УДК 342.951 ББК 67.400 

Страницы в журнале: 39-44

 

А.В. Безруков,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России Россия, Москва abezrukov@bk.ru

 

Раскрывается социально-правовая природа и формируется конструкция конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти. Рассматриваются основные подходы к сущности категории «механизм», показаны его разновидности, соотношение конституционно-правового механизма со смежными категориями. Доказывается первостепенное значение конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, который интегрирует в себе государственно-правовые, институционально-функциональные и отраслевые черты целостного публично-правового механизма обеспечения правопорядка.

Ключевые слова: механизм, конституционно-правовой механизм, правопорядок, обеспечение правопорядка, органы публичной власти.

 

Правопорядок есть системное образование, следовательно, конституционно-правовой механизм его обеспечения должен опираться как на общетеоретические, так и на отраслевые, в первую очередь конституционно-правовые разработки. И оптимальным представляется исследовать элементы механизма обеспечения правопорядка на основе системного подхода, который предполагает всесторонний анализ сложных статических и динамических целостностей, находящихся в органическом единстве, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образующих конструкцию конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка.

Формируя конструкцию конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, важно обратиться к сущности категории «механизм» и провести соотношение со смежными понятиями.

Механизм есть внутреннее устройство, совокупность состояний, процессов, из которых складывается явление. Любой механизм представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, находящихся в упорядоченной согласованности между собой и сохраняющих относительную автономность.

В словаре Ожегова под механизмом понимается система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности [13, с. 354]. В правовых исследованиях при характеристике механизма справедливо отмечается, что речь должна идти о «сложной системе элементов, обладающих структурно-функциональными параметрами, целевыми характеристиками, качественно взаимодействующими между собой на основе определенных принципов» [5, с. 90].

В юридической литературе категория «механизм» рассматривается с различных точек зрения. В опоре на фундаментальные разработки теории права учеными используются такие термины, как «механизм правового регулирования», «механизм правотворчества», «механизм формирования правового поведения», «механизм обеспечения прав и свобод личности», «юридический механизм управления», «общий механизм действия права», «механизм действия правовой системы», «механизм укрепления законности», «механизм обеспечения правопорядка» и др. [1; 3; 8; 9].

Иногда в доктрине категория «механизм» рассматривается как тождественная понятию «процесс». Действительно, сущность механизма выражается не только в статике, но и в динамике, когда речь идет о процессе воплощения правовых предписаний, закрепленных в конституционно-правовой модели должного поведения, в реальное их осуществление в конкретных общественных отношениях. Иными словами, механизм нужен для того, чтобы обеспечить переход от должного к сущему, реальному, что возможно только в условиях эффективного и качественного обеспечения его функционирования. Следовательно, и в конструкции механизма должны присутствовать как статическая, так и динамическая составляющие. В связи с чем представляются обоснованными сомнения ученых в том, что положение о тождественности механизма и процесса не вполне верно, поскольку механизм может рассматриваться и как статическая, и как динамическая категория [10, с. 84—86]. При этом статическая сторона показывает внутреннее строение этого целостного механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве. Динамическая сторона определяет взаимообусловленное взаимодействие всех структурных элементов (организационно-правовых средств), каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком социальными благами [10, с. 119—120].

В.Н. Бутылин, исследуя механизм государственно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, раскрывает его через систему конституционно-правовых норм, структуру (субъекты, объекты, характер связей между ними), разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления конституционно-правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами [8, с. 85].

Продолжая разработку механизма обеспечения прав и свобод человека, Е.В. Киричек формулирует авторское определение организационно-правового механизма как сложной, целостной, многосторонней и многоуровневой системы статических, имеющих свое функциональное предназначение, и динамических элементов (организационно-правовых средств), с помощью которых осуществляется целенаправленное, результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством взаимообусловленного, сбалансированного их функционирования с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод) [10, с. 128].

