УДК  342.565.5 

Страницы в журнале: 87-91

 

Е.А. ВАСИНА,

государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса, помощник судьи Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа zzz720@yandex.ru

 

Рассматриваются особенности и проблемы правового регулирования процедуры отбора кандидатов на должности помощников судей.

Ключевые слова: кандидат на должность помощника судьи, организационно-правовой механизм отбора кандидатов, кадровый состав помощников, квалификационные требования, единый административно-правовой механизм.

 

Administrative and legal regulation procedures for selection of candidates for the post of assistant judges

 

Vasinа E.

 

Features and problems of legal regulation of procedure of selection of candidates for positions of assistants to judges are considered.

Keywords: candidate for a position of the assistant to the judge, organizational legal mechanism of selection of candidates, personnel structure of assistants, qualification requirements, uniform administrative legal mechanism.

 

Сложившаяся в судебной системе ситуация с отбором кандидатов на должности помощников судей — проблемная, для ее осмысления и разрешения требуется не только законодательное обеспечение, но и научный анализ.

Административно-правовой механизм отбора кандидатов на должности помощников судей несовершенен, поскольку существующие на сегодняшний день критерии отбора, содержащиеся в федеральных законах от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[1], от 27. 07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2], от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[3], указах Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»[4], от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»[5] (далее — Указ № 1131), от 19.11.2007 № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»[6], приказе ВАС РФ от 08.02.2008 № 15 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппаратов арбитражных судов» (далее — Приказ № 15), свидетельствуют, что на данном направлении судебная реформа продвинулась недостаточно далеко.

Законодательство не содержит конкретных положений о формировании кадрового состава помощников судей судов всех уровней, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей помощников судей арбитражных судов, установленные Приказом № 15, включаются в должностные регламенты гражданских служащих суда[7].

В Приказе № 15 к профессиональным знаниям лица, замещающего должность помощника судьи, отнесено: знание Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов арбитражного суда, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; процесса прохождения гражданской службы; порядка служебного взаимодействия в пределах своей компетенции с органами государственной власти РФ, субъектов РФ, арбитражными судами; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и пожарной безопасности; владение навыками анализа и обобщения информации, оперативной реализации управленческих решений, прогнозирования последствий принимаемых решений, работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике, ведения деловых переговоров, взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, представителями субъектов РФ, муниципальных образований, планирования работы, правильного распределения служебного времени, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, подготовки деловой корреспонденции, а также систематическое повышение профессиональных знаний.

Следует отметить, что вышеперечисленные требования распространяются только на помощников судей арбитражных судов.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей помощников судей общей юрисдикции, установлены приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06.12.2010 № 272[8] (далее — Приказ № 272).

В соответствии с пунктом 2.1 Типового должностного регламента помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, утвержденного Приказом № 272 (далее — Регламент), лица, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Регламента определено, что помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

Пунктом 2.3 Регламента к профессиональным знаниям помощника председателя суда (судьи) отнесены: знание Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Протоколов к ней, а также практики Европейского суда по правам человека; постановлений и определений Конституционного Суда РФ; федеральных конституционных законов (в том числе ФКЗ от 31.12. 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[9]), федеральных законов (в том числе Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[10], ФЗ от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее — Закон № 7-ФЗ), ГПК РФ[11], УПК РФ[12], КоАП РФ[13] и других законов, направленных на осуществление правосудия; указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Верховного Суда РФ, постановлений Совета судей РФ, актов Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее — Судебный департамент) и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы. Кроме того, помощник председателя суда (судьи) должен знать: структуру федеральных органов исполнительной власти; порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения; перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; основы ведения судебного делопроизводства и судебной статистики; общие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; правила поведения работников аппарата суда; правила внутреннего трудового распорядка; порядок размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов на интернет-сайте суда; нормативные документы, регулирующие деятельность приемной суда; правила поведения посетителей в здании суда; локальные акты суда; должностной регламент.

Пункт 2.4 Регламента обязывает помощника председателя суда (судьи) уметь: анализировать и обобщать информацию; работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять принятые решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; правильно распределять рабочее время; владеть приемами межличностных отношений; владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» по направлениям деятельности; пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

Приказом № 272 также утвержден Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) районного суда и гарнизонного военного суда.

Анализируя Приказ № 272, следует отметить, что данный акт не имеет юридической силы, поскольку не опубликован официально и утвержден должностным лицом, не имеющим полномочий, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона № 7-ФЗ генеральный директор Судебного департамента в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности.

Поскольку помощник судьи относится к лицам, способствующим осуществлению правосудия, а не к лицам, обеспечивающим организационную деятельность судов, решать вопросы квалификационных требований к помощникам судей генеральный директор Судебного департамента неправомочен.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 6 Закона № 7-ФЗ к полномочиям Судебного департамента отнесено определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов. В связи с этим Судебный департамент должен анализировать потребность судов в кадрах, а не утверждать типовые должностные регламенты помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда.

