УДК 342.951

Страницы в журнале: 42-44

 

З.А. Саидов,

кандидат экономических наук, ректор Чеченского государственного университета Россия, Грозный saidov1@chesu.ru

 

Исследуются проблемы реализации экономических форм регулирования экономических отношений; раскрываются особенности соответствующих форм, а также вносятся предложения по их совершенствованию и нормативному закреплению.

Ключевые слова: экономика, регулирование, метод, форма, воздействие, планирование, прогноз, значение, программа, хозяйство.

 

Исследование вопроса об экономических формах административно-правового регулирования представляет особый интерес, так как эти формы имеют первостепенное значение при упорядочении общественных отношений хозяйствующих субъектов. Более того, в науке административного права существуют аналогичные подходы к анализу форм административно-правового регулирования в сфере экономики [6, с. 196].

Если с логической точки зрения данные виды административно-правового регулирования экономики можно классифицировать в рамках форм административно-правового регулирования (например, в рамках дифференциации форм на правовые и организационные или неправовые), то в границах экономического исследования административно-правового регулирования экономические меры имеют первостепенное значение. Как следствие, выделение данного вида форм административно-правового регулирования представляет особый интерес.

Более того, к данной форме административно-правового регулирования можно отнести и те правовые акты, которые не выделяются в рамках классических классификаций видов форм административно-правового регулирования (например, рекомендательные акты индикативного планирования и прогнозирования1). Иначе говоря, особенности сферы экономических отношений требуют обособления альтернативных классификаций форм административно-правового регулирования экономики, т. е. отхода от классического деления форм на правовые и неправовые или организационные и материально-технические.

К экономической форме административно-правового регулирования можно отнести меры административно-правового регулирования, направленные на совершенствование условий ведения бизнеса, стимулирующего благосостояние государства и общества, и реализующиеся посредством прогнозирования и программирования государственного регулирования с учетом интересов экономического развития государства. К данной категории форм административно-правового регулирования можно отнести как программно-установочные способы регулирования экономики (целевые программы), так и средства поддержания и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов (дотации, кредиты, льготы). Эти меры особо популярны в периоды экономических кризисов, хотя, по сути своей, играют немаловажную роль для развития экономики и в периоды стабильности.

Иначе говоря, к экономическим формам административно-правового регулирования мы относим как меры сугубо рекомендательного характера, так и те нормативные правовые акты, которые предусматривают принятие мер финансового свойства и получают выражение в денежном эквиваленте.

Прогнозирование и планирование является наиболее обоснованным примером для выделения экономических форм административно-правового регулирования в отдельный вид, так как выражаясь в виде программных документов, они не носят нормативного характера (поскольку являются сугубо рекомендательными документами), но в то же время не могут быть отнесены и к индивидуальным правовым актам. Действительно, в рамках данных актов устанавливаются цели, задачи, стратегия, которые, в отличие от экономических планов советского периода, носят индикативный, а не императивный характер [1, с. 22] и посему не могут быть причислены к нормативным правовым актам. Такая категория документов и, как следствие, такая форма экономического административно-правового регулирования могла появиться только в рамках рыночной экономики, т. е. в условиях, когда государство не может навязать свою волю автономным хозяйствующим субъектам.

Современное прогнозирование, программирование и планирование в сфере экономики регулируется Федеральным законом от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (далее — Закон о государственном прогнозировании). В документе в частности уточняется, что речь идет о «научно обоснованных представлениях о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования» (ст. 1) с целью создания системы «представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей», которые используются органами государственной власти при принятии решений. Прогнозирование существует на региональном и муниципальном уровне, о чем свидетельствует также Бюджетный кодекс РФ (ст. 173).

Практическое использование прогнозов осуществляется в рамках программ (экономического) развития, которые также носят рекомендательный характер. Помимо того, что такие программы существуют как на уровне федерации, ее субъектов, так и на муниципальном уровне, они реализуются и по отраслям экономики (например, п. 8 ст. 4 Закона о государственном прогнозировании). Более того, они разрабатываются как на долгосрочную, среднесрочную, так и на краткосрочную перспективы (статьи 3, 4 и 5 Закона о государственном прогнозировании).

К экономическим формам административно-правового регулирования мы также можем отнести и государственную закупку, тем более что форма, в которой она осуществляется, является довольно новым для российского административного права институтом — проведение конкурсов, аукционов и т. п. Действительно, в отличие от предыдущего периода развития экономики, когда в рамках административно-командной системы государственный заказ производился в отношении казенных предприятий, сегодня при осуществлении госзаказа органам государственной власти приходится его реализовывать в рамках отношений с частным сектором экономики, т. е. в условиях конкурентной среды и свободного ценообразования. Как следствие, если сама форма реализации отношений заказчика и поставщика не нова, так как государственный заказ реализуется в форме контракта (например, на поставку товаров для государственных нужд), то его разработка приняла несколько новых, доселе не знакомых административному праву форм (аукционы, торги). Очевидно, что в данных случаях мы также можем говорить о новых формах реализации административно-правового регулирования отношений в сфере экономики.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» договор на поставку товаров или услуг заключается по особой форме (процедуре), которая характерна для условий свободного рынка — открытого конкурса. На практике порядок заключения таких контрактов предполагает всеобщее информирование потенциально заинтересованных поставщиков посредством Единой информационной системы в сфере закупок, а также возможность привлечения специализированных организаций к данной процедуре [3]. Таким образом, несмотря на тот факт, что здесь административно-правовое регулирование осуществляется посредством уже ставшего привычным для российского административного права институтом — договором, — форма его разработки и заключения обладает серьезными особенностями, непосредственно обусловленными рыночной формой экономики, что, как следствие, позволяет ее выделить в особую экономическую форму административно-правового регулирования.

Государственная поддержка является еще одним видом экономической формы административно-правового регулирования экономики. Как отмечается, «государственная поддержка предпринимательской деятельности является специфической формой государственного регулирования экономики и может осуществляться, в свою очередь, посредством правовых, экономических и организационных форм» [6, с. 253]. Иначе говоря, на первый взгляд она не отличается какими-либо значительными особенностями, позволяющими выделить ее в отдельную — именно экономическую — форму административно-правового регулирования. В отличие от других форм государственного регулирования, посредством которых чаще всего устанавливаются определенные рамки деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка направлена на расширение возможностей этих хозяйствующих субъектов и выражается чаще всего в материальной (финансовой) форме [2, с. 22].

Несмотря на многоликость форм и видов государственной поддержки, следует остановиться именно на видах поддержки, получающих финансовое выражение в денежном эквиваленте. Среди них: инвестиции, субсидии, бюджетное и налоговое кредитование, налоговые льготы. Очевидно, что такие формы административно-правового регулирования предполагают возложение дополнительных финансовых обязательств на бюджеты федерации, субъектов федерации и муниципальных образований. Так, например, Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» однозначно предусматривает необходимость определения объемов и сроков финансирования. Аналогичным образом в Федеральном законе от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» было установлено: «В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее (государственную программу поддержки предпринимателства. — З.С.) реализацию» (ст. 7). Подобные положения существуют и в других нормативных актах [4].

Как следствие, отличительной чертой государственной материальной поддержки являются ее выражение в финансовой форме, а также необходимость учета бюджетного баланса (соответствия расходов на поддержку с доходами бюджета). Таким образом, материальная государственная помощь, а также другие виды поддержки хозяйствующих субъектов, имеющие экономическое, или, точнее, финансовое выражение (льготы, субсидии, инвестиции и т. п.), обладают определенной спецификой. Стоит отметить, что данная особенность, заключающаяся в необходимости принимать во внимание приоритет соблюдения бюджетного баланса, характерна для всех мер, которые мы можем отнести к экономическому виду административно-правового регулирования. Как следствие, государственная поддержка, наряду с другими мерами административно-правового регулирования экономики, может быть выделена в отдельную — экономическую — форму административно-правового регулирования.

Список литературы

 

1. Короткова О.И. Планирование как функция управленческих стратегий в сфере реализации права государственной собственности // Законодательство и экономика. 2010. № 1.

2. Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ст. 40) // Российская газета. 2013. 12 апр.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ст. 17) // Российская газета. 2007. 31 июля.

5. Положение о Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1041) (ст. 1).

6. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые основы государственного регулирования экономики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2010.