Итак, для перевода должного (установленного правом) в конкретные упорядоченные правоотношения (правопорядок) как результат действия права необходимо сконструировать целостный конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка. К.К. Гасанов конституционно-правовой механизм обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина определяет как взятую в единстве систему взаимных конституционно-правовых средств, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в условиях признания, соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина. То есть это вся совокупность юридических форм и средств (нормативных, процессуальных, институционных), позволяющих не допустить нарушений основных прав и свобод человека и гражданина, а в случае возникновения  нарушений — восстановить их  [9, с. 197].

Эффективность обеспечения прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от качественного и целостного состояния правопорядка, это свидетельствует о тесной взаимосвязи и схожести соответствующих механизмов, что дает основания для рассмотрения их по аналогии. Для обеспечения правопорядка издаются правовые и правоприменительные акты, формируется механизм его обеспечения органами публичной власти.

Государство в лице его органов, прежде всего правоохранительных, является главным субъектом обеспечения правопорядка. При этом справедливо отмечается в литературе, что правовой статус субъектов, обеспечивающих правопорядок, необходимо рассматривать не в границах структуры правопорядка, сущность которого освещена выше, а в рамках сложного институционально-правового механизма обеспечения правопорядка. Под таким механизмом понимается единство правовых и организационных элементов, направленных на создание благоприятных условий для формирования, функционирования и устойчивого развития правопорядка, а также его охрану, защиту и восстановление [4, с. 8—9, 16—21].

Организация и деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка должна строиться на основе конституционных принципов законности, разделения властей и единства государственной власти, федерализма, приоритета прав и свобод человека и гражданина, дифференциации мер воздействия к нарушителям правопорядка, неотвратимости ответственности.

В механизме обеспечения правопорядка действует комплекс межотраслевых юридических средств, представляющих различные правовые институты и методы регулирования общественных отношений, которые закреплены законодательно и выступают в качестве образцовых моделей, позволяющих достичь поставленной социально значимой цели, и характеризуют обеспечение правопорядка [2, с. 318; 12, с. 327].

В сфере обеспечения правопорядка наиболее значимы юридические средства, связанные с правоустановлением и правоприменением, поскольку именно они, во-первых, вызывают наиболее существенные юридические последствия для всех участников общественных отношений, а во-вторых, отражают специфику компетенционных полномочий конкретных субъектов формирования и поддержания правопорядка [14, с. 117—118].

Что касается непосредственно понятия «обеспечение правопорядка», которое положено в основу механизма его обеспечения, то под ним понимается деятельность по созданию необходимых условий для существования правопорядка, его охраны и защиты от противоправных посягательств, восстановлению путем приведения фактических отношений в нормативно установленное состояние [11, с. 21].

С учетом изложенного, непосредственно обеспечение правопорядка как социально-правовой феномен позволяет раскрыть его в разрезе четырех составляющих — через профилактику, охрану, защиту и восстановление правопорядка.

Профилактика (установление) правопорядка выступает как деятельность государства, направленная на качественное и полноценное правовое регулирование общественных отношений; предупреждение правонарушений; устранение причин и условий, способствующих их совершению; создание благоприятных условий для качественного установления и созидания правопорядка участниками общественных отношений, эффективной реализации и защиты прав и свобод граждан.

Охрана правопорядка заключается в контрольно-надзорной деятельности компетентных субъектов за надлежащей реализацией правовых предписаний участниками общественных отношений, обеспечением прав, свобод и обязанностей человека.

Защита правопорядка представляет собой деятельность по пресечению нарушения правовых предписаний, посягательств на установленный правопорядок, применению различных средств конституционно-правового реагирования и принуждения за нарушение правопорядка.

Восстановление правопорядка формирует деятельность государства по привлечению к конституционно-правовой и иной юридической ответственности лиц, виновных в нарушении правопорядка, восстановлению нарушенного состояния общественных отношений, возмещению вреда пострадавшим от правонарушений. Следовательно, это деятельность нацелена на минимизацию негативных последствий и обеспечение прав и законных интересов участников общественных отношений, в той или иной мере пострадавших от нарушений правопорядка.

