DOI 10.25799/NI.2025.13.33.003
УДК 342.7:342.415
Государственно-правовые отношения
Здесь представлены только метаданные статьи
М.А. Байдарова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Правосудие», Юридический институт, ФГБОУВО «Пензенский государственный университет» Россия, Пенза fetisowa.marina2010@yandex.ru
В.В. Фомин,
студент Юридического института, ФГБОУВО «Пензенский государственный университет» Россия, Пенза fominvv18@mail.ru
Статья посвящена оптимизации деятельности Уполномоченного по правам человека в условиях интенсивной цифровизации. Цель исследования — разработка модели совершенствования работы Уполномоченного по правам человека путем внедрения инновационных инструментов, обеспечивающих безбарьерный доступ к правозащите при балансе технологических возможностей и гарантий соблюдения свобод граждан. Методы исследования включают анализ влияния цифровизации на правозащитную сферу, выявление проблем в текущей деятельности Уполномоченного по правам человека (несовершенство законодательства, слабая интеграция с госплатформами) и разработку конкретных предложений по модернизации. Результаты. Установлена необходимость модернизации существующей модели работы Уполномоченного по правам человека. Ключевыми направлениями оптимизации определены внедрение онлайн-приемных (включая видеообращения), интеграция инструментов Уполномоченного по правам человека с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и нормативное закрепление новых цифровых форматов взаимодействия. Разработаны проекты дополнений в Федеральный закон № 59 (введение определений «онлайн-приемная», «онлайн-прием», «электронный документ», «электронное видеообращение») и предложения по функционалу ЕПГУ (прикрепление файлов, отслеживание статуса обращения, оценка качества оказания услуг). Выводы. Реализация предложенной модели (онлайн-приемные, интеграция с ЕПГУ, законодательные изменения) позволит существенно повысить доступность и эффективность института Уполномоченного по правам человека, сократить сроки оказания помощи, расширить охват граждан уязвимых категорий и находящихся в труднодоступных регионах при сохранении проверенных форм работы.
Ключевые слова: защита нарушенных прав, онлайн-приемные, правозащитный институт, технологии, трансформация, Уполномоченный по правам человека, цифровизация, цифровое пространство, электронное видеообращение, электронный документ.
Optimizing the Activities of the Commissioner for Human Rights in the Context of Transformational Digitalization Processes
Baidarova M.A.,
Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Justice at Penza State University, Law Institute Russia, Penza fetisowa.marina2010@yandex.ru
Fomin, V.V.,
Student at Penza State University, Law Institute Russia, Penza fominvv18@mail.ru
The article is devoted to optimizing the activities of the Commissioner for Human Rights in the context of intensive digitalization. The purpose of the study is to develop a model for improving the work of the Commissioner for Human Rights by introducing innovative tools that ensure barrier – free access to human rights protection while balancing technological capabilities and guarantees of respect for citizens' freedoms. The research methods include analyzing the impact of digitalization on the human rights sphere, identifying problems in the current activities of the Commissioner for Human Rights (legislative shortcomings, weak integration with state platforms) and developing specific modernization proposals. Results: The necessity of modernization of the existing model of operation of the Commissioner for Human Rights department has been established. The key areas of optimization are the introduction of online reception rooms (including video messages), the integration of Commissioner for Human Rights tools with the Unified Portal of State and Municipal Services (EPSU) and the regulatory consolidation of new digital formats of interaction. Draft amendments to Federal Law No. 59 (introduction of definitions of «online reception», «online reception», «electronic document», «electronic video message») and proposals for the functionality of the EPSU (attachment of files, status tracking, quality assessment) have been developed. Conclusions: The implementation of the proposed model (online admissions, integration with the EPSU, legislative changes) will significantly increase the accessibility and effectiveness of the Commissioner for Human Rights institute, shorten the time required to provide assistance, and expand the reach of citizens, especially vulnerable categories and those in hard-to-reach regions, while maintaining proven forms of work.
Keywords: protection of violated rights, online reception rooms, human rights institute, technology, transformation, Commissioner for Human Rights, digitalization, digital space, electronic video message, electronic document.
Вы можете подписаться на нашу рассылку. Мы рассылаем анонсы номеров журнала «Современное право», информируем о предстоящих и текущих событиях, конференциях и других мероприятиях. Также Вы будете регулярно получать письма с перечнем добавленных на сайт статей, постов в блогах пользователей и комментариях. Периодичность рассылки на данный момент 2-3 письма в месяц.