Н.Н. МАЛЬЦЕВА,

студентка 3-го курса Юридического института  Белгородского государственного национального исследовательского университета

Научный руководитель: доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, доцент А.В. Степанюк

 

Введение

В условиях современной действительности проблема коррупции в государственном аппарате приобрела глобальный системный характер, стала непреодолимым препятствием на пути социально-экономического развития страны, проведения правовых реформ и преобразований.

Справедливости ради отметим, что коррупция — явление интернациональное и проявляется во всех странах мирового сообщества, включая развитые. Однако в нашем государстве она имеет ряд особенностей: всеобъемлющий характер, огромные масштабы, которые детерминируют ее как некую систему, пронизывающую все сферы общественной жизни, влекущую многочисленные негативные последствия — деформацию политической и экономической систем, дискредитацию правовых институтов, искажение нравственных и моральных ценностей, снижение имиджа страны в международном сообществе, разрушение демократических институтов общества и государства и т. п.

В этой связи следует согласиться с К.А. Антипьевым и А.Г. Антипьевым в том, что «в современной России коррупция…  это не просто какое-то отдельное локальное явление в области экономики, политики, морали и государственного и муниципального управления. Это система отношений»[1]. По словам исследователей, коррупция стала нормой жизни российских граждан.

Согласно данным неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру (Transparency International), в 2015 году Российская Федерация в индексе восприятия коррупции заняла 119-е место, набрав 28 баллов (для сравнения: в 2014 году Россия находилась на 133-м месте)[2]. Е. Панфилова, вице-президент Transparency International, заявила по этому поводу: «Мы несколько лет находились чуть ниже, чем должны бы были, в силу очевидной стагнации действенных мер по реализации антикоррупционной политики. <…> ...необходимо понимать, что для любой страны (а тем более для нашей) находиться в последней трети рейтинга — в любом случае национальный позор»[3].

Усугубляет положение ситуация, складывающаяся в сфере уголовного преследования коррупционных отношений. Так, в интервью «Российской газете» Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка отметил, что 2015 году правоохранительные органы посредством использования качественно новых подходов в борьбе с коррупцией получили положительные результаты: по итогам 11 месяцев 2015 г. было выявлено более 31 тыс. коррупционных преступлений. При этом судами было вынесено 9430 обвинительных приговоров в отношении 10 064 лиц (за 9 месяцев 2015 года). «Среди осужденных — 580 должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, 91 депутат различного уровня, 925 сотрудников правоохранительных органов, 14 прокуроров, 5 судей»[4].

Все вышеизложенное определяет актуальность и своевременность темы исследования.

Объектом исследования послужили общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации правовых мер, направленных на противодействие коррупции в государственном аппарате (в частности, в системе государственной гражданской службы).

Предмет исследования составляет отечественное антикоррупционное законодательство и практические результаты его применения, а также разработанные в рамках правовой, политической, социологической и других наук теоретические положения, затрагивающие проблемы противодействия коррупции в государственном аппарате (в частности, в системе государственной гражданской службы).

Цель исследования заключается в разработке на основе комплексного анализа вопросов, связанных с коррупцией в сфере государственной гражданской службы, и теоретических положений, обосновывающих необходимость повышения эффективности противодействия коррупции в деятельности ФССП России.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) проанализировать явление коррупции в российском государстве через призму проблем национальной безопасности;

2) выявить и проанализировать причины и предпосылки развития коррупции в ФССП России;

3) определить пути повышения эффективности противодействия коррупции в деятельности ФССП России.

Нормативную основу исследования составили правовые акты, регулирующие вопросы борьбы с коррупцией, как международного (например, Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 октября 2003 г.), так и национального характера (например, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»), и другие правовые акты.

Методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания общественных явлений и вытекающие из него общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический и структурно-функциональный).

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как А.Г. Антипьев, К.А. Антипьев, К.С. Бельский, Н.И. Крюкова, В.В. Медведев, К.В. Севрюгин и др.

 

Глава 1. Коррупция как проблема обеспечения национальной безопасности российского государства

Коррупция является одной из старейших проблем российского государства.  Для современной России она представляет огромную социальную угрозу, препятствует росту экономики страны, сдерживает ее эффективное развитие. Коррупция наносит серьезный ущерб политической легитимности власти, снижает уровень общественной морали, нравственности, правовой и политической культуры — и это далеко не полный перечень ее негативных последствий.

О масштабах коррупции и ее разрушительных, тлетворных последствиях для современного общества говорят и зарубежные деятели науки и практики. В 2003 году в связи с принятием Конвенции ООН против коррупции Генеральный секретарь ООН К. Аннан заявил: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах — больших и малых, богатых и бедных»[5].  К. Аннан сравнил коррупцию с социальной чумой, эпидемия которой распространилась на все современные общества.

Российский правовед В.А. Козлов считает, что принимаемые государством усилия в борьбе с коррупцией тщетны: коррупция в современной России «приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны»[6]. Разделяя позицию В.А. Козлова, отметим, что она наносит существенный вред политическому и социально-экономическому развитию страны, подрывает основы ее стабильности и безопасности.

Комплексные исследования, проводимые экономистами, правоведами, социологами, представленные в научных публикациях, а также экспертные оценки содержат вывод о том, что так называемая дополнительная оплата услуг государственных служащих в целом составляет 20—50% от дохода обратившегося[7].  При этом годовой доход от коррупционных поступлений более чем в два раза превышает суммарный доход от экспорта газа, нефти, нефтепродуктов[8]. Это еще раз доказывает, что коррупция перерастает в главный и динамично развивающийся сектор российской экономики, становится несущей конструкцией государственной власти.

Все это позволяет возвести коррупцию в ранг угроз национальной безопасности. В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ в полной мере охарактеризовал сущность и размах коррупции: «...на улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ да и в наших головах в последние, в предыдущие 15—20 лет.  <…> Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. <…> Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам, часто — в готовности мириться с коррупцией… И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше — создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России»[9].

О необходимости преодоления коррупции говорил еще в 1994 году Президент  РФ Б. Ельцин: в своем Послании Федеральному Собранию РФ он выделил одну из первостепенных задач, требующих разрешения: «нанести удар по преступности, перейти в наступление на коррупцию»[10].

Однако, несмотря на все это, до сих пор не изучена природа коррупции, нет единства мнений относительно ее смыслового содержания, остаются открытыми вопросы о причинах, путях и методах искоренения коррупции.

Стоит признать, что преодоление коррупции затруднено прежде всего из-за высокой степени ее латентности. Исследователи  этого явления, как правило, делают упор на так называемую верхушечную коррупцию, в то время как «низовая» коррупция во внимание часто не принимается. В стране по-прежнему не искоренены условия для проявления коррупции, несмотря на антикоррупционную борьбу.

Анализ правовой, научной, публицистической литературы позволяет выявить довольно большое количество определений понятия «коррупция». Рассмотрим некоторые из них.

1. В международно-правовых актах определение коррупции трактуется следующим образом: «корыстное использование или злоупотребление служебным положением в личных или корпоративных интересах»[11], «умышленное деяние служащего, который прямо или через посредника запрашивает или получает выгоды любого характера для себя или для третьих лиц или принимает обещание таких выгод, для того чтобы в нарушение своих официальных обязанностей он совершил действие или воздержался от совершения действия»[12].

2. В Российской Федерации легальное определение коррупции закреплено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица».

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