УДК 340.12:92

Страницы в журнале: 136-141

 

В.В. Ляшенко,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного социального университета Россия, Москва vera-2107@ya.ru

Д.А. Матанцев,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного социального университета Россия, Москва dimokratm@mail.ru

 

Исследуется  работа П.А. Кропоткина «Что такое правовое государство», характеризующая  правовое государство и его отличия его полицейского государства.  Авторы делают вывод, что мировоззрение П.А. Кропоткина развивается и он приходит к пониманию необходимости перехода от безгосударственного строя к правовому государству, в котором царит верховенство права и народовластие.

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, П.А. Кропоткин, народовластие, анархизм, полицейское государство.

 

Олицетворением порядка и идеального устройства общественной жизни для Петра Алексеевича Кропоткина была безгосударственная жизнедеятельность общества. Однако в поздний период своего творчества он меняет свою, традиционную для анархизма, позицию. Кропоткин понимает, что в данных конкретно-исторических условиях ликвидация государства — это иллюзия, не имеющая близкой перспективы.

Одним из первых проявлений этой динамики во взглядах на государство стала написанная П.А. Кропоткиным в 1873 году записка «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя» [6, c. 6—38], в которой  идеальной формой государственного устройства он видит федерально-республиканскую. Совершенствование этой формы государственного устройства, по его мнению, должно идти по пути передачи всех законов на народное голосование с предоставлением правительству права только от себя издавать их. Он  ищет способы ограничения всевластия государства и приходит к идее, получившей название «правовое государство».

Нам удалось обнаружить неизвестную ранее работу П.А. Кропоткина «Что такое правовое государство» [4], которая хранится в архиве Государственной общественно-политической библиотеки. В ней П.А. Кропоткин показывает отличия правового государства от государства полицейского, очерчивает основные принципы функционирования правового государства.

По мнению П.А. Кропоткина, цель правового государства — достижение мирного общежития людей, а средство для достижения этой цели — борьба.  Только борьба классов и политических партий в правовом государстве происходит не в виде восстаний, сопровождаемых полицейскими и военными расправами, как в полицейском государстве, а мирными средствами, свободным словом, свободным убеждением и постановлениями большинства представительного собрания. П.А. Кропоткин утверждает, что основные начала правового государства заключаются в верховенстве (самодержавии) народа и в господстве права. Раскрывая эти начала, он формулирует правовое содержание правового государства.

П.А. Кропоткин определяет особенности полицейского государства: глава государства пользуется неограниченной властью; перед законом и судом равны не все, в управлении царит произвол; много всякого начальства; суд нескорый, неправый и немилостивый; подданные не имеют никаких прав, их удел — только обязанности; чем беднее человек, тем больше налогов и податей он платит сравнительно со своим состоянием; народ не образован, так как правительство всячески препятствует  открытию школ, библиотек; народу неизвестно, на что тратятся собираемые с него в казну деньги; расходы на войско, флот и содержание чиновничества и полиции очень велики; на удовлетворение насущных нужд народа остаются жалкие крохи; развитие народно-хозяйственной жизни очень стеснено полицейскими мерами; никаких законных способов для изъявления населением недовольства правительством не существует, поэтому постоянно происходят беспорядки, волнения, насилие, восстания, которые правительство подавляет военной и полицейской силой  [4, с. 3].

Анализ современной правовой действительности показывает, что многие характеристики полицейского государства, названные П.А. Кропоткиным, к сожалению, для некоторых стран еще характерны. Необходимо отметить, что в России основным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является действующая ныне Конституция РФ, в которой нашли свое отражение признаки правового государства, сходные с указанными П.А. Кропоткиным. Успех построения правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ в нашем обществе.

В ст. 15 Конституция РФ провозглашается Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие, распространение и применение на всей территории страны.

П.А. Кропоткин обозначает сущностные признаки правового государства. Он отмечает, что государственное устройство, которое он наблюдал у всех образованных народов европейских, американских и австралийских, называется правовым потому, что основные законы этих народов признают верховенство народа, т. е. право народа на ту или другую власть в государстве и господство закона во всей государственной жизни. Кроме того, за каждым гражданином основные законы признают и другие права, например свободу совести, веры, убеждений, слова, печати, собраний, союзов, шествий, неприкосновенность личности, жилища и т. д.  [4, с. 5]. 

