УДК 343.915

Страницы в журнале: 122-127

 

Р.М. Абызов,

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России, заслуженный юрист РФ Россия, Москва rav1861@yandex.ru

Е.Р. Шестопалова,

кандидат юридических наук, преподаватель Московского университета МВД России Россия, Москва janeER@yandex.ru

 

Рассматриваются детерминанты преступности несовершеннолетних и особенности ее предупреждения. Социально-экономические, нравственно-психологические и психофизиологические факторы, влияя на процесс социализации подрастающего поколения, проявляются в деформациях семейного, школьного и досугового воспитания несовершеннолетних. Исследуются концепции профилактики социального сиротства, безнадзорности и беспризорности подростков, являющихся постоянным резервом преступности несовершеннолетних, которая, в свою очередь, питает взрослую преступность. Предлагаются меры общесоциальной, специально-криминологической и индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних.

Ключевые слова: причинный комплекс преступности, криминогенные факторы, семейное неблагополучие, кризис школьного образования, общесоциальное, специально-криминологическое, индивидуальное предупреждение преступлений несовершеннолетних.

 

Причинный комплекс преступности несовершеннолетних является составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама подростковая преступность активно способствует росту преступности в целом.

Экономические, политические и социальные реформы переходного периода стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, нравственной позиции, культуры, правосознания, т. е. всего того, что должно стать предпосылкой законопослушного поведения.

В качестве общих детерминант преступности в криминологии традиционно рассматриваются противоречия социально-экономического, нравственно-психологического и психофизиологического характера.

Экономические факторы. Низкий уровень жизни населения страны представляет собой мощный источник корыстной мотивации, объем которой в преступлениях несовершеннолетних достаточно велик. Специальные исследования указывают на возрастание доли преступлений, совершаемых из-за крайней нужды, обусловленной ухудшением уровня жизни беднейших слоев населения. По экспертным оценкам они составляют более 40%.

Резкое социально-экономическое расслоение населения особенно болезненно воспринимается малолетними и несовершеннолетними. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и привлекательными жизненными стандартами, невозможность достижения последних правомерными способами обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних даже из относительно благополучных семей в криминальную деятельность и вызвали высокую степень психологической готовности к этой деятельности. Возникают конфликты на почве социально-экономических контрастов, разрешаемые криминальным путем [11, с. 45].

Социальные факторы — семейная обстановка, школьная среда и досуговая сфера —занимают особое место в ряду криминогенных детерминант подростковой преступности. Престиж семьи как последнего оплота общества пошатнулся, породив многочисленные дефекты семейного воспитания. По данным Министерства внутренних дел РФ, в 2013 году на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних состояло почти 150 тыс. неблагополучных (с точки зрения асоциального поведения родителей) семей.

В силу негативных процессов в семье родители зачастую не только не могут, но и не желают оказать ребенку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботиться о нем, наконец, просто любить его. Исследования показывают, что более 2/3 преступников-подростков воспитывались в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Криминологические дисфункции в семье формируют у ребенка отрицательные качества личности, обуславливающие выбор преступного поведения. Поэтому преступное поведение подростков — это прежде всего следствие  невыполнения семьей основных функций по их воспитанию, образованию, контролю, первичной социализации [5, с. 5].

Криминологами доказана весьма высокая корреляция между преступлениями, совершаемыми в отношении подростков, и преступлениями самих несовершеннолетних: почти 100% несовершеннолетних преступников ранее подвергались оскорблениям, побоям и жестокому обращению; в 60% случаев совершению преступлений несовершеннолетними предшествовало вовлечение их взрослыми в употребление спиртного; в 70% случаев в совершение первого преступления несовершеннолетние преступники вовлекались взрослыми [1, с. 148].

Вначале дети подвергаются насилию и негативному воздействию со стороны взрослых, а затем, подрастая, они платят тем же своим сверстникам и взрослым, не способным защитить себя. Совершаемые против подростков преступления в последующем стимулируют их собственную криминальную активность. Просматривается тесная связь между совершаемыми против подростков преступлениями и их собственной последующей преступной деятельностью.

Отмеченное позволяет рассматривать преступления против несовершеннолетних в качестве одной из мощнейших детерминант преступности несовершеннолетних, в качестве канала воспроизводства криминальной субкультуры, самовоспроизводства преступности в целом.

По причине ненормальной обстановки в семье около 50 тыс. детей ежегодно уходят из дома, 20 тыс. покидают детские школы-интернаты из-за жестокого обращения, растет число детских суицидов. Происходит скрытое выталкивание ребенка из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей.  Бывает и открытое неприятие ребенка семьей, когда его подвергают жестокому обращению, бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы [4, с. 38—40].

Отсутствие должного контроля со стороны родителей усугубляется кризисным состоянием школы, характеризующимся низким уровнем руководства учебно-воспитательным процессом, проявлением формализма в вопросах воспитания, локальностью процесса воспитания (только дома либо в только школе, а возможно и нигде), сокрытием администрацией школ от правоохранительных органов правонарушений учащихся (дедовщина, рэкет).

Негативные последствия школьного образования отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, не только порождающих преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом. Их можно сгруппировать следующим образом: а) снижение значимости образования; б) коммерциализация образования; в) отставание качества образования сельских школ от городских.

Фактором подростковой криминализации и виктимизации является также неорганизованный досуг. Коммерциализация досуга приводит к тому, что взрослые работают только с одаренными и благополучными детьми. Для остальных — аудиовизуальные (компьютерные) игры либо вообще ничего.

Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в два-три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. По мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. Определенное воздействие оказывает специфика инфраструктуры города, в которую включены в основном увеселительные заведения и места проведения отдыха, предполагающие атмосферу праздности и развлечений. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.

Сегодня досуговая жизнь несовершеннолетних практически полностью отдана на откуп неформальным «дворовым» компаниям. Подростки, отвергнутые семьей, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы, которые активно противостоят семье и школе. Чем меньше ребенку уделяют внимания в семье и в школе, тем сильнее привязанность его к неформальной группе сверстников.

Нравственно-психологические факторы  проявляются в первую очередь в кризисе нравственного состояния общества, его деградации и деморализации, падении уровня правовой культуры и правосознания населения, аморализме воспитания молодого поколения и, как следствие, — его готовности к преступному поведению. Формирование сознания нашего подрастающего поколения оказалось под влиянием чуждой морали, нравственности, идеологии. Главную информацию молодежи скармливают контрабандно, минуя досмотр и нравственную цензуру: на маленьких детей влияют посредством мультфильмов, определяющих их поведение на уровне подсознания; нравственность девушек формируется глянцевыми журналами, моделирующими их устремления к гламурной жизни; на сознание юношей воздействуют через боевики и низкопробные детективы, формирующие модели успеха через культ силы и криминал.

С проблемой бездуховности связан еще один феномен, который условно можно назвать патологией самовыражения, зачастую проявляющейся в совершении преступления. Преступное поведение несовершеннолетних становится не только проявлением негативных внутренних свойств личности, но и ответом на несправедливость и равнодушие окружающего мира в форме своеобразного социального протеста. В молодежной среде накапливается «усталость ожидания». Растут недовольство, раздражение и протестные настроения, поскольку их естественные социальные надежды не оправдываются, обещания властей на улучшение жизни не выполняются, перемены к лучшему отодвигаются на неопределенный срок. Неудовлетворенные социальные ожидания становятся острейшим негативным психологическим стимулятором противоправного поведения молодежи.

Роль и значение психофизиологических факторов, влияющих на психологические свойства личности и  формирование асоциального сознания, неодинаковы. Вместе с тем они наиболее заметно проявляются в качестве психических аномалий в генезисе половых преступлений и преступлений, связанных с проявлением жестокости [10, с. 309—314]. В данном случае следует выделить тип социального настроения, который можно назвать агрессивным; ему соответствуют активные проявления зависти, непримиримости, озлобленности, ненависти. Более 66% несовершеннолетних преступников находятся во власти подобных негативных эмоций, чувств и переживаний.

Под влиянием указанных факторов у несовершеннолетних происходит процесс смещения ценностных ориентаций, связанный с восприятием действий криминальных структур и их преуспевающих лидеров как образца для подражания и даже как объекта зависти. Создается реальная опасность привыкания уже в раннем возрасте к противоправному поведению как к образу жизни, усвоения криминальной субкультуры.

