УДК 001.8

Страницы в журнале: 4-8

 

В.В. Красинский,

доктор юридических наук, член Общественного консультативного научно-методического Совета при ЦИК России Россия, Москва vkr@fromru.com

 

Анализируются актуальные методологические проблемы, затрудняющие проведение прикладных научных исследований в гуманитарной области. Исследуются состояние научной методологии и пути ее совершенствования.

Ключевые слова: наука, научные исследования, методология, методы решения научных задач, методологические проблемы.

 

Во всех научно-исследовательских работах (далее — НИР) (фундаментальных и прикладных) методологические инструменты играют схожую роль1. С помощью методов осуществляется проверка, подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез. Как и в естественных науках, в гуманитарной области методология имеет важное значение, поскольку проводимые интуитивным путем НИР распыляют силы и средства авторских коллективов, требуют существенных затрат и приносят незначительные научные результаты2. Как справедливо отмечает Г.И. Рузавин, «стихийное познание существенно ограниченно по своим возможностям, так как опирается в основном на эмпирические обобщения наблюдаемых фактов, которые не всегда оказываются верными, ибо не контролируются теоретическим мышлением, точными методами рассуждений и строгими критериями обоснованности полученных результатов» [2, с. 1].

Существующие недостатки организации и выполнения прикладных научных исследований в гуманитарной области во многом обусловлены ведомственной разобщенностью и изоляцией отраслевой науки, отсутствием у научных и педагогических сотрудников должной квалификации, сформировавшегося стиля научного мышления и методического опыта из-за оттока высококлассных специалистов в 1990—2000 гг. и усиления административно-бюрократической организации науки.

Оставив в стороне организационно-бюрократические моменты НИР, обозначим актуальные методологические проблемы, затрудняющие проведение прикладных научных исследований в гуманитарной области.

1. Отсутствие во многих научно-исследовательских подразделениях и образовательных учреждениях современных отечественных и зарубежных источников по методологии гуманитарных исследований. Так, анализ библиотечных фондов ряда ведомственных НИИ по вопросам методологии и гносеологии показал недостаточную укомплектованность соответствующей научной литературой. Большинство изданий по вопросам методологии датировано 1980-ми годами и морально устарело. Подписка на иностранные научные журналы не ведется. О каких новых методах научных исследований, современных подходах и методологической культуре сотрудников можно говорить в таких условиях?

2. Отсутствие преемственности научного цикла. При проведении гуманитарных исследований нередко происходит распыление сил и средств: сначала авторским коллективом изучается одна проблема, на следующий год — не связанная с ней другая, потом третья и т. д. В результате научные сотрудники не приобретают глубоких знаний экспертного уровня по разрабатываемым темам НИР и проблемам.

Хорошей практикой является проведение «стволовых» НИР, постепенно расширяющих и углубляющих тему или проблему. По наиболее актуальным и значимым темам целесообразно проводить повторные исследования, чтобы получить сведения о динамике и тенденциях развития исследуемых процессов, следует обеспечить непрерывность научного цикла. Важнейшей задачей является формирование специализации научных сотрудников.

3. Отсутствие четкой системы планирования и формирования тематики НИР. В ряде случаев различными научно-исследовательскими подразделениями и образовательными учреждениями проводятся схожие НИР по практически аналогичным темам, что свидетельствует о нескоординированном использовании научного потенциала. Часто темы спускаются «сверху», не носят научного и проблемного характера. Между тем, правильный выбор, формирование и тщательная проработка тематики обеспечивают успех и научную значимость проведения НИР. От того насколько качественно проделана эта подготовительная работа, насколько увязан по тематикам, исполнителям, ресурсам и срокам весь комплекс научно-исследовательских работ и других научно-практических мероприятий на очередной плановый период, во многом зависит эффективность научно-исследовательской деятельности.

Качество НИР заметно возрастает, если до ее начала проводится предварительная проработка гипотезы, которая определяет правильный выбор объекта и методов исследования [1, с. 128]. В тоже время выдвижение гипотезы не должно сковывать мысль, предопределять итоговые результаты работы.

Механизм предварительной проработки тематики научных исследований предполагает обширный объем работ, включающий:

— изучение актуальности темы открывающейся НИР;

— обозначение существующих проблем в рамках названной темы, их актуального состояния; обозначение возможных путей решения этих проблем;

— анализ имеющихся источников информации по проблеме исследования и степень разработанности проблемы НИР;

— подготовку предложений о получении необходимых материалов;

— анализ состояния и результатов предварительной проработки вопроса о возможном привлечении квалифицированных научных и практических работников в качестве соавторов исследования;

— определение объекта, предмета, цели, задач НИР, вида разрабатываемой научной продукции, примерной структуры и целевой аудитории выходных документов.

Типичными методологическими ошибками являются подмена задач этапами (например, «изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования») или методами исследования («осуществить анализ процесса», «провести социологический опрос»).

4. Отсутствие правильного выбора при использовании методов исследования научных задач.

Во-первых, необходимо подбирать нужные методы для решения научной проблемы, а не подгонять проблему под методы, которые доступны научным сотрудникам. Как отмечает Н.В. Наливайко, «главным условием правильности метода является истинность теории, на которой он построен, соответствие исходных посылок объекту и соответствие рассуждения исходным посылкам. Критерий истинности, правильности метода складывается из трех моментов: истинности содержательных знаний теории, корректности перевода теоретических знаний в нормативные предписания и соответствия действий исследователя методу» [3, с. 50].

Во-вторых, методы должны применяться комплексно и творчески. Использование одного метода обеспечивает лишь вероятностные знания, а комплексное применение различных методов обеспечивает достоверность выводов и обоснованность практических предложений.

В-третьих, развитие методологии в современных условиях связано с пересечением и взаимопроникновением методов различных наук. Широкомасштабные комплексные исследования на стыке наук требуют привлечения специалистов различных отраслей знания.

5. Минимальное количество прогнозных исследований. Как правило, формируемые прогностические образы носят тривиальный характер и создаются путем прямого переноса определенной в прошлом тенденции развития на более или менее отдаленное будущее или с помощью простых индуктивных обобщений. Отношения следования нередко устанавливаются без дополнительных познавательных операций. Разработанные таким образом предсказания выражают обычно кратковременные тенденции и не способны отразить глубокие изменения данной предметной области.

Между тем методика построения прогноза должна соответствовать строгим методологическим требованиям — принципиальная возможность проверки самого предсказательного процесса, указание временного интервала (точки) реализации прогноза, непротиворечивое соответствие законам, открытым наукой, и др. Необходимым условием является также сопоставимость методов, использованных при получении прогностического образа [2, с. 190—191].

6. Значимость организационных компонентов научной деятельности и в преломлении к ним проблемы организации выполнения НИР.

Как свидетельствует практика, осуществление НИР требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и организационной подготовки. Удачной организационной формой такой работы являются научно-методические семинары, которые дают возможность выработать оптимальный алгоритм проведения НИР, определить вид и структуру выходной научной продукции по теме исследования, а также рассмотреть актуальные организационные, методические, правовые и иные вопросы организации НИР.

Кроме того, методология научного исследования различается на отдельных этапах НИР и обязательно включает:

— разработку гипотезы исследования;

— методику накопления эмпирического материала;

— методику обработки и анализа полученных данных;

— методику обобщения результатов исследования и выработку рекомендаций.

Сформулированная гипотеза должна быть обоснована эмпирическим путем, конкретизирована, уточнена и проверена в ходе проведения НИР, дополнена с учетом полученных результатов.

7. Экстенсивный путь проведения научно-исследовательской деятельности в гуманитарной области, оценивание ее по количественным показателям. Успехи научной деятельности измеряются административным персоналом путем сопоставления плановых и фактических позиций НИР.

Как представляется, конечный научный продукт должен быть уникальным (решающим сложную проблему, интегрирующим различные знания, не содержащим повторов и плагиата). От «палочно-галочной системы», экстенсивного пути научно-исследовательской деятельности давно пора перейти к совершенствованию стиля научного мышления и интенсивному пути научных исследований.

8. Слабое использование технических средств сбора и анализа данных при проведении прикладных НИР в гуманитарной области. Научно-исследовательские подразделения и образовательные учреждения зачастую не имеют прямого доступа к информационным каталогам библиотек и электронным базам данных о НИР, диссертациях и изданиях гуманитарного профиля, не говоря уже о программно-аппаратных средствах и различных системах мониторинга.

Таким образом, характеристика основных методологических проблем научно-исследовательской деятельности в гуманитарной области позволяет предложить несколько путей оптимизации НИР.

1. Основная научно-методическая база исследования должна определяться еще на этапе предварительной проработки темы НИР, корректироваться в ходе подготовки организационных документов и проведения научно-методических семинаров.

2. Каждый авторский коллектив НИР следует ориентировать на творческое применение индивидуальных методологических приемов работы. При этом нужно понимать, что научный сотрудник может более эффективно реализовать свой потенциал, когда индивидуальная исследовательская программа и специализация сотрудника находятся в единстве с общим планом исследований.

3. Целесообразно обеспечивать непрерывность научного цикла и ориентироваться не на количество НИР, а на качество, уникальность конечного научного продукта, который должен быть «визитной карточкой» научно-исследовательского подразделения (образовательного учреждения).

4. В научных коллективах следует постоянно повышать методологическую культуру сотрудников1 [4, с. 26]. Для обмена положительным организационным и методическим опытом выполнения НИР целесообразно проводить ежегодные «круглые столы» и конференции, посвященные методологии научных исследований.

5. Успешное осуществление намеченных путей повышения эффективности научных исследований зависит от наличия достаточного информационного, финансового и ресурсного обеспечения.

В данной работе были обозначены далеко не все методологические проблемы прикладных научных исследований в гуманитарной области. Поэтому мы не претендуем на исчерпывающее отображение проблемной предметной области.

Вместе с тем, работа над методологическими ошибками позволит внести определенный вклад в повышение новизны, научной значимости и результативности прикладных исследований. Совершенствование методологии научно-исследовательской деятельности послужит развитию средств ориентирования в эмпирическом материале, интенсифицирует научный поиск и направит НИР на получение необходимых практических результатов.

Список литературы

 

1. Дамаскин О.В. Методология и методика изучения правосознания и общественного мнения военнослужащих. — М., 2011.

2. Лакис П.П. Методологические и логические аспекты прогнозирования. — Рига, 1985.

3. Наливайко Н.В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. — Новосибирск, 1990.

4. Розова С.С. Проблема предмета методологии науки / Проблемы методологии науки. — Новосибирск, 1985.

 

5. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. — М., 1999.