Таким образом, основными признаками правового государства П.А. Кропоткин называет самодержавие народа и верховенство права. По мнению Петра Алексеевича, в современном правовом государстве высшая верховная власть, которой все обязаны подчиняться, принадлежит всему народу. Народ сам правит государством, заведует всеми государственными делами, издает законы, следит за их исполнением, вершит правосудие. В руках у народа и законодательная, и исполнительная, и судебная власть. Народ сам облагает себя податями и налогами с целью собирания казны для удовлетворения всех государственных и народных нужд, сам устанавливает государственные доходы и расходы, дает назначение народным деньгам. Следовательно, главой правового государства является народ  [4, с. 6].

Кроме народа — действительного главы правового государства — во всех государствах существует почетный глава (президент). Наличие этого почетного главы объясняется тем, что в течение долгих веков существования полицейского государства население привыкло видеть во главе государства монархов.

Что же делает президент? По мнению П.А. Кропоткина, обычно он считается представителем государства во всех торжественных случаях жизни народа; посредством президента один народ сносится с другим. Например, в Англии королю принадлежат только почетные права. Без согласия министров, ответственных перед народными представителями, король не может ступить и шагу. Таким образом, английский король совсем не может нарушать законы или права граждан, верховная власть не в его руках, а в руках английского народа. В Германии верховная власть поделена между императором и народом: император является главой исполнительной власти и войска, а народ —  главой законодательной и судебной власти, да и то неполной власти, так что у немцев еще много остатков полицейского государства. «Только тотъ указ президента или распоряженiя министра считаются обязательными, которыя не нарушаютъ правъ гражданъ и не выходятъ за пределы власти, отведенной имъ народными представителями. Другими словами правительственные указы въ правовомъ государстве действительны, когда они согласны съ основными законами и обыкновенными, издаваемыми народными представителями. Въ правовомъ государстве войско присягаетъ не президенту, а народу, и клянется охранять основные законы страны и права гражданъ» [4, с. 15].

Таким образом, оперативное руководство народом должно осуществляться собранием верховных представителей народа. Эти представители избираются всеми гражданами и наделяются полномочиями издавать законы и устанавливать налоги. Это — представительный способ управления государством. Народные представители всегда находятся под контролем (под наблюдением) тех избирателей, которые послали их в народное собрание.

Вторым сущностным признаком правового государства П.А. Кропоткин называет господство права. Господство права означает равенство всех граждан перед законом и судом и признание за каждым человеком священных неотчуждаемых прав личности [4, с. 20].

П.А. Кропоткин убежден: без равенства перед законом и судом правового государства быть не может. Он отмечает, что правовое государство называется так не потому только, что верховная власть находится в руках народа, а и потому, что в нем все граждане равны перед судом и перед законом. Равны же они потому, что за ними признаны основными законами так называемые священные и неотчуждаемые права человека. Суть этих прав: свобода совести, веры и научных убеждений, свобода слова и печати, свобода собраний и союзов, стачек и шествий, неприкосновенности личности, жилища и сношений (почтовая тайна). Эти права называются священными потому, что человеческий дух, человеческая личность нуждаются в них как в святыне. Господство права в том и выражается, что государственная власть в представительном государстве имеет только одно ограничение — ограничение правами граждан  [4, с. 22]. Кропоткин также дает определение понятию «гражданин». «Кто такой гражданинъ? Это человекъ, имеющiй неотъемлемыя права, признанныя основными законами страны и охраняемыя судомъ. Въ полицейскомъ государствъ нетъ гражданъ, там есть жители, обыватели…»  [4, с. 13].

В правовом государстве, где каждый полноправный гражданин принимает в большей или меньшей степени участие в управлении государством, он поневоле должен иметь какое-нибудь средство для обсуждения с единомышленниками государственных дел и нужд своего класса. Таким средством является свобода собраний. Каждый гражданин имеет право без какого бы то ни было разрешения созвать сограждан на народное собрание.

П.А. Кропоткин утверждает, что как граждане, так и все жители правового государства равноправны независимо от того, какое общественное положение они занимают. Он пишет: «Раз жители государства добились признанiя своихъ правъ и вольностей в основныхъ законахъ страны, то они получаютъ право защищать ихъ, хотя бы силою» [4, с. 24—25]. В России согласно ст. 118 Конституции РФ  правосудие и защита прав осуществляются только судом. Но надо учитывать, что силовой метод отстаивания своих прав казался П.А. Кропоткину возможным только в крайних случаях, когда мирное разрешение вопроса невозможно.

Раскрывая и конкретизируя сущностные признаки правового государства, он называет еще ряд признаков. Так, основой политических прав он считает избирательное право, право на участие в политической власти. Всеобщее прямое равное и тайное избирательное право П.А. Кропоткин называет способом «выраженiя народнаго верховенства» [4, с. 9].

Анархисты рассматривали выборность высших представителей власти как стремление власти придать режиму легальный, законный характер, как средство сохранения существующего политического строя, но не как один из способов освобождения народа. П.А. Кропоткин отмечал, что «...всеобщие выборы дают превосходное средство удержать власть, но совершенно не способны, в чем бы то ни было, содействовать освобождению народа... при помощи этого отвода глаз нет ничего лучше, как управлять народом» [5, с. 36]. Главный недостаток либерального режима, с его точки зрения, заключается в том, что избирательная система организуется самой верховной властью, эта система не отражает реального положения вещей, искажает волю большинства общества. Не раз высказывались мнения о том, что анархисты выступают не против выборности, а против всякой организации выборов сверху представителями власти, без участия общества.

Тем не менее, П.А. Кропоткин полагал, что на переходном этапе к безгосударственному строю  обязательным для правового государства является учреждение всеобщего прямого равного и тайного избирательного права. Он отмечал, что поскольку современные государства так огромны по занимаемой ими площади и так велики по числу жителей, то собрания всего народа, всех граждан в них невозможны. Поэтому вместо непосредственного собрания всего народа для обсуждения и решения государственных дел устраиваются собрания верховных представителей народа. Народ выбирает доверенных лиц и вручает им верховную власть в государстве, право издавать законы и устанавливать налоги. Собрание этих выбранных всем народом лиц он называет представительным собранием, а такой способ управления государством — представительным образом правления. Таким образом, народные представители всегда находятся под контролем (под наблюдением) тех избирателей, которые послали их в народное собрание.

Итак, народная власть в правовом государстве находится в руках народных представителей. Следить за деятельностью представителей народу помогает свободная печать. Газеты каждый день подвергают обсуждению все мнения и решения народных представителей, и избиратели всегда могут узнать, что делают их представители [4, с. 6].

П.А. Кропоткин указывает на необходимость проведения в некоторых случаях референдума как способа непосредственного участия граждан в делах государства. Например, вопросы объявления войны или заключения мира, введения или отмены всеобщей воинской повинности, изменения способа управления государством настолько серьезно затрагивают интересы всех граждан, что желательно решать их, основываясь не на мнении представителей, а на подлинных голосах самих избирателей  [4, с. 9].

Он также пишет, что при избрании членов верховного представительста имеет значение принадлежность страны к «простому» или «составному» государству. Когда государство заселено только одной какой-нибудь народностью — это простое государство, у него одно представительное собрание. Иногда же государство объединяет несколько народностей. Тогда каждая народность составляет особое государство, а вместе эти государства образуют союз государств, или союзное государство. Например, Швейцария состоит из отдельных кантонов (государств): французских, немецких и итальянских. Каждый кантон имеет свою палату представителей для решения государственных дел кантона, а все кантоны вместе имеют палату представителей для решения дел, важных для всего союза государств [4, с. 17—18]. Таким образом, П.А. Кропоткин подчеркивает необходимость учитывать при формировании власти принадлежность страны к сложной (федеративной, конфедеративной) или простой (унитарной) форме государственного устройства.

Интересны и актуальны рассуждения П.А. Кропоткина о способах избрания представительных органов. Он пишет, что в  современном государстве все жители разделены на классы по тому положению, которое они занимают в хозяйственной жизни, у каждого класса есть свой особый источник  дохода; интересы этих классов не только различны, но часто и противоположны. Поэтому народу важно знать не только то, кого выбирать представителями, но и как выбирать. В зависимости от того, насколько хорошо трудящиеся понимали и умели отстаивать свои нужды во время государственного переворота, погубившего полицейское государство, устройство выборов в одних странах сложилось на пользу народа, а в других —  к выгоде класса собственников фабрик и заводов и класса землевладельцев  [4, с. 10].

По мнению П.А. Кропоткина, избирательное право может быть активным (право  выбирать представителя) и пассивным (право быть избранным представителем)  [4, с. 7]. Он дает следующее определение всеобщему избирательному праву: «В большинствъ государствъ каждый гражданинъ, достигшiй совершеннолетiя, пользуется темъ и другим правомъ, т. е. и онъ можетъ выбирать, и его могутъ выбрать. Это и есть всеобщее избирательное право» [4, с. 8].

Однако в современных Кропоткину государствах избирательное право не является всеобщим. Некоторые слои, классы лишены его. Лишение какого-либо класса общества избирательного права достигается установлением   имущественного или образовательного ценза [4, с. 8], причем при имущественном и образовательном цензе лишаются избирательного права самые бедные слои населения. В передовых государствах избирательным правом пользуются и мужчины, и женщины.

