УДК 347.1 

Страницы в журнале: 52-57

 

С.А. Шаронов,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета Россия, Волгоград sharonov345@mail.ru

 

Рассматриваются принципы такого вида предпринимательской деятельности, как охранная деятельность. С учетом анализа опыта накопленных знаний в изучаемой области, правовой сущности рассматриваемого вида деятельности формулируется понятие «принципы охранной деятельности». Автором определяются признаки принципов охранной деятельности, их классификация, вносятся предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере.

Ключевые слова: охранная деятельность, предпринимательская деятельность, принципы охранной деятельности, свойства принципов, классификация принципов.

 

Актуальность темы публикации обусловлена возрастающим значением охранной деятельности. Несмотря на свою предпринимательскую сущность, этот вид деятельности содействует укреплению основ конституционного строя России о равной степени защиты всех форм собственности, реализации гражданами своего права на занятие предпринимательской деятельностью [7, с. 37—38]. Помимо своей конституционной значимости, охранная деятельность способствует решению и социально-экономических задач, а также оказывает влияние на реализацию публичных функций государства в области обеспечения общественного порядка, антитеррористической защищенности охраняемых объектов [6, с. 284—286].

Вышеперечисленные аргументы требуют углубленного изучения правовой сущности этого вида деятельности, которая, как и другие виды деятельности, имеет свои основные положения (начала), именуемые в сфере юриспруденции принципами.

Таким образом, целью настоящей статьи является определение принципов охранной деятельности как разновидности предпринимательства и установление их специфических признаков. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: исследовать опыт накопленных знаний в изучаемой сфере, выявить причины, по которым необходимо исследовать принципы, сформулировать понятие «принципы охранной деятельности», определить их свойства и провести классификацию.

Решение поставленных задач позволит внести предложения в совершенствование законодательства в изучаемой области.

В начале публикации обратим внимание на методологию проводимого исследования. Ее суть заключается в использовании в качестве критериев достижения поставленной цели и решении задач предпринимательских свойств охранной деятельности, в совокупности образующих ее правовую сущность: деятельность коммерческих (охранных) организаций, направленную на обеспечение состояния защищенности объектов охраны от противоправных посягательств посредством выполнения охранных работ (услуг) на возмездной договорной основе [6, с. 284].

Рассмотрим подробнее решения поставленных задач.

Своеобразной точкой отсчета любого исследования является опыт накопленных знаний в изучаемой сфере. Это, как правило, концептуальные (доктринальные) исследования. Однако, ввиду их отсутствия в сфере охранной деятельности, обратимся к работам ученых, посвященным отдельным видам охраны, написанным в последние годы (с 2010 года). В связи с изменением гражданского законодательства и динамикой охранной деятельности основные положения исследований, выполненных ранее, в значительной степени устарели.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что вопросы, связанные с принципами, рассматривались в диссертациях, освещающих только отдельные виды охраны: деятельность ведомственной охраны при органах внутренних дел (А.И. Воробьев, А.Г. Гришаков), лицензирование полицией организаций частной охраны (О.В. Корниенко) и деятельность частных охранных организаций (В.М. Кузькин).

Среди научных публикаций следует отметить статью П.Н. Ишмуратова [1, с. 50—51]. Автор выделяет в частной охранной деятельности признаки предпринимательства, основанные на «гражданско-правовом принципе», но в то же время не уточняет сущности этого принципа.

Формат журнальной статьи не позволяет детализировать содержание вышеперечисленных исследований. Однако проведенный анализ их позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в настоящее время в науке гражданского права отсутствуют концептуальные исследования, посвященные охранной деятельности в целом и ее принципам в частности.

Во-вторых, в вышеперечисленных исследованиях конкретизировались только отдельные виды охранной деятельности (вневедомственной охраны, частной охраны) и непосредственно не затрагивались их принципы. В то же время некоторые принципы, указанные в этих работах, не носят концептуального характера и могут быть использованы только для отдельных видов охранной деятельности.

В-третьих, большинство работ были выполнены средствами наук публичного права. Следовательно, указанные в них принципы отражали не правовую сущность охранной деятельности как разновидности предпринимательства, а публичную деятельность государства в области контроля охранной деятельности, а также в области взаимодействия  с охранными организациями в целях реализации правоохранительных функций государства.

В-четвертых, в работах не было сформулировано понятие «принципы охранной деятельности», не были определены их признаки и свойства, а также не была проведена их классификация в контексте гражданско-правовой сущности охранной деятельности и возникающих при этом правоотношений.

