УДК 342.571

Страницы в журнале: 16-24

 

Ю.Г. Федотова,

кандидат юридических наук, эксперт Центра экспертных исследований факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте РФ Россия, Москва julia.fedotowa@yandex.ru

Рассматриваются понятие, формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Автор обосновывает, что участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства представляет собой форму народовластия, выражающуюся в государственно-значимой деятельности граждан, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства, соответственно, правовой статус граждан, участвующих в обеспечении обороны страны и безопасности государства, включает в себя не только права, но и обязанности, гарантии, ответственность, ограничения.

Ключевые слова: участие, народовластие, форма, вид, военнослужащий, взаимодействие, сотрудничество, содействие, общественный контроль, право на доступ, оборона, безопасность.

 

Военной доктриной Российской Федерации 2014 года поставлена задача объединения усилий государства, общества и личности в защите безопасности Российской Федерации. Между тем действующее законодательство не содержит правовой регламентации такой формы участия граждан в защите безопасности государства, что в современных геополитических условиях ставит безопасность страны под угрозу. Характерно, что в Военной доктрине РФ наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации; при этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против нашей страны крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для нее усиливаются.

Анализ основных внутренних военных опасностей позволяет сделать вывод, что особо острыми являются проблемы защиты конституционного строя, стабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране, противодействия терроризму, экстремизму и информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющему целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества. Особую актуальность приобретает участие граждан и организаций в обеспечении обороны страны и безопасности государства в условиях провоцирования межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигания этнической и религиозной ненависти и вражды. Это участие представляет собой  действенное средство предотвращения условий возникновения внутренних вооруженных конфликтов.

В современном мире используются различные способы ослабления стабильности конституционного строя и безопасности отдельного государства. Волна «цветных» революций захлестнула в 2010—2011 годы такие арабские страны, как Тунис, Алжир, Египет, Йемен, Ливия, Сирия, Бахрейн, Ирак, Иран, Иордания, Марокко, Оман; массовые протесты состоялись в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане, Джибути, Западной Сахаре; уличные погромы в 2011 году произошли в Великобритании, Швеции и других странах. В 2013 году массовые беспорядки произошли в Турции, Таиланде, в 2014—2015 году наблюдались попытки революционных выступлений в КНР, в 2015 году — в ФРГ. Не стали исключением и страны постсоветского пространства — Грузия (2003 год), Украина (2004, 2014 годы), Киргизия (2005, 2010 годы). Предпринимались попытки переворотов в Узбекистане (2005 год), Белоруссии (2006 год), Армении (2008 год), Молдавии (2009 год), России (2008, 2011—2012 годы).

Цель этих революций — захват власти псевдодемократическими структурами, представителями сект, нацистски настроенными организациями, разжигание гражданских войн, продолжающихся в отдельных странах до сих пор (в Сирии, Ливии, Украине). Их итогом становится подрыв суверенитета, территориальной целостности государства, потеря его обороноспособности. До настоящего времени сохраняется опасность продолжения боевых действий на территории Украины, в непосредственной близости к Государственной границе Российской Федерации.

Массовое сознание граждан подвергается воздействию посредством недостоверной информации; применяются механизмы, влияющие на формулирование личностью оценочных суждений и на принятие решений. Успех такого воздействия достигается за счет использования эгоистических побуждений личности, ложного патриотизма, низкой правовой и политической культуры, не говоря уже о ксенофобии и пр. Противник играет на незащищенности и нереализованности прав и свобод отдельных групп населения, т. е. ищет надломы, противоречия, предпосылки для социальных конфликтов и использует их в своих геополитических интересах. Не секрет, что социальная нестабильность проявляется в первую очередь на личностном уровне: обостряется чувство тревоги, теряется социальная идентичность личности; беспокойство и страх, неуверенность в завтрашнем дне, плохое психическое самочувствие становятся массовыми явлениями [8, c. 53—60].

Для обеспечения прав и свобод личности необходимы соответствующие условия, гарантии. Исследователи отмечают, что такие гарантии в силу социального и экономического кризиса сейчас отсутствуют. Именно это может стать причиной снижения авторитета власти, усиления напряженности в обществе и появления экстремистских настроений. Ценность прав и свобод человека в России отражает и еще один показатель — количество обращений граждан в Европейский суд по правам человека: в 2014 году по общему количеству поданных жалоб россияне уступили лидерство Украине; в пересчете на население стран — членов Совета Европы Россия находится на 24-м месте из 47 по числу жалоб, поданных в ЕСПЧ [28].

Россия не может оставаться безучастной к происходящим процессам, что обусловлено, в том числе, вхождением в состав Российской Федерации территории Крыма. В связи с этим необходима разработка концепции совершенствования законодательства, обеспечивающего предупреждение вооруженных конфликтов и защиту конституционного строя Российской Федерации от внешнего воздействия и вмешательства.

Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства вытекает из конституционно-правовых основ организации Российского государства и представляет собой форму народовластия, выражающуюся в государственно-значимой деятельности. Правовой основой данного института являются ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, и ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, которой определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Тем не менее, в юридической науке данный правовой институт остается малоисследованным.

Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является комплексным правовым институтом. Комплексными общеправовыми институтами в литературе принято называть те, которые содержат в себе нормы не одной, а нескольких отраслей права [26]. Институт участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства сочетает в себе процессуальные и материальные нормы различных отраслей права, которые взаимно обуславливают основания, формы, виды, процедуру реализации участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства и его правовые последствия, а также связаны с правоприменительной деятельностью органов государственной власти и иных государственных органов, органов местного самоуправления. Особенностью института является сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования, в правовом регулировании института преобладают межотраслевые принципы. Правовой статус гражданина как участника правоотношений по обеспечению обороны страны и безопасности государства связан с реализацией его субъективных прав в сфере административного, военного права, права социального обеспечения и т. д.

Институт участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является общеправовым элементом, необходимым в любом государстве. В той или иной мере все государства осуществляют правовое регулирование соответствующих общественных отношений, причем в современных геополитических реалиях институт участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства приобретает все большую значимость.

Так, в Стратегии национальной безопасности США 2015 года указано, что «Америка... находится в уникальном положении, чтобы поддерживать мирные демократические перемены, — и именно этого от нее обычно ожидают. Мы будем и дальше мобилизовывать международную поддержку в борьбе за укрепление и расширение международных норм, касающихся прав человека. Мы будем поддерживать женщин, молодежь, гражданское общество, журналистов и предпринимателей, которые являются движущей силой перемен. Мы и дальше будем требовать, чтобы государства исполняли свои обязательства в области прав человека; будем решительно выступать против репрессий, где бы они ни происходили; будем предотвращать, а в случае необходимости и пресекать массовые злодеяния» [29]. Данный правовой акт, имеющий определенную идеологическую направленность, обладает экстерриториальным действием, как и многие законодательные акты США. Он прямо декларирует призыв граждан любого иностранного государства участвовать в обеспечении государственных интересов США, апеллируя к вопросам защиты прав и свобод социально незащищенных категорий граждан. Стратегия национальной безопасности США не просто нацеливает на «сдерживание российской агрессии», а закладывает основу для легитимации потенциальных решительных геополитических действий, используя свой опыт ввода войск в Ирак и пр. Кроме того, в США заняты разработкой новых способов проведения психологических операций (манипуляций) и методов защиты от них. Одна только Национальная криптологическая школа АНБ (Агентство национальной безопасности) обучает в год 19 тыс. человек: 13,5 тыс. — гражданский персонал АНБ, 2,5 тыс. — военный персонал, 3 тыс. — представители других ведомств.  Классический метод подобных манипуляций — вызывание различных форм невроза у отдельного индивида. В массе же невроз передается как болезнь, переходя от одного индивида к другому. Подготовка специалистов по «информационным войнам» ведется и иными учебными заведениями США. Не отстает от США и Китай [16, c. 940—945].

Таким образом, Россия находится в условиях непосредственной угрозы агрессии.

Российское законодательство предусматривает различные формы участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ) определяет функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны (ст. 8), права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны (ст. 9). В соответствии со ст. 12 Закона № 61-ФЗ личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил РФ. Комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется военнослужащими путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу, а также федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»; далее — Закон № 390-ФЗ). В ст. 2 Закона № 390-ФЗ в качестве принципа обеспечения безопасности определено взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Однако ни в положениях главы 2, ни в других положениях Закона № 390-ФЗ данное взаимодействие не определяется как форма участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, при этом и другие формы не раскрываются.

Статьей 19 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (далее — Закон № 40-ФЗ) определен правовой статус лиц, содействующих данным органам. Органы Федеральной службы безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на эти органы обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов ФСБ России определяются нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Лица, оказывающие содействие органам ФСБ России, имеют право заключать контракт с органами ФСБ России о конфиденциальном сотрудничестве, получать от сотрудников данных органов разъяснения своих задач, обязанностей и прав, использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность, получать вознаграждение, получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам федеральной службы безопасности. Указанные лица обязаны соблюдать условия заключаемого с органами ФСБ России контракта или договоренности о сотрудничестве, выполнять поручения этих органов, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей, не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации, не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия этим органам. Запрещается использовать на контрактной основе конфиденциальное содействие депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ России содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, Закон № 40-ФЗ определяет в качестве форм реализации участия граждан в обеспечении безопасности государства содействие, сотрудничество (их гласные и негласные виды) и взаимодействие. Первые две формы реализации участия граждан в обеспечении безопасности государства широко используются в деятельности органов безопасности. При взаимодействии субъект участия является фактически равноправным с органом госбезопасности в осуществляемой деятельности и в той же степени заинтересованным в решении поставленных задач, причем не одной, локальной, разовой, а целого комплекса. Содействие и сотрудничество предполагают более узкую сферу деятельности участвующего субъекта по сравнению с взаимодействием. При этом сотрудничество предусматривает решение большего количества таких задач и длящиеся отношения при их решении, в то время как содействие в большей степени направлено на решение локальной задачи, определяющей временной промежуток для ее решения, и может выражаться, например, в предоставлении информации (разовый характер участия). Примером взаимодействия как формы участия граждан в обеспечении безопасности государства является деятельность представителей казачества по охране Государственной границы Российской Федерации. Развитие взаимодействия субъектов государственного и общественного контроля и представителей казачества в деятельности по защите Государственной границы Российской Федерации и приграничных территорий способствует эффективности деятельности всех уполномоченных на осуществление контрольных полномочий по охране государственной границы субъектов [25, c. 28—34].

В литературе под участием граждан в управлении делами государства понимают «подлинные права и реальные возможности населения в условиях полного равенства и при абсолютной заинтересованности в этом процессе государственных органов. Для этого необходимо использовать личный или коллективный потенциал, реализуя его в различных самостоятельных или рекомендованных государственными органами формах, во всех действиях по осуществлению эффективного управления, а также при ведении различных максимально допустимых государственных дел» [27, c. 11]. Так, М.А. Липчанская отмечает: «Возможность участия российских граждан в управлении делами государства представляет собой совокупность находящихся в правовом поле форм воздействия граждан на осуществление общегосударственных дел, являющуюся составной частью метасистемы более высокого уровня — управления делами государства» [12].

На наш взгляд, участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства выступает разновидностью участия граждан в управлении делами государства  при реализации им функций обеспечения обороны и безопасности.  Тем не менее, указанные научные подходы не позволяют раскрыть в полной мере рассматриваемый комплексный правовой институт. Участие предполагает задействованность в реализации государственных задач вплоть до выполнения части государственных полномочий. В связи с этим гражданин — участник данных отношений приобретает особый правовой статус. Этот статус может быть специальным, как у военнослужащих. Из этого вытекает, что правовой статус граждан, участвующих в обеспечении обороны страны и безопасности государства, включает в себя права, обязанности, гарантии, ответственность, ограничения. При этом субъективное право предполагает правомочие пользоваться благом, правомочие на собственные действия, право требования и право притязания (на защиту).

Особое место в правовом статусе гражданина, участвующего в обеспечении обороны страны и безопасности государства, занимают ограничения его прав и свобод. Данное положение вытекает из того, что, участвуя в государственно-значимой деятельности, гражданин не может выступать равноправным субъектом с государственными органами, обладающими публично-властными полномочиями. Граждане данные органы не подменяют, даже если форма их участия — взаимодействие. Кроме того, участие граждан в государственно-значимой деятельности выражается не столько в их субъективных правах, сколько в обязанностях и ответственности, при этом в связи с претерпеванием лицом ограничений законодатель должен предусмотреть соответствующие гарантии и компенсации.

В целом законодательное регулирование участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства не является кодифицированным, специальным правовым актом не урегулировано, в то время как Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее — Закон № 44-ФЗ) определено участие граждан в деятельности органов полиции, установлены его формы и правовой статус участвующих лиц. Следует отметить, что наиболее разработанным является правовой статус военнослужащего как участника правоотношений по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Но правовой статус граждан, участвующих в обеспечении обороны страны и безопасности государства, по сути не урегулирован. Международно-правовой подход к определению статуса комбатантов и некомбатантов нельзя признать достаточным и приемлемым в таком объеме для национального права, которое ориентировано на объединение усилий государства, общества и личности в интересах защиты своей страны. Именно такая задача поставлена Военной доктриной РФ.  Напомним: в числе основных принципов обеспечения безопасности федеральный законодатель указывает приоритет предупредительных мер, взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Правовой статус военнослужащих имеет определенные особенности, не способствующие его гармонизации и системному формулированию норм данного правового института. Так, ст. 21 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», предусматривая дополнительные гарантии и компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения, устанавливает, что на сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также на иных лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Учет данных лиц осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Данным нормативным правовым актом устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.  Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к указанному закону, т. е. закон носит ретроспективный характер и строго формализует основания присвоения звания. Приказом министра обороны РФ от 11.08.2012 № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» определен порядок выдачи соответствующего правоустанавливающего документа.

Взаимосвязанные положения данных правовых актов позволяют отказать гражданину в выдаче удостоверения, даже если нет сомнений в том, что он выполнял соответствующие задачи, например, по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, охране и обороне государственных объектов на установленной перечнем территории, что подтверждается судебной практикой1. Таким образом, законодательство устанавливает, по сути, конкретные правовые последствия для лиц, участвовавших в установленных перечнем боевых действиях, проходивших на определенных территориях, и не рассчитано на перспективу.

Регулирование соответствующих правоотношений осуществляется на подзаконном уровне, который является приоритетным в правовом регулировании данных вопросов. Гарантии прав граждан, принимавших участие в вооруженных конфликтах, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей». Особенность правового регулирования гарантий в правовом статусе граждан, принимавших участие в обеспечении обороны страны и безопасности государства, в том, что законодатель пошел по пути урегулирования этих гарантий в отдельных нормативных правовых актах, имеющих строго персонализированный характер и распространяющихся на участников конкретных вооруженных конфликтов. При этом такие нормативные правовые акты распространяются на военнослужащих и членов их семей, не предусматривая иные формы участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Например, приказом МЧС России от 09.09.2008 № 536 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Федеральной противопожарной службы, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии» определены гарантии в виде  ежемесячного пособия детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих (сотрудников) до достижения ими возраста 18 лет (если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет — независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; предоставления путевок военнослужащим (сотрудникам) (при наличии медицинских показаний) в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке 1 раз в год, нуждающимся супругам и родителям погибших (пропавших без вести) военнослужащих (сотрудников) — ежегодно в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; предоставления бесплатного питания по установленным нормам и др.

Указанные гарантии дополняются гарантиями, установленными постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 587 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии», в виде пособия (выплат) на проведение летнего оздоровительного отдыха детей погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами военнослужащих и сотрудников; предоставления путевок военнослужащим и сотрудникам (при наличии медицинских показаний), детям погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами военнослужащих и сотрудников,  предоставления мест в детских дошкольных образовательных учреждениях (вне очереди), путевок в лечебно-оздоровительные учреждения Минобороны России и федеральных органов исполнительной власти; нуждающимся супругам и родителям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников — ежегодно бесплатных путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Минобороны России и бесплатного питания военнослужащим и сотрудникам. Размер и порядок выплаты пособия определены приказом министра обороны РФ от 20.08.2008 № 440 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии».

В отношении военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, действует также постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1051 «О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации». В нем указывается на необходимость применения унифицированных норм, предусматривающих гарантии правового статуса соответствующей категории лиц, принимавших участие в обеспечении государственно-значимых задач, однако в то же время это постановление свидетельствует о неразработанности подлежащих применению унифицированных норм.  На необходимость установления гарантий для лиц из числа гражданского персонала, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, обращается внимание в приказе министра обороны РФ от 13.01.2010 № 10 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

На наш взгляд, исходя из принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), а также во избежание внесения многочисленных изменений в указанные выше подзаконные акты необходимо на уровне федерального закона предусмотреть гарантии прав лиц, участвовавших в обеспечении обороны страны и безопасности государства. При этом внимание федерального законодателя должно быть обращено не только на уже произошедшие события, но и быть нацелено на перспективу, причем действовать не только в отношении военнослужащих (сотрудников) и членов их семей, но и лиц из числа граждан, участвовавших в обеспечении обороны страны и безопасности государства, не имеющих статуса военнослужащего (сотрудника).

