УДК 347.512

Страницы в журнале:  67-69

 

Е.В. Кротова,

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права  Дальневосточного федерального университета Россия, Владивосток katykatyvl@mail.ru

 

Рассматриваются проблемы привлечения к субсидиарной ответственности членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Автором анализируются учредительные документы существующих в Российской Федерации ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, на основании чего предлагается внести изменения в действующее законодательство.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, субсидиарная ответственность, ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

 

Гражданское законодательство Российской Федерации, регламентируя  субсидиарную (дополнительную) ответственность публично-правовых образований,  предусматривает возможность привлечения к такой ответственности субъектов Российской Федерации, выступающих в качестве членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

В юридической литературе отсутствуют подробные исследования специфики привлечения к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации в качестве членов таких ассоциаций, правоприменительная практика в этой сфере также не сформирована. Между тем особенность ответственности указанных субъектов заключается в том, что размер и порядок ее возложения устанавливается учредительными документами ассоциаций. В то же время, учитывая, что субъектами дополнительной ответственности являются публично-правовые образования в лице субъектов Российской Федерации, полагаем, что существующая правовая регламентация указанных правоотношений недостаточна. Поэтому представляется важным проанализировать учредительные документы существующих в настоящее время ассоциаций и сопоставить их положения с нормами гражданского законодательства, регламентирующими субсидиарную ответственность публично-правовых образований, в части регулирования сроков, размера и порядка привлечения к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации.

Привлечение к субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации в качестве членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Анализ гражданского законодательства о субсидиарной ответственности показывает, что правовая регламентация рассматриваемых правоотношений не ограничивается Гражданским кодексом Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ). Ввиду многообразия случаев привлечения различных субъектов гражданских правоотношений к субсидиарной ответственности появилась необходимость издания специальных законов. Так, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 211-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 211-ФЗ ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации — это некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. 

Частью 2 ст. 8 Закона № 211-ФЗ установлена субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации, выступающего в качестве члена указанной организации. При этом размер ответственности, а также порядок ее возложения предусмотрены учредительными документами ассоциации. Аналогичное положение установлено в ч. 4 ст. 121 ГК РФ и ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Размер и сроки привлечения к субсидиарной ответственности. Согласно Уставу Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» [3] члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение всего времени нахождения в составе ассоциации. В данном случае дополнительная ответственность членов ограничена размером взноса и периодом участия в ассоциации, при этом она возникает по всем обязательствам некоммерческой организации.

Статьей 16 Устава Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная» [2] предусмотрено, что член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации по окончании финансового года и несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. При таких обстоятельствах члены ассоциации, даже вышедшие из нее, в течение двух лет могут быть привлечены к дополнительной ответственности.

Приведем еще несколько примеров формулировки конструкции субсидиарной ответственности членов ассоциаций экономического взаимодействия. Согласно ст. 5 Устава Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» [4] члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально размеру участия в принятых для производства программах ассоциации, в ходе реализации которых возникли обязательства ассоциации. Члены ассоциации, вышедшие из ее состава, несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в указанном порядке и размере в течение двух лет с момента подачи заявления о выходе из состава ассоциации.

Аналогичный порядок предусмотрен Уставом Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России» [1]. В рассмотренных случаях размер ответственности не связан с членскими взносами, а исчисляется исходя из размера участия в программах ассоциации.

Исходя из буквального толкования положений уставов, ответственность возникает по обязательствам ассоциации, возникшим в ходе реализации программ такого юридического лица. Следовательно, по другим обязательствам, не связанным с реализацией запланированных программ, ассоциация отвечает самостоятельно. В принципе, такая формулировка порядка привлечения члена ассоциации к субсидиарной ответственности и определения ее размера не противоречит положениям ст. 11 Закона № 7-ФЗ, а также ст. 8 Закона № 211-ФЗ, однако можно предположить, что в случае возникновения судебного спора, связанного с возложением субсидиарной ответственности на члена ассоциации по иным обязательствам, суд будет руководствоваться вышеприведенными правовыми нормами, которые не предполагают   дифференциацию обязательств ассоциации.

