УДК 378:343.98

Страницы в журнале: 79-82

 

Е.В. Токарева,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры исследования документов Волгоградской академии МВД России Россия, Волгоград ele12327@yandex.ru

А.Ю. Сафонов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка Волгоградской академии МВД России Россия, Волгоград ele12327@yandex.ru

Рассматриваются современные подходы к преподаванию юридических дисциплин с целью выработки у обучающихся творческого и критического мышления как основы для принятия правильного решения в нестандартных ситуациях в условиях постоянно эволюционирующего преступного сообщества на примере дисциплины «Криминалистика».

Ключевые слова: криминалистика, компетентностный подход, профессиональная деятельность.

 

В  условиях реформирования российской образовательной системы государство и общество предъявляет к высшей школе принципиально новые требования. Она должна готовить конкурентоспособных и мобильных специалистов в разных областях жизнедеятельности при соблюдении общественных интересов при условии сохранения ими физического и нравственного здоровья и выработки способности самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации. Переход высшего образования на компетентностную модель является необходимым условием обновления содержания, форм и методов образования, отвечающих современным вызовам.

Впервые в ФГОС ВПО как государственных требованиях зафиксированы не только профессиональные, но и общекультурные компетенции выпускника. Естественно, преподаватель высшей школы прежде всего сам должен обладать вышеперечисленными компетенциями, соответствующими содержанию выполняемых им ролей и функций. В контексте построения новой образовательной системы — компетентностного подхода — изменение роли, функции и технологии деятельности преподавателя профилирующего предмета юридического вуза является одним из актуальнейших вопросов [2, c. 6].

В свете изменяющихся требований правоохранительных органов к выпускникам юридических вузов особую значимость приобретает «практикализация» образования, выражающаяся в соединении теоретического и практического знания.

Работодатели (а в нашем случае это руководство территориальных органов внутренних дел) все чаще высказывают неудовлетворенность чрезмерной теоретической подготовкой выпускников образовательных учреждений системы МВД в ущерб подготовке к практической деятельности в современных условиях.

Так, в целях усиления практической направленности обучения и в рамках реализации Плана взаимодействия Волгоградской академии МВД России и ГУ МВД России по Волгоградской области ежегодно проводится анкетирование руководителей следственных, экспертных и оперативных подразделений  органов внутренних дел Волгоградской области по вопросам качества подготовки выпускников академии. Оценка подготовленности выпускника проводится по различным критериям, основными из которых являются готовность к осуществлению профессиональной деятельности и наличие общекультурных, деловых и личностных качеств.

Анализируя результаты опросов, отмечают низкие показатели по следующим видам профессиональной деятельности:

— самостоятельное принятие процессуальных решений;

— творческая инициатива в проблемных ситуациях;

— ориентация в сложной следственной ситуации и принятие эффективных решений;

— осведомленность в событиях политической, социальной и экономической жизни страны.

Педагогические работники профилирующих кафедр юридических вузов, в том числе преподаватели криминалистики, в своей учебной работе не всегда учитывают требования современной жизни. Они продолжают ориентироваться на передачу возможно большего объема информации в строго регламентированное время, а вопросам выработки у обучающихся творческого и критического мышления особого внимания не уделяют. С этим и связаны последующие трудности, возникающие у выпускников на практике. Они зачастую не могут принять правильного решения в нестандартных ситуациях, в экстремальной, динамично развивающейся обстановке.

Говоря о специфике преподавания дисциплины «Криминалистика» в ведомственных образовательных учреждениях системы МВД, следует отметить тот факт, что основу преподавательского коллектива составляют люди с большим опытом практической работы в сферах предварительного расследования и экспертно-криминалистической деятельности (в данную категорию мы не включаем преподавательский состав, прошедший обучение в аспирантуре и адъюнктуре). В связи с резкой сменой профессиональной деятельности на преподавательскую, расхождением между теоретическими знаниями, полученными в учебных заведениях в период собственного обучения, и требованиями практики преподавателям приходится преодолевать выработанный стереотипный подход к обучению, психологический барьер к восприятию новых способов организации обучения. Свои психолого-педагогические навыки они получают уже в процессе непосредственно преподавания и прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации. По нашему мнению, этим объясняется нежелание отходить от традиционных принципов обучения и выжидательная позиция по отношению к внедрению инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Как указывают специалисты Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Н.В. Борисова и В.Б. Кузов, одно из самых распространенных предубеждений человека — предубеждение против нововведений и перемен, которое характерно для обучения взрослых, когда жизненный опыт, составляющий профессиональное богатство и опору специалиста, может становиться помехой для восприятия нового, а сам он заранее убежден в неэффективности обучения [1, c. 193—202].

