УДК 349.4(71)

Страницы в журнале: 128-131

 

Е.С. Устинович,

доктор политических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса, директор образовательно-научного  центра «Юриспруденция»  Российского экономического  университета  им. Г.В. Плеханова Россия, Москва lenausti@mail.ru

Н.В. Свечникова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Российского экономического  университета  им. Г.В. Плеханова Россия, Москва nsvech@mail.ru

 

Представлены результаты комплексного анализа действующего законодательства Канады, регулирующего земельные и градостроительные отношения, возникающие при размещении, строительстве и эксплуатации линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии).

Ключевые слова: линейные объекты, зарубежный опыт, Канада, земельные отношения, градостроительные отношения.

 

Вопрос правового регулирования линейных объектов до сих пор является одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве Российской Федерации. По мнению многих практиков, отсутствие эффективного и универсального нормативно-правового регулирования и складывающейся на его основе единой унифицированной практики существенно затрудняют строительство, размещение и эксплуатацию государственно значимых объектов, а также градостроительное, инвестиционное развитие территории и ее благоустройство. В связи с этим актуальным является рассмотрение зарубежного опыта законодательного регулирования земельных и градостроительных отношений, возникающих при размещении, строительстве и эксплуатации линейных объектов.

Принципы отнесения объектов движимого и недвижимого имущества к числу линейных объектов в Канаде. В правовых системах англоязычных провинций Канады (подобно праву США) нет понятия «линейные объекты» и нет деления имущества на движимое и недвижимое. Линейные объекты (т. е. различные сооружения инфраструктурного назначения, неразрывно связанные с землей) относятся к реальному имуществу (real property, real estate).

Во франкоязычной провинции Квебек, в соответствии с ее Гражданским кодексом (ст. 900), имущество делится на движимое и недвижимое по принципу векторной принадлежности, исходя из категории земли, на которой оно находится. В Канаде более 90% земли принадлежит государству. Это так называемые земли Короны (Crown lands). Имеются также еще

2 категории земель: земли индейских племен (Indian lands), и частные (private land). Последние, несмотря на форму собственности, могут быть экспроприированы для целей общественной значимости, в том числе строительства объектов инфраструктуры. Поэтому инфраструктурные объекты, функционально относящиеся к линейным объектам, квалифицируются как недвижимость по критерию неразрывной связи с землей и со зданиями.

Таким образом, в правовой системе англоязычных провинций Канады объекты линейного назначения относятся к реальному имуществу (real property, real estate), а в провинции Квебек — к недвижимому имуществу (статьи 904—906 ГК Квебека).

Процедуры образования и предоставления земельных участков для размещения линейных объектов, в том числе подземных линейных объектов, в Канаде. Получение разрешения на строительство линейного объекта в Канаде регулируется на провинциальном уровне решением соответствующего местного органа — Совета муниципалитета. Данному органу власти будущий владелец линейного объекта должен представить ряд документов, содержащих сведения о функциях и основных параметрах будущего объекта, а также подтверждение согласования строительства с соответствующим собственником земли. Кроме того, требуется доведение полной информации о будущем линейном объекте до общественности данной территории.

В тех случаях, когда планируемое строительство линейного объекта будет иметь трансграничный характер, требуется также одобрение Национального энергетического совета. В частности, такой порядок предусмотрен законодательством провинции Альберта.

В зависимости от провинции возможны различные правовые модели относительно использования земли под постройку линейного объекта. Так, в провинции Квебек используется институт земельного сервитута, а в провинции Альберта — модель долгосрочной земельной аренды.

Земли индейцев пользуются правом узуфруктария, эти земли имеют градацию по принципу неприкосновенности, однако может иметь место отчуждение, например они могут быть проданы правительству. Поэтому в Канаде, в отличие от большинства других зарубежных стран, земельно-имущественные отношения находятся больше в плоскости административно-правового регулирования, нежели гражданско-правового.