Следует обратить внимание на особенности исчисления сроков, в течение которых членов ассоциаций правомерно привлечь к дополнительной ответственности. Принципиальное значение имеют следующие формулировки: «в течение двух лет с момента подачи заявления о выходе из состава ассоциации» и «в течение двух лет с момента выхода из ассоциации». Видится, что приведенные временные моменты исчисления сроков не совпадают, поскольку логично, что дата подачи заявления о выходе из состава ассоциации не является датой непосредственного выхода, которой предшествует определенная процедура согласования и принятия решения о таком выходе.

Указанные формулировки в учредительных документах ассоциаций могут принципиально повлиять на правомерность привлечения субъектов Российской Федерации к субсидиарной ответственности. Таким образом, уставами ассоциаций предусмотрен в целом соответствующий федеральным законам порядок и размер субсидиарной ответственности членов ассоциаций с существенными особенностями, принципиально влияющими как на размер, так и на срок возможного привлечения к субсидиарной ответственности.

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности. С точки зрения гражданско-правового исследования представляется интересным вопрос о процедуре возложения такой ответственности. Поскольку Законом № 211-ФЗ на этот счет не приведено каких-либо оговорок, в анализируемых учредительных документах указанная процедура также не прописана, полагаем возможным применение общего порядка возложения субсидиарной ответственности в соответствии с требованиями ст. 399 ГК РФ. 

С другой стороны, следует учитывать статус субсидиарного должника, которым является публично-правовое образование в лице субъекта Российской Федерации, а также правоспособность ассоциации как некоммерческого юридического лица. Так, ст. 121 ГК РФ установлено, что ассоциация не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Однако, если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, установленном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Вместе с тем доходы от своей деятельности ассоциация не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды объединения. Имущество ассоциации первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации не приобретают на это имущество никаких прав (ч. 3 ст. 48 ГК РФ). Имущество ассоциации является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами.  При таких обстоятельствах правоспособность и деликтоспособность ассоциации весьма ограничена.

В этой связи законодатель предусмотрел конструкцию дополнительной ответственности членов ассоциации для покрытия долгов перед кредиторами, что является существенной особенностью ее гражданско-правового статуса.

Помимо этого, учитывая гражданско-правовой статус субсидиарного ответчика в лице публично-правового образования — субъекта Российской Федерации — и в этой связи специфику привлечения к такой ответственности и исполнения судебных актов по взысканию долга, можно прийти к выводу о возможности возложения на субъекты Российской Федерации субсидиарной ответственности с особенностями, обозначенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ  от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах  практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации». Во-первых, кредитору необходимо предъявить исковые требования к основному должнику. Во-вторых, в случае недостаточности имущества у первоначального ответчика требования могут быть предъявлены к субъекту Российской Федерации, являющемуся или являвшемуся членом такой ассоциации, как к дополнительному ответчику. 

Однако в данном случае появляется дополнительное условие — недостаточность имущества основного должника, которое не установлено нормативными правовыми актами, регламентирующими субсидиарную ответственность членов ассоциаций. В этой связи считаем целесообразным внести соответствующие дополнения в положения Закона № 211-ФЗ и Бюджетного Кодекса Российской Федерации 1998 года.

Подводя итоги, следует отметить, что возможность привлечения к субсидиарной ответственности членов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации предусмотрена Законом № 211-ФЗ. Так, законодатель отнес к самостоятельному регулированию ассоциаций экономического взаимодействия вопрос о размере субсидиарной ответственности членов таких ассоциаций, а также порядок ее возложения, который предусмотрен их учредительными документами. При этом специфика таких субъектов гражданско-правовой ответственности, как субъекты Российской Федерации, не позволяет им свободно определять процедуру привлечения к дополнительной ответственности, в связи с чем предлагаем императивно регламентировать такой порядок путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

 

Список литературы

 

1. Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России». URL: http://skachate.ru/geografiya/50331/index.html#1016835

2. Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная». URL: http://www.chernozem.ru/about.phtml

3. Устав Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». URL: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/assocustav.htm#4

 

4. Устав Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение». URL: http://www.sibacc.ru/mass/documents/charter_of_sib_agreement.php