УДК 378.1

Страницы в журнале: 68-72

 

Т.Н. Матюшева,

доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия Россия, Краснодар matyushevatn@rambler.ru

 

В системе подготовки юридических кадров в условиях повышенной конкурентности решающее значение приобретает оценка качества образования, его соответствия современным международным требованиям к квалификации специалистов. Рассмотрены правовые основы, определяющие критерии качества образования, основные направления реформирования системы юридического образования в современной России, определяющие его роль для становления правового государства и гражданского общества.

Ключевые слова: юрист, государственные стандарты, бакалавриат, магистратура, юриспруденция, образование, компетенция, субъекты сферы образования, качество образования, правовое государство, гражданское общество, демократическое государство.

 

Повышение качества юридического образования является, на наш взгляд, одним из условий построения правового государства и гражданского общества.

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, названо в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в данной области  [4].

В настоящее время  в оценке качества образования сошлись мнения всего правового сообщества страны — с одной стороны, ученых-правоведов и чиновников от Министерства образования и науки РФ, с другой — судей, прокуроров, адвокатов [9].

В России сегодня существует значительное количество вузов, где ведется подготовка кадров по юридическим специальностям. Вместе с тем  потребности рынка в квалифицированных юридических кадрах не удовлетворены, и перспективы решения этого вопроса весьма туманны. Таким образом, вопросы качества юридического образования остаются в центре внимания научных исследований.

Решение проблемы повышения качества юридического образования требует активного привлечения не только правительств и высших учебных заведений, но и всех заинтересованных лиц, включая студентов и их семьи, преподавателей, представителей деловых кругов и промышленности, государственного и частного секторов экономики, парламентов, средств информации, профессиональных ассоциаций и сообществ [2].

Еще в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р, говорилось: главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Были выделены два условия обеспечения современного качества образования: первое — фундаментальность, второе — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Указанная концепция определяла, что доступность качественного образования означает также государственные гарантии, во-первых, обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы; во-вторых, обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и свобод личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; в-третьих, бесплатного пользования фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных и муниципальных учреждений культуры.

При этом коммерциализация юридического образования изначально была ориентирована на спрос со стороны не государства, а абитуриента, что и породило эффект перепроизводства специалистов-юристов, с одной стороны, и  снижение качества их образования — с другой.

Профессор В.И. Фадеев писал, что отечественную систему подготовки специалистов всегда отличали фундаментальность и научность, при этом современная жизнь предъявляет к выпускникам юридических вузов не только требования наличия у них знаний, умений и навыков, но и способностей, готовности применять их в конкретных профессиональных ситуациях, в своей будущей практической деятельности. Способности к практической деятельности на основе имеющихся у них знаний, умений, навыков выступают сегодня в качестве нового образовательного результата, для обозначения которого используется термин «компетенция» [10].

В число требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (ред. от 31.05.2011) включает «реализацию компетентностного подхода в учебном процессе» (п. 7.3).

В приказе Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» (ред. от 31.05.2011) также говорится о реализации компетентностного подхода в процессе обучения, а также о формировании профессиональных компетенций.

Качество высшего образования в самом общем плане определено И.И. Бурлаковой как сбалансированное в его триединых показателях соответствие образования потребностям, целям, требованиям, нормам результата и процесса образовательной системы; как показатель образовательной деятельности или образовательных услуг, характеризующий способность удовлетворять потребность в получении образования соответствующего уровня, направленности и существующим образовательным стандартам и образовательным программам [1].

Что такое качество юридического образования?

Решение проблемы повышения качества юридического образования невозможно без анализа и учета особенностей субъекта права на образование. По мнению ученых, на современном этапе развития образования все более приоритетным становится личностно-деятельностный подход к образованию в юридическом вузе, основы которого были заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, в которых личность рассматривается как субъект деятельности, определяющий ее характер.

Личностно-ориентированный подход к образованию студентов юридического вуза рассматривается как юридически управляемый процесс культурной социальной адаптации и индивидуализации, творческой самореализации будущего юриста, в рамках которого происходит его вхождение в правовую культуру социума, развитие его творческих способностей и возможностей в правовой сфере жизнедеятельности. Данный подход предусматривает необходимость преобразования учебной деятельности студентов в инновационно-рефлексивную, в основном посредством самостоятельной выработки ими правовых знаний и способов учебно-правовой деятельности, а также получения нового правового опыта на основе развития собственных рефлексивно-творческих возможностей, и позволит достичь генеральной цели вузовской подготовки — повышения качества юридического образования [5].

Задача обеспечения качества высшего юридического образования является одновременно целью и критерием всех прошедших, пролетевших реформ высшего образования, в том числе юридического.

В указе Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» названы  цели повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации (что само по себе все-таки не «меры», а «некоторые меры»). Как на один из способов достижения названных целей указывается на совершенствование процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

В ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) установлены следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Давно и традиционно поставленный вопрос «кто на кого учился»  впоследствии в системе юридического образования претерпел значительные изменения и сегодня вполне закономерно звучит как «кто на кого, где и как учился».

Категории субъектов права на образование Источник: https://www.sovremennoepravo.ru/

Следовательно, увеличение количества студентов-юристов государственных и негосударственных вузов сегодня связано в том числе с необходимостью обеспечения рентабельности обучения, и именно этой необходимостью обуславливается снижение качества подготовки юридических кадров.

Подобное уже наблюдалось в процессе становления советской системы народного образования. В соответствии, например, с требованиями декрета СНК РСФСР «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» от 02.08.1918 такой механизм объективной оценки академической успеваемости учащихся, как критерий качества знаний, был ликвидирован, точнее, потерял свое значение в качестве основного для определения качества образования в целом при достижении цели обеспечить доступ к образованию детей пролетариев и крестьян, не обладавших достаточным уровнем подготовки и знаний.

Оправдала ли цель средства? В двадцатые, да и тридцатые годы — несомненно: любое лицо пролетарского происхождения, достигшее 16-летнего возраста, могло стать слушателем любого учебного заведения без предъявления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо иной школы. Требование о предъявлении указанных документов для поступления считалось незаконным. Таким образом, личное желание абитуриента начать обучение, а не объективная оценка его знаний являлось правовым основанием для зачисления на учебу [7].

В настоящее время личное желание пролетариев получить образование заменено возможностью родителей оплатить получение образования.

Развитие образовательного законодательства связывается сегодня в Российской Федерации прежде всего с Федеральной программой развития образования, предусматривающей, что органы государственной власти, общество, система образования при реализации программы обеспечивают достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений при реализации основных направлений развития системы образования: создания государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализации механизмов защиты обучающихся от некачественного образования; функционирования государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации; повышения объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; создания условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов [3].

Корректной оценке конкурентоспособности организаций высшего образования  способствует интернационализация показателей и форм оценки обеспечения качества высшего образования, их сравнимость, что, в свою очередь, предоставляет возможность уполномоченным органам государства вносить коррективы в правовое регулирование системы высшего образования.

После начала внедрения принципов Болонской системы в законодательство в области государственного управления высшим образованием отметим следующее:

— такие нормы-принципы, как непрерывность и преемственность процесса образования, закрепляющие требование необходимой преемственности всех образовательных программ между различными уровнями подготовки, сегодня фактически отсутствуют [12];

  не определены правила сочетания образовательных программ по различным циклам учебных планов в различных вузах;

— в квалификационном плане в отраслях народного хозяйства статусы бакалавра и магистра в настоящее время в достаточной степени не определены; вопрос бакалавриата в части понимания его статуса в системе высшего образования не регламентирован, хотя всем понятно, что значение этого обстоятельства имеет наряду с национальным и международно-правовой характер;

— бакалаврская образовательная программа становится промежуточной ступенью при получении высшего профессионального образования и теряет свой самостоятельный образовательный статус, следовательно, создается ситуация псевдореализации права на образование; бакалавр после получения диплома вынужден продолжать образование [6, с. 82];

— повышается значение практики. Она для подготовки юриста является обязательной как вид учебных занятий, непосредственно связанных с повышением профессионально-практической подготовки обучающихся.

Следует согласиться с мнением Е.В. Пуляевой о том, что должны быть системно пересмотрены все законы, устанавливающие образовательный ценз в виде высшего образования [8]. Имеющиеся пока законодательные инициативы фрагментарны и не решают проблемы (например, при внесении изменений в Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», а именно в ст. 4, где указываются требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, логично было бы уточнить, каким именно высшим образованием должен обладать судья). Мы также разделяем следующую позицию указанного автора: «Создание сравнимой системы уровней (ступеней) образования — это часть более глобальной проблемы: трудовой миграции, содействия росту занятости европейских граждан и международной конкурентоспособности европейского высшего образования» [8].

В указе Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»  юридическому сообществу дано своего рода задание «совместно с Общероссийской общественной организацией “Ассоциация юристов России” представить предложения по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также по определению критериев оценки их деятельности».

Ассоциацией юристов России были выдвинуты основные предложения, которые могут иметь решающее значение, в том числе для повышения качества подготовки юристов:

1) усовершенствовать систему лицензирования и аттестации юридических вузов, ввести в том числе общественную аттестацию юридических вузов;

2) составить рейтинг юридических вузов;

3) прекратить прием студентов на юридические факультеты непрофильных вузов;

4) ввести государственный квалификационный экзамен на право занятия определенными видами юридической деятельности;

5) создать перечень государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями, в том числе сдавать квалификационные экзамены (внести в этот перечень должность мэра и губернатора);

6) внедрить систему госзаказа и целевого набора, выделить квоты для молодых специалистов в ведущих юридических вузах;

7) разработать образовательные стандарты для обучения юристов;

8) создать правовые школы-интернаты в Москве и Санкт-Петербурге для одаренных детей из регионов.

Качество юридического образования имеет большое значение в решении проблемы становления правового государства и гражданского общества.

Повышение качества высшего юридического образования считается этапом в развитии правового государства; юридическое же образование играет важнейшую роль в повышении правовой культуры, поскольку от качества знаний и профессиональных умений юридических кадров зависит состояние дел во всех сферах — от законотворчества и правоохранительной деятельности до правового воспитания молодежи и оказания консультационных услуг населению [11].

Таким образом, реализация права на качественное юридическое образование является одним из критериев всего института прав и свобод в демократическом государстве; максимального уровня цивилизации сможет достигнуть только то государство, которое будет располагать наиболее качественным юридическим образованием.

 

Список литературы

 

1. Бурлакова И.И. Управление качеством образования как объект правового регулирования // Право и образование. 2010. № 2.

2. Матюшева Т.Н. Дискриминация в области образования: международный аспект // Современное общество и право. 2013. № 1 (10).

3. Матюшева Т.Н. Классификация правовых статусов субъектов сферы образования: критерии и ориентиры // Право и образование. 2008. № 8.

4. Матюшева Т.Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012.

5. Оленский С.Ф. Психолого-педагогические подходы как важный фактор повышения качества образования студентов юридического вуза // Юридическое образование и наука. 2012. № 1.

6. Онокой Л.С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // СоцИс. 2004. № 2.

7. Осипов М.Ю. Проблемы повышения качества юридического образования в Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2011. № 1.

8. Пуляева Е.В. Обеспечение качества юридического образования: правовые аспекты // Журнал российского права. 2009. № 11.

9. Тепляшин И.В. Качество высшего юридического образования в современной России: актуальные вопросы // Право и образование. 2010. № 4.

10. Фадеев В.И. О новых подходах к преподаванию конституционного и муниципального права в условиях уровневого образования // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4.

11. Шапкина Е.А. Повышение качества высшего юридического образования как этап развития правового государства // Юридическое образование и наука. 2011. № 1.

12. Щербак Е.Н. Актуальные вопросы международной стандартизации нормативных требований к оценке качества высшего образования в рыночных условиях // Юридическое образование и наука. 2011. № 4.