Реклама
Статья

«Система помощи водителю», или «автоматизированная система управления»: вопросы определения границ для публично-правового и частноправового регулирования. С. 52-57

Существующая система правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта создавалась с учетом того, что автомобилем управляет человек, который обязан сохранять контроль за дорожной обстановкой на всем пути своего следования.

DOI 10.25799/NI.2022.33.57.009
УДК 342.9

Государственно-правовые отношения

Здесь представлены только метаданные статьи



А.И. Землин,
заведующий кафедрой  «Транспортное право» Юридического института Российского университета  транспорта (МИИТ), доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Россия, Москва zemlin.aldr@yandex.ru

А.А. Торшин,
аспирант кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс»  Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Россия, Москва a.a.torshin@yandex.ru

Существующая система правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта создавалась с учетом того, что автомобилем управляет человек, который обязан сохранять контроль за дорожной обстановкой на всем пути своего следования.  Однако с развитием технологий беспилотного вождения все большая степень контроля за управлением автомобилем переходит к автоматизированной системе управления. Автомобили, способные осуществлять все функции по своему управлению в дорожной обстановке, представляют серьезный вызов для законодательства. Между тем переход от экспериментального к всеобщему регулированию требует ясного определения предмета такого регулирования. С этой точки зрения законодательство, прежде всего, должно давать четкий ответ на вопрос о том, какие автомобили должны считаться высокоавтоматизированными, а какие таковыми не признаются.
Авторы статьи исходят из того, что ключом для ответа на поставленный вопрос является определение пределов понятия «автоматизированная система управления» и его отграничения от понятия «система помощи водителю». Поскольку данное разграничение  имеет огромный практический смысл для установления дифференцированных требований к водителям, процессу оценки технического соответствия высокоавтоматизированных автомобилей, а также установлению стандарта виновной ответственности водителей, исследование, осуществленное с применением инструментария формально-догматического и системно-правового анализа, имеет существенное теоретическое и значимое практическое значение. Сделанные в результате исследования выводы и предложения в части основанного на достижениях правовой герменевтики анализа категорий «система помощи водителю» и «автоматизированная система управления» и определения на этой основе границ для публично-правового и частноправового регулирования в случае их легализации могут способствовать оптимизации системы правового обеспечения функционирования беспилотных автомобилей.

Ключевые слова: беспилотный автомобиль, высокоавтоматизированное транспортное средство, система помощи водителю, автоматизированная система вождения, автоматизированное вождение, автономное вождение.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-20334 «Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе» (https://rscf.ru/project/22-28-20334/).



«Driver Assistance System» or «Automated Control System»: Boundary Issues for Public and Private Law Regulation

Zemlin A.I,
Head of Dept. of «Transport Law» at Law Institute of Russian University of Transport (MIIT), Doct. in Law, Prof., Honored Worker of Science Russian Federation
Russia, Moscow zemlin.aldr@yandex.ru

Torshin A.A.,
Postgraduate Student of Dept.  of Civil Law, International Private Law and Civil Procedure at Law Institute of Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow
a.a.torshin@yandex.ru

The existing system of legal regulation of relations in the field of road transport was created taking into account the fact that a car is driven by a person who is obliged to maintain control over the traffic situation along the entire route. However, with the development of unmanned driving technologies, an increasing degree of control over driving a car is moving to an automated control system. Cars capable of carrying out all the functions of their control in a traffic situation present a serious challenge for the legislation. Meanwhile, the transition from experimental to universal regulation requires a clear definition of the subject of such regulation. From this point of view, legislation, first of all, should give a clear answer to the question of which cars should be considered highly automated, and which ones are not recognized as such.
The authors of the article proceed from the fact that the key to answering the question is to determine the limits of the concept of «automated control system» and its delimitation from the concept of «driver assistance system».  Since this distinction has great practical meaning for establishing differentiated requirements for drivers, for the process of assessing the technical conformity of highly automated vehicles, as well as for setting the standard for drivers' culpable liability, the study, carried out using the tools of formal dogmatic and systemic legal analysis, has significant theoretical and significant practical meaning. The conclusions and proposals proposed based on the results of the study in terms of the analysis of the categories «driver assistance system» or «automated control system» based on the achievements of legal hermeneutics, and the definition on this basis of the boundaries for public law and private law regulation, if legalized, can contribute to optimization systems of legal support for the functioning of unmanned vehicles.

Keywords: unmanned vehicle, highly automated vehicle, driver assistance system, automated driving system, automated driving, autonomous driving.

The study was financially supported by the Russian Science Foundation within the framework of the scientific project No. 22-28-20334 "Legal means of ensuring the safety of the use of unmanned vehicles in a metropolis" (https://rscf.ru/project/22-28-20334/).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети