Одним из способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти являются личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституцией установлено, что граждане Азербайджана имеют право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективный обращения в государственные органы и органы местного самоуправления(cт. 57).

Жалобы — это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность; они не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и, как полагают авторы, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жало-бы — важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являют эффективный, действенный инструмент противодействия бюрократизму, коррупции, всем должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, и там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.

Существуют два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан — административный и судебный.

В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количество жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. Факты нарушения прав граждан или неисполнения закона были подтверждены во многих случаях, виновные должностных лиц были привлечены к ответственности.

Обращаясь к руководителям органов исполнительной власти, Президент РФ  обратил внимание на их недостаточную работу насущных проблем азербайджанцев и необходимость взять под личный контроль организацию работы с обоснованными жалобами и предложениями граждан, решительно пресекать проявления бюрократизма и волокиты в этом деле.

Управление Президента анализирует вопросы, которые граждане ставят в письмах и наличном приеме; осуществляет оперативное и периодическое информирование Президента, Председателя Правительства, руководителей органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан; готовит на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; представляет необходимые материалы в целях освещения в средствах массовой информации итогов обращений граждан; изучает опыт работы соответствующих органов и иностранных государств.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения.

Такой порядок не может в полной мере признаваться эффективным и для привлечения к ответственности виновных должностных лиц, государственных служащих.

Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы-иска повышаются. Однако судебному разрешению вопроса должно предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создаст возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям.

В суде гражданин выступает не в роли просителя, а истца, равной стороны, причем лично и непосредственно. Здесь обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органон, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Азербайджана, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой относительно нарушения его прав и свобод либо непосредственно и суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба подается, по усмотрению гражданина, либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, государственного служащего. Военнослужащий вправе в таком же порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органа военного управления и воинских должностных лиц.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд, по просьбе гражданина или по своей инициативе, вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц — со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному липу и гражданину не позднее десяти дней после вступления решения и законную силу.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на ответчика, если суд установит, что его действии (решения) были незаконными. Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также и в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением установленного срока.