УДК 343.532 

Страницы в журнале: 99-104

 

А.В. Ревягин,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России Россия, Омск rav090@mail.ru

С.Л. Панов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики  Омской академии МВД России  Россия, Омск spanov@pochta.ru

 

Рассматриваются проблемы, связанные с наличием на отечественном потребительском рынке контрафактных и поддельных автомобильных запчастей, анализируются причины и условия оборота контрафактной автопродукции, предлагаются меры по противодействию обороту автомобильного контрафакта.

Ключевые слова: потребительский рынок, автозапчасти, контрафакт, противодействие обороту контрафактных автозапчастей.

 

В настоящее время одним из наиболее прибыльных видов бизнеса в России является продажа автозапчастей, различных аксессуаров к автомобилям и автохимии. Рынок автомобильных запчастей подразделяется на первичный, включающий компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере, и вторичный — это запчасти для продажи через сервис и магазины. Вторичный рынок автомобильных запчастей занимает приоритетное положение по отношению к первичному рынку, на его долю приходится 75% от общего объема рынка в стоимостном выражении [4].

Любой рынок имеет определенный процент контрафакта, фальсификата и некачественной продукции, и изделия для автомобилей, к сожалению, не являются исключением. По мнению экспертов, объем нелегального оборота на рынке автозапчастей составляет более 295 млрд рублей в год и наносит ущерб бюджету (неуплата НДС) в размере более 53 млрд рублей ежегодно. Более 95% номенклатуры деталей автомобиля можно подделать. На оставшуюся долю приходятся высокотехнологичные узлы и агрегаты, подделывать которые невыгодно. Первую категорию запчастей отличает низкое качество изготовления, короткий срок службы, а также опасность разрушения запчасти в процессе эксплуатации [16].

В общемировой практике рынок автозапчастей состоит из двух сегментов — оригинальных и неоригинальных автомобильных деталей [2, с. 26]:

— оригинальные автозапчасти, которыми комплектуются автомобили на конвейере, имеющие торговую марку компаний-производителей, изготовленные в строгом соответствии с предусмотренными характеристиками материалов под жестким контролем качества, и дубликаты, выполненные в соответствии с лицензией автомобильных фирм и под соответствующим контролем;

— неоригинальные запчасти выпускают фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиям автозаводов, поэтому они могут быть изготовлены с нарушением стандартов безопасности, надежности и долговечности.

Кроме того, между оригинальными и неоригинальными запчастями существует достаточно большой рынок запчастей-аналогов, которые по качеству достаточно близки к оригиналу, а по цене значительно ниже. Это обусловлено тенденцией «молчаливого согласия» компаний-производителей автомобилей уступить часть объемов торговли запасными частями, изготовленными независимыми специализированными заводами, самим этим предприятиям.

В свою очередь неоригинальные автозапчасти, представленные на российском рынке, условно можно разделить на две группы:

— автозапчасти известных зарубежных производителей из числа не прошедших таможенный контроль, которые в большинстве случаев опасности «здоровью» автомобиля не представляют;

— контрафактные (поддельные) низкокачественные автозапчасти, представляющие угрозу для технического состояния автомобиля [5, с. 53].

В настоящее время состояние отечественного рынка автозапчастей можно охарактеризовать следующим образом.

1. Аналитическая служба компании «Авента-Инфо» [15] опубликовала статистические данные по распространению на территории Российской Федерации автозапчастей, имеющих высокую степень вероятности подделки. Лидерами по выявленным подозрительным автомобильным запчастям стали Ростовская, Самарская области (по 10% на каждую область) и Московский регион (7%). За ними следуют Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская область и республики Дагестан, Башкортостан и Татарстан — на них суммарно приходится четверть автозапчастей, обладающих признаками контрафактной продукции.

2. Производители контрафактных и фальсифицированных автозапчастей в связи с тем, что фактически не затрачивают средства на разработку изделий, организацию рекламных акций и продвижение товара, могут устанавливать значительно более низкую цену на свою продукцию, чем правообладатели товарного знака. При производстве подделок нередко отсутствует надлежащий контроль качества продукции, нарушаются технологии изготовления, происходит подмена материалов, не соблюдаются размеры и допуски, используется неквалифицированный персонал.

