур для формирования межведомственного электронного документооборота.

Внедрение разработанной совокупности правовых протоколов (включая протоколы создания и обработки ЭПТД, защиты документа средствами криптографической защиты информации, передачи и получения ЭПТД, проверки подлинности ЭПТД, подтверждения получения адресатом ЭПТД, отзыва ЭПТД, хранения ЭПТД — законодательно не регламентировано, уничтожения ЭПТД — законодательно не регламентировано, передачи информации в открытую информационную систему) в практическую деятельность Внуковской таможни [4] дало положительные результаты, в частности, привело к упрощению таможенных формальностей, ускорению пассажиропотока на красном канале, минимизации временных затрат на совершение таможенных операций, устранению конфликтных ситуаций с пассажиром при его убытии за пределы Российской Федерации или прибытии в Российскую Федерацию; предоставлению качественной услуги в рамках проведения таможенной реформы и концепции таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе.

Следует заметить, что проведение системного анализа правовых вопросов информатизации пассажирских таможенных постов и совершения таможенных операций в электронной форме будет способствовать проработке новых механизмов, которые повысят эффективность деятельности таможенных органов и оперативность таможенного контроля и оформления ЭПТД, ускорят пассажиропоток, сократят время регистрации пассажирских таможенных деклараций и дальнейшего выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение на территории Таможенного союза или фактического пересечения таможенной границы Таможенного союза, в частности, пассажирских таможенных постов, что требует дальнейшего совершенствования правового обеспечения процессов информатизации таможенных органов.

 

Список литературы

 

1. Ловцов Д.А., Дементьева А.В., Шибаев Д.В. Технология системного легитимного электронного документооборота // Труды XXX Всерос. науч.-техн. конф. «Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем»: в 5-и т. / РАН, РАО. Серпухов, 2011. Т. 4.

2. Ловцов Д.А., Лобан А.В. Система информационного обеспечения технического регулирования Таможенного союза // Труды VII Междунар. науч.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве» / РАО. Протвино, 2012.

 

3. Ловцов Д.А. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Информационное право. 2005. № 2.

4. Регламент о порядке подачи электронной пассажирской декларации в электронной форме: утв. начальником Внуковской таможни 25.05.2012.