И.А. ГАЗИЕВА,

соискатель Московской академии экономики и права

 

В  настоящее время важнейшим международным правовым документом, на основе которого осуществляется правовое регулирование в области товарных знаков, является Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (далее — Соглашение ТРИПС). Оно содержит положение о том, что государства должны обеспечивать охрану прав интеллектуальной собственности в соответствии с национальным законодательством, в связи с чем необходимы достаточно строгие санкции, направленные на профилактику правонарушений. Кроме того, в национальном законодательстве должны содержаться следующие процедуры для осуществления прав интеллектуальной собственности:

· адекватные гражданские или административные процедуры и средства, включая судебные приказы;

· устранение или уничтожение материалов и орудий производства, которые использовались главным образом при создании контрафактных товаров;

· устранение или уничтожение из обращения контрафактных товаров;

· адекватные уголовные процедуры, включая наказания, предотвращающие дальнейшие нарушения;

· наложение ареста, конфискация и уничтожение контрафактных товаров и орудий производства, которые использовались главным образом при совершении правонарушений.

Общее требование к процедурам сводится к тому, что они должны быть равными для всех, объективными и по возможности несложными и недорогими. При этом следует избегать неоправданных ограничений во времени и отсрочек рассмотрения дел. В Соглашении ТРИПС достаточно подробно описываются меры по надзору за выполнением правил защиты прав интеллектуальной собственности и судебной практики, в частности: процедуры сбора доказательств, практика условных осуждений, судебный запрет, решения о возмещении убытков и другие формы карательных санкций. Злонамеренное использование контрафактных торговых марок должно преследоваться в уголовном порядке.

Рассмотрим систему административных наказаний за нарушение прав правообладателей товарных знаков в законодательствах стран Юго-Восточной Азии.

Закон Южной Кореи о товарных знаках (о торговой марке) (далее — Закон ЮК) содержит пункт об использовании торговой марки без разрешения доверителя или представителя владельца торговой марки. Это действие отнесено к действиям недобросовестной конкуренции. Согласно Закону ЮК правообладатель торговой марки или исключительной лицензии вправе потребовать компенсацию от лица, преднамеренно или случайно нарушившего зарегистрированную торговую марку или права исключительной лицензии, для возмещения убытков, вызванных противоправными действиями нарушителя. По запросу правообладателя торговой марки или исключительной лицензии суд вправе заставить лицо, нанесшее вред деловой репутации правообладателя торговой марки или исключительной лицензии, принять меры по восстановлению деловой репутации последнего. Заинтересованное лицо или ревизор могут потребовать судебного разбирательства для того, чтобы лишить законной силы регистрацию торговой марки или дополнительную регистрацию для однородных товаров. Были случаи, когда Патентный суд Южной Кореи аннулировал зарегистрированный товарный знак ввиду его сходства с иностранным знаком, несмотря на то, что иностранный знак никогда не регистрировался и не был известен в стране.

В Закон ЮК введена норма о штрафных санкциях в отношении юридических лиц, совершающих нарушения прав на торговую марку: любое лицо, нарушившее право на торговую марку или исключительную лицензию, подлежит тюремному заключению сроком на 7 лет или подвергается штрафу в размере 100 млн вон.

Свидетель, свидетель-эксперт, переводчик при даче ложных показаний или ложной экспертизы перед Судом по интеллектуальной собственности подлежит тюремному заключению сроком на 3 года или подвергается штрафу в размере 10 млн вон.

Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированной торговой марке на рекламных объявлениях, вывесках, ярлыках или упаковке товаров, других деловых операционных документах или маркировку по отношению к зарегистрированной торговой марке относительно других товаров, кроме однородных товаров, или для того, чтобы ввести в замешательство в случаях, когда зарегистрированная торговая марка используется на других товарах, кроме определяемых товаров, подлежит тюремному заключению сроком на 3 года или подвергается штрафу в размере 20 млн вон.

Любое лицо, зарегистрировавшее торговую марку, проведшее дополнительную регистрацию для однородных товаров, регистрацию для возобновления срока права на торговую марку, регистрацию для переклассификации товаров или решения судебного разбирательства путем мошенничества или любых других незаконных действий, подлежит тюремному заключению сроком на 3 года или подвергается штрафу в размере 20 млн вон.