Таким образом, непосредственное и надлежащее обеспечение правопорядка органами публичной власти посредством профилактики, охраны, защиты и восстановления правопорядка является необходимым условием эффективного функционирования публично-правового механизма его обеспечения в целом. В центре публично-правового механизма обеспечения правопорядка, в системе которого работают различные видовые (государственно-правовой, институционально-функциональный) и отраслевые (административный, уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.) механизмы, находится именно конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка.

Такой механизм цементирует и консолидирует находящиеся во взаимодействии статические и динамические видовые и отраслевые элементы публично-правового механизма обеспечения правопорядка, придает упорядоченность процессу конституционно-правового воздействия на состояние правопорядка, повышает его качественные характеристики, имеет магистрально-ориентирующее содержание для формирования механизма обеспечения правопорядка в целом. Следовательно, конституционно-правовой механизм является фундаментальной составляющей публично-правового механизма обеспечения правопорядка.

Рассматривая сущность конструкции конституционно-правового механизма, определим его содержание. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка представляет собой комплексный институт конституционно-правовой деятельности, регламентируемый системой конституционно-правовых и иных норм, содержащихся в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах, определяющих предназначение, цели и задачи функционирования уполномоченных субъектов (государственных и муниципальных органов, граждан и их объединений) по обеспечению правопорядка.

Структура такого механизма обусловлена динамической и статической его составляющими. Статическая сторона показывает внутреннее строение рассматриваемого механизма, характеристику его элементов; динамическая сторона определяет взаимообусловленное функционирование всех конструктивных элементов, имеющих свое функциональное предназначение, в целях формирования политико-правовых, организационных, социально-экономических и иных условий для эффективного обеспечения правопорядка.

Статические и динамические составляющие системно образуют следующие его элементы: объект (отношения, формирующие конституционный правопорядок), субъекты его обеспечения (органы публичной власти, негосударственные объединения, граждане), содержание (права и обязанности субъектов по обеспечению правопорядка) и конституционно-правовые средства (инструменты обеспечения правопорядка), которые реализуют субъекты обеспечения правопорядка.

Таким образом, конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка представляет собой сложное политико-правовое образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных его элементов, функционирующих в целях формирования надлежащих условий и эффективного применения конституционно-правовых средств уполномоченными субъектами для обеспечения правопорядка.

С учетом изложенного, конструируя оптимальную структуру конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, представим ее в виде трех основных блоков:

— нормативный, преимущественно состоящий из конституционно-правовых норм, которые стимулируют уполномоченных субъектов на правомерное поведение и эффективное обеспечение правопорядка (такие нормы могут быть регулятивными (установление предписаний) и охранительными (установление запретов, ответственности), могут иметь императивный и диспозитивный, материальный, процессуальный или иной характер);

— институциональный, представленный в виде субъектов обеспечения правопорядка, в число которых входят органы публичной власти (государственные и муниципальные органы) и негосударственные формирования и граждане (общественные объединения, советы и др.);

— функциональный, заключающийся в установлении на нормативной основе полномочий субъектов обеспечения правопорядка и формировании связей между ними, каждый из которых выполняет возложенные на него задачи и функции во взаимодействии с другими субъектами, а также выполняет согласованно принятые с ними решения в различных формах, используя те или иные конституционно-правовые средства обеспечения правопорядка. Соответственно, этот блок включает в себя взаимосвязи между указанными субъектами по поводу объекта, представляющего собой систему общественных отношений, направленных на качественное установление правопорядка как социально-правового явления.

Итак, конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка как сложная, целостная, взаимообусловленная система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, между которыми существуют системно-структурные и системно-функциональные связи. Такие связи позволяют обеспечить реализацию функций такого механизма. Его структурные элементы, составляющие представленные основные блоки, взаимосвязаны и находятся в тесном взаимодействии; эффективно функционируя, они должны гарантировать его качественную, консолидированную и целенаправленную работоспособность.