В-пятых, в качестве положений по совершенствованию законодательства были внесены предложения по дополнению Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» статьей, содержащей принципы частной детективной и частной охранной деятельности. Однако такой подход не затрагивает концептуального правового регулирования охранной деятельности, поскольку предложенное дополнение может быть применимо только по отношению к частной охране, но невозможно в качестве принципов других видов охранной деятельности: вневедомственной и ведомственной охраны. Кроме того, правовое регулирование охранной деятельности не ограничивается применением только нормативных правовых актов. Напротив, отношения, возникающие из этого вида деятельности, должны быть упорядочены специальной системой правовых средств — механизмом правового регулирования [5, с. 17—37].

Прежде чем формулировать понятие «принципы охранной деятельности», необходимо установить причины появления исследуемых принципов.

Проведенный ранее анализ [6, с. 284—292; 7, с. 37—40] позволяет систематизировать эти причины по следующим основаниям.

Во-первых, главная причина связана с тем, что появился новый вид предпринимательства, имеющий свою правовую сущность, которая является основой для определения составных положений и начал этого вида деятельности.

Во-вторых, охранная деятельность влияет на реализацию государственных функций. Следовательно, необходимо определить основы этого предпринимательства, имеющие свои специфические черты, отличающие их от принципов деятельности государства. Кроме того, эта специфика позволяет детализировать, конкретизировать и применять вышеуказанные принципы в практике гражданского оборота. Кроме того, охранная деятельность проникает в отдельные отрасли права (помимо гражданского права). Следовательно, необходимо определить основные положения, позволяющие регулировать эти разнообразные отношения.

В-третьих, охранная деятельность в некоторой степени ограничивает отдельные права и свободы граждан. Значит, необходимо, чтобы граждане знали не только конституционные (базовые), но и специальные (охранные) принципы. Только это позволит наиболее полно защитить их права и свободы.

В-четвертых, принципы являются неотъемлемой частью любого законодательства и основой различных видов деятельности. Кроме того, отдельные виды охраны, в большей степени обусловленные участием государства, имеют свои принципы деятельности. Например, ст. 3 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» посвящена принципам деятельности государственной охраны, реализующей соответствующую функцию государства. Таким образом, государство как участник гражданско-правовых и иных правоотношений устанавливает свои основные положения и начала. Следовательно, и деятельность участников охранной деятельности должна быть основана на подобных положениях.

В-пятых, будучи по своей сущности разновидностью предпринимательства, охранная деятельность базируется на фундаментальных положениях гражданского права. Одним из них является принцип диспозитивности. Его суть заключается в том, что участники охранной деятельности в рамках действующего законодательства сами выбирают правила поведения. Например, они самостоятельны в выборе приемов и способов охраны, что проявляется в условиях соответствующего договора. Однако  отсутствие комплексного правового регулирования охранной деятельности, наличие пробелов и противоречий требуют выработки основных положений и начал, необходимых для надлежащего правового регулирования возникающих отношений. Так, ученые-цивилисты считают, что именно принципы должны ликвидировать пробелы гражданского права и могут применяться в случае правового регулирования по аналогии [3, с. 74].

Принципы охранной деятельности следует рассматривать в узком и широком смысле. В широком смысле исследуемые принципы характеризуются пятью элементами.

Во-первых, это те цели, для достижения которых осуществляется охранная деятельность.

Во-вторых, это целостные ориентиры, основанные на ее правовой сущности, которыми следует руководствоваться участникам охранной деятельности.

В-третьих, это требования, предъявляемые к участникам охранной деятельности, которые в контексте ее правового регулирования должны быть законодательно закреплены и основаны на базовых идеях этого вида деятельности. По сути, это идеальные требования, на которых основаны правовые нормы.

В-четвертых, это фундаментальные начала, конструкция, на которой строится весь каркас охранной деятельности и при помощи которой реализуются ее основные правовые и социальные свойства.

В-пятых, это результат практического применения охранной деятельности, обусловленной ее правовой сущностью. Иными словами, это накопленный опыт взаимоотношений заказчиков и исполнителей, правового положения объектов охраны, статуса субъектов, их прав и обязанностей, договорного исполнения задания заказчика посредством выполнения охранных работ (оказания охранных услуг), практика взаимодействия охранных организаций с правоохранительными и иными органами государства в контексте реализации отдельных его публичных функций.

Таким образом,  принципы охранной деятельности представляют собой своеобразный синтез принципов государственного аппарата (функционирование охранных организаций), принципов правотворчества (локальное и договорное регулирование отношений участников охранной деятельности), принципов права (формирование норм локальных нормативных актов и условий договоров), принципов законности и юридической ответственности.

Проведенный в статье анализ позволяет сформулировать следующее понятие: принципы охранной деятельности — это основополагающие идеи, общие правила поведения, представляющие собой совокупность целостных ориентиров, идеальных требований, практического опыта, выражающие правовую сущность охранной деятельности и выступающие регулятором отношений, возникающих в процессе ее осуществления (возникновения, изменения, прекращения).

