УДК 347.2/.3

 

«Антикварные» законы: реальность и необходимость совершенствования

 

Р.Т. НУРУЛЛИНА,

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, юрисконсульт ООО «Булак Инвестмент» bereta@inbox.ru

 

Анализируется проблема законодательного регулирования оборота антиквариата и культурных ценностей. Представлено соотношение понятия «антиквариат» со смежными категориями: «культурные ценности», «артефакт», «раритет», «семейная реликвия». Обоснована необходимость принятия специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере оборота антиквариата, включая правила антикварной торговли.

Ключевые слова: антиквариат; проблема законодательного регулирования; культурные ценности; артефакт; раритет; семейная реликвия.

 

«Antique» laws: the reality and the need to improve

 

Nurullina R.

 

The problem of the legislative adjusting of antiques and cultural values is analysed in the article Correlation of concept antiques with contiguous categories is presented: cultural values, artefact, rarity, domestic relict. A necessity of acceptance of the special normatively-legal act is reasonable, which will regulate relations concerning antiques, including the rules of antique trade.

Keyword: antiques; the problem of the legislative adjusting; cultural values; artifact; rarity; domestic relict.

 

Историко-культурное наследие России является составной частью общечеловеческой культуры, действенным рычагом формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, важнейшим хранилищем исторической памяти, поэтому сохранение культурного наследия и развитие рынка антиквариата для политики любого государства становится все более приоритетным направлением развития современного цивилизованного общества. Безусловно, указанные цели должны реализовываться посредством законодательства. Обращаясь к исследованию вопроса правового регулирования оборота антиквариата, приходим к выводу, что наряду с термином «антиквариат» используются и другие категории: «культурные ценности, памятники истории и культуры, культурное наследие» и т. д.

Отметим, что анализ действующего законодательства Российской Федерации, в частности, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ от 09.10.1992 № 3612-1[1] (далее — Основы законодательства о культуре), Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[2], Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»[3], Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»[4] (далее — Закон № 64-ФЗ) показал: используются два основных подхода к определению понятия «культурные ценности» — законодатель либо дает «универсальное» определение понятия «культурные ценности» с широким содержанием, либо ограничивается перечнем объектов, относящихся к рассматриваемому понятию «для целей настоящего закона». Тогда как во многих международных документах, например, в Конвенции ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 14 ноября 1970 г.[5], Соглашении стран СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей»[6], Соглашении стран СНГ от 28.09.2001 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[7], посвященных регулированию отношений, складывающихся по поводу культурных ценностей, используется метод перечисления категорий.

Несмотря на отсутствие в законодательстве и правовой литературе[8] единого мнения относительно определения категории «культурные ценности» можно сделать вывод, что соотношение категорий «культурные ценности» и «антиквариат» характеризуется отношением предметов антиквариата к предметам, имеющим культурную ценность, как частного к общему[9].

В законодательстве и юридической литературе используются и другие понятия: «семейные реликвии», «артефакты» и «раритеты».

О семейных реликвиях упоминается в Законе № 64-ФЗ. В частности, к семейным реликвиям относятся: семейные архивы, фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты членов семьи и их предков.

Что касается артефактов, то этот термин чаще всего встречается в археологии. Артефакт подразумевает рукотворный предмет, который изучают археологи[10]. Однако термин «артефакт» употребляется и в области культуры, где он обозначает искусственно созданный объект, имеющий материальное или духовное содержание. К культурным артефактам относятся способы продуктивной деятельности людей, их произведения и деяния, которые качественны в своем роде, обустраивают наш быт, труд, учебу, досуг, составляют ценность — благо и добро[11]. Поскольку, как мы укажем далее, состав антикварных предметов необычайно широк, можно сделать вывод, что термины «семейная реликвия» и «артефакт» обозначают разновидности антиквариата.

К раритету относится исключительно редкая, ценная вещь; диковина[12]. Понятие раритета связано с понятием степени редкости. Е. Сашенков пишет, что «редкость подчинена в мировой филателии условной шкале оценки. Просто редкость — это когда известны от 11 до 25 экземпляров; уникум — один известный экземпляр»[13. Таким образом, по отношению к антиквариату термин «раритет» используется при описании качеств того или иного предмета.

Возвращаясь к исследованию понятия «антиквариат» в рамках российского законодательства, можно отметить его упоминание в абзаце первом ст. 51 Основ законодательства о культуре: «Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», а также в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.04.2003 № 209 «О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.1999 № 307 “О мерах по осуществлению вывоза, временного вывоза культурных ценностей и реализации предметов антиквариата на территории Республики Татарстан” и закреплении полномочий Министерства культуры Республики Татарстан по оформлению вывоза предметов культурного назначения на территории Республики Татарстан»[14]. Однако данные нормативные правовые акты не дают определения исследуемого термина или раскрытия его сущности.

Общее правовое понятие антиквариата было закреплено в Указе Президента РФ от 30.05.1994 № 1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей»[15] (далее — Указ № 1108), где под предметами антиквариата понимались культурные ценности, созданные более 50 лет назад. Данное определение прочно вошло в обиход среди участников антикварного рынка. В Указе № 1108 содержался список категорий предметов, которые должны быть отнесены к антикварным. В него входят:

— исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки, искусства и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, государственных, политических и общественных деятелей;

— предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

— художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения (в том числе иконы и церковная утварь); гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства (в том числе изделия традиционных народных промыслов и другие художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов);

— составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

— редкие рукописи и документальные памятники (представляющие особый исторический, художественный, научный и культурный интерес);

— архивы, включая фоно- и фотоархивы и другие архивные материалы;

— уникальные и редкие музыкальные инструменты;

— старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, отнесенные к культурным ценностям — предметам антиквариата.

В соответствии с Указом № 1108 предприятия, ведущие антикварную торговлю, были обязаны вести реестр всех поступающих на реализацию предметов антиквариата с занесением в него данных экспертизы, а также сведений о лицах, предлагающих предметы антиквариата. Важное значение имело правило, согласно которому предприятие должно передавать на реализацию предметы антиквариата только после проверки их по ведущимся органами внутренних дел и Росохранкультурой спискам похищенных, утерянных, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию предметов, а также предметов, право собственности на которые оспаривается в суде. Было также установлено, что государственным музеям, архивам, библиотекам должна предоставляться первоочередная возможность для ознакомления с отдельными предметами антиквариата и их приобретения.

Однако с принятием Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[16] из перечня видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, был исключен пункт, касающийся реализации предметов антиквариата. И вслед за этим был издан Указ Президента РФ от 18.02.2002 № 184 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. № 1108»[17], отменивший Указ № 1108. С этого момента в России были утрачены правовые понятия «предметы антиквариата», «антикварная торговля», «реализация предметов антиквариата». Немедленно выросло число стихийных точек торговли предметами антиквариата (вернисажи, вещевые рынки, ларьки, даже отделы в продовольственных магазинах и т. д.). Исчезла возможность контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации за профессиональной подготовкой сотрудников организаций, занимающихся реализацией предметов старины и искусства. У многих из них отсутствуют специальное образование, серьезная экспертная подготовка. Увеличилось число случаев незаконной передачи прав собственности на культурные ценности, также значительно возросло количество продаваемых поддельных произведений искусства.

Рост криминальной составляющей антикварного рынка, конечно же, связан с наличием повышенного спроса на антиквариат. Нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за посягательства на эту категорию предметов, носят бланкетный характер, т. е. для уяснения их содержания необходимо обращаться к дефинициям целого ряда других правовых документов[18].

Приходится отметить, что в российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие антиквариата, отсутствуют правила торговли и механизмы контроля на антикварном рынке. Все это создает предпосылки для существования нелегальной торговли, последствия которой ведут к утрате культурного наследия страны. Это в свою очередь означает, что обеспечение сохранения культурного наследия нашей страны находится в плачевном состоянии. Регулирование данной сферы общественных отношений носит межотраслевой, неоднородный характер.

В рамках существующей ситуации неурегулированности отношений, возникающих по поводу антиквариата, несомненным остается факт необходимости разработки и принятия единого нормативного правового акта на законодательном уровне. В данном правовом акте необходимо отразить определение антиквариата и круг вещей, относящихся к нему, место антиквариата в системе других культурных ценностей, правила антикварной торговли и антикварного рынка, гарантии защиты законных прав участников антикварной торговли.

Надеемся, что в ближайшее время указанные вопросы будут разрешены, тем более в рамках грядущих изменений в законодательстве. В частности, рассматривается новый Федеральный закон «О культуре» (взамен Основ законодательства о культуре), планируется внесение изменений в ст. 150 Налогового кодекса РФ (в части отмены уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, отнесенных к культурным ценностям), а также изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Кроме того, планируется внесение поправок в НК РФ, касающихся налога на роскошь.

 

Библиография

1 Российская газета. 1992. 17 нояб.

2 Российская газета. 1993. 15 мая.

3 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.

4 СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799.

5 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — М., 1967. Вып. XXIII. С. 595.

6 См.: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1994. № 1.

7 См.: Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.

8 См.: Александров Е. Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. — София, 1978. С. 9—10, 14; Чудинов А.И. Защита культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза за пределы государств и передачи права собственности на них: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Л., 1990. С. 9; Егорова Е.Ю. Государственно-правовая защита культурных ценностей: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1996. С. 8; Кейзеров Н.М., Шамба Т.М. Интеллектуальная собственность и культурные ценности (проблемы социально- правовой защиты). — М., 1994. С. 39; Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. — Л., 1990. С. 20—21; Маковский А.Л. Проблемы реституции и добросовестного приобретения культурных ценностей // Трудная судьба культурных ценностей. Материалы международной конференции «Частное право и проблемы реституции перемещенных культурных ценностей». — М., 2002. С. 315 и др.

9 См.: Булатов Р.Б. Культурные ценности: правовая регламентация и юридическая защита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Спб., 1995. С. 55; Гасымов Н.Г. Международный розыск культурных ценностей и предметов антиквариата: учеб. пособие. — М., 2005. С. 40; Рыбак К.Е. Музейное право. — М., 2005. С. 82; Братанов В.В. Законодательная регламентация понятия культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 2. С.28—32.

10 См.: Першин Ю.Ю. Интерпретация археологических источников как философская проблема. URL: http://sociokosmos. ru/per_articles/12_Arch_source.pdf

11 См.: Лапина Т.С. Культурный артефакт // Аналитика культурологии. 2010. Вып. 3 (18).

12 См.: Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. — М., 1992. С. 511; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М., 2003. С. 657.

13 Сашенков Е. Почтовые редкости: любимые и настоящие // Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования. 2002. № 3.

14 Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2003. № 9.

15 СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 587. В настоящее время данный указ утратил силу.

16 Российская газета. 2001. 10 авг. В настоящее время данный закон утратил силу.

17 СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 809. В настоящее время данный указ утратил силу.

 

18 См.: Жбанков В.А. К вопросу о понятии «культурные ценности» и состоянию борьбы с их незаконным оборотом в системе правоохранительного блока Государственного таможенного комитета Российской Федерации // Сборник докладов и нормативных правовых актов государств-участников СНГ по проблемам сохранения культурных ценностей. — М., 2001. С. 113.