УДК 343.8

Страницы в журнале: 131-135

 

А.А. Юнусов,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России Россия, Рязань abdulzhabar@mail.ru

М.А. Юнусов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России Россия, Рязань

С.А. Юнусов,

преподаватель-методист юридического факультета Академии ФСИН России Россия, Рязань

 

Рассмотрены вопросы сотрудничества зарубежных стран, связанные с обменом опытом по различным аспектам исполнения уголовных наказаний. Отмечено значение международных стандартов в данной области. Указано на необходимость их обязательного воплощения в национальных правовых системах и безусловного исполнения, что будет являться фундаментом обеспечения безопасности государства.

Ключевые слова: международные стандарты, Уполномоченный по правам человека, уголовно-исполнительное право, национальные правовые системы, Федеральная служба исполнения наказаний.

 

Международное пенитенциарное сотрудничество развивается в течение довольно длительного периода, в ходе которого происходит постоянный обмен опытом по различным аспектам исполнения уголовных наказаний.

В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) стала сотрудничать с государственными и общественными организациями различных государств по проблемам исполнения уголовных наказаний на качественно новом уровне. Так, в течение длительного времени по инициативе Совета Европы реализуется программа «Тюрьмы-побратимы». Программа дает возможность сотрудникам ФСИН России напрямую контактировать с коллегами за рубежом, осуществлять обмен опытом на постоянной основе.

В рамках проекта сотрудники ФСИН России изучают практику реализации европейских норм и стандартов обращения с осужденными, обсуждают волнующие их проблемы деятельности пенитенциарной системы, определяют эффективные пути взаимодействия и конкретные меры, позволяющие  реализовать достигнутые договоренности. В результате растет профессиональная компетентность сотрудников российской уголовно-исполнительной системы, что помогает сформировать ее положительный образ на международной арене.

Считаем абсолютно правильным разностороннее изучение зарубежного опыта и применение всего наиболее ценного при условии учета российской специфики для обеспечения эффективности пенитенциарной деятельности.

Подобный опыт перенимает не только наша страна, но и у нашей страны также перенимают представители других государств. Так, представители пенитенциарных систем нескольких зарубежных стран (например, Великобритании, Норвегии, Германии) на постоянной основе анализируют и применяют опыт отечественной пенитенциарной системы.

Изучение зарубежного правового опыта можно считать актуальным во всех отношениях, ибо оно позволяет более полно осмыслить новые явления и тенденции в становлении пенитенциарного права, понять ценностные детерминанты, ставшие основой преобразований, и сформулировать рекомендации, которые можно учесть российским органам законодательной и исполнительной власти, а также уголовно-исполнительной системе в своей практической работе. Кроме того, надо продолжать вести конструктивный диалог с различными международными организациями, поддерживая стремление к открытости пенитенциарного ведомства. Зарубежный правовой опыт может играть одну из главных ролей в развитии пенитенциарного законодательства России, хотя применять его нужно осознанно, сообразуясь с отечественной законодательной практикой и задачами, стоящими в настоящее время перед Российским государством.

Одной из форм сотрудничества мирового сообщества в борьбе с преступностью является выработка международно-правовых стандартов в области исполнения наказаний.

Международные стандарты представлены в универсальных документах, касающихся прав человека, которые были приняты ООН и иными международными организациями. Среди наиболее важных можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенцию МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» 1930 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года и др.

Следует также упомянуть о международных стандартах специального характера, которые непосредственно касаются обращения с осужденными в процессе исполнения наказания, таких как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 года; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 года; Европейские пенитенциарные правила 2006 года; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни 1984 года; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1982 года и др.

Основными направлениями международного взаимодействия в сфере исполнения наказаний можно считать следующие:

— проведение анализа международного опыта в пенитенциарной сфере (исполнение наказаний и содержание под стражей);

— создание условий для имплементации в пенитенциарной сфере международных стандартов обращения с осужденными;

— совместное обучение специалистов и повышение квалификации, проведение объединенных стажировок;

— осуществление научных исследований в ходе международных проектов;

— проведение интернациональных научно-практических конференций и форумов, тематикой которых являются проблемы пенитенциарной деятельности;

— взаимодействие с правозащитными организациями;

— приведение социального и правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствие с Европейскими тюремными правилами и Минимальными стандартными правилами.

В настоящее время в Российской Федерации сложились предпосылки для создания системы обеспечения взаимодействия гражданина и государства, отвечающей международным стандартам. В условиях политической, экономической и социальной модернизации в государстве происходит формирование эффективной системы защиты прав человека как основного элемента правового государства и гражданского общества. Наличие основных прав, неотъемлемых по своей природе, является определяющим условием существования человека в демократическом государстве.

В ежегодном Послании Президента РФ к Федеральному Собранию от 12.12.2012 отмечено, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, строительства эффективного государства, развития демократии, формирования дееспособного гражданского общества.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, с точки зрения обеспечения реализации принципа справедливости, прав человека в местах лишения свободы осуществляется в Российской Федерации через Уполномоченного по правам человека (далее также — Уполномоченный). Данный контроль осуществляется путем рассмотрения обращений и жалоб осужденных, посещения исправительных учреждений и ознакомления на месте с условиями отбывания ими наказания, при личном приеме, ознакомлении с личными делами осужденных и другими документами, анализе пенитенциарного законодательства.

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения обращений осужденных.

ФСИН России были предприняты попытки по созданию ведомственного «тюремного омбудсмена» путем введения должности помощника начальника территориального органа ФСИН по соблюдению прав человека, однако его деятельность сопряжена с рядом трудностей, среди которых — его непосредственная подчиненность руководителю территориального органа ФСИН России и отсутствие реальных полномочий по устранению выявленных нарушений в сфере защиты прав человека.

Деятельность Уполномоченного по восстановлению справедливости, защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеет социальную направленность, поскольку в центре ее внимания находится человек. Его деятельность можно также рассматривать как деятельность, направленную на предотвращение совершения повторных преступлений. Человек теряет веру, когда закон не работает в полной мере по защите его прав и интересов, а потеряв ее, сам не чтит закон. Правовой нигилизм служит одной из причин роста преступности.

Известно, что ежегодные доклады Уполномоченного являются важной формой контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, способом реагирования на имеющиеся нарушения. Необходимо, чтобы Государственная Дума по ежегодным докладам Уполномоченного принимала соответствующие постановления, а Правительство РФ рассматривало их на своих заседаниях. Только в этом случае доклады Уполномоченного будут восприняты как действенный правовой инструмент.

Институт Уполномоченного по правам человека создан и действует, получил признание европейского сообщества, продолжает совершенствовать свою деятельность и, несмотря на свою молодость, укоренился на российской почве. Он нужен как людям, так и власти. Без постоянного диалога власти и народа в России невозможно выполнить задачу построения демократического государства, в котором соблюдение прав и свобод человека было бы священной обязанностью государственных органов и государства в целом.

Отметим, что в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ происходят позитивные сдвиги в деле обеспечения прав осужденных и содержащихся под стражей в следственных изоляторах.

На основании анализа международных и национальных правовых норм, регулирующих порядок и условия исполнения уголовных наказаний, констатируется устойчивое, незримое присутствие в их структуре принципа справедливости, однако в Уголовно-исполнительном кодексе РФ правовое закрепление данного принципа отсутствует. В связи с этим предлагаем закрепить принцип справедливости в ст. 8 УИК РФ, а также дополнить ч. 1 ст. 10 УИК РФ положением о том, что все действия и решения, принимаемые в отношении осужденных администрацией и персоналом учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, должны быть соразмерными и справедливыми.

Необходимо предоставить Уполномоченному по правам человека полномочия по осуществлению контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, наделив его правом рассматривать жалобы осужденных на незаконные действия государственных органов, должностных лиц. При этом следует закрепить в законе право доступа Уполномоченного ко всем (кроме составляющих государственную тайну) документам, имеющим прямое либо косвенное отношение к жалобе. Принятые решения должны носить обязательный характер и подлежать неукоснительному исполнению.

Государство, реформируя деятельность ФСИН России, должно проявлять заботу и о лицах, находящихся на иждивении осужденного, членах его семьи (особенно несовершеннолетних, инвалидах, престарелых и больных): направляя его в места лишения свободы, государство обезглавливает целую семью, а значит, карает невиновных и в то же время порождает причины и условия для совершения будущих правонарушений.

Следует, однако, выразить критическое отношение к необдуманному, слепому, без критического восприятия заимствованию международных норм, а также игнорированию факта преемственности в праве, принятию юридических конструкций западных либеральных ценностей и институтов, выработанных под видом международных стандартов и общечеловеческих ценностей. Необходимо учитывать российские условия быта, менталитета, модуса, культурных традиций, географических условий. Рецепции норм, противоречащие праву в законодательстве, приводят к уменьшению или утрате последним своих регулирующих свойств, доверия, а также отрицательно влияют на достоверность научных выводов.

Следует отметить, что, принимая международные стандарты, сообщество государств требует от субъектов права их обязательного воплощения в национальных правовых системах и безусловного исполнения, что будет являться фундаментом обеспечения безопасности государства.

Список литературы

 

1. Антонян Ю.М. Нам стоит поучиться у Запада // Преступление и наказание. 2009. № 12.

2. Лившиц Р.З. Теория права: учебник. М., 1994.

3. Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. / под общ. ред. Ю.И. Калинина. Т. 1.

 

4. Чайка Ю.Я. Проблемы соблюдения законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС // Закон и право. 2003. № 2.