Основополагающее значение имеет принцип планирования в процедурах использования государственных земель. Процедура планового использования и предоставления земель в Канаде имеет несколько уровней: федеральный, провинциальный, местный. Планированием использования земель на местном уровне в Канаде занимаются советы муниципалитетов. Они проводят зонирование территории, выделяя промышленные, жилые, коммерческие, рекреационные и иные зоны. Владелец земельного участка обязан согласовывать свои намерения по строительству жилых зданий и других сооружений с советом муниципалитета и планом зонирования территории (планом использования земель), которые исходят из приоритета общественных интересов перед интересами отдельного земельного собственника. При этом совет муниципалитета вправе запретить то или иное строительство в данной местности, если оно не соответствует утвержденным планам, градостроительным, архитектурно-планировочным и другим требованиям или изменяет целевое использование земельного участка.

В контексте данного вопроса отметим, что Канада, являясь федеративным государством, характеризуется сложным разделением юрисдикционных полномочий между федеральным правительством и правительствами десяти провинций. Конституция Канады делит полномочия между этими юрисдикциями. В соответствии с разделом 109 провинции имеют право собственности и юрисдикции над природными ресурсами в пределах своих границ. Раздел 109 «Земельная собственность, шахты и т. п.» гласит: «Все земли, шахты, полезные ископаемые и права на разработку недр, дарованные королевской властью, принадлежащие различным провинциям Канады, Новой Шотландии и Нью-Брансуику ко времени учреждения Союза, и все денежные средства, задолженные или причитающиеся к уплате за эти земли, шахты, минеральные ископаемые и за право разработки недр, будут принадлежать различным провинциям: Онтарио, Квебеку, Новой Шотландии и Нью-Брансуику, в которых они расположены или возникли с соблюдением лежащих на них долговых обязательств и связанных с ними интересов, кроме тех, которые имеются у провинций в отношении этих земель, шахт, минеральных ископаемых и прав на разработку недр».

Таким образом, регионы могут принимать законы, регулирующие вопросы управления, контроля и эксплуатации природных ресурсов. Однако в юрисдикцию федерального правительства включено регулирование природных ресурсов ряда территорий (национальные парки, территории индейских резерваций). Федеральное правительство осуществляет указанное регулирование через Национальный энергетический совет, мандат которого заключается в регулировании политики в области нефти, газа и электроэнергетики в интересах канадского общества.

Меры защиты правового режима земель, на которых либо под поверхностью которых размещены линейные объекты (виды и порядок установления охранных и защитных зон) в Канаде. В законодательстве большинства провинций Канады предусматриваются возможные меры создания охранных зон в отношении линейных объектов. Существует два варианта мер защиты земель, на которых либо под поверхностью которых размещены линейные объекты, в форме установления соответствующих охранных зон.

Первый вариант — разрешительный, при котором создание охранной зоны регулирует местный орган власти — Совет муниципалитета, выдавая соответствующее разрешение. При этом чаще всего охранные зоны устанавливаются одновременно с началом строительства линейного объекта (например, в провинции Квебек).

Вторым вариантом является вариант строительства линейных объектов трансграничного характера, подобное решение принимается как советами муниципалитетов, так и Национальным энергетическим советом.

Технически статус охранной зоны обеспечивается различными способами, в том числе возведением заборов, установлением различных предупредительно-запрещающих табличек и др.

Порядок разработки и утверждения градостроительной документации для размещения линейных объектов, а также выдачи разрешений на их строительство в Канаде. Градостроительная документация в отношении линейных объектов в Канаде многообразна и представлена, в частности, отраслевыми законодательствами (например, Northern Pipeline Act, RSC 1985 года, National Energy Board Act, RSC 1985 года), многочисленными отраслевыми стандартами, а также экологическими стандартами, разработанными в отдельных провинциях (например, такие документы были приняты в провинциях Онтарио и Альберта).

Государство участвует в планировании строительства линейных объектов в тех случаях, когда такие объекты имеют трансграничный характер или их строительство и функционирование требует постоянного экологического мониторинга.

Существует два варианта утверждения документации в отношении линейных объектов.

В большинстве случаев такая документация утверждается на уровне местных муниципалитетов, в некоторых случаях — на уровне Совета муниципалитета и Национального энергетического совета (при трансграничном характере линейного объекта).

