УДК 341.218.2 

Страницы в журнале: 119-125

 

Р.М. Скулаков,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Вневедомственного научно-исследовательского института изучения безопасности и сыска Россия, Москва roman-skulakov@yandex.ru

 

В контексте все чаще осложняющихся международных отношений одной из основных проблем является проблема территориальной целостности государств. Все чаще наблюдаются случаи несоблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, осложняющиеся территориальными проблемами для государств. Зачастую кризисные ситуации, складывающиеся в государствах, приводят к попыткам реализации народом своего права на самоопределение. В работе с помощью общенаучных и специальных юридических методов выявлены существующие в международном праве подходы к международно-правовому признанию государств, и дана оценка признакам государственности самоопределяющихся Донецкой и Луганской народных республик. Приводятся доводу в пользу признания Донецкой и Луганской народных республик со стороны Украины, а также международных организаций и международного сообщества. Делается вывод о необходимости признания независимости Донецкой и Луганской народных республик.

Ключевые слова: Донецкая народная республика, Луганская народная республика, право на самоопределение, международно-правовое признание, территориальная целостность, признаки государственности, международная организация, вооруженная борьба, неподконтрольные территории, непризнанные государства.

 

В  последнее время в мире значительно увеличилось число вооруженных конфликтов, государственных переворотов и возникающих на их основе территориальных преобразований. Все больше авторов посвящают свои работы оценке современной системы международной безопасности [5]. Все чаще можно наблюдать проявление национальной идентичности народами и последующее отстаивание своего права на самоопределение. Надо отметить, что попытки реализации народом своего права на самоопределение все чаще заканчиваются активным сопротивлением государства, что выражается в вооруженных конфликтах, приводящих к гибели населения. В качестве примера можно назвать Шотландию, пытающуюся реализовать свое право на самоопределение и создать свое независимое государство. Шотландцы давно вынашивают идею самоопределения, периодически проводятся подготовительные опросы, референдумы, идет активное обсуждение данного вопроса с центральной властью. К счастью, в Шотландии не наблюдалось массированных артиллерийских обстрелов, ракетно-бомбовых ударов авиации, гонений активистов, чего нельзя сказать о многих других территориях, где даже попытки заявить о самоопределении зачастую заканчиваются кровопролитием либо же происходит революция, поддерживаемая заинтересованными государствами, столкновения на национальной, религиозной почве и последующие распады государств.

Исследование проблем сущности возникающих конфликтов не является предметом статьи. Наше основное внимание будет уделено попыткам борьбы народов за свое самоопределение. Думается, что завершающим этапом реализации народом права на самоопределение является международно-правовое признание, которое основывается на Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Зачастую процесс признания нового государства может затягиваться на десятилетия. Однако непризнанные государства существуют и реализуют самостоятельно свои цели и задачи.

Кратко охарактеризуем существующие примеры непризнанных или частично признанных государств.

В международно-правовой теории установилось понимание непризнанных и частично признанных государств. Непризнанные государства представляют собой регионы, провозгласившие себя независимыми государствами, обладающие признаками государственности, но не имеющие дипломатических отношений с государствами — членами ООН. Непризнанные государства находятся на территории и под суверенитетом существующих государств, которые признаны ООН. Частично признанные государства представляют собой государственные образования, которые признаются одним или несколькими государствами — членами ООН, но не признаны ООН по установленной процедуре.

Среди непризнанных государств необходимо отметить следующие: Государство Ва (1989 г.), Приднестровская Молдавская Республика (1990 г.), Нагорно-Карабахская Республика (1991 г.), Вазиристан (2006 г.), Иракский Курдистан (2006 г.), Государство Шан (1996 г.), Азавад (2012 г.), Донецкая Народная Республика (2014 г.), Луганская Народная Республика (2014 г.). Нужно заметить, что непризванные государства могут формулировать свою цель как стремление к полной независимости либо как присоединение к существующему суверенному государству.

Среди частично признанных государств — Турецкая Республика Северного Кипра (1983 г.), Государство Палестина (1988 г.), Республика Абхазия (2008 г.), Республика Южная Осетия (2008 г.), Косово (2008 г.). Важно отметить, что частично признанные государства могут контролировать как всю территорию, так и часть территории, на которую они претендуют.

Яркими примерами борьбы за самоопределение и последующее международно-правовое признание являются Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

Грузия взбудоражила все мировое сообщество очередным прецедентом, который соответствует таким международным преступлениям, как агрессия и геноцид. Грузинское руководство направило свои вооруженные силы на захват столицы Южной Осетии — Цхинвали. Грузинские войска также сосредоточили огонь из танков и артиллерии по позициям российских миротворцев, в соответствии с международными договоренностями разделявших противоборствующие стороны.

Планы руководства Грузии по применению вооруженных сил, направленные на захват Абхазии и Южной Осетии, разрабатывались в 2005—2007 годах. В планах предусматривалось уничтожение объектов как военного, так и гражданского назначения, в том числе сел, где проживают граждане осетинской национальности, штаба и полигона миротворцев Российской Федерации [14].

Евросоюз провел расследование причин «конфликта России и Грузии». Комиссию по расследованию возглавила швейцарский дипломат Хайди Тальявини, бывшая в 2002—2006 году спецпредставителем ООН в Грузии. «С точки зрения миссии именно Грузия положила начало военным действиям в Южной Осетии. Никаких объяснений грузинская сторона не смогла дать в качестве основания для своих действий. Не было никакого наступления в Южной Осетии со стороны России до развязывания конфликта», — сказала Х. Тальявини. Она назвала грузинскую агрессию «изолированным актом, кульминацией нагнетаемого напряжения» [3].

Южная Осетия и Абхазия уже однажды реализовали свое право на равноправие и самоопределение своего народа. Можно назвать его внутренним, что и предписывает принцип международного права. Однако Грузия проявила акт агрессии и даже геноцида в отношении Южной Осетии, и это же планировалось в отношении Абхазии. Возникает вопрос: как народ, нация может продолжать жить в государстве, которое пыталось его уничтожить? По нашему мнению, проявление агрессии, геноцида дает основание потерпевшим самоопределяющимся народам и нациям воспользоваться правом на отделение от государства-агрессора и обратиться к международному сообществу за признанием их независимыми государствами [15]. Подобные факты показывают необходимость дополнения оснований изменения государственной территории, что позволит обратить внимание на недопустимость совершения международных преступлений. Исходя из произошедших на территории Южной Осетии событий, основанием изменения государственной территории может являться отделение части территории государства после акта агрессии.

Сложно из всей мировой практики реализации общепризнанных принципов и норм международного права и международных отношений выделить наиболее общие нормы для международно-правового признания государств, борющихся за свою независимость и самоопределение. Каждый случай распада государства, отделения части его территории имеет свой особый смысл и предысторию, следовательно, применять правила прецедента к возникающим ситуациям не представляется возможным. Сам процесс международно-правового признания является исключительно делом суверена исходя из отношения к сущности кризисной ситуации.

Представляется, что основополагающим в международно-правовом признании должно быть отношение суверена к сформированным признакам государственности самоопределяющихся территорий или новых образованных государств.

Необходимо проанализировать особенности признания государств в международном праве. Следует отметить, что международное сообщество так и не пришло к однозначному пониманию механизмов международно-правового признания вновь образованных государств. Ученые в своих подходах к признанию новых государственных образований используют такие теории, как конститутивная и декларативная.

Л. Оппенгейм однозначно утверждал, что для международного права государство не существует до его официального признания другими государствами [18, р. 110]. Данное положение раскрывает сущность конститутивной теории, но ничего не выделяет в качестве признаков, которым должно соответствовать новое государственное образование.

Сторонники декларативной теории отмечают, что признание лишь подтверждает правомерность конкретных международно-правовых действий или событий. Поскольку государственное образование существует, присутствуют все признаки его государственности, то оно уже является субъектом международного права, и признание направлено на установление стабильных международных правоотношений между субъектами международного права [17, р. 54—56].

Представляется, что современные международные отношения показывают, что обе теории справедливы, поскольку государство не может быть полноправным, если оно не признано другими государствами, но, с другой стороны, появляется и функционирует субъект, который обладает признаками государства, и возможность его существования определится действиями населения и сформированной власти. Соответственно, если мы можем наблюдать устойчивое развитие определенной территории, населения, власти, способной определить свои цели и задачи развития, реализовывать функции, то игнорировать такой субъект в международных отношениях не представляется возможным.

Справедливо утверждение З.В. Силаевой о том, что непризнанные государства — это политико-территориальные образования, обладающие в большинстве случаев ключевыми атрибутами государственности и, в первую очередь, способностью к эффективному внутренне легитимированному контролю на основной территории при отсутствии международного признания, без которого они не могут полноправно вступать в правовые отношения с другими государствами [13, с. 135].

События, происходящие в последнее время на Украине, потрясают мировое сообщество своей жестокостью, нарушением общепризнанных принципов и норм международного права. Ученые постоянно дают оценку происходящим на Украине событиям [1]. В данной ситуации наблюдаются нерешительные действия Организации Объединенных Наций, международных институтов. Осуществляется прямое угрожающее воздействие США на государства Европы и другие государства с целью оправдания происходящих на Украине нарушений.

ДНР и ЛНР представляют собой отдельные административно-территориальные образования, борющиеся за независимость. Используемое в средствах массовой информации название государственного образования «Новороссия» некорректно. Новороссия — это не государство, на данный момент это союз ДНР и ЛНР. Под «Новороссией» следует понимать территорию «Русского мира», сложившуюся еще в Российской империи, продолжившую после распада СССР существование в границах Украины и включающую в себя территории с административными центрами в Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске, Донецке и Луганске.

ДНР и ЛНР имеют свои функционирующие институты власти. После антиконституционного переворота в Киеве, распространения антироссийских настроений и националистических группировок, самозахвата власти в регионах, появления угрозы жизни населения и собственности народ и действующие представители власти начали процесс самоопределения.

В ДНР и ЛНР сформированы силы самообороны (ополчение) из числа местного населения, которые осуществляют вооруженную борьбу против националистических формирований и Вооруженных сил Украины. Украина объявила ДНР и ЛНР террористическими организациями и проводит антитеррористическую операцию (АТО).

Действующая власть ДНР и ЛНР учреждена и поддерживается населением. На территории ДНР и ЛНР 11.05.2014 г. состоялись референдумы, на которых население проголосовало за государственную самостоятельность.

Власть ДНР и ЛНР организовала работу по жизнеобеспечению населенных пунктов, оказанию помощи оставшемуся на родине населению. Обвинение руководства ДНР и ЛНР, ополчения в терроризме со стороны центральных руководителей Украины является несостоятельным. Гибель людей из ополчения и мирного населения в зоне конфликта происходит исключительно по вине националистических группировок и Вооруженных сил Украины.

Первые попытки внутреннего самоопределения, например, ДНР предпринимались несколько лет назад. В феврале 2009 года так называемый Съезд полномочных народных представителей Донецкой Федеративной Республики утвердил «декларацию о государственном суверенитете». В указанный период предпринимались попытки, направленные на установление возможной финансовой самостоятельности, речи о федерализации или отделении не велось. Данные проявления показывали особое финансовое значение региона для всей Украины [2].

Уместно вспомнить слова кандидата в президенты Украины С. Ратушняка, которые он высказывал в 2009 году: «Практически каждая из областей Украины — это отдельная субкультура. Кроме закарпатской, черновецкой и крымской есть еще более десятка субкультур. И если мы не полюбим себя как единый народ, красивый и неповторимый в своем разнообразии, — мы не состоялись как государство. Лучший вариант для нас — югославский сценарий, чтобы все прошло без крови, иначе будет кровавый... У нас в Закарпатье очень сильны сепаратистские настроения. Но это не потому, что мы очень хотим быть частью Австро-Венгрии, или там Румынии или Польши, я думаю, что потому, что мы здесь не создали привлекательной страны и привлекательных условий для развития, и поэтому у нас более 90% в Закарпатье хотят отделяться. Это серьезный факт, и с этим надо считаться» [4].

Делая предварительный вывод, необходимо отметить, что признаки государственности ДНР и ЛНР существуют и выражаются на строго определенной территории самоопределяющихся республик в наличии действующей власти, учрежденной народом, возможностях обеспечения правопорядка и соблюдения прав человека, выполнения социальных функций.

Очевидно, что если в начале пути к самоопределению ДНР и ЛНР стремились своими действиями сохранить мир и порядок на своей территории, избежать последствий нелегитимной смены власти на Украине, то в последующем, после начавшегося периода вооруженного уничтожения, иного пути, помимо отделения от Украины, представить уже было невозможно. Непосредственно Украина, мировое сообщество не спешат с признанием ДНР и ЛНР. США и страны Европы поддерживают уничтожение мирного населения самоопределяющихся республик. К тому же специальные международные организации, такие как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международный комитет Красного Креста, не реализуют свои полномочия в полном объеме и являются неэффективными. Однако ДНР и ЛНР продолжают существовать, и их признание проявляется в следующем.

Во-первых, со стороны центральной власти Украины фактически с июля 2014 года прекращены все денежные выплаты населению ДНР и ЛНР, что прекращает реализацию социальной функции украинского государства [11]. Данная функция никем, кроме новой власти на территории ДНР и ЛНР, реализовываться не может и не будет.

Во-вторых, Украина признает неподконтрольность территории ДНР и ЛНР, за исключением некоторых населенных пунктов. Президент Украины П. Порошенко предложил Верховной раде изменить границы районов Луганской области [10]. Например, лидер партии «Батькивщина» Ю. Тимошенко испугалась возможного начала процесса делимитации границы между Украиной и Донбассом [16]. Подобное говорит о признании границ территории ДНР и ЛНР со стороны центральной власти Украины.

В-третьих, факт признания Украиной ДНР и ЛНР подтверждается и началом переговорного процесса. Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и ОБСЕ достигла согласия относительно прекращения огня и нормализации обстановки на юго-востоке Украины, в результате в Минске 05.09.2014 г. подписан соответствующий протокол [9]. В дальнейшем также был подписан и Меморандум об исполнении положений Протокола от 19.09.2014 г. [7].

В-четвертых, признание ДНР и ЛНР состоялось и со стороны международных организаций. 25.06.2014 г. Международный комитет Красного Креста признал ДНР воюющей стороной в конфликте [6]. Активные боевые действия, нарушения норм международного гуманитарного права выявили необходимость определения воюющих сторон в конфликте на Украине. Ополчение ДНР и ЛНР осуществляет вооруженную борьбу против Вооруженных сил Украины, частных военных компаний, националистических формирований на строго определенной территории. Это дает основание в очередной раз подтвердить постепенное признание ДНР и ЛНР.

В-пятых, процесс признания ДНР и ЛНР начался и со стороны частично признанных государств. Например, Президент Южной Осетии 14.10.2014 г. подписал указ о признании независимости ДНР и ЛНР. После подписания указа о признании независимости состоялась деловая встреча Президента Южной Осетии Л. Тябилова со спикером парламента Новороссии О. Царевым, на которой было обсуждено дальнейшее сотрудничество в различных сферах [12].