Юридическое лицо, нарушающее права на  торговую марку, несет ответственность в виде штрафа в размере 300 млн вон.

Закон ЮК предусматривает конфискацию товаров с торговыми марками, упаковок, этикеток и средств для их изготовления, нарушающих исключительные права использования законных правообладателей. Однако товары, с которых можно легко снять незаконную торговую марку или упаковку, не могут быть конфискованы. Наказание в виде штрафа в размере 500 тыс. вон назначается: если лицо, вызванное в Суд по интеллектуальной собственности, не явилось либо отказалось приносить присягу, делать заявление, свидетельствовать, давать заключение экспертизы; если лицо, которое уполномочено Судом по интеллектуальной собственности собрать документацию, касающуюся экспертизы, не выполнило эти требования без уважительной причины.

Судебная процедура Южной Кореи пресекает возможность копирования зарубежных знаков, которые еще не зарегистрированы и не стали общеизвестными в стране. Однако владельцу зарубежного товарного знака достаточно представить в патентное ведомство доказательства того, что в заявке третьей стороны предлагается товарный знак, копирующий уже существующий аналог, и подтвердить факт его регистрации и использования в своей стране. Прежде Верховный суд не поддерживал решения патентного ведомства об аннулировании заявок в случаях, когда оригинальные знаки не были известны в Южной Корее и когда копируемые знаки относились к иным классам товаров.

Это вынудило патентное ведомство внести изменения в Закон ЮК, согласно которым не подлежит регистрации товарный знак, сходный со знаком, который хорошо известен местному или зарубежному потребителю либо идентичен такому знаку. Однако эта поправка распространяется только на те заявки, которые были поданы после вступления в силу указанных изменений. Так, одной японской компании благодаря этой поправке удалось добиться аннулирования Судом интеллектуальной собственности конкурирующего товарного знака и относящихся к одному и тому же классу товаров: южнокорейский товарный знак был тождествен с ранее зарегистрированным известным знаком этой компании.

Закон Японии от 13.04.1959 № 127 «О торговой марке» (с изм. от 22.12.1999, вступившими в силу 06.01.2001; далее — Закон Японии) призван обеспечивать гарантии деловой репутации граждан, использующих торговые марки; защиту торговых марок; вносить вклад в развитие промышленности и защищать интересы потребителей. Закон Японии предусматривает следующие виды наказания за нарушение прав в отношении торговой марки или исключительных прав правообладателей. Лицо, нарушившее право владельца торговой марки или право исключительного использования, подлежит тюремному заключению сроком на 5 лет или подвергается штрафу в размере 5 млн иен.

Лицо, получившее право на охрану торговой марки, либо зарегистрировавшее торговую марку, либо зарегистрировавшее возобновление срока права на торговую марку, либо права на торговую марку, либо права на регистрацию охраноспособной торговой марки путем мошенничества, подлежит тюремному заключению сроком на 3 года или подвергается штрафу в размере 3 млн иен.

Лицо, производящее поддельные торговые марки, подлежит тюремному заключению сроком на 3 года либо подвергается штрафу в размере 3 млн иен.

В случае нарушений прав на торговую марку должностными лицами ответственность и штраф удваиваются. При неявке лица, вызванного в патентное ведомство или суд, либо при его отказе приносить присягу, делать заявление, свидетельствовать, давать заключение экспертизы, такое лицо подлежит наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тыс. иен. Если лицо, которого патентное ведомство или суд уполномочили собрать документацию, касающуюся экспертизы, не может выполнить эти требования без уважительной причины, с него взимается штраф в размере 100 тыс. иен.