На повторную преступность несовершеннолетних влияет распространенность не всегда обоснованного условного осуждения или применения мер воспитательного характера без обеспечения постоянного контроля за поведением осужденных. В результате у несовершеннолетних возникает ощущение безнаказанности и вседозволенности. Обоснованное и законное назначение наказания сведет к минимуму возможный рецидив.

Кроме того, в детерминационном комплексе подростковой преступности важную роль играет отсутствие нормального финансирования программ профилактики преступности несовершеннолетних и работы правоохранительных органов, отсутствие оптимально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов.

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако наряду с этим в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием их от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В отечественной криминологии предупреждение преступности рассматривается как социальная система, включающая в себя общесоциальное, специально-криминологическое и индивидуальное предупреждение.

Общесоциальное предупреждение направлено на разрешение противоречий в обществе, осуществляющееся в форме крупномасштабных экономических, политических, социальных и иных мероприятий практически во всех сферах жизни общества. Специфическим качеством общесоциального предупреждения является то, что оно не имеет своей основной целью предупреждение преступности. Его меры обеспечивают антикриминогенный предупредительный эффект наряду с решением основных задач, так как снижают действие криминогенных факторов, создают возможности позитивного развития людей и  т. п.

В России в 1991—2010 годах были приняты три концепции, анализ которых позволяет понять, почему в стране так много детей-сирот, безнадзорных и беспризорных подростков, являющихся постоянным резервом преступности несовершеннолетних [2, с. 73].

1. Стремясь интегрироваться в международное сообщество, Советский Союз в 1990 году ратифицировал Конвенцию по правам ребенка 1989 года, а Российская Федерация в 2002 году — Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 2000 года. Именно в этот период одной из приоритетных задач социальной политики была объявлена профилактика беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. Вектором развития данного направления стал указ Президента РФ от 06.09.1993 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (утратил силу),  заложивший основы межведомственного подхода к решению проблем социального сиротства, безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних. В настоящее время действует Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6].

К середине 1990-х годов была разработана новая система мер поддержки семей с детьми, заключавшаяся в оказании им разноплановой реабилитационной помощи. Она заключалсь в определении детей в социально-реабилитационные центры или приюты, оказании помощи родителям в восстановлении необходимых документов и прохождении ими (при необходимости) стационарного лечения, а также  устройстве их на работу и т. п. Специфика данной политики заключалась в том, что она была ориентирована на оказание адресной помощи, т. е. помощи только тем, кто за ней обращался.

2. В период с 1990 по 2006 год количество социальных сирот в стране выросло с 50 тыс. до 127 тыс. Увеличилось и число детских интернатных учреждений: если в 1990 году было 564 таких учреждения, то в 2007 году — уже 1309 [9]. Основное беспокойство вызывали проблемы постинтернатной адаптации молодежи и воспроизводство социального сиротства. Ученые, а вслед за ними и политики стали говорить о значимости семейной социализации. Была разработана Программа семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство начало принимать различные меры по организации приемных и патронатных семей, в том числе были учреждены федеральный и региональные банки данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, желающих усыновить или взять под опеку ребенка  [7]. Были проведены широкомасштабные акции по рекрутированию приемных родителей с использованием различных ресурсов: социальной рекламы, телепередач, газетных статей и пр.

3. С 2006 года по настоящее время реализуется Концепция профилактики социального неблагополучия семей с детьми. Приоритеты государства сместились с решения проблем детей-сирот на решение проблем детей, находящихся в социально опасном положении. Это означает, что Правительство РФ взяло курс на выявление случаев раннего социального неблагополучия, когда еще возможно сохранение семьи.

Из краткого анализа рассмотренных концепций и программ становится ясно, что эффективность предупреждения преступности несовершеннолетних главным образом зависит от крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их творческого и оздоровительного досуга.

Указанные мероприятия должны быть нацелены на устранение и нейтрализацию существующих недостатков в системе воспитания, улучшение условий жизни несовершеннолетних, повышение гарантий их трудоустройства. Другими словами, меры общесоциального предупреждения в первую очередь должны обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом.

На федеральном уровне комплекс таких мер был представлен Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 годы, в которой проблемы в сфере детства обозначены в качестве национальных приоритетов России и поставлены следующие основные задачи государства:

— повышение эффективности имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, безусловное исполнение международных стандартов в области прав ребенка;

— снижение уровня бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях, находящихся в социально-опасном положении;

— сокращение масштабов семейного неблагополучия, исключение жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

— устранение неравенства между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;

— нейтрализация новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

— разработка и внедрение механизмов по участию детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно  [8].

Указанная стратегия призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Специально-криминологическое предупреждение непосредственно использует комплексные меры, инструментально сконструированные на сочетании специальных и общесоциальных ресурсов профилактики. Основным субъектом этого вида деятельности являются отделы внутренних дел МВД России, которые осуществляют свою работу по следующим направлениям:

1) проведение комплексных профилактических операций с целью установления и ограничения влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) выявление криминогенных ситуаций, возникающих в различных группах несовершеннолетних, нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению данного вида преступности;

3) дискредитация лидеров преступного мира, развенчание романтики традиций криминальной среды путем воздействия на преступные группировки, участниками которых зачастую являются несовершеннолетние.

Меры специального предупреждения включают воздействие на различные социальные патологии, характерные для среды несовершеннолетних (беспризорность, пьянство, наркоманию, аморализм), а также на самих несовершеннолетних, которые могут совершить или уже совершили правонарушения или преступления, и лиц, негативно влияющих на них. В целом эти меры направлены на устранение из среды обитания несовершеннолетних криминогенных факторов.

Индивидуальное предупреждение представляет собой самостоятельный вид (и уровень) профилактической деятельности. Не вдаваясь в анализ точек зрения известных ученых (Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, А.М. Яковлев и др.) относительно понятия и содержания индивидуальной профилактики преступлений, предлагаем в качестве рабочего варианта определение, данное этому виду профилактики профессором А.И. Алексеевым: «Индивидуальная профилактика включает выявление лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, и применение к ним мер воспитательного и иного воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений» [1, с. 87]. При этом необходимо уточнить, что меры индивидуальной профилактики включают в себя и меры нейтрализации негативных влияний микросреды, поскольку личность понимается как социально-психологический феномен своеобразного отражения среды, в которой она существует.

Объектами индивидуального предупреждения являются конкретные лица, поведение которых (правонарушающее, аморальное) дает основание прогнозировать совершение ими преступлений. К ним также относятся лица, совершившие преступления, отбывающие или отбывшие наказание и имеющие судимость. Основная цель индивидуальной профилактики — позитивные изменения личности, обеспечивающие как минимум ее законопослушное поведение, как максимум — полную ресоциализацию.

Сегодня специфика среды обитания несовершеннолетних требует нестандартных и не репрессивных методов профилактики. Жизненно необходима принципиально новая концепция воспитания подрастающего поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение подростка из объекта воспитательного процесса в активного участника социализации личности.

 

Список литературы

 

1. Абызов Р.М. Система преступности, связанная с несовершеннолетними // Преступность, организованная преступность и проблемы безопасности. Российская криминологическая ассоциация. М., 2010. С. 148.

2. Абызов Р.М. Криминологическая наука и практика борьбы с преступлениями. Т. 3: Предупреждение преступлений против несовершеннолетних и виктимологическая профилактика: учеб. пособие.  Новосибирск, 2014. С. 73.

3. Алексеев А.И. Криминология. М., 1999. С. 87.

4. Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции.  2007. № 3. С. 38—40.

5. Иншакова М.С. Криминологические дисфункции семьи как фактор преступности несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 5.

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Российская газета. 1999. 30 июля.

7. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ // Российская газета. 2001. 20 апр.

8. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Доступ и СПС «Гарант».

9. О положении детей в Российской Федерации: доклад Совета Федерации // Парламентская газета. 2006. 2 июня.

10. Припузов О.А., Галкина Т.А. Судебно-психиатрическая оценка лиц, обвиняемых в совершении преступлений против жизни и здоровья // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. Российская криминологическая ассоциация. М., 2004. С. 309—314.

11. Смирнов Г.Г. Проблемы развития и реализации криминологического учения о предупреждении преступности: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 45.