3. Подделывают в основном те автомобильные запасные части, которые быстро изнашиваются и выходят из строя (следовательно, пользуются постоянным спросом у покупателей), а также не требующие сложной технологической обработки и проверки на специальных стендах: резинотехнические изделия, в том числе детали топливной системы (шланги, прокладки, уплотнители, ремни), поршни, коленвалы, светотехника (фары), тормозные колодки, детали подвески, электрооборудование (генераторы, стартеры, свечи) и ряд других запчастей [14].

Поддельные запчасти для автомобилей зачастую служат основной причиной той или иной неисправности автомобиля. Контрафактные автозапчасти могут вывести из строя в автомобиле детали, которые до этого работали исправно. Так, покупка некачественных свечей может привести к выводу из строя системы зажигания, поддельные тормозные шланги способны вызвать отказ всей системы и создать высокую аварийную опасность, а фильтры плохого качества либо плохо очищают масло, способствуя образованию отложений, либо, напротив, пропускают слишком малое количество масла, в результате чего двигатель будет быстрее изнашиваться, и т. д. Установка некачественной автозапчасти впоследствии может быть причиной дорожно-транспортного происшествия и причинения вреда участникам дорожного движения.

4. Сегодня в стране существует достаточное количество крупных заводов, которые производят запчасти на автомобили, руководствуясь собственной технической документацией. Все сертифицировано и вполне легально, однако иная технология изготовления (например, литье вместо штамповки), использование других материалов (марок стали, добавок), неточности и недоработки в геометрии изделия (повышенная шероховатость, зазоры) и т. д. — все это отрицательно влияет на продолжительность жизни таких деталей. Некачественные запчасти быстро выходят из строя сами и способствуют повышенному износу других узлов машины.

5. Правоохранительными органами страны выявляются факты, когда поддельные автомобильные запчасти, поступающие из-за рубежа, в небольших мастерских «доводят до ума» путем наклеивания голограмм, этикеток с указанием известных фирм-производителей, таких как BOSCH, LUK и ВАЗ. Современная техника подделки упаковок при условии больших объемов сбыта контрафактных автозапчастей позволяет фальсификаторам не экономить на изготовлении качественной тары с целью успешной реализации поддельной продукции [3]. Указанные действия по незаконному использованию чужого товарного знака влекут административную или уголовную ответственность в зависимости от размеров причиненного ущерба производителю оригинальных автозапчастей.

6. На отечественном рынке автозапчастей страны не исключена практика открытия магазинов-однодневок, арендующих торговые площади на короткий период времени. После сбыта крупной партии «левых» автозапчастей такие магазины мгновенно закрываются, а фирма-однодневка прекращает свое существование.

7. На автомобильном рынке встречаются факты, когда реализуемые автозапчасти для отечественных автомашин оказывались заводским браком (из числа некондиционных и не прошедших технический контроль), который вместо свалки попадал на прилавок автомагазинов [7, с. 38].

8. В некоторых магазинах на обозрение покупателям в витрину выкладывается оригинальная, качественная деталь из партии, на которую есть все причитающиеся документы, а под прилавком своего покупателя «ждет» контрафактная деталь.

9. В ряде торговых предприятий, станций технического обслуживания менеджеры по снабжению не гнушаются покупкой «серых» (контрафактных) запчастей для своих организаций с целью получения прибавки к зарплате за счет разницы в цене между сертифицированными автомобильными изделиями и поддельными [6].

10. Нередко при приобретении автозапчастей покупатель сталкивается с несколькими проблемами одновременно: детали не только не соответствуют заявленному качеству, но еще и продаются по цене оригиналов.