С 1 января 2005 г. во Вьетнаме действует Гражданский процессуальный кодекс (далее — ГПК Вьетнама), заменяющий старые законы о юридических основаниях для судебных тяжб во Вьетнаме (например, постановления от 29.11.1989 по процедурам обращения граждан по гражданским спорам и от 16.03.1994 по процедурам по урегулированию экономических споров). ГПК Вьетнама расширил компетенцию окружных судов по типам споров. Прежде окружные суды первой инстанции были компетентны в решении  экономических споров, если предмет спора оценивался не менее чем в 50 млн донгов (3300 долл. США). В настоящее время они компетентны в принятии решений не только по экономическим, но и по гражданским спорам. Что касается споров по правам интеллектуальной собственности, ГПК Вьетнама классифицирует их по двум категориям:

1) споры по правам интеллектуальной собственности и новых технологий, не имеющие целью получение прибыли (имеются в виду нематериальные активы), относятся к гражданским спорам;

2) споры по правам интеллектуальной собственности и новых технологий, имеющие целью получение прибыли, относятся к коммерческим спорам.

Гражданские окружные суды первой инстанции компетентны в решении споров по правам интеллектуальной собственности, которые были определены как гражданские споры, включая те, заинтересованной стороной которых является иностранное лицо. Экономические суды первой инстанции на региональном или городском уровне также компетентны в решении споров по правам интеллектуальной собственности, которые были определены как коммерческие споры, включая те, заинтересованной стороной которых является иностранное лицо. В соответствии с этой классификацией коммерческие споры по правам интеллектуальной собственности могут также быть улажены арбитражем, если это предусматривалось договором. Предыдущие процедурные правила предоставляли региональным или городским народным судам (в первой инстанции) полномочия решать споры по промышленной собственности, включая те, в которых участвовал иностранный элемент. На практике такие споры часто улаживались Народным судом г. Ханоя или Народным судом г. Хошимина. В настоящее время во Вьетнаме знание и опыт судей в области правовой охраны интеллектуальной собственности все еще ограничены и урегулирование таких споров, особенно тех, в которые вовлечены иностранные лица, не может гарантировать правильность и справедливость решений окружных судов. Тем не менее расширение компетентности окружных судов вынуждает судей расширить их профессиональные знания в области интеллектуальной собственности.

В ГПК Вьетнама введены новые нормы в предоставлении временных мер[1]. Суды получили право издавать судебные приказы о введении временных мер после запроса одной стороны в случаях предполагаемого нарушения любого права интеллектуальной собственности. В частности, если существует вероятность поступления контрафактного товара, то для того, чтобы избежать причинения вреда правообладателю при риске уничтожения улик, правообладатель может подать ходатайство в судебный орган для введения временных мер против нарушителя даже во время оформления товара. При применении временных мер суд может обязать заявителя представить равноценную гарантию, достаточную для защиты ответчика либо для покрытия убытков в случае неправомерного запроса от правообладателя интеллектуальной собственности. Прежде суд должен был сначала выслушать обе заинтересованные стороны и затем вынести решение о применении временных мер, однако встречались случаи, когда период вынесения решения судом затягивался и ответчик получал достаточно времени для уничтожения улик. Согласно ГПК Вьетнама, если запрос о введении временных мер был сделан вовремя и ходатайство зарегистрировано, судебный орган в течение 48 часов с момента получения запроса правомочен вынести решение о применении требуемых временных мер (прежде суд определял период времени по своему усмотрению). В случае отказа в запросе должно быть вынесено письменное уведомление о причинах отказа и отправлено ответчику в пределах того же периода (48 часов). Решение суда о применении временных мер должно быть выполнено незамедлительно. В зависимости от ситуации, правообладатели интеллектуальной собственности могут потребовать от суда применения нескольких временных мер:

· запретить передачу права собственности спорного имущества другим людям;

· предотвратить замену спорного имущества;

· арестовать счета в банке, других кредитных организациях и в государственном казначействе (такая мера ранее не была доступна);

· арестовать имущество, используемое третьим лицом (ранее не было доступно);

· арестовать имущество лица, имеющего обязательства по отношению к спорному имуществу (ранее не было доступно).

В зависимости от запроса о введении временных мер суд может потребовать от заявителя предоставить дополнительные доказательства, подтверждающие нарушение прав и необходимость введения требуемых мер.

ГПК Вьетнама также устанавливает механизм для предотвращения возможных злоупотреблений властью судов и увеличивает их ответственность за применение временных мер. Суд должен компенсировать убытки, причиненные лицу вследствие неправильного применения временных мер, в следующих случаях:

· если суд самостоятельно применил временные меры;

· если суд применил другие меры вместо тех, которые запрашивал заявитель;

· если суд применил меры, которые превышают требования правообладателя интеллектуальной собственности.

ГПК Вьетнама также обеспечивает процедуры, согласно которым временные меры могут быть изменены, применены дополнительно или отменены. В таких случаях заинтересованные стороны должны иметь возможность обжаловать решение любого суда, касающееся применения временных мер. Несмотря на обновление законодательства Вьетнама в свете вступления в ВТО, вести эффективную борьбу с контрафактными товарами в стране затруднительно. Причины кроются в неадекватной законодательной системе принудительных мер и механизмов их осуществления, недостаточности знания юристами законов об интеллектуальной собственности, широкой практике закупки большинством вьетнамских потребителей дешевых товаров, в том числе под иностранными общеизвестными торговыми марками. Экономические суды применяют административные санкции за нарушение прав на товарные знаки и по требованию правообладателей, но только если торговая марка зарегистрирована во Вьетнамском национальном офисе промышленной собственности.

Например, в деле с участием корпорации Honda Motor Co (торговая марка Honda) рассматривалось серьезное нарушение исключительных прав правообладателя. Вьетнамские импортеры ввозили из Китая отдельные части для мотоциклов (в том числе под известными зарегистрированными торговыми марками) и затем, собрав из частей мотоциклы, продавали их по более низким ценам. Экономической полицией Вьетнама были применены следующие административные процедуры: на нарушителей был наложен штраф, товар конфискован и демонтирован.

В Индии действуют Закон о товарных знаках 1999 года и Правила о товарных знаках 2002 года. Согласно первому лицо, производящее поддельные торговые марки в отношении товаров или услуг, имитирующее торговые марки на упаковках, этикетках или обертках, создающее инструменты для изготовления, использования и продажи поддельных торговых марок, применяющее любое ложное описание к товарам или услугам, считается нарушающим права на торговую марку.

Если лицо не может доказать, что действовало без намерения ввести в обман, оно подлежит тюремному заключению сроком от 6 месяцев до 3 лет и наказывается штрафом в размере от 50тыс. до 200 тыс. рупий.

Санкции предусмотрены за продажу товаров (или услуг), в которых используются поддельные торговые марки: тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 3 лет и штраф в размере от 50 тыс. до 200 тыс. рупий. Если лицо не подозревало о том, что продает поддельные товары под зарегистрированными торговыми марками или обозначениями, или по требованию (от имени) обвинителя предоставило всю информацию о лице, от которого получены такие товары (услуги), или действовало по незнанию, оно подлежит тюремному заключению сроком не меньше чем на 6 месяцев или штрафу в размере 50 тыс. рупий.

Штраф увеличивается при каждом повторном нарушении: лицо, повторно совершившее одно из указанных правонарушений и обвиненное повторно, подлежит за второе и за каждое последующее нарушение тюремному заключению сроком от 1 года до 3 лет и штрафу в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рупий. Если лицо выдает зарегистрированные торговые марки или вводит потребителя в заблуждение относительно товаров (услуг) с ложными или поддельными торговыми марками, выдавая их за имеющие регистрацию и включенные в Регистр торговых марок, оно подлежит тюремному заключению сроком до 3 лет, либо штрафу, либо заключению и штрафу одновременно. Наказание предусмотрено также за незаконное включение торговых марок в Регистр торговых марок: тюремное заключение сроком на 2 года или штраф, или заключение и штраф одновременно. Во всех упомянутых статьях кроме лишения свободы или штрафа предусмотрена и конфискация товаров с незаконно используемыми, изготовляемыми или продаваемыми торговыми марками.