Таким образом, Канада обладает обширной законодательной базой в отношении так называемых линейных объектов. Особенность законодательства Канады состоит в том, что вопросы земельно-имущественных отношений, возникающих при строительстве, эксплуатации и размещении линейных объектов, как правило, регулируются отраслевым законодательством.

Порядок приобретения имущественных прав на линейные объекты после окончания их строительства в Канаде. Стандарт рассматривает две возможности использования земель. В первом случае предусматривается использование таких инструментов, как сервитут, аренда поверхности земли или иных. Второй способ закреплен в CSA Standard Z662 Oil and Gas Pipeline Systems.

Вопросы использования «права на пути» согласовываются с местными администрациями. С проектом знакомят общественность. Требуется неукоснительное соблюдение ряда канадских федеральных законов об охране окружающей среды, исторического наследия, земель коренного населения и аборигенов и т. п.

Если компании, занимающиеся строительством трубопроводов, автомобильных дорог и иных объектов инфраструктуры, затрагивают интересы частных землевладельцев, то вопросы земельно-имущественных отношений решаются в рамках действующего законодательства. Отраслевые законы, как правило, содержат целые разделы по вопросам использования земель и их приобретения. Так, например, в соответствии с National Energy Board Act, RSC 1985 года строительные трубопроводные компании обязаны направить уведомления всем собственникам земли, содержащие:

а) описание земель собственника, подлежащих изъятию;

б) детали компенсации;

в) подробный расчет стоимости земли, подлежащей компенсации;

г) детальную схему маршрута трубопровода;

д) описание процедуры переговоров и арбитража для случаев, если договоренность между компанией и владельцем земли по вопросам компенсационных выплат не будет достигнута.

Федеральный закон Канады о земле 1958 года предусматривает следующие виды действий с землями Короны: продажу, сдачу в аренду, предоставление сервитута, предоставление лицензии, лизинг, передачу прав на добычу полезных ископаемых.

Предоставление в аренду земли Короны возможно на срок до 99 лет.

Для промышленных целей министр имеет право предоставить земли в аренду на срок от 21 года до 50 лет. Лизинг возможен на срок свыше 50 лет, но не более 99 лет для промышленных целей.

Таким образом, проведенное исследование нормативных правовых актов Канады приводит к выводу о том, что Канада обладает обширной законодательной базой в отношении так называемых линейных объектов, однако в действующем канадском законодательстве отсутствует специальный закон, который бы регулировал вопросы земельно-имущественных и градостроительных отношений при строительстве и размещении линейных объектов.

Исследование законодательства и правоприменительной практики Канады имеет определенную научную ценность с точки зрения разработки комплекса предложений по совершенствованию правового регулирования земельных и градостроительных отношений, возникающих при размещении, строительстве и эксплуатации линейных объектов (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии) в Российской Федерации.

Список литературы

 

1. Канадский институт правовой информации URL: http://www.canlii.org/en/index.html.

2. Конституция Канады. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=8656

3. Министерство природных ресурсов Канады URL:  http://www.nrcan.gc.ca/earth-sciences/resources/federal-programs/10791.

4. Alberta Energy Transportation Act, § 38A.

5. Canadian Standards Association. URL: http://www.cepa.com/about-pipelines/pipeline-design-construction/regulation-and-standards.

6. Canada Wildlife Act. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/W-9/

7. Indian Lands Agreement (1986) Act. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/I-6.7/FullText.html

8. Mackenzie valley resource management act. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/M-0.2/

9.            National Energy Board Act, RSC 1985, c N-7.

10.          Northern Pipeline Act, RSC 1985, c N-26.

11.          PLUS 663 (1st ed. pub. 2004) - Land Use Planning for Pipelines: A Guideline for Local Authorities, Developers, and Pipeline Operators. http://shop.csa.ca/en/canada/energy/petroleum-and-natural-gas-industry-systems/icat/petrogassystems

12.          CSA Standard Z662 - Oil and Gas Pipeline Systems. URL: http://shop.csa.ca/en/canada/energy/petroleum-and-natural-gas-industry-systems/icat/petrogassystems

13.          Territorial Lands Act, RSC, 1985, c. T-7.

14.          The First Nations Oil and Gas and Moneys Management Act (FNOGMM Act, 2005).