11. Одним из аспектов оборота автозапчастей является проблема наличия на рынке так называемых омоложенных запчастей. Это бывшие в употреблении автозапчасти, которым современные умельцы придают вид новых изделий. Категорию «омоложенных» узлов можно, в свою очередь, разделить на две группы [3]:

— целиком восстановленные запчасти. Узел разбирают, каждой детали с помощью шлифовки, фрезеровки, покраски и других операций придают товарный вид, а затем собирают обратно. Ресурс, которым обладают «омоложенные» таким образом запчасти, достаточно небольшой;

— узлы, собранные из минимально поношенных деталей, которые практически не нуждаются в дополнительной обработке. При условии соблюдения технологии сборки получаются почти новые запчасти, которые могут иметь вполне приемлемые технические характеристики.

Отличить «омоложенные» запчасти порой довольно сложно, особенно когда поработали опытные мастера. Как правило, они должным образом промаркированы и упакованы, поэтому такие автозапчасти могут не вызвать никаких подозрений у покупателей.

К основным детерминантам оборота поддельных и контрафактных автомобильных запчастей следует отнести [1; 11, с. 47; 13]:

1) ослабленный государственный контроль над качеством производимой продукции. Плановые проверки организаций, выпускающих запчасти для автомобилей, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в настоящее время проводятся не чаще чем раз в три года. При этом за год на сайте ведомства вывешивают планы этих проверок, и предприниматели знают, когда к ним придут чиновники. Фактически осуществляется не проверка, а профанация контрольной деятельности;

2) относительно стабильный объем контрафакта на рынке, несмотря на то, что за выпуск контрафактных товаров предусмотрена уголовная ответственность по ст. 180 Уголовного кодекса РФ за незаконное использование товарного знака вплоть до 6 лет лишения свободы. Это связано прежде всего с тем, что для привлечения к ответственности нужны не просто веские основания, а факт документально доказанного ущерба владельцу прав собственности, что сделать на практике, к сожалению, не всегда удается. Кроме того, судебная практика по обороту контрафактных автозапчастей значительно меньше, чем по делам о пиратстве в компьютерной сфере или на рынке алкоголя, а добиться наказания гораздо сложнее, потому что в настоящий момент у следственных органов возникают проблемы в определении точной суммы ущерба, причиняемого правообладателю, а также в доказывании прямого умысла у автопродавцов на реализацию контрафактных поддельных деталей;

3) отсутствие в России единой четкой системы лицензирования и сертификации автопродукции, поступающей из-за рубежа, что развязывает руки недобросовестным поставщикам;

4) недостаточно организованная, последовательная и эффективная деятельность производителей по  защите своей автопродукции, что приводит к обновлению линейки фальсификата. Производители автомобильных деталей мало внимания уделяют распространению через СМИ и сайты сети Интернет информации для потребителей об отличительных особенностях выпускаемой автопродукции, чем нередко пользуются фальсификаторы;

5) отсутствие необходимого законодательного регулирования интернет-торговли — канала, через который на современном этапе распространяется значительное количество контрафактных автозапчастей;

6) недостаточно скоординированная деятельность правоохранительных органов, контролирующих структур и общественных формирований (например, обществ по защите прав потребителей) по выявлению фактов распространения на авторынках контрафактных и поддельных автодеталей;

7) отсутствие механизма, определяющего порядок уничтожения конфискованных контрафактных, поддельных автозапчастей. Нередки случаи, когда изъятые правоохранительными органами контрафактные и поддельные автозапчасти снова возвращаются на рынок в виде легальной лицензированной продукции;

8) сети магазинов и автомобильные дилерские центры зачастую сами приобретают контрафактную продукцию из-за ее низкой цены, а затем реализуют как оригинальную. При довольно низкой входящей цене контрафактных автозапчастей недобросовестные продавцы устанавливают на них цены, близкие к стоимости оригиналов, чтобы не вызывать подозрений со стороны покупателей;

9) добросовестные производители нередко устанавливают на свои запчасти неоправданно завышенную цену, не учитывая низкую покупательную способность отечественного потребителя и тем самым подталкивая автовладельцев «в объятия» изготовителей контрафакта;

10) низкая потребительская грамотность и покупательная способность большинства населения, которое в силу ограниченных финансовых возможностей отдает предпочтение, прежде всего, ценовой характеристике товара, а уж потом — его качеству и торговой марке. Именно цена оказывает влияние на психологию потребителей, а разница в цене может составлять до 50% от цены оригинала [9].

Покупателей контрафактных автозапчастей можно условно типологизировать на следующие категории:

— «сознательный» покупатель, осваивающий авторынок контрафакта абсолютно осознанно: цена на автозапчасти является определяющим фактором, а качество предлагаемого товара и перспектива в будущем стать участником ДТП от покупки не удерживает. В большинстве случаев к этой категории относятся водители такси, люди, зарабатывающие частным извозом, сотрудники сомнительных автосервисов, для которых автомобиль является средством получения доходов;

— «торопливый» покупатель, который, не желая откладывать ремонт личного автомобиля и месяцами ждать новую деталь, идет на эксперимент по сознательной покупке нефирменной детали, полностью отдавая себе отчет о возможных последствиях;

— автолюбитель-«чайник» (начинающий водитель), который ориентируется исключительно на цену запчастей и советы продавцов на рынке. Имеет слабое представление о техническом устройстве и эксплуатации автомобиля, поэтому является востребованным покупателем для недобросовестных продавцов, сбывающих контрафакт.

Система противодействия обороту поддельных и контрафактных автозапчастей должна включать в себя законодательные, организационные, надзорные и просветительные меры   [12, с. 14; 17, с. 43].

1. Принятие ряда федеральных законов, например «О потребительском рынке и взаимодействии его участников», «О порядке уничтожения контрафактных и поддельных товаров» и ряда других, направленных на упорядочивание оборота товаров на отечественном рынке.

2. Разработка и принятие комплексной государственной, а также региональных программ по противодействию обороту контрафактной и фальсифицированной продукции как в целом по потребительскому рынку, так и по отдельным группам товаров.

3. Дальнейшее осуществление работы по пополнению созданной под эгидой Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) электронной базы в сети Интернет сведениями об обороте на авторынке контрафактных и поддельных автозапчастей (в том числе опубликование фотографий поддельных и оригинальных автозапчастей с указанием отличий между ними).

4. Усиление таможенного контроля над ввозом на территорию России контрафактных автомобильных компонентов и деталей.

5. Совершенствование деятельности заводов-производителей оригинальных автозапчастей по дальнейшему интенсивному развитию дилерских (сервисно-сбытовых) сетей с целью максимального затруднения распространения поддельных автомобильных деталей.

6. Осуществление компаниями-производителями автозапчастей постоянного мониторинга авторынка, регулярных проверок и контрольных закупок своих товаров в магазинах разного типа с целью выявления подделок и контрафакта.

7. Повсеместное обязательное осуществление производителями автозапчастей маркирования выпускаемой продукции защитными DAT-стикерами, содержащими уникальные скрытые идентификационные номера, которое позволит всем участникам рынка автозапчастей через специальную базу данных регулярно и бесплатно проверять в онлайн-режиме подлинность товара (а также данные о производителях) непосредственно на сайте Digital Authentication Technologyа или через отправку смс-сообщений.

8. Повышение эффективности работы правоохранительных органов и надзорных структур по контролю над деятельностью предпринимателей в сфере реализации автозапчастей (например, использование органами внутренних дел оперативных проверочных закупок и контролируемых поставок автодеталей). Эффективная борьба с подделками автозапчастей может вестись только при согласованных действиях трех заинтересованных сторон: государственных органов, производителей и автовладельцев.

9. Организация при региональных отделениях Роспотребнадзора телефонов доверия (горячей линии), на которые граждане могли бы сообщать о фактах и местах продажи поддельных автозапчастей.

10. Усиление роли общественного контроля как эффективного механизма по выявлению, оценке и уничтожению контрафакта.

11. Повышение культуры автовладельцев при приобретении автозапчастей, в частности принятие на себя ответственности за последствия в случае использования товаров сомнительного качества.

В сфере противодействия обороту контрафактных и поддельных автозапчастей немаловажная роль принадлежит виктимологической профилактике. Данное направление предупредительной деятельности заключается в информировании граждан-покупателей о наличии на отечественном авторынке поддельных авто-запчастей и разъяснении их действий при покупке указанной группы товаров, а именно:

— приобретать автозапчасти следует в фирменных специализированных магазинах, работающих напрямую с проверенными поставщиками продолжительное время, что позволяет им придерживаться гибкой ценовой политики и гарантировать качество реализуемых товаров;

— по возможности надо изучать характеристики известных заводов-изготовителей и их официальных дилеров в регионе проживания;

— перед покупкой следует использовать возможности сети Интернет для получения сведений о надежности того или иного продавца автозапчастей;

— при покупке обращать внимание на упаковку приобретаемых автозапчастей: наличие штрих-кодов, защитных этикеток, голограмм и т. д.;

— при покупке убедиться, что запчасти не имеют следов коррозии и повреждений и соответствующим образом упакованы;

— при покупке убедиться, что на оттиске автозапчасти указано, для какой машины применяется деталь, номер по каталогу, клеймо завода-производителя;

— вместе с покупкой истребовать кассовый чек, гарантийный талон и техпаспорт на автозапчасть;

— не следует «гоняться» за низкой ценой, так как нередко именно стоимость автозапчасти может свидетельствовать о том, что данный товар не является качественным [8, c. 19].

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, могут сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии цивилизованного рынка автозапчастей, отвечающих предъявляемым требованиям как со стороны контролирующих структур, так и производителей продукции и покупателей.

 

Список литературы

 

1. Агеева О. Российский рынок автозапчастей ставит сомнительные рекорды. URL: http:// www.autopraga.ru (дата обращения: 16.01.2016).

2. Афанасьева Е.Г. Оригинальный контрафакт, параллельный импорт и конкуренция // Предпринимательское право. 2015. № 1. С. 25—32.

3. Бовсуновский В. «Левые» запчасти: в чем опасность и как отличить их от оригинальных? URL: http://www.segodnya.ua/index.html (дата обращения: 15.01.2016).

4. Василенко С. Возможна ли эффективная борьба с поддельными автомобильными запчастями? URL: http://www.carclub.ru (дата обращения: 18.01.2016).

5. Васильев В.А., Пахомов М.Е., Поздняков М.В. Многогранная проблема контрафактных автозапчастей на российских рынках. Комплексный подход к экспертному исследованию данной продукции // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 3 (10). С. 53—62.

6. Гусев А. Россию наводнили контрафактные автозапчасти. URL: http://www.news.auto.ru/news/1844 (дата обращения: 15.01.2016).

7. Даньшина В. Рынок автокомпонентов: засилье контрафакта // Основные средства. 2009. № 5 (345). С. 38—40.

8. Дворянкин О. Психология потребителя контрафактной продукции: зачем и почему приобретается контрафакт // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. № 3. С. 18—24.

9. Ильина Г.Г., Шишмарёв С.А. Некоторые тенденции рынка контрафактной продукции в современной России // Вестник Российского нового университета. 2011. № 2. С. 109—116.

10. Как не купить подделку в автомагазине: советы экспертов. URL: http://www.d-t-p.net/index.php (дата обращения: 15.01.2016).

11. Мальцев А. Современные тенденции контрафакта: методы и способы незаконного использования интеллектуальной собственности // Корпоративный юрист. 2010. № 4. С. 44—47.

12. Нератов Д. Предприниматели против контрафакта // Бизнес для всех. 2005. № 24. С. 14—15.

13. Парамонов О. Аргументы и контрафакты // Кузов. 2013. 2 сент.

14. Полякова И. Страсти по автокомпонентам // Транспорт России. 2013. № 35. 29 авг.

15. Рейтинг территорий РФ по подделкам автозапчастей. URL: http://www.3888.ru/news/details.html (дата обращения: 17.01.2016).

16. Чудаев В. Ущерб от контрафактных автокомпонентов по оценке «АвтоВАЗа» достигает

8 млрд руб. // Коммерсант.Ru. 2013. 30 сент.

17. Чумаченко А.Е. Контрафакт как социально-правовое и криминальное явление: направления и средства его предупреждения органами внутренних дел // Юридический мир. 2007. № 2. С. 42—47.