Важно также отметить активность мировой общественности. На сайте общественных петиций была создана страница для реализации обращения в ООН по вопросу предоставления независимости ДНР и ЛНР. На 16.02.2015 г. петиция нашла поддержку у 48 940 человек. Для передачи петиции в ООН необходимо 50 тыс. голосов [8].

По нашему мнению, ДНР и ЛНР обладают необходимыми признаками государства, которые позволят им быть независимыми, а именно конкретной территорией, населением и поддержанным им на референдуме руководством (властью). Можно говорить о частичном признании ДНР и ЛНР центральной властью Украины, международной организацией (Международный комитет Красного Креста), а также частично признанным государством (Республика Южная Осетия).

 

Список литературы

 

1. Александрова Е.С. События на Украине и в Крыму: проблема международного права? // Право и политика. 2014. № 11. C. 1691—1701.

2. Газета Верховной рады: Донбасс готов отделяться от Украины. URL: http://www.regnum.ru/ news/1154729.html (дата обращения: 12.02.2015).

3. Грузия развязала войну в Южной Осетии в августе 2008 года — глава миссии ЕС. URL: http://www.baltinfo.ru/2010/04/28/Gruziya-nachala-voennye-deistviya-v-Yuzhnoi-Osetii-v-avguste-2008-goda—glava-missii-ES-141664 (дата обращения: 12.02.2015).

4. Если Украина не станет федерацией, она распадется на 6 государств: кандидат в президенты. URL: http://www.regnum.ru/news/1232754.html (дата обращения: 12.02.2015).

5. Калачев Д.Н. Современная система международной безопасности: средовые параметры // Международные отношения. 2014. № 4. C. 544—549.

6. Красный Крест признал ополченцев стороной конфликта. URL: http://www.mk.ru/politics/2014/06/25/krasnyy-krest-priznal-opolchencev-storonoy-konflikta.html (дата обращения: 12.02.2015).

7. Минский меморандум 19.09.2014 г. URL: http://job-sbu.org/minskiy-memorandum-19-09-2014.html (дата обращения: 12.02.2015).

8. Обращение в ООН «О признании независимости Луганской и Донецкой республик». URL: http://www.avaaz.org/ru/petition/Obrashchenie_v_OON_O_priznanii_nezavisimosti_Luganskoy_i_Doneckoy_respublik/?tUcPMib (дата обращения: 16.02.2015).

9. Полный текст минского мирного протокола между ДНР-ЛНР и Украиной. URL: http://www.rusdialog.ru/news/4237_1410076959 (дата обращения: 10.02.2015).

10. Порошенко предлагает срочно изменить границы районов Луганской области. URL: http://www.regnum.ru/news/1854262.html (дата обращения: 16.02.2015).

11. Правительство Украины официально отрезало территории ДНР и ЛНР от финансирования. URL: http://www.regnum.ru/news/1864164.html (дата обращения: 10.02.2015).

12. Президент Южной Осетии подписал указ о признании ЛНР и ДНР // Комсомольская правда. 2014. 14 окт. URL: http://www.kp.ru/daily/26294/ 3172767/ (дата обращения: 15.02.2015).

13. Силаева З.В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13).Ч. 1.

14. СКП РФ опубликовал новые данные о геноциде в Южной Осетии. URL: http://www.europublish.ru/reviews/200542394 (дата обращения: 10.02.2015).

15. Скулаков Р.М. Последствия агрессии Грузии и формирование государственной границы между Российской Федерацией, Грузией, Южной Осетией, Абхазией (о некоторых современных военных проблемах международного права) // Военное право. 2013. Вып. № 3. URL: http://www.voennoepravo.ru/ node/5145 (дата обращения: 10.02.2015).

16. Тимошенко заявила о начале делимитации границы между Украиной и частью Донбасса. URL: http://www.regnum.ru/news/1854413.html (дата обращения: 16.02.2015).

17. Briely J. The Law of Nations: an Introduction to the International Law of Peace. N.-Y., 1963.

18. Oppenheim L. International Law. L., 1905. Vol. 1.