Также следует отметить, что если в судах общей юрисдикции организация деятельности помощников судей регулируется Приказом № 272, то должность помощника мирового судьи ни в одном акте вообще не закреплена, следовательно, вопрос о том, как отбираются лица, претендующие на эту должность, на сегодняшний день остается открытым.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»[14] аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Автор разделяет позицию С.А. Местниковой о том, что «субъекты России, несмотря на отсутствие законодательно закрепленных полномочий об организационном и кадровом обеспечении деятельности мировых судей субъектами Российской Федерации, практически приняли на себя мероприятия, направленные на обеспечение деятельности мировых судей. Однако принимаемые субъектами Российской Федерации меры по своей сути противоречат конституционному принципу разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, нарушают принцип независимости судебной власти в лице мировых судей»[15].

Поручение Президента РФ в Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей[16] на сегодняшний день не реализовано.

Анализ законодательства, содержащего положения о деятельности аппарата мирового судьи, позволяет сделать вывод, что отбор кандидатов на должности помощников мировых судей осуществляет орган исполнительной власти (аппарат по обеспечению деятельности мировых судей, управление мировой юстиции, служба по вопросам мировой юстиции, отдел по организационному обеспечению деятельности мировых судей), в связи с чем помощники мировых судей находятся в трудовых правоотношениях с органом исполнительной власти.

Квалификационные требования к кандидату на должность помощника мирового судьи, как и сама эта должность, законом не регламентированы.

В России, в отличие от большинства стран мира, в которых существует система подготовки и отбора судебных кадров, такая продуманная система отсутствует.

 При реализации процедуры отбора кандидатов на должности помощников судей учитывается только наличие высшего юридического образования и стаж работы. Обязанность оценивать, умение применять на практике полученные знания, правильно и юридически грамотно составлять документы, социальная зрелость, деловые и этические качества кандидата на должность помощника судьи, а также нравственные установки и мотивы работы на государственной службе в законодательстве не закреплены.

Законодательно установленные требования к стажу и образованию при назначении на должность помощника судьи, содержащиеся в Положении о помощнике судьи арбитражного суда, утвержденном приказом Председателя ВАС РФ от 04.12.2002 № 61, в соответствии с которым помощник судьи является федеральным государственным служащим и замещает в аппарате арбитражного суда ведущую должность федеральной государственной службы категории «Б», в связи с чем согласно Указу № 1131 должен иметь стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет, также нуждаются в серьезной доработке.

Стаж работы по специальности не менее четырех лет может как положительно, так и отрицательно сказаться на работе государственного служащего в должности помощника судьи. Например, высококвалифицированный юрист с четырехлетним стажем работы в коммерческой структуре, работающий неполный рабочий день и получающий заработную плату в пять раз больше, чем у помощника судьи, вряд ли станет работать на «благо государства». И наоборот, юрист, замещающий более низкую должность государственной службы и получающий заработную плату меньше, чем у помощника судьи, будет, безусловно, доволен своей новой должностью.

Формируя единый административно-правовой механизм отбора кандидатов на должности помощников судей, необходимо учесть, что гораздо эффективнее привлекать на эти должности специалистов сразу после окончания высших учебных заведений, желательно специализированного направления, например Российской академии правосудия, введя при этом специальные программы для подготовки помощников на должности судей с обязательной сдачей квалификационных экзаменов. Следовало бы законодательно закрепить положение о том, что помощниками судей и судьями могут быть лица, окончившие специализированные высшие учебные заведения.

Данное направление будет способствовать тому, что, получив среднее образование и приняв решение стать студентом вуза, готовящего кадры только для судебной системы, человек ориентируется исключительно на государственную службу, в связи с чем в судебной системе не смогут оказаться, к примеру, предприниматели, бизнесмены, географы или работники торговых организаций, обучающиеся в соответствии с приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725 «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки»[17] по сокращенной программе.

В целом можно сделать следующие выводы:

— анализ актов, регулирующих процедуру отбора кандидатов на должности помощников судей (в арбитражных судах — Приказ № 15, в судах общей юрисдикции — Приказ № 272, у мировых судей — акты органов исполнительной власти субъектов РФ), подтверждает бессистемность и отсутствие единого административно-правового регулирования;

— административно-правовое регулирование отбора кандидатов на должности помощников судей должно отражать наличие законодательных требований к кандидатам помощников судей, оценку их знаний в ходе проведения конкурса на замещение вакантной должности помощника судьи, психодиагностическое обследование личности;

— формирование единого (типового) организованного механизма отбора и подготовки помощников судей будет не только способствовать пополнению судейского корпуса за счет внутреннего резерва путем использования института помощников судей, но и служить средством предупреждения и пресечения коррупции в системе правосудия;

— институт помощников судей за 10 лет существования доказал свою полезность, однако требуется усовершенствование законодательства: необходимо разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий статус помощника судьи в Российской Федерации, в одном из разделов которого закрепить административно-правовой механизм отбора кандидатов на должности помощников судей.

 

Библиография

1 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

2 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

3 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

4 СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

5 СЗ РФ. 2005. № 40. Ст. 4017.

6 СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 5952.

7 См.: Организация работы помощника судьи арбитражного суда: учеб.-практ. пособие / под ред. О.И. Виляка, Ю.П. Гармаева. — Чита, 2011. С. 6.

8 Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

10 Российская газета. 1992. 20 июля.

11 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

12 СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

13 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

14 СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

15 Местникова С.А. Проблемы организации деятельности мировых судей // Российская юстиция. 2010. № 5. С. 42.

16 Российская газета. 2008. 6 нояб.

 

17 Российская газета. 2002. 21 авг.