Необходимо указать главные свойства принципов.

Во-первых, по отношению к правовым нормам они являются их ядром, основой для формирования и в силу этого обладают существенной устойчивостью и стабильностью.

Во-вторых, выступают критерием как правового, так и социального регулирования отношений, возникающих из охранной деятельности в случае, если отсутствуют соответствующие правовые или социальные нормы.

В-третьих, позволяют сбалансировать частноправовую сущность охранной деятельности и публичные функции государства в целях обеспечения состояния защищенности жизни и здоровья граждан, их имущества, порядка от противоправных посягательств. Кроме того, принципы охранной деятельности позволяют отличить и саму эту деятельность от подобных видов. Например, судом установлено, что частная охранная деятельность и деятельность подразделений (служб) почтовой безопасности хотя и имеют определенное сходство, все же различаются по «основаниям и принципам их организации» [2].

В-четвертых, принципы являются своеобразным каркасом концепции правового регулирования охранной деятельности.

Поскольку принципов охранной деятельности много, целесообразно провести их классификацию. Мнения исследователей относительно систематизации и оснований классификации принципов охранной деятельности расходятся. Однако такая систематизация никогда не проводилась по отношению ко всей охранной деятельности и ограничивалась только ее отдельными видами. Так, А. Фатькин, Н. Шурухнов применяют понятие «комплекс принципов частной охранной и детективной деятельности», в состав которого входят две группы: общеправовые и организационные принципы [4].

Вместе с тем, предложенные варианты классификации имеют ряд недостатков, связанных как с выделением оснований для классификации, так и с соотношением этих оснований с терминами и понятиями законодательства. Эти недостатки можно обосновать следующими аргументами.

Во-первых, они относятся только к частной охранной деятельности и не охватывают отношений, возникающих в иных сферах охраны (ведомственная охрана, вневедомственная охрана).

Во-вторых, большинство оснований базируется на административно-правовом методе «принуждения» (например, принцип «реализации мер вспомогательного и самостоятельного принуждения, делегированных государством») [4] и не обусловлены гражданско-правовой сущностью охранной деятельности и механизмом ее правового регулирования. В этом контексте классификация должна иметь более широкий выбор оснований, которые, в свою очередь, должны иметь собственную систематизацию.

В-третьих, отдельные принципы некорректны по отношению к законодательству России в целом и к гражданскому законодательству — в частности, что может вызвать проблемы в практике их применения. Так, принцип «опора на поддержку и доверие народа» [4] имеет в большей степени не правовую, а социально-философскую природу. Становится непонятным, что имеют в виду авторы принципа по отношению к охранной деятельности. С точки зрения права, власть в России принадлежит народу, который осуществляет ее непосредственно либо посредством проведения референдумов или выборов (ст. 3 Конституции Российской Федерации 1993 года). В этом отношении принятые и действующие нормативные правовые акты (кодексы, законы и др.), объединенные в различные виды законодательства, уже выражают «поддержку и доверие народа», поскольку приняты Федеральным Собранием РФ и утверждены Президентом РФ.

На наш взгляд, в основу методологии классификации принципов охранной деятельности должны быть положены:

1) система современного российского права как совокупность его отраслей;

2) структура правоотношения, возникающего из охранной деятельности;

3) элементы правовой сущности охранной деятельности;

4) механизм правового регулирования охранной деятельности;

5) система взаимоотношений, возникающих в процессе выполнения охранных работ (оказания охранных услуг), в том числе в контексте участия охранных организаций в реализации публичных функций государства.

Принципы охранной деятельности можно классифицировать на следующие группы, каждая из которых делится на подгруппы, состоящие непосредственно из самих принципов.

Первая группа — принципы, обусловленные сферой распространения отношений охранной деятельности, — состоит из двух подгрупп:

1) общеправовые принципы;

2) отраслевые принципы.

В свою очередь, первая подгруппа включает в себя принципы трех категорий:

1) общепризнанные принципы международного права и принципы, основанные на международных договорах Российской Федерации (общие для всех участников охранной деятельности и специальные, обусловленные спецификой деятельности охранных организаций);

2) конституционные принципы, состоящие из принципов, определяющих основу конституционного строя и правовой статус личности (общий статус для всех участников охранной деятельности и специальный для деятельности охранных организаций);

3) иные принципы, к которым относятся принципы законности и юридической ответственности.

Вторая подгруппа основана на отраслевой принадлежности отношений, возникающих из охранной деятельности. В нее входят следующие категории принципов:

1) гражданско-правовые принципы, подразделяемые на превентивные (предупредительные) и защитные, обусловленные защитой уже нарушенного права;

2) трудовые принципы, обусловленные природой трудовых отношений, возникающих между работодателем (охранной организацией) и работником (охранником);

3) принципы иных отраслей права (административного, уголовного, гражданско-процессуального и др.) в случае, если отношения, возникающие из охранной деятельности, становятся предметом правового регулирования этих отраслей права.

Вторая группа — принципы, обусловленные правовой сущностью охранной деятельности, — включает в себя четыре подгруппы:

1) принципы, выступающие основанием для деятельности охранных организаций;

2) принципы, обусловленные понятием «объект охраны»;

3) принципы, положенные в основу выполнения охранных работ (оказания охранных услуг);

4) договорные принципы.

В первую подгруппу входят следующие принципы:

1) непрерывное совершенствование профессиональных навыков работников охранных организаций;

2) непричинение вреда при использовании в охранной деятельности источников повышенной опасности;

3) минимизация вреда по отношению к правонарушителю в случае применения охранниками огнестрельного оружия и специальных средств;

4) взаимодействие охранных организаций с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами антитеррористической деятельности.

В состав второй подгруппы входит принцип сочетания единства и дифференциации в определении правового положения объектов охраны.

Принципы, связанные с выполнением охранных работ и (или) оказанием охранных услуг (третья подгруппа), включают в себя:

1) принцип надлежащего выполнения охранных работ (оказания охранных услуг) в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, условий договора охраны;

2) принцип непрерывности, оперативности, системности.

В четвертую подгруппу входит принцип приоритета задания заказчика при выполнении охранных работ (оказании охранных услуг).

Третья группа — принципы, связанные с механизмом правового регулирования охранной деятельности,  — состоит из следующих принципов:

1)  сочетание единства и дифференциации правового регулирования;

2) лицензирование;

3) подконтрольность и поднадзорность.

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

1. В Российской Федерации появился и динамично развивается новый вид предпринимательства — охранная деятельность. Это является основанием, в соответствии с которым необходимо определить и исследовать принципы этого вида деятельности.

2. Сформулированное понятие «принципы охранной деятельности» обладает научной новизной, поскольку выявляет комплексную природу принципов и определяет их свойства. Эти принципы:

1) являются ядром по отношению к правовым нормам, основой для их формирования и в силу этого обладают существенной устойчивостью и стабильностью;

2) являются критерием как правового, так и социального регулирования отношений, возникающих из охранной деятельности в случае, если отсутствуют соответствующие правовые или социальные нормы;

3) позволяют сбалансировать частноправовую сущность охранной деятельности и публичные функции государства в целях обеспечения состояния защищенности жизни и здоровья граждан, их имущества, порядка от противоправных посягательств;

4) являются каркасом концепции правового регулирования охранной деятельности.

3. Определяется методология классификации принципов охранной деятельности. Она имеет общий (для всех групп принципов) и специальный (для отдельных групп и подгрупп принципов) характер.

Предложенная классификация принципов является новой и обладает преимуществами перед другими подобными классификациями, поскольку:

1) носит комплексный (концептуальный) характер, так как может быть использована по отношению ко всем видам охранной деятельности;

2) позволяет выявить единство и установить различия между частноправовой сущностью охранной деятельности и публичными функциями государства;

3) выступает в качестве средства устранения пробелов и противоречий в гражданско-правовом регулировании охранной деятельности;

4) базируется на широком спектре оснований (сфере применения исследуемых отношений, правовой сущности охранной деятельности и механизме ее правового регулирования);

5) динамична и оперативна, что позволяет использовать ее в контексте совершенствования современных общественных отношений.

4. На основании проведенного исследования предлагается внести в проект федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации» отдельную статью, содержащую принципы охранной деятельности, предложенные в настоящей публикации.

 

Список литературы

 

1. Ишмуратов П.Н. К вопросу об определении частной охранной деятельности // Административное право и процесс. 2011. № 3.

2. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.05.2009 № 4280/2009. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Российское гражданское право: Учеб.: В 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. 2 изд., перераб. и доп. — М., 2011. Т. 1 «Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права».

4. Фатькин А., Шурухнов Н. Правовые основы, виды и проблемы частной охранной деятельности в Российской Федерации // Право и жизнь. 2010. № 2.

5. Шаронов С.А. Механизм правового регулирования охранной деятельности в Российской Федерации: Моногр. — Волгоград, 2013.

6. Шаронов С.А. Предпринимательская сущность охранной деятельности в контексте модернизации России // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: глобальное, страновое, региональное измерения: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1 / под ред. О.В. Иншакова [и др.]. — Краснодар, 2013.

 

7. Шаронов С.А. Современное значение и проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: цивилистический аспект // Юрист. 2013. № 11.