УДК 347.44:004.9

Страницы в журнале: 90-93

 

Е.П. Пахомова,

аспирант кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета Россия, Москва 9151544649@mail.ru

 

Рассматривается юридическая конструкция договора оказания интернет-услуг связи: предмет договора, существенные условия, порядок заключения и расторжения договора, особенности субъектного состава и ответственности сторон. На основе проведенного исследования автор предлагает определение договора интернет-услуг связи и называет  основные признаки этого договора.

Ключевые слова: интернет-связь, интернет-услуги, телематические услуги, оператор, абонент, пользователь, договор оказания интернет-услуг связи.

 

Общение и передача информации — важнейшие социальные потребности человека. Проблема обеспечения оперативного обмена информацией волновала людей с древнейших времен. Значительный успех на этом поприще был сделан в XIX веке, с изобретением сначала телеграфной, а затем и телефонной связи. Однако настоящий прорыв в этой сфере произошел лишь в 60—70-х годах XX века, с появлением информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Значение интернет-связи в жизни современного человека сложно переоценить. Возможность мгновенного установления контакта с любым человеком, осуществление оперативной передачи информации делают крайне востребованными услуги по обеспечению связи посредством использования сети Интернет [9, р. 203—207]. Быстрое развитие рынка интернет-услуг и их безусловная актуальность обуславливают необходимость установления надлежащего правового регулирования отношений в данной сфере. Одним из условий такого регулирования является заключение договора оказания интернет-услуг связи.

Анализируя отношения, возникающие в процессе оказания интернет-услуг связи, нельзя не согласится с Л.Б. Ситдиковой в том, что «отношениям в сфере услуг связи присущ гражданско-правовой характер, поскольку оказываемые виды услуг предоставляются на возмездной основе…» [7, с. 38—45].

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ  правила, предусмотренные главой 39, регулирующей договор возмездного оказания услуг, применяются в том числе и к договорам оказания услуг связи. Кроме того, оказание услуг связи регулируется положениями Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) [6]. Согласно пп. 32 ст. 2 Закона о связи услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Электросвязь — это любое излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (пп. 35 ст. 2). Следует отметить, что данное определение термина «электросвязь» соответствует принятому в международно-правовой практике.

Согласно Закону о связи одним из видов услуг связи являются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием средств коллективного доступа и точек доступа.

В целях совершенствования гражданско-правового регулирования в сфере интернет-услуг связи были приняты Правила оказания телематических услуг связи (утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575; далее — Правила). Правилами регламентируются все основные моменты взаимоотношений абонентов и пользователей телематическими услугами связи с операторами связи при заключении, исполнении, приостановлении и расторжении договора об оказании услуг связи.

К телематическим услугам связи относятся услуги по передаче информации через различные информационно-телекоммуникационные сети, в том числе и через сеть Интернет.

Следует отметить, что перечень телематических услуг связи в Правилах не закреплен, однако существует Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечень лицензионных условий (утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87) [3]: в него включены телематические услуги, которые должен оказывать обладатель лицензии на оказание телематических услуг абоненту и (или) пользователю. Среди этих услуг выделяются доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, доступ к сети связи лицензиата и прием и передача телематических электронных сообщений.

Таким образом, исходя из рассмотренных признаков телематических услуг связи, можно сделать вывод о том, что  интернет-услуги связи относятся к телематическим услугам, и указанные Правила регулируют в том числе и оказание интернет-услуг связи.

Предметом договора оказания интернет-услуг связи является обеспечение услуг связи посредством сети Интернет, т. е. деятельность оператора связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи. Указанная деятельность является лицензируемой и осуществляется на основании положений гражданского законодательства и правил оказания услуг связи.

Субъектами договора оказания интернет-услуг связи являются оператор связи и абонент и (или) пользователь. Согласно пп.  12 ст. 2 Закона о связи оператор связи — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Абонент — это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации (пп. 1 ст. 2). Пользователь услугами связи — лицо, заказывающее и (или) использующее телематические услуги связи (пп. 16. ст. 2). Абонентом по договору связи может быть гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Если договор заключается гражданином для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, такой гражданин приобретает статус потребителя со всеми правами, предусмотренными Федеральным законом  от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» [2, с. 72—73].