Анализируемый конституционно-правовой механизм функционирует в системной работе его статических и динамических элементов, в условиях действия конституционных принципов правового демократического федеративного государства, разделения властей и единства государственной власти, централизации и децентрализации власти. Рассматриваемый механизм должен быть способен оперативно реагировать на угрозы правопорядку и факты нарушения правопорядка (правонарушения) с целью достижения результата — установления и обеспечения качественного правопорядка.

Таким образом, под конституционно-правовым механизмом обеспечения правопорядка следует понимать возникающую на основе конституционно-правовых норм и находящуюся в пределах конституционно-правового регулирования целостную систему находящихся в статике и динамике, взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, осуществляя целенаправленное воздействие на общественные отношения в целях эффективного обеспечения правопорядка в целом.

Однако конституционно-правовой механизм следует отличать от смежных аналогичных категорий (публично-правовой, организационно-правовой, государственно-правовой, институционально-функциональный механизмы обеспечения правопорядка). Рассматривая правопорядок во взаимосвязи с законностью, под механизмом их обеспечения следует понимать систему социальных, политических, экономических и организационно-правовых принципов, процедур, форм и средств, с помощью которых компетентные субъекты осуществляют формирование и поддержание режима законности и правопорядка. Соответственно, институционально-функциональная структура такого механизма складывается из трех ведущих подсистем: нормативной (правовой основы), государственной власти (субъектов обеспечения) и гарантий правового установления и обеспечения правопорядка. Главными признаками механизма обеспечения законности и правопорядка являются правоотношения и связи; правовая структура общества, субъекты правопорядка, методы воздействия и гарантии реализации прав и обеспечения правопорядка [15, с. 7—8, 57—58].

Представляется, что конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка — интеграционное, комплексное явление, объединяющее указанные виды (и иные возможные виды) механизмов обеспечения правопорядка, который вбирает в себя государственно-правовые, институционально-функциональные и отраслевые черты публично-правового механизма обеспечения правопорядка при ведущей роли конституционно-правового регулирования, определяет стратегическое развитие целостного конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти.

Формирование концепции конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка имеет три взаимообусловленных аспекта: доктринальный, правотворческий и правоприменительный. В основу продуктивной правотворческой деятельности должна быть положена качественно проработанная теоретическая концепция, которая пока не разработана. Соответственно, сложно организовать качественную правоприменительную работу субъектов обеспечения правопорядка при отсутствии теоретической концепции, и как следствие, недостаточно совершенной правотворческой базы.

Поэтому в современных условиях представляется необходимым разработать соответствующую теоретическую концепцию конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, затем при необходимости принять новые и внести соответствующие коррективы в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок обеспечения правопорядка, на основании принятых документов организовать эффективную правоприменительную деятельность субъектов, участвующих в обеспечении правопорядка.

Список литературы

 

1. Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации. М., 2000.

2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 318.

3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

4. Алексеев С.Н. Эффективность институционально-правового механизма обеспечения правопорядка: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 8—9, 16—21.

5. Алиуллов Р.Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики): дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 90.

6. Анохин Ю.В. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности (теоретический аспект): моногр. Барнаул, 2004.

7. Бугель Н.В. Органы внутренних дел в правовом механизме Российского государства. СПб., 2000.

8. Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: моногр. М., 2001. С. 85.

9. Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека: моногр. М., 2004. С. 197.

10. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 84—86, 119—120, 128.

11. Кунаков П.А. Участие субъектов гражданского общества в обеспечении правопорядка как форма проявления социально-правовой активности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 21.

12. Малько А.В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. С. 327.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 354.

14. Сыдорук И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: моногр. М., 2003. С. 117—118.

15. Хесина Н.М. Административно-правовое обеспечение механизма формирования и функционирования реализации законности и правопорядка в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 7—8, 57—58.