Институту участия граждан в управлении делами государства посвящены диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук М.А. Липчанской [12], С.А. Широбокова [27]. Особое внимание М.А. Липчанская уделяет формам участия граждан в управлении делами государства, в числе которых — доступ к участию в управлении делами государства. Данные исследователи рассматривают участие в управлении делами государства как субъективное право и его реальные возможности реализации, форму воздействия на осуществление государственных дел. Защита Отечества как долг и обязанность граждан СССР рассматривалась в диссертационных работах Ф. Давудова [5], В.А. Малых [14], В.К. Мамаладзе [15], Ф.В. Саганюк [20], В.Г. Стрекозова [24], военная служба в Российской Федерации — в работах Р.М. Казакова [7], А.В. Кудашкина [10], альтернативная гражданская служба — П.И. Гаврюшенко [3] и др. Отдельным аспектам участия граждан в управлении делами государства посвящены исследования П.А. Астафичева [1], М.Т. Габдуалиева [2], М.С. Зайцева [6], С.А. Кондратьева [9], Л.А. Лариной [11], Э.В. Лядновой [13], Г.Н. Носковой [17], Т.В. Прокошиной [18], Ю.В. Романовой [19], М.В. Скрябиной [21], В.А. Смирновой [22], А.А. Гончаровой [4] и др.

Формы участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства можно выявить, проанализировав положения нормативных правовых актов, отражающих законодательный подход к определению участия граждан в управлении делами государства, в частности, на основании установленных форм общественного контроля, указанных в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также форм участия граждан в обеспечении общественного порядка, изложенных в главе 2 Закона № 44-ФЗ, в котором предусмотрен институт такого участия, что говорит о прогрессивности законодательства о деятельности в сфере охраны общественного порядка. Так, ст. 8 Закона № 44-ФЗ предусматривает содействие граждан органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, ст. 10  — внештатное сотрудничество с полицией, а в ст. 9, определяющей участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, и ст. 11, регулирующей участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, в сущности, определено взаимодействие граждан с государственными органами. При этом из положений данных статей видно, что участие может быть индивидуальным и коллективным, длящимся, систематическим или носить разовый характер.

Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства представляет собой форму народовластия, выражающуюся в государственно-значимой деятельности граждан, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства. При осуществлении данной деятельности гражданин пользуется субъективными правами, исполняет обязанности, соблюдает запреты и ограничения. Формы участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства представляют собой правовые явления, через которые осуществляется такое участие. Данные формы можно классифицировать по различным основаниям: по времени осуществления (систематические, длящиеся, имеющие разовый характер), по характеру реализации субъективных прав в процессе управления делами государства (при реализации права на доступ к управлению делами государства (предварительные), в текущей деятельности государственных органов (взаимодействие, содействие, сотрудничество), при осуществлении общественного контроля (последующие)), по характеру отношений с соответствующими государственными органами (формирующие, взаимные, контрольные), по степени открытости (гласные, негласные), по степени относимости к достигаемому результату (прямые, косвенные), по наличию юридических фактов (составов), иных правовых институтов при реализации (непосредственные, опосредованные), по сфере вовлеченности в деятельность органов государственной власти ( законодательных (представительных), исполнительных, судебных органов), по субъективным формам осуществления (индивидуальные, коллективные), по наличию приобретаемого правового статуса (при приобретении статуса должностного лица, иного специального правового статуса, без такового), по целям участия (с целью участия в конкретном направлении деятельности публично-властного органа, при наличии собственных целей). При этом участие в обеспечении обороны страны и безопасности государства, выступая не только формой народовластия, но и долгом и обязанностью гражданина, может быть и добровольным, и обязательным.

Список литературы

1.  Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук.   М., 2006.

2. Габдуалиев М.Т. Конституционное право гражданина на участие в управлении делами государства в Российской Федерации и Республике Казахстан: сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук.   Саратов, 2006.

3. Гаврюшенко П.И. Конституционно-правовое регулирование права граждан на альтернативную гражданскую службу: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук.   М., 2004.

4. Гончарова А.А. Реализация принципа народовластия в организации и деятельности судебной власти в России: дис. … канд. юрид. наук.   Белгород, 2008.

5. Давудов Ф. Защита социалистического отечества — священный долг и почетная обязанность граждан СССР: дис. … канд. юрид. наук.   М., 1955.

6. Зайцев М.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства: дис. … канд. юрид. наук.   Волгоград, 2014.

7. Казаков Р.М. Конституционные основы защиты отечества в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук.   Саратов, 2009.

8. Киселева И.А., Си