УДК 341.1/8:340.137

Страницы в журнале: 136-139

 

Г.Г. Шинкарецкая,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Россия, Москва gshink@yandex.ru

 

Задача создания единой системы  электронной торговли между странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) осложняется значительными различиями, существующими между ними в области экономики, политики, отношения к праву. Торговля с помощью сети Интернет с ее доступностью и свободой дает возможность найти такие точки соприкосновения, которые позволят создать общее правовое регулирование.

Ключевые слова: БРИКС, электронная торговля, сеть Интернет, доступ к  информации, регулирование деятельности в сети Интернет.

 

Неформальное объединение государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) наметилось в начале нулевых годов XXI века. Сближение между этими государствами было неизбежно, поскольку все они относятся к группе так называемых растущих экономик [7, с. 58]. Очень заметной общность их интересов и возможностей стала в период мирового финансового кризиса 2008 года, хотя первые шаги к более тесным контактам были сделаны по инициативе России еще за несколько лет до этого. Однако географическая удаленность стран БРИКС и значительное несовпадение их интересов препятствуют созданию организационных структур, так что БРИКС даже называют «виртуальным объединением» [12].

Известно, что реальное сближение, особенно в области экономики, обычно начинается с облегчения процесса торговли и создания зон или ассоциаций свободной торговли, что называют первым элементом интеграции [10, с. 244]. В традиционной системе хозяйствования было бы трудно установить освобождение товарных потоков, проходящих через границу, от таможенных платежей. Поэтому возникла идея налаживания торговых отношений в сети Интернет. В июле 2014 года Россия выступила с инициативой создания единой системы электронной торговли стран БРИКС [6].

Электронная торговля — это любые торговые операции, производимые с помощью средств, предоставляемых сетью Интернет [2, с. 55]. Операции, осуществляемые в сети Интернет, могут быть тесно связаны с предпринимательской деятельностью оффлайн, составляя ее часть или обслуживая эту деятельность.  Широко распространено мнение о том, что сеть Интернет при этом служит просто средством связи.

Интернет-экономика и, в частности, электронная коммерция, составляют особенную часть современной мировой экономики. Электронная коммерция —  это весьма рискованная, но и наиболее бурно развивающаяся часть мировой экономики.

Объектом торговли в сети Интернет всегда является информация, даже если речь идет о продаже компьютерных программ. Но в актах правового регулирования мы не найдем такую категорию объекта торговли, как информация. Там речь идет обычно о торговле товарами или  услугами. С этой точки зрения торговля в сети Интернет — это торговля услугами. Здесь сразу скажем, что торговля услугами пока довольно слабо регулируется и на международном уровне, и в законодательстве разных государств.

Однако нельзя не согласиться с мнением тех авторов, которые обоснованно утверждают, что Глобальная сеть является не просто одним из подобных почте или телефону технологических способов взаимодействия, не имеющих юридического значения, а феноменом, архитектура которого заранее предопределяет систему общих правовых проблем любых отношений, а также пределы и особенности их возможного правового регулирования [1, с. 122]. В.В. Архипов, Е.В. Килинкарова и Н.В. Мелащенко считают, что концептуальное единство сети Интернет зависит от двух факторов, обусловливающих также ее системность и глобальный характер: во-первых, от наличия стандартизированных протоколов TCP/IP, во-вторых, от единой системы разрешения обращений к доменным именам — Domain Name Systems (DNS).

Такие свойства сети Интернет, как доступность, простота, глобальность делают операции электронной торговли децентрализованными. Исходя из этих свойств распространилось мнение о том, что Интернет не подчиняется государствам, что это саморазвивающаяся и самодостаточная система [11].

Однако это не совсем так или совсем не так, потому что ни один предприниматель не может работать вне правового поля: каждый провайдер где-то зарегистрирован в качестве юридического лица и полностью подчиняется правопорядку того государства, в котором зарегистрирован, а протоколы и система доступа к доменным именам — это технологические особенности его деятельности.

Что не подчиняется государствам, так это свобода получения и распространения информации. Известные попытки некоторых стран ограничить доступ к информации в сети Интернет терпят неудачу, тем более что появляются все новые технические средства распространения информации. Значит, задача государств — не запрещать, а умело распоряжаться имеющимися способами правового регулирования деятельности в сети Интернет.

Для организации эффективной системы электронной торговли между странами БРИКС необходимо принять меры к тому, чтобы национальное законодательство государств не создавало к этому препятствий. Конечно, в торговые отношения иногда вступают государства, между которыми нет ничего общего, но при этом невозможно говорить о системе торговли, т. е. о постоянных общепринятых правилах торговли. Создание общей системы электронной или любой иной торговли делает необходимым сближение, т. е. унификацию законодательства. Перед странами БРИКС стоит нелегкая задача, поскольку существующие между ними довольно значительные различия не могут быть быстро и легко устранены.

В статье невозможно дать полноценную картину этих различий. Отметим различия лишь по нескольким наиболее важным параметрам.

1. Место, которое страны БРИКС занимают в мировом разделении труда.

Бразилия — крупный экспортер природных ресурсов, сельхозпроизводитель с некоторыми очень развитыми отраслями. В силу наличия обширной территории перед страной стоят серьезные демографические проблемы и задача ликвидации разрыва в доходах на душу населения.

Китай — производитель всевозможных товаров по технологиям, закупаемым у других стран. Перед Китаем также стоят сложные демографические проблемы, но противоположной, нежели перед Бразилией, направленности. Необходимо учитывать и довольно тесную взаимосвязь экономики этой страны и экономики США. Иногда говорят даже, что эти экономики составляют одно целое.