В Китае административные санкции закреплены в Законе Китайской Народной Республики об административных наказаниях (далее — Закон КНР). В Законе КНР указаны обстоятельства, при наличии которых лицо подлежит привлечению к ответственности в судебном порядке. Нормы об административных наказаниях за противоправные деяния подлежат обязательному опубликованию. Виды административных наказаний: предупреждение; штраф; конфискация незаконно полученных доходов; вынесение решения о приостановлении деятельности; временное приостановление либо аннулирование действия лицензии; временное приостановление либо аннулирование действия регистрации; административный арест; иные административные наказания, предусмотренные административным законодательством.

Законом КНР могут быть установлены различные виды административных наказаний, за исключением тех, которые ограничивают личную свободу. В местном законодательстве могут быть установлены административные наказания, за исключением тех, которые ограничивают личную свободу, а также предусматривают аннулирование патента или регистрации на осуществление торговой и производственной деятельности. В новых законах и принятых министерствами и комитетами Государственного совета КНР положениях могут устанавливаться административные наказания за нарушения административного порядка и порядка управления в виде предупреждения либо штрафа. Административные наказания в Китае применяются административными органами в пределах их компетенции: Государственным советом КНР, народными правительствами провинций, автономных областей, городов центрального подчинения. Однако административное наказание, связанное с ограничением личной свободы, может применяться только органами общественной безопасности. Если совершенное противоправное деяние образует состав преступления, то административный орган передает дело в судебные органы для привлечения лица к уголовной ответственности.

В ходе применения административного наказания административные органы должны потребовать от соответствующей стороны исправления либо временного исправления допущенного нарушения. К лицу, совершившему одно и то же противоправное деяние, штраф как вид административного наказания не может быть применен  более одного раза. Более мягкие административные наказания применяются в следующих случаях: если лицо добровольно устранило либо смягчило последствия вреда, причиненного в результате совершения противоправного деяния; если противоправное деяние было совершено лицом под угрозой со стороны других лиц; если лицо способствовало успешному установлению административными органами обстоятельств совершенного противоправного деяния. Если правонарушение было незначительным и своевременно исправлено и при этом вредные последствия не наступили, то административное наказание не применяется. Постановления о назначении административного наказания могут быть вынесены в упрощенном порядке, в обычном порядке, в порядке проведения слушаний по делу. Согласно Закону КНР при наличии неопровержимых фактов и собранных доказательств совершенного правонарушения, если гражданин подвергается штрафу в размере до 50 юаней, а юридическое лицо — в размере до 1000 юаней или ему выносится предупреждение, то постановление о назначении административного наказания выносится на месте. Однако уполномоченное лицо может взимать штраф на месте правонарушения при наличии одного из следующих условий: если сумма штрафа не превышает 20 юаней или если невзимание штрафа на месте может воспрепятствовать исполнению наказания в последующем. Сумма штрафа, полученная уполномоченным лицом на месте, должна быть передана в административный орган в течение 2 суток, а за каждый день просрочки устанавливается пеня в размере 3%.

Закон КНР предусматривает возможность продажи на торгах описанного, арестованного имущества либо списание с замороженного счета средств для уплаты штрафа. Незаконно добытые ценности, конфискованные в соответствии с законодательством, за исключением предметов, подлежащих обязательному уничтожению,  подлежат продаже на публичных торгах. Средства, полученные от уплаты штрафа или продажи на торгах конфискованных ценностей, конфискованные доходы подлежат обязательному перечислению в государственную казну.

Закон КНР о товарном знаке был принят 23 августа 1982 г., затем неоднократно дополнялся. Согласно указанному закону лицо нарушает исключительное право на использование зарегистрированного товарного знака, если:

· использует товарный знак, являющийся идентичным или схожим с зарегистрированным товарным знаком относительно однородных товаров без согласия правообладателя;

· предлагает к продаже товары, которые нарушают исключительные права на использование зарегистрированного товарного знака;

· подделывает зарегистрированный торговый знак другого лица или предлагает продажу таких поддельных товаров;

· изменяет зарегистрированный товарный знак и помещает его на товары без согласия владельца зарегистрированного товарного знака.

Если спор возникает по поводу любого действия, нарушающего исключительные права на использование зарегистрированного товарного знака, стороны должны уладить его посредством консультации. В случае отказа любой из сторон от консультации правообладатель может предъявить судебный иск или обратиться в административные органы.