В договоре оказания интернет-услуг связи, заключенном с абонентом — индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, законом предусмотрена дополнительная обязанность абонента предоставить оператору связи заверенный уполномоченным представителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем список лиц, которые будут фактически пользоваться телематическими услугами [5, с. 187].

Форма договора оказания интернет-услуг связи зависит от срока, на который заключается договор. Так, согласно п. 17 Правил, в случае заключения договора между абонентном и провайдером на оказание разовых телематических услуг подобный договор заключается путем осуществления конклюдентных действий. Однако если исполнение договора осуществляется с использованием абонентской линии, т. е. линии связи, соединяющей пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных, такой договор должен быть заключен в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту.

В настоящее время широко распространена практика заключения так называемых click-wrap agreements, т. е. договоров, заключаемых посредством щелчка мыши. На сайте оператора связи размещаются условия публичной оферты, доступной пользователям. Чтобы совершить акцепт, пользователь должен проставить отметку о принятии условий оферты  нажатием кнопки-иконки.

Учитывая динамично развивающуюся сферу интернет-услуг связи, в практике применяются и иные, смешанные способы заключения договоров. Оператор связи вывешивает на своем официальном сайте публичную оферту, содержащую все существенные условия договора оказания услуг интернет-связи, единые для всех пользователей. Все условия, требующие согласования с абонентом, согласовываются сторонами отдельно в документе, который на практике чаще всего носит название договора об оказании услуг связи. К подобным условиям, ввиду технической составляющей услуг связи, в первую очередь относятся  условия технического характера, например характеристики оконечного оборудования пользователя, объем и скорость передачи данных, протоколы передачи данных.

Кроме того, в договоре предусматривается ряд положений, касающихся получения согласия пользователя на совершение оператором ряда действий в случаях, предусмотренных законом. Так, в соответствии с Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687), в случае обработки персональных данных абонента в договоре должно быть выделено специальное поле, в котором абонент дает свое согласие на подобную обработку [4].

При использовании смешанной модели заключения договора в положениях публичной оферты и в положениях заключаемого в письменном виде соглашения об оказании услуг связи необходимо делать отметку о том, что данные документы представляют собой единый договор. Такая оговорка позволяет логически объединить вышеназванные документы и исключить в будущем споры относительно факта заключения и действительности договора [8, с. 145].

Договор оказания интернет-услуг связи относится к возмездным договорам, при этом стоимость услуг оператора и (или) порядок ее определения относятся к существенным условиям договора. Оплата услуг оператора связи производится по тарифному плану — совокупности ценовых условий, при которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами связи. Оператор вправе самостоятельно установить единицу тарификации потребления услуг с ограничениями, предусмотренными действующим законодательством. Так, плата может взиматься по повременной системе оплаты, по объему принятой, переданной, обработанной, хранимой информации либо за оказание единичной услуги. Учет потребленных единиц ведется оператором связи. При этом тарифы и тарифные планы для граждан-потребителей и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут различаться.

Для ведения расчетов за оказанные услуги оператор открывает каждому абоненту лицевой счет, на котором отражается движение денежных средств.

Срок действия договора интернет-услуг связи не является его существенным условием. Чаще всего такой договор заключается на неопределенный срок, при этом в Правилах определено, что договор с гражданами-потребителями, по общему правилу, заключается на неопределенный срок (однако по желанию гражданина может быть заключен срочный договор).

Что касается прав и обязанностей сторон по  договору, то оператор связи обязан надлежащим образом оказывать услуги связи, содержать в исправном состоянии оборудование, необходимое для оказания услуг, устранять все неисправности, препятствующие оказанию услуг. Кроме того, он несет информационную обязанность: согласно п. 10 Правил в целях обеспечения абонента и (или) пользователя информацией о предоставлении телематических услуг оператор связи обязан создать систему информационно-справочного обслуживания абонента. В Правилах содержится перечень услуг, которые предоставляются пользователю бесплатно и круглосуточно. Помимо этого оператор связи может выделить перечень информационных услуг, которые будут предоставляться пользователю за плату.