П.А. Кропоткин отмечает, что бессмысленно и несправедливо лишать людей избирательного права из-за принадлежности к той или иной вере или народности: современные государства складывались главным образом путем завоеваний, и немудрено, что в них живут лю-ди разной веры, говорящие на разных языках. Другое дело, когда избирательное право всеобщее: для трудящихся открывается возможность составить большинство народного собрания из своих представителей и заставить государственную власть служить народу  [4, с. 9]. Он отмечает также, что прямое избирательное право, когда избиратели выбирают желательных им лиц непосредственно, выгоднее для народа, чем косвенное, так как каждый подает голос за того, кого он сам хочет иметь своим представителем.

Что значит равное избирательное право? Каждый избиратель, кто бы он ни был, к какому бы классу общества он ни принадлежал, каким бы делом ни занимался, имеет только один голос. Наконец, избирательное право, по мнению П.А. Кропоткина, должно быть тайным: никто, кроме подающего голос, не должен знать, кому он отдает этот голос. И если выборы тайные, каждый человек может подавать свой голос по совести, не боясь никаких преследований, увольнений, лишения заработка, так как никто не узнает, за кого он подал голос [4, с. 6].

Далее П.А. Кропоткин описывает приемлемый демократический способ избирания. Для производства выборов народных представителей страна делится по числу жителей на избирательные округа. Каждый округ избирает одного представителя. Так как численность населения в округах постоянно меняется, в каждом государстве должен существовать закон о делении страны на избирательные округа заново через определенные промежутки времени, например через каждые пять лет.  Несколько небольших округов соединяются в большую избирательную область, и  каждый избиратель подает голос уже не за одно имя, не за одного кандидата, а за целый список, почему и самый способ называется избранием по списку. Правда, этот способ имеет недостаток: избиратель должен проголосовать за кандидатов, которые ему не нравятся.

В правовом государстве никого нельзя лишить права, принадлежащего ему по закону. Правильное решение вопроса выбора кандидата дают пропорциональные, или соответственные, выборы [4, с. 10]. Под пропорциональными выборами  П.А. Кропоткин понимает право избирателей выбирать ту или иную политическую партию и право каждой политической партии  посылать в собрание народных представителей такое число кандидатов, которое соответствует числу поданных за нее голосов.  Для определения числа представителей от партии общее число поданных за нее голосов делится на наименьшее число голосов, требуемых по закону для того, чтобы послать в народное собрание одного представителя. При пропорциональных выборах избиратели могут голосовать сразу за весь список кандидатов одной партии и за каждого кандидата порознь.

Пропорциональные выборы существовали в современных П.А. Кропоткину Дании, Бельгии, Сербии, Швейцарии. Небольшая распространенность этого способа избрания объясняется Кропоткиным тем, что он невыгоден правящим классам государства  [4, с. 11].

П.А. Кропоткин дает определение и называет основные признаки политических партий. Политические партии образуются, когда отдельные политические общества и союзы объединяются, выставляют одинаковые требования и борются одинаковыми средствами. У каждой политической партии есть своя программа, т. е. совокупность тех целей, к которым она стремится. Членом партии может быть всякий неопороченный по суду гражданин, который согласен с программой и тактикой партии. В правовом государстве существует несколько политических партий, в том числе рабочая и крестьянская партия. Если в стране нет крестьянской партии, то партия, защищающая нужды трудящихся, будет не крестьянской и не рабочей, а  народной, защищающей нужды и тех, и других. Торгово-промышленный класс организуется обычно в национально-либеральную партию, люди свободных профессий, мелкие собственники-ремесленники — в свободномыслящую партию. Народная партия требует коренного изменения в хозяйственном устройстве общества, тогда как свободномыслящая этого не требует. Если крестьянская или рабочая партия выставляет в своей программе требование о том, чтобы земля, фабрики, заводы и машины принадлежали всему народу, то ее называют социалистической. Социалистические партии существуют в каждом правовом государстве. В политической борьбе принимают участие все сознательные граждане, но эта борьба бескровная: свободное слово, свободные мнения  [4, с. 18—19].

Современное правовое государство предполагает создание развитого гражданского общества, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, где идеология не может устанавливаться «сверху» как государственная. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического и политического многообразия (плюрализма), многопартийности (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ). Гражданское общество выступает как важное звено между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека.

Одним из главных политических прав П.А. Кропоткин называет право на самостоятельную политическую общественную деятельность, в том числе право проведения невооруженного мирного протеста, право объединений, собраний, митингов и демонстраций. Эти права закреплены в Конституции РФ (статьи 30, 37). П.А. Кропоткин пишет, что в правовом государстве все граждане имеют право шествий, т. е. хождения по улицам с громким заявлением о  своих нуждах или попранных правах. Единственное ограничение, которое встречают граждане в осуществлении этого права, —  это то, что они не должны нарушать уличное движение. В полицейском государстве этим правом пользуется только церковь, когда она устраивает крестные ходы  [4, с. 23].

Кроме политических союзов и обществ, обсуждающих вопросы внутреннего управления государством, существует много обществ церковных, научных, промышленных и т. д. Особенно сильны в правовом государстве профессиональные рабочие союзы. Главная их цель — объединить рабочих для совместной борьбы с фабрикантами. В правовом государстве рабочие и приказчики имеют право стачек. Стачки — лучшее средство для повседневной борьбы с фабрикантами за повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Рабочие союзы (потребительные товарищества, производительные товарищества, союзы рабочих, ведущих совместно какое-либо производство) — залог успешного исхода стачки  [4, с. 22].

В свой работе П.А. Кропоткин дает краткую характеристику исполнительной власти в правовом государстве. Исполнительная, или правительственная, власть находится в руках совета или кабинета министров. Кабинет министров управляет страной с разрешения и согласно указаниям народных представителей и в полном уважении к основным законам страны, следовательно, не нарушает прав и вольностей граждан. Во главе кабинета министров стоит первый министр. П.А. Кропоткин задается вопросом, как избежать злоупотреблений со стороны органов исполнительной власти, и замечает, что в полицейском государстве министры не ответственны перед народом. В правовом государстве и кабинет министров, и каждый министр в отдельности ответственны перед народными представителями. Они несут парламентскую ответственность (перед самими народными представителями) и уголовную (перед судом). Если большинство представителей выскажет недоверие всему кабинету, то все министры подают в отставку и кто-нибудь другой берет на себя составление нового кабинета  [4, с. 21].

Законодательную власть в правовом государстве осуществляет представительное народное собрание. Народные представители собираются вместе для обсуждения и решения государственных дел. Собрание народных представителей называется представительным народным собранием. Представительное народное собрание есть постоянное учреждение для решения всех текущих государственных дел. Собрание народных представителей называют часто законодательным собранием, потому что главный предмет их деятельности — издание законов. Они знают все государственные нужды, доходы и расходы  [4, с. 7].

Органы власти П.А. Кропоткин  связывает с народом путем создания органов местного самоуправления. Он считает, что народные представители слишком далеки от нужд и запросов населения отдельных местностей. Городские думы и земские собрания в правовом государстве — тоже учреждения представительные; выборы в эти органы должны быть всеобщими, равными и прямыми, с тайным голосованием. Важно, чтобы и  город, и земство  удовлетворяли прежде всего народные нужды  [4, с. 16]. Следовательно, для П.А. Кропоткина  неотъемлемой составляющей правового государства являются органы местного самоуправления, наделенные рядом полномочий в управлении государством.

Таким образом, П.А. Кропоткин в своей работе назвал и охарактеризовал основные признаки правового государства. Многие его представления сейчас выглядят утопичными,  но, тем не менее, основополагающие постулаты правового государства сохраняют свою актуальность и жизненность.

 

Список литературы

 

1. Александрова З.А. К вопросу о взглядах П.А. Кропоткина на государство // Некоторые актуальные вопросы исторического материализма. М.: МГПИ, 1975.

2. Гроссман-Рощин И.С. Характеристика творчества П.А. Кропоткина. Пг.; М.: Голос труда, 1921.

3. Джангирян В.Г. Соотношение демократии и анархии в концепциях М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина // Новое в истории и гуманитарных науках. М., 1990.

4. Князъ Кропоткин.  Что такое правовое государство. Рабочiй С.-Д. Кружокъ самообразованiя. Цюрих, б.д. С. 3, 5—11, 13, 15—19, 20, 22—25.

5. Кропоткин П.А. Распадение современного строя. Женева, 1896. С. 36.

6. Кропоткин П.А. Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?: Записка П.А. Кропоткина / публ. Н.П. Ашешова, П.Е. Щеголева // Былое. 1921. № 17. С. 6—38.

7. Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин.  М.: Наука, 1972.

8. Потапов С.В. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма: дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 1997.

9. Ударцев С.Ф. Власть и государство в теории анархизма в России // Анархия и власть. М., 1992. 10. Kropotkin message // British labour delegation to Russia. 1920. Report. London, 1920; Kropotkin says stop the war // Freedom. London, 1920.