С.Ю. ГУСАКОВ,

начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области

 

В рамках совершенствования процедуры принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов в последние годы принято немало законодательных актов. Основная суть принимаемых законов заключается в предоставлении судебным приставам-исполнителям каких-либо дополнительных полномочий, направленных на понуждение должника к исполнению возложенной на него обязанности (например, временное ограничение на пользование должником специальным правом (Федеральный закон от 28.11.2015 № 340-ФЗ), расширение полномочий по осуществлению исполнительного розыска (Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ).

Вместе с тем представляется, что совершенствование механизма принудительного исполнения должно осуществляться не только путем внедрения новых правовых институтов, но и путем устранения институтов, утративших свое значение, одним из которых является предусмотренный законодательством срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

Соотношение срока для добровольного исполнения с иными сроками, существующими в материальном и процессуальном законодательстве

В действующем Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве, Закон), как и в предыдущем законе (Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»), предусмотрена необходимость предоставления должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа при возбуждении исполнительного производства.

Так, частями 11, 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, который составляет 5 дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Со сроком для добровольного исполнения, устанавливаемым в рамках возбужденного исполнительного производства, законодательство связывает ключевой момент, определяющий возможность дальнейшего движения исполнительного производства в русле принудительного характера, а именно: до истечения указанного срока судебный пристав-исполнитель не имеет права применять меры принудительного исполнения (ч. 2 ст. 68 Закона)1.

Таким образом, чтобы судебный пристав-исполнитель имел правовые основания применять меры принудительного исполнения, необходимо:

— предоставить должнику в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения исполнительного документа продолжительностью 5 дней;

— принять меры для надлежащего получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (поскольку срок для добровольного исполнения начинает течь со следующего дня после дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30, ч. 3 ст. 15 Закона);

— установить факт неисполнения должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.

По мнению некоторых авторов [1], применение в исполнительном производстве института добровольного исполнения является необходимым этапом, обеспечивающим гарантии прав должника на самостоятельную реализацию возложенных на него судом или иным уполномоченным органом обязанностей.

С мнением данных авторов невозможно согласиться, поскольку, для того чтобы понять правовую природу указанного срока, необходимо не только оценить механизмы, действующие в рамках собственно исполнительного производства как завершающей стадии процесса суда [2], но и исследовать само материальное правоотношение, из которого возникло обязательство, а также рассмотреть процедурные вопросы, предшествующие «рождению» исполнительного документа.

Исполнительный документ, на основании которого возбуждается исполнительное производство, является:

— результатом разрешенного в установленном порядке материально-правового спора,

— актом юрисдикционного органа, подтверждающим неисполнение в добровольном порядке возложенной на лицо публично-правовой обязанности (например, по уплате в бюджет налоговых платежей, административного штрафа).

Нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, определяют в том числе и сроки исполнения взятых на себя сторонами обязательств. Так, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — согласно обычаям или иным  предъявляемым требованиям. Также законодательство определяет сроки исполнения указанных обязательств, а в некоторых случаях — даже возможность досрочного исполнения обязательств (см., например, статьи 314, 315 ГК РФ, 45 НК РФ).

Таким образом, обязательство (или обязанность, например по уплате налоговых платежей) должно исполняться добровольно в установленные сроки (в том числе и в сроки, принятые сторонами обязательства на себя добровольно при заключении соответствующих сделок). Именно на данном этапе появляется первое упоминание о сроке для добровольного исполнения обязательства.

В случае если обязательство (обязанность) не исполнено в указанные сроки, законодательством в процессуальных нормах ГПК РФ, АПК РФ, НК РФ, КоАП РФ и других нормативных актов предусмотрены соответствующие механизмы разрешения материально-правового конфликта, по результатам которого принимается соответствующий акт.

Нормы процессуального законодательства (статьи 13 ГПК РФ, 16 АПК РФ, 16 КАС РФ, 31.2 КоАП РФ и т. д.) закрепляют за судебным актом свойство обязательности. Другими словами, вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. В случае неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления указанный акт может быть исполнен принудительно в установленном законом порядке.

Таким образом, исполнительные документы, на основании которых судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство, являются итогом процессуальной деятельности судебных и иных уполномоченных органов.

Указанная процессуальная деятельность регламентируется нормами соответствующих федеральных законов, которые также содержат элемент добровольности, причем по срокам — весьма более продолжительный, чем установленный Законом об исполнительном производстве.

Итак, на данном этапе срок для добровольного исполнения обязательства обозначается второй раз.

Разберем более детально регламентацию сроков для добровольного исполнения (на втором этапе) на нескольких примерах процессуальной деятельности, осуществляемой как судебными, так и несудебными органами, по результатам которой выдается исполнительный документ.

1. Постановление по делу об административном правонарушении (вынесенное как судом, так и иным уполномоченным органом) вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня вручения правонарушителю или получения им копии указанного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Таким образом, правонарушитель (будущий должник в исполнительном производстве) в рамках процесса производства по делу об административном правонарушении для добровольного исполнения вынесенного в отношении него постановления имеет 10 дней, в течение которых постановление вступает в законную силу, и 60 дней собственно срока для добровольного исполнения.

Следовательно, после вынесения соответствующего постановления у правонарушителя есть 70 дней для оплаты административного штрафа.

Несмотря на это, судебный пристав-исполнитель, возбудив исполнительное производство, должен вновь установить срок для его добровольного исполнения.

2. Согласно ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, которое, по общему правилу (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ), вступает в законную силу в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. То есть у ответчика (будущего должника в исполнительном производстве) в рамках реализации прав, предоставленных ему гражданским процессуальным законодательством, имеется месяц, чтобы:

— обжаловать решение суда в суд вышестоящей инстанции;

— исполнить решение суда добровольно.

Фактически месячный срок — это и есть срок, в течение которого ответчик должен либо исполнить судебный акт добровольно, либо принять меры для его дальнейшего обжалования в установленном порядке.

При обжаловании судебного акта в суд вышестоящей инстанции течение соответствующего срока, в рамках которого должник может исполнить решение добровольно, увеличивается на величину сроков, отведенных на процедуры обжалования. Месячный срок (а при обжаловании —еще более продолжительный срок) вполне достаточен для исполнения судебного акта в добровольном порядке.

3. Нормы, которые в самой процедуре вынесения исполнительного документа содержат срок для добровольного исполнения, предусмотрены не только в актах, регламентирующих деятельность судебных органов, но и в актах, регулирующих процессуальную деятельность несудебных органов.

Например, одним из видов исполнительных документов, на основании которых возбуждается исполнительное производство, является постановление налогового органа о взыскании задолженности с юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона).

Порядок исполнения обязанности по уплате налога предусмотрен главой 8 НК РФ.  Так, согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае неисполнения указанной обязанности в установленный срок налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога.

При неисполнении указанного требования налоговый орган обращает взыскание на денежные средства на счетах налогоплательщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ. При этом решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. И только в том случае, если на счетах денежные средства отсутствуют или их недостаточно для исполнения обязанности по уплате налога, налоговый орган выносит постановление о взыскании задолженности за счет иного имущества, которое направляется для исполнения судебному приставу-исполнителю.

Таким образом, еще до поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю у налогоплательщика имеется:

— срок для добровольного исполнения (в том числе для досрочного исполнения) обязанности по уплате налога, установленный законом;

— срок для исполнения, установленный в требовании налогового органа, направленном в порядке п. 1 ст. 45 НК РФ (который может достигать 2 месяцев);

— срок, в течение которого налоговым органом будут применяться процедуры, предусмотренные ст. 47 НК РФ.

И даже после истечения всех этих сроков для добровольного исполнения обязательства судебный пристав-исполнитель, возбудив исполнительное производство на основании постановления налогового органа, должен опять установить срок для его добровольного исполнения.

Аналогичные нормы содержатся и в иных законодательных актах, регламентирующих процедуру принудительного взыскания тех или иных сумм задолженности.

Итак, уже на стадии рассмотрения вопроса о взыскании суммы долга должнику дается срок для добровольного исполнения. При этом данный срок гораздо продолжительнее, чем тот, который устанавливается в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

Для некоторых категорий исполнительных документов, в частности для взыскания штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

(ст. 103 Закона об исполнительном производстве), законодатель предусмотрел не только срок для добровольного исполнения, но и необходимость личного вручения осужденному постановления о возбуждении исполнительного производства.

То есть проведение гласного судебного заседания (ст. 241 УПК РФ), публичное провозглашение приговора (ст. 310 УПК РФ), вручение копии приговора осужденному (ст. 312 УПК РФ) являются недостаточными процессуальными действиями для того, чтобы осужденный понял, что назначенный штраф за совершение преступления необходимо еще и оплачивать добровольно.

Для этого предусмотрена процедура личного вручения постановления о возбуждении исполнительного производства, в рамках которой судебный пристав-исполнитель фактически разъясняет осужденному те же самые положения законодательства, о которых шла речь в течение всего процесса судебного разбирательства.

Из приведенного анализа норм материального и процессуального законодательства видно, что срок для добровольного исполнения, предусмотренный ст. 30 Закона об исполнительном производстве, является излишним, поскольку данные сроки уже регламентированы:

— в соответствующих нормах материального права;

— при осуществлении процедур, предусмотренных процессуальным законодательством.

А.О. Манташян справедливо отмечает, что «у должника перед кредитором в силу норм материального права, регулирующих спорное материальное правоотношение, до момента вступления решения в законную силу и даже до момента обращения кредитора в суд есть обязанность исполнить принятые на себя материально-правовые обязательства, причем исполнить именно добровольно. Эта обязанность существует в рамках гражданского правоотношения до процесса, во время процесса и после процесса» [3].

Кроме того, указанный срок противоречит и самой природе принудительного исполнения, свойственной исполнительному производству и соответствующей функциям Федеральной службы судебных приставов — органу именно принудительного, а не добровольного исполнения юрисдикционных актов. Так, нормами ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что на ФССП России возложено «непосредственное осуществление функций по принудительному  исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц», а сам Закон об исполнительном производстве «определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц».

Весьма странно, что в рамках процесса принуждения (а он направлен на полное преодоление воли субъекта, который не хочет исполнять решение суда) существует некая добровольность, отсутствие которой предполагается уже исходя из самого содержания вышеуказанного термина.

Внутренние противоречия законодательства об исполнительном производстве по вопросу о добровольном исполнении

Поскольку срок для добровольного исполнения не только не соответствует правовой природе принудительного исполнения юрисдикционных актов, в самих нормах Закона об исполнительном производстве возникают серьезные внутренние противоречия.

Как уже указано выше, согласно ч. 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве меры принудительного исполнения могут применяться судебным приставом-исполнителем исключительно после истечения срока для добровольного исполнения должником исполнительного документа [4] (см. также п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»). К мерам принудительного исполнения, кроме прочих, относится и обращение взыскания на денежные средства на счетах должника в кредитных организациях (п. 1 ч. 3 ст. 69 Закона). Это означает, что судебный пристав-исполнитель не может обратить взыскание на денежные средства должника, находящиеся на банковском счете, до истечения срока, установленного для добровольного исполнения.

В то же время нормы ст. 8 Закона об исполнительном производстве предоставляют взыскателю право минуя ФССП России предъявить исполнительный документ о взыскании денежных средств непосредственно в кредитную организацию, в которой должнику открыт счет. При этом для предъявленных таким образом исполнительных документов ни законодательство об исполнительном производстве, ни Положение Банка России от 10.04.2006 № 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями» срок для добровольного исполнения не предусматривает.

Более того, на поступивший таким образом исполнительный документ распространяются нормы ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве (т. е. нормы о мерах принудительного исполнения), согласно которым банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно (опять же без каких-либо сроков для добровольного исполнения) исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, о чем в течение 3 дней со дня их исполнения информируют взыскателя.

Аналогичные правила содержатся и в статьях 8.1 и 9 Закона об исполнительном производстве, которые также, по сути, позволяют применять такие меры принудительного исполнения, как обращение взыскания на периодические платежи и на ценные бумаги должника без предоставления какого-либо срока для добровольного исполнения.

Например, для реализации такой меры принудительного исполнения, как обращение взыскания на периодические платежи должника (заработная плата, пенсия и др.), кроме срока для добровольного исполнения законодатель устанавливает также дополнительные условия. Так, обратить взыскание на периодические платежи должника судебный пристав-исполнитель имеет право, если:

— исполнение исполнительных документов связано со взысканием периодических платежей;

— сумма долга по исполнительному производству не превышает 10 000 руб.;

— у должника отсутствуют денежные средства или недостаточно денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (ст. 98 Закона).

Следовательно, по исполнительным документам, сумма задолженности по которым составляет 10 000,01 руб. и более, сразу же после истечения срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель не имеет возможности обратить взыскание на периодические платежи. Первоначально он должен проверить наличие у должника иного имущества, и только в том случае, если его недостаточно для погашения задолженности, имеет право обратить взыскание на периодические платежи.

Наличие такого требования является весьма сомнительным, поскольку:

— во-первых, для того чтобы обратить взыскание на иное имущество должника, для начала необходимо установить его наличие, на что требуется достаточно значительный период времени, за который задолженность могла бы быть удержана из заработной платы;

— во-вторых, срок реализации (продажи) иного имущества, на которое следует обратить взыскание до обращения взыскания на периодические платежи по исполнительным документам с суммой взыскания 10 000,01 руб. и более (ст. 87 Закона), может занять 2 месяца и более, тогда как из заработной платы сумма задолженности, например в 15 000 руб., может быть удержана за один месяц. Кроме того, далеко не каждый взыскатель готов оставить за собой в счет погашения задолженности по исполнительному производству нереализованное имущество (да и зачем, когда можно получить денежные средства, обратив взыскание на периодический платеж);

— в-третьих, вызывает недоумение положение о том, что если исполнительный документ, сумма взыскания по которому составляет от 10 000,01 до 25 000,00 руб., предъявляется взыскателем напрямую (минуя ФССП России) лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, то не требуется не только соблюдения правил о сроке для добровольного исполнения, но и правил о необходимости выявления иного имущества. В то время как при предъявлении того же самого исполнительного листа в ФССП России сначала необходимо выдержать срок для добровольного исполнения, потом установить наличие иного имущества, а затем обратить на указанное имущество взыскание. Если это имущество не будет реализовано, следует предложить его взыскателю в счет погашения задолженности, и только потом, если взыскатель откажется от принятия данного имущества, судебный пристав-исполнитель должен обратить взыскание на доходы должника.

Всех этих сложностей, а главное — потери времени можно избежать, предъявив исполнительный документ напрямую (минуя ФССП России) работодателю должника (лицу, выплачивающему иные периодические платежи) для удержания задолженности из заработной платы.

Зачем же тогда судебному приставу-исполнителю устанавливать срок для добровольного исполнения, если нормы того же самого закона, который устанавливает это правило (о сроке для добровольного исполнения), предусматривают возможность применения мер принудительного исполнения без всяких сроков для добровольного исполнения? Отличие только в том, куда предъявлен исполнительный лист: если в ФССП России, то должен быть установлен и выдержан срок для добровольного исполнения; если напрямую в кредитную организацию, работодателю, держателю реестра ценных бумаг, то результат будет тот же самый, только документ будет исполнен быстрее, поскольку срок для добровольного исполнения не нужен (хотя будут применяться те же самые меры принудительного исполнения).

Таким образом, наличие в Законе об исполнительном производстве требований о необходимости установления срока для добровольного исполнения исполнительного документа:

— противоречит самой природе принудительного исполнения;

— необоснованно затягивает процесс исполнения исполнительного документа;

— вносит внутреннюю несогласованность в нормы самого Закона об исполнительном производстве;

— создает дополнительные затраты (почтовые, трудозатраты) на уведомление должника об установлении срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Для устранения указанных противоречий необходимо исключить нормы об установлении срока для добровольного исполнения исполнительного документа, предъявляемого в ФССП России.

Таким образом, факт недобровольного исполнения должником возложенной на него судом или иным органом обязанности констатируется тем, что исполнительный документ предъявляется для принудительного исполнения в ФССП России, и все дальнейшие правовые последствия (в том числе вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона), применение мер принудительного исполнения (ст. 68 Закона)) должны связываться именно с фактом предъявления исполнительного документа, а не с истечением срока для его добровольного исполнения.

 

Список литературы

 

1 См., например: Язева И.В. Срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа как средство защиты прав должника // Юрист. 2011. № 20. С. 32—33; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2003. С. 125.

2. Постановления Европейского суда по правам человека от 19.03.1997 по делу «Хорнсби (Hornsby) против Греции», от 07.05.2000 по делу «Бурдов (Burdov) против России».

3. Манташян А.О. Срок для добровольного исполнения требований неимущественного характера // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 123—130.

4. Следует подчеркнуть, что судебные органы весьма пристально проверяют соблюдение указанных требований и при их нарушении признают действия судебного пристава-исполнителя незаконными (см., на-пример, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 13.11.2015 № Ф10-4061/2015 по делу № А35-3013/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 16.03.2016 № Ф06-7278/2016 по делу № А06-7323/2015 // Доступ из СПС «КонсультанПлюс»).