Абонент обязан вносить плату за оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренном договором. Помимо этого, абонент и (или) пользователь обязаны использовать для получения услуг надлежащее оконечное пользовательское оборудование и программное обеспечение, а также поддерживать оборудование в исправном состоянии, принимать меры для защиты терминала от вредоносных программ.

Что касается правил ответственности сторон, то оператор связи несет ответственность перед пользователем за нарушение сроков предоставления доступа к сети передачи данных, сроков оказания услуг, а также за неоказание либо некачественное оказание услуг связи. Кроме того, предусмотрена ответственность оператора связи за незаконное распространение сведений об абоненте-гражданине. За каждое из указанных нарушений Правилами предусмотрены санкции, которыми могут воспользоваться абоненты и (или) пользователи.

В свою очередь абонент и (или) пользователь несут ответственность перед оператором связи за неоплату, неполную или несвоевременную оплату услуг связи. В случае ненадлежащего исполнения указанной обязанности с абонента взимается неустойка. Кроме того, «ответственность предусмотрена за нарушение правил эксплуатации пользовательского (оконечного) оборудования и (или) абонентского терминала, а также совершение действий, приводящих к нарушению функционирования средств связи и сети связи оператора связи» [5, с. 198]. В случае причинения убытков, вызванных указанными действиями абонента и (или) пользователя, оператор связи вправе обратиться в суд с иском о возмещении этих убытков.

В соответствии с общими положениями о расторжении договоров, предусмотренными ГК РФ, абонент может расторгнуть договор оказания интернет-услуг связи в любой момент при условии возмещения оператору фактически понесенных при оказании услуг связи расходов. Оператор, в свою очередь, может отказаться от исполнения договора в случае длительной (более 6 месяцев) неоплаты услуг интернет-связи пользователем и (или) абонентом либо в случае технической невозможности оказания услуг.

Законом предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования споров. В случае ненадлежащего исполнения оператором связи своих обязанностей по договору абонент или пользователь вправе предъявить претензию. В течении 60 дней с момента получения претензии оператор обязан рассмотреть претензию и сообщить о результатах ее рассмотрения.

Проведенное исследование договора оказания интернет-услуг связи позволяет вывести определение указанного договора и выделить его основные признаки. В соответствии с договором оказания интернет-услуг связи одна сторона (оператор связи) обязуется осуществлять услуги по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи через информационно-коммуникационную сеть Интернет, а другая сторона (абонент) обязуется оплачивать эти услуги и выполнять иные обязанности, предусмотренные договором.

В соответствии с данным определением договор оказания интернет-услуг связи по своей юридической природе является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Кроме того, согласно ст. 45 Закона о связи в случае заключения договора об оказании услуг связи с гражданами такой договор является публичным.

 

Список литературы

 

1. Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики.  М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 

2. Защита прав потребителей в сфере оказания услуг (сравнительно-правовой анализ России и иностранных государств): моногр.  / Л.Б. Ситдикова и др. М.: Галлея-принт, 2016. С. 72—73.

3. Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий: постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 // Российская газета. 2005. 3 марта.

4. Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации: постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687  // Российская газета.  № 200. 24 сент.

5. Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: моногр. / С.Ю. Стародумова, А.Н. Малолетко, О.В. Каурова и др. М.: Русайнс, 2015. С. 187, 198.

6. О связи: федер. закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ // Российская газета. 2003. 10 июля.

7. Ситдикова Л.Б. Правовая природа услуг связи и их место в договоре на возмездное оказание информационных услуг // Юридический мир. 2007. № 10. С. 38—45.

8. Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России.  М.: Юрист, 2008. С. 145.

9. Sitdikova L.B. Legal nature of internet services // Russian Law: theory and practice. 2008. № 2. P. 203–207.

 

Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку: