А.В. НЕСТЕРОВ,
доктор юридических наук, профессор
 
Аккредитация рассматривается в международной практике как самостоятельный инструмент правового регулирования. В России этот институт фактически отсутствует. Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 30.12.1999 № 72, уже устарели, а используемые многочисленные системы аккредитации имеют требования, не отвечающие международным принципам по аккредитации.
 
По мнению некоторых исследователей, аккредитация — это официальное признание компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы в определенной области. Аккредитация в области оценки соответствия необходима для обеспечения доверия изготовителей, исполнителей, продавцов и потребителей к результатам деятельности органов по сертификации, испытательных лабораторий и т. п. Для того, чтобы обеспечить единые правила аккредитации, гармонизированные с международными, необходимо принять федеральный закон об аккредитации в области оценки соответствия.
К сожалению, в вышеприведенном определении не указывается лицо, которое осуществляет аккредитацию, а это важно. Аккредитацию должен проводить субъект, который сам обладает компетентностью, а не только компетенцией, так как проверяет компетентность заявителя. Орган исполнительной власти (федеральной или местной) в лице чиновника скорее всего не сможет это делать. Орган власти должен уполномочивать одно из своих научно-исследовательских (образовательных) учреждений или подразделений в качестве центрального органа по аккредитации.
Любой орган исполнительной власти, если он законодательно уполномочен на аккредитацию заинтересованных лиц, должен иметь право уполномочивать центральный орган по аккредитации в сфере своей деятельности. Центральный орган по аккредитации в рамках системы аккредитации может аккредитовать органы по аккредитации, а последние — аккредитовать заинтересованных лиц.
Еще одно замечание касается «официального признания компетентности заявителя выполнять работы в определенной области». Термин «работа» имеет в гражданском законодательстве определенный смысл. Аккредитованное лицо в определенной области аккредитуется для выполнения не только работ, но и услуг. Заинтересованное лицо может быть аккредитовано на право осуществлять определенную некоммерческую деятельность (действия) в определенное время в определенном месте (территории) или определенные коммерческие работы (услуги) в определенное время и на определенных рынках.
Деятельность (действия) или работы (услуги) аккредитованного лица выполняются под надзором органа по аккредитации. Особенность аккредитации публичных работ (услуг), деятельности (действий) — их аккредитация в органе по аккредитации органа федеральной власти или местного самоуправления. Остальные аккредитующие органы могут быть образованы саморегулируемыми организациями в рамках их систем аккредитации.
Смысл аккредитации заключается в том, чтобы предоставлять потребителям и власти объективные свидетельства того, что аккредитованные субъекты имеют определенные цели, поддерживают надлежащие условия для достижения этих целей и обеспечивают их достижение в будущем.
Аккредитация — это проверка органом по аккредитации исполнительного органа власти компетентности заинтересованного лица, а при положительном результате — признание его права выполнять определенную деятельность (действия) или определенные работы (услуги) в определенной области в течение определенного времени и на определенной территории.
Распространена практика использования в одинаковом смысле двух разных терминов — «компетенция» и «компетентность». Необходимо исследовать сущность понятия «компетентность» и его современное применение, в том числе в контексте аккредитации.
В Большом энциклопедическом словаре понятия «компетенция» и «компетентность» не различаются. Приведено только определение компетенции, которое толкуется как круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, а также знания, опыт в той или иной области[1]. В научной, практической деятельности, а также законодательстве эти два понятия уже давно различаются, однако в некоторых публикациях встречается их смешение в одном термине — «компетенция».
В Стратегии модернизации содержания образования в России определяется необходимость выявления способности учащихся использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных и ценностно-ориентированных, а также коммуникативных задач. В основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетентности, в которые входят интеллектуальная и навыковая составляющие.
Советом Европы принято определение пяти компетенций, которые характеризуются следующими направлениями:
1) политическое и социальное, т. е. способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений; разрешать конфликты не насильственно;
2) жизнедеятельность в многокультурном обществе;
3) владение более чем одним языком;
4) информационная грамотность;
5) способность учиться на протяжении активной жизни.
Наверное, перевод термина «компетенция» сделан неточно. Понятие «компетентность» должно содержать как минимум два блока: общий и профессиональный. В каждый блок должны входить следующие свойства, характеризующие способности:
· обучаться, в том числе непрерывно в течение активной жизни;
· действовать в современном многонациональном, многокультурном и информационном обществе, в том числе знать как минимум два языка, обладать толерантностью, уметь пользоваться компьютерными информационными технологиями;
· брать на себя ответственность и принимать решения.
В профессиональный блок понятия компетентности должны входить следующие свойства, характеризующие способности:
· обладать определенным объемом профессиональных знаний и применять их на практике в рамках, например, 4-летнего бакалавриата;
· уметь разрабатывать и внедрять профессиональные модели в рамках, например, 5-летнего специального высшего образования;
· уметь проводить исследования в профессиональной области знания в рамках, например, 6-летней магистратуры.
Компетентность субъекта является одним из основных свойств при его приеме на работу или выдаче ему рабочего задания. Рабочее место — средство продуцирования, или продуцент, в рамках которого субъект продуцирования осуществляет продуцирование продукта. На современном этапе развития общества работник практически не может продуцировать продукты своего труда без наличия достаточно оснащенного рабочего места. Даже надомники обладают сложной техникой и умеют использовать коммуникационные технологии.
Выбор субъекта-исполнителя является важным решением, от правильности которого зависит оперативность, полнота и пригодность продукта, продуцируемого исполнителем. Необходимо различать компетентность организации-исполнителя и работника-исполнителя[2]. Проверка организации-исполнителя на так называемую техническую компетентность подразумевает изучение официальных документов, подтверждающих, что данная организация прошла аккредитацию (аттестацию) в какой-либо системе аккредитации и что ее инструментальные возможности проведения определенных видов деятельности удовлетворяют установленным требованиям (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Как правило, эти условия сформулированы в документе, который называется «Область аккредитации» и является неотъемлемой частью аттестата (свидетельства) аккредитации в системе аккредитованных организаций.
Под компетентностью работника обычно понимают объем профессиональных и процедурных (процессуальных) знаний, которые позволяют выполнять определенный вид деятельности, т. е. способность решать поставленные задачи, относящиеся к объекту деятельности. С формальной точки зрения к компетентности работника относят специальность, которая определяется полученным им образованием, а также степенью специализации в определенной области знания и имеющимся опытом работы в данной области. Кроме того, при приеме на работу выясняется последняя должность, занимаемая им.
В компетентность работника входят такие понятия, как его потенциальная способность продуцировать продукт в заданные сроки, в полном объеме, чтобы продукт удовлетворял требованиям пригодности. В компетентность организации входят такие понятия, как наличие необходимого современного оборудования, в том числе метрологически проверенных измерительных приборов; наличие аттестованных методик и системы аттестации работников, системы менеджмента качества, актуализированных библиотек нормативных и методических документов, локальной сети компьютеров с базами данных и компьютерной системой учета, хранения, анализа и синтеза информации по продуцированным продуктам. Компе-тентность обеспечивает наличие таких характеристик организации, как качество продукта (в частности, сроки гарантии на продукты, спектр продуцируемых продуктов, диапазон интенсивности основных показателей продуктов).
В понятие «компетенция» входит совокупность предметов ведения, полномочий, ответственности и ресурсов[3]. Юридическая компетенция есть совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом органа или другими положениями, а полномочия — юридический документ, уполномочивающий одно лицо действовать от имени другого лица в целом, или в определенных целях, или на определенный срок.
Профессиональная деятельность предусматривает наличие не только соответствующего образования, подтвержденного дипломом, но и обязательного разрешения компетентных субъектов в виде установления компетенции для лиц, работающих в данной области, выполнять определенную деятельность самостоятельно. Так, государственные судебные эксперты получают допуск на право самостоятельного выполнения судебных экспертиз. Разрешение в виде свидетельства или другого документа подтверждает компетенцию эксперта.
Еще одно свойство субъекта, заинтересованного во входе в профессиональную конкурентную среду, — уполномоченность. Существуют определенные области конкурентной среды, в которой действуют исключительные права на продуцирование продукта. Для того чтобы работать в этих областях, заинтересованное лицо должно быть уполномоченным, т. е. получить авторизацию у субъекта, обладающего исключительными правами на данный вид профессионального продуцирования.
Компетентность — необходимое свойство, которое выражается в способности; компетенция — достаточное свойство, которое выражается в возможности; уполномоченность — репрезентативное свойство, которое выражается в достаточной полноте или представительности продуцента продуцировать продукт совместно с сопродуцентами, в том числе средой, репрезентативными представителями которой они являются. Права и обязанности могут входить как в компетентность, так и в компетенцию и полномочия.
Под компетенцией необходимо понимать определенную часть юридического статуса, состоящую из:
· установленной сферы деятельности, в том числе предметов ведения или объектов и предметов деятельности, в частности правоотношений и юридических взаимодействий;
· обязательных и добровольных функций, включающих в себя обязанности и права, а также гарантии, обеспечивающие реализацию этих функций в виде определенных видов ответственности и обязательств[4].