В случае выявления состава правонарушения административные органы должны потребовать немедленного прекращения правонарушения, конфискации и уничтожения контрафактных товаров, средств для изготовления подделок и наложить на виновного штраф. Если доходы, которые получил нарушитель, или убытки, которые понес правообладатель, не могут быть определены, Народный суд должен предоставить компенсацию, не превышающую 500 тыс. юаней. Судебное разбирательство в Народном суде назначается по факту незаконного использования товарного знака, который является идентичным зарегистрированному товарному знаку правообладателя относительно однородных товаров и по факту подделки товарного знака или продажи товаров, снабженных поддельными товарными знаками (при этом виновного обязуют возместить убытки, понесенные правообладателем).

В 2002 году были приняты поправки к Закону КНР о товарном знаке в виде Правил, одна из глав которых посвящена защите исключительных прав на использование зарегистрированных товарных знаков. В соответствии с нововведениями нарушениями считаются: использование любого товарного знака, являющегося идентичным или схожим с зарегистрированным товарным знаком на однородных товарах, а также вводящего в заблуждение потребителя; преднамеренное изготовление, хранение, транспортировка и обеспечение лиц товарами, маркированными товарными знаками, нарушающими исключительные права на использование зарегистрированного товарного знака. За такие действия лицо подлежит штрафу в размере до 100 тыс. юаней.

Согласно отчету Государственной рабочей группы по охране прав интеллектуальной собственности КНР, общенациональная специальная ревизионная кампания в 2005 году отметила заметные успехи в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Китайские промышленно-торговые административные органы раскрыли в общей сложности 22 тыс. дел о нарушении права на товарный знак; 3530 из них касаются посягательств на иностранные товарные знаки; 132 дела переданы в правоохранительные органы. В рамках кампании сотрудниками таможни Китая раскрыто 951 дело о нарушении прав интеллектуальной собственности, сумма по ним составила 76,15 млн юаней (около 9,4 млн долл. США). Изъято 225 млн экземпляров незаконной аудио- и видеопродукции, закрыты 33 нелегальные линии по изготовлению компакт-дисков, раскрыто 3480 дел, связанных с нарушением патентных прав.

Согласно Закону о торговых марках в Королевстве Таиланд нарушением охраны прав на торговую марку считается использование в торговле идентичного или схожего до степени смешения знака. В зависимости от нанесенного ущерба назначается тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 4 лет, либо штраф в размере от 10 тыс. до 400 тыс. бат, либо штраф и заключение одновременно. Лицо, осуществляющее подделку торговых марок, знаков обслуживания, коллективных торговых марок, зарегистрированных в Королевстве Таиланд, подлежит тюремному заключению сроком до 4 лет, либо подвергается штрафу в размере 400 тыс. бат, либо назначаются штраф и заключение одновременно. Имитация зарегистрированной торговой марки, знака обслуживания, коллективной марки для введения в заблуждение потребителей карается тюремным заключением сроком до 2 лет, или штрафом в размере 200 тыс. бат, или штрафом и заключением одновременно. Лицо, представляющее незарегистрированную марку, обозначение, знак обслуживания, коллективную марку как зарегистрированную либо продающее товары под заведомо поддельными торговыми марками, подлежит тюремному заключению сроком на 1 год, либо подвергается штрафу в размере 20 тыс. бат, либо карается штрафом и заключением одновременно. Кроме того, к ответственности могут привлекаться руководители фирмы, не доказавшие свою непричастность к противоправным действиям. Владелец незарегистрированной марки может подать иск о фальсификации марки, но только при условии, если его марка приобрела широкую известность или репутацию в Таиланде и суду представлены доказательства ущерба. К нарушителям применяются жесткие санкции: закрытие предприятия и обязание компенсировать убытки истца.

 

Библиография

1 Временным мерам посвящена ст. 50 Соглашения ТРИПС. Цель их принятия — недопущение поступления в продажу товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности. Судебные органы вправе принимать временные меры без заслушивания другой стороны, при условии что сторона будет безотлагательно поставлена в известность.