Индия с ее большим и бедным населением сосредоточена на решении проблем внутреннего обеспечения сельхозпродуктами, однако развивающаяся промышленность сделала ее значительным импортером энергоресурсов; среди экспортных статей — программное обеспечение, а также финансовые и технологические услуги.

Россия пока больше всего известна как поставщик сырья, но  нужно учитывать очень  высокий человеческий фактор. Россияне, рассеянные по всему свету, готовы и сейчас работать на свою страну и немедленно вернутся в случае создания благоприятных условий.

Южная Африка — это страна с небольшой территорией и высоким промышленным и интеллектуальным потенциалом.

2. Принадлежность к разным правовым системам.

Россия — страна позитивного права (civil law), т. е. правовое регулирование осуществляется с помощью писаных нормативных актов.  Индия — страна прецедентного права (common law), где большое значение имеют решения судов. Бразилия и  Южная Африка —  страны со смешанной правовой системой. Китай  тяготеет к позитивному праву, хотя пока это право недостаточно развито. Неодинаково и уважение к праву в этих странах.

3. Обладание ядерным оружием: три страны — Россия, Индия, Китай — обладают ядерным оружием, при этом Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.

4. Позиции стран — членов БРИКС в отношении самого БРИКС.

Бразилия проявляет заинтересованность в особых отношениях в рамках БРИКС, поскольку претендует на повышение своего международного статуса и стремится уйти от статуса исключительно региональной державы.

Россия проявляет некоторую сдержанность в силу своего  положения на мировой арене как великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Нужно учесть, что для нашей страны БРИКС может стать реальным инструментом построения многополярного мира и многовекторной внешней политики.

Индия традиционно занимает несколько изолированную позицию на мировой арене,  ей БРИКС может помочь стать активным актором в мире.  Однако при этом Индия придает  большое значение взаимоотношениям с крупными державами за пределами БРИКС.

Китай — довольно самодостаточный член БРИКС. В вопросе сближения с другими членами БРИКС, как и во многих других, Китай проявляет осторожность, однако не отвергает саму идею использования этого объединения для развития экономики [3, с. 32—35]. Именно в сфере экономики эта страна намного превосходит другие страны БРИКС. Особенно велика разница между Китаем и Южной Африкой.

5. Участие в региональных интеграционных объединениях.

Все страны БРИКС являются членами Всемирной торговой организации, которая обязывает каждое государство предоставлять всем другим партнерам национальный режим для поставщиков товаров и услуг, и режим наибольшего благоприятствования как ступеньку к национальному режиму. Исключения допускаются только в том случае, если государство входит в региональное интеграционное объединение, членам которого может быть предоставлен преференциальный режим  [5, с. 33—47]. С этой точки зрения положение стран БРИКС значительно отличается.

Бразилия входит в Меркосур — Южноамериканский общий рынок — эффективно развивающееся объединение, идущее по следам Европейского союза [8, с. 33—37].  

Россия формально участвует в Таможенном союзе и в Евразийском экономическом союзе, однако нельзя не признать, что эти объединения пока не стали действительно  интеграционными [9, с. 73—77]1.

Китай, Индия, Южная Африка в интеграционных объединениях не участвуют, правда, каждая из этих стран входит в какое-либо политическое объединение: Китай — в Восточно-азиатский саммит; Индия — в Южноазиатскую ассоциацию регионального сотрудничества; ЮАР — в Южноафриканское сообщество развития.

Исходя из этого очевидно, что перспективы унификации правовых систем стран БРИКС еще далеки, как и потенциальное превращение самого объединения в структурированную жесткую организацию [13, р. 342].

Россия пока не ставит цель превращения БРИКС в некое интеграционное объединение.  Речь идет о создании более благоприятных условий для развития взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества с другими государствами—участниками БРИКС [4]. Для преодоления указанных различий государств эффективным средством может быть правовое регулирование, но разность в их правовых системах и в принципиальном отношении к праву также велика. Очевидно, что на нынешнем этапе странам БРИКС придется ограничиться поиском common denominators, т. е. общих точек для сотрудничества.

 

Список литературы

 

1.            Архипов В.В., Килинкарова Е.В., Мелащен-ко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2014. № 6. С. 122.

2. Баранов А.А. Правовое регулирование отношений, связанных с интернет-технологиями // Юридическая мысль. 2014. № 1 (81).

3. Давыдов В.М. БРИК — виртуальный проект или закономерная реальность? // БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия: сб. докладов и выступлений на междунар. конф. М., 2010.

4. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Утв. Президентом РФ 09.02.2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Основы торговой политики и правила ВТО. М., 2006.

6. Официальный сайт Национального комитета Российской Федерации  по исследованию БРИКС.  URL: http://www.nkibrics.ru

7. Роша Параньос К.А. да. Бразильско-российский диалог в формате БРИК // БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия: сб. докладов и выступлений на междунар. конф. М., 2010.

8. Рыжов В.Б. Сотрудничество Европейского союза со странами и региональными организациями Азии и Латинской Америки в свете европейской «политики содействия развитию». М., 2014.

9. Шинкарецкая Г.Г. Есть ли будущее у ЕврАзЭС? // Государство и право. 2004. № 11. С. 73—77. 

10. Шкваря Л.В. Мировая экономика. М., 2008.

11. Anthony McGrew. Globalization and global politics // The Globalization of Global politics: an Introduction to International Relations (John Baylis et al. eds., 4th ed. 2008). P. 28.

12. Jim O'Neill. Building Better Global Economic BRICs, GOLDMAN SACHS (Nov. 30, 2001). http://www.goldman-sachs.conour-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf

13.          Thomas Graham. Russia, the BRICS, and the United States // 24   Yale Journal of International Affairs.