Компетентностный подход в этой связи является принципиально новым явлением, концентрирующим в себе идеи современной образовательной парадигмы, основанной на прагматичности образовательного процесса, в котором акцентируются воспитывающая составляющая, направленная на формирование не только профессиональных качеств обучающихся, но и горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни [4, c. 58—64].

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционного понятия «ЗУН» (знания, умения, навыки). Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности: «ЗУН» + способность преодолевать стереотипы, чувствовать насущные проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления и волевые качества. Понятие «компетентность» еще более емкое и значимое, чем «компетенция», так как выражает степень владения соответствующей компетенцией, включающего личностное отношение к ней и к предмету профессиональной деятельности [2, c. 6].

Анализируя итоги исследований, посвященных профессиональным компетенциям, можно определить профессиональную компетентность как профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность реализовывать профессиональные функции в соответствии с принятыми социумом в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями.

Сказанное предполагает совершенствование методического, организационного и технологического обеспечения преподавания дисциплины, а также изменение роли преподавателя. Наряду с сохранением своего прежнего статуса преподаватель призван обеспечить более высокие уровни консультирования и мотивации обучающихся.

Изучение дисциплины «Криминалистика» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по освоению данной дисциплины являются лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; деловая игра; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); доклады, научные сообщения и их обсуждение и т. д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Отдельное внимание должно уделяться проведению практических занятий, целью которых является выработка умений и навыков работы с криминалистическими объектами, организации раскрытия и расследования преступлений, производства отдельных следственных действий, применения методик расследования отдельных видов и групп преступлений,  в том числе в виде деловых игр и учений.

Процесс изучения дисциплины «Криминалистика» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

— способность действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1), в части способности действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципом законности;

— способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9) в части способности постановки исследовательских задач и выбору путей их решения;

— способность работать с различными источниками информации, информационными ресур-сами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16) в части способности работать с различными источниками информации;

— способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1)  в части способности использовать знания криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований;

— способность применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов — вещественных доказательств (ПК-6);

— способность составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-13)  в части способности составлять планы;

— способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также по возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18)  в части способности консультировать субъектов правоприменительной деятельности по возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений [3].

В заключение хотелось бы остановиться на определении основных ролей преподавателя криминалистики в современном образовательном процессе юридического вуза:

— роль субъекта процесса передачи знаний и формирования профессиональных компетенций;

— роль субъекта научного поиска, достижения научно-методических результатов и организатора научно-исследовательской работы обучаемого;

— роль субъекта процесса формирования социально-личностных компетенций, подготовки выпускника к профессиональной деятельности;

— роль субъекта инновационного процесса.

Таким образом, в современных реалиях необходимо учитывать, что преподаватель высшей школы сам должен обладать сформированными компетенциями, соответствующими содержанию выполняемых им функций.

 

Список литературы

 

1. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Развитие компетентности преподавателя как фактор качества образовательных технологий в условиях виртуализации образования // Бизнес-образование. 2004. № 1(16).

2. Борисова Н.В., Ратова И.В., Кузов В.Б. Новые роли, функции и технологии деятельности преподавателя высшей школы при переходе к реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО: учеб.-метод. пособие. М., 2011.

3. Примерная программа дисциплины «Криминалистика», направление подготовки (специальность) 030901 — Правовое обеспечение национальной безопасности. М., 2011.

4. Хуторской А.В.  Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2008. № 2.