На проблему уполномоченности недавно обратили внимание специалисты в области оценки соответствия[5]. По их мнению, уполномоченность выражается как определение возможности и предоставление аккредитованному объекту права на проведение работ по оценке соответствия в рамках определенной директивы. В соответствии с Руководством по применению директив нового и глобального подхода Европейского союза к критериям уполномоченного органа относятся техническая компетентность, независимость и требования правового характера. Уполномочивание проводят органы государственной власти в виде включения в соответствующий список уполномоченных органов по оценке соответствия для проведения работ в законодательно регулируемой сфере.
Профессиональные знания в каждой области знания различаются. Однако можно выделить специфические знания, которые присущи любой области знания и определяют свойства продуцирования продуктов.
Любое продуцирование представляет собой свойство целенаправленного элемента. Продуцирование невозможно без наличия управления этим процессом, которое и обеспечивает целеустремленное движение данного элемента к цели[6]. Любое движение целеустремленного элемента осуществляется в окружающей среде и сопровождается получением информации об этой среде. Никакое продуцирование невозможно без данных, в которых отражаются внешнее окружение и внутренняя среда элемента продуцирования. Необходимо выделить три основных потока, которые «текут» через этот элемент, или рассмотреть данный элемент в качестве носителя трех составляющих потока — материально-вещественной, информационной (управленческой) и целевой (для коммерческих продуцентов это деньги или, в последнее время, миссия).
Особенностью целенаправленного продуцирования является увеличение ценности продукта по отношению к входам, поэтому каждая из составляющих продукта с точки зрения достижения цели должна обладать приростом ценности. Под продуктом понимаются результат, процесс продуцирования и элементы среды, которые продуцируются продуцентом в рамках своей компетенции и уполномоченности. Компетентность есть одна их трех составляющих продуцирующего субъекта.
В чем можно выразить компетентность как одно из свойств продуцирования? В способности взаимодействовать с самим собой, с конкретным адресатом процесса взаимодействия, широкой публикой. При этом субъект, приходя на рабочее место (место продуцирования), должен уметь взаимодействовать со всеми тремя видами потоков. В зависимости от того, в какой роли субъект будет выступать (исполнителя, управляющего исполнителем или управляющего управляющим), определяется, с каким видом потока он будет взаимодействовать в большей степени.
Выходные продукты обычно делят на материальные и вещественные носители, данные (информацию) и цели. Так, могут быть продуцированы какие-либо изделия, например вещи или материальные объекты (электроэнергия), предложения по продаже каких-либо продуктов или запросы на приобретение конкретных ресурсов.
Любое продуцирование сопровождается продуцированием положительных и отрицательных составляющих как в выходных продуктах, так и в виде отрицательных последствий во внутренней среде и окружении. Управление должно быть направлено не только на повышение ценности выходного продукта (результативности), но и на обеспечение безопасности или минимизации негативных факторов, возникающих при продуцировании, а также на увеличение эффективности продуцирования или на уменьшение всех видов затрат (времени, денег, материально-вещественных ресурсов и т. п.)
Любой продуцент действует в некоторой внешней среде. Свои действия (воздействие на среду) он строит на основе модели этой среды, а также целей, которые формулирует исходя из свойств своей внутренней среды. Продуцент достигает цели, если меньше создает вредных последствий в окружении и внутренней среде (более результативен) и экономно расходует ресурсы (более эффективен).
В качестве элемента продуцирования можно рассматривать физическое или юридическое лицо, а также элемент среды, который используется как продуцент. К продуценту (сопродуценту) предъявляются определенные требования, которые отличаются между собой в зависимости от того, кто выступает в качестве продуцента. Если это организация, она рассматривается как рабочее место (рабочие места) для продуцирования, если элемент среды — как условия среды. Продуцент — это определенная роль или юридический статус некоторого элемента, в который входят способность, возможность продуцирования и уполномоченность продуцировать определенные виды продуктов в профессиональной конкурентной среде.
Таким образом, компетентность — необходимое свойство субъекта, выступающего в роли продуцента, характеризующее его способность обучаться, в том числе непрерывно в течение активной жизни; действовать в современном многонациональном, многокультурном и информационном обществе, обладая знанием как минимум двух языков; обладать толерантностью и знанием компьютерных информационных технологий; брать на себя ответственность и принимать решения, а также обладать определенным объемом профессиональных знаний и применять их на практике; уметь разрабатывать и внедрять профессиональные модели; проводить исследования в профессиональной области знания.
 
Библиография
1 См.: Большой энциклопедический словарь. — М., 2000.
2 См.: Нестеров А.В. Экспертное дело. — Ростов н/Д, 2003.
3 См.: Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. — М., 2001.
4 См.: Пугачев С.В., Панкина Г.В. Аккредитация и уполномочивание // Компетентность. 2004. № 1. С. 18—19.
5 См. там же.
6 См.: Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. — М., 1974.