УДК 347.763 

Страницы в журнале: 94-99

 

И.А. СТРЕЛЬНИКОВА,

кандидат юридических наук,  доцент кафедры гражданского права и процесса Государственного университета управления e-mail:

 

На основе анализа научных трудов и действующего воздушного законодательства анализируются актуальные вопросы правового регулирования использования воздушного пространства в Российской Федерации, договора воздушной перевозки и иных соглашений, регламентирующих отношения, связанные с обеспечением воздушного сообщения.

Ключевые слова: транспорт, воздушное сообщение, воздушное пространство, договор воздушной перевозки, правила использования воздушного пространства, гражданская авиация, государственная авиация, экспериментальная авиация, ответственность перевозчика.

 

Pressing questions of legal regulation air communication in the Russian Federation

 

Strelnikova I.

 

On the basis of the analysis of proceedings and the operating air legislation pressing questions of legal regulation of use of air space in the Russian Federation, contracts of air transportation and other agreements used in a regulation of relations, connected with air communication maintenance are analyzed.

Keywords: transport, air communication, air space, the contract of air transportation, a rule of use of air space, civil aircraft, the state aircraft, experimental aircraft, responsibility of a carrier.

 

Основополагающим источником правового регулирования воздушного сообщения в Российской Федерации является Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — ВК РФ) и международные правовые акты, в которых участвует Российская Федерация: Варшавская конвенция о воздушной перевозке грузов и пассажиров1929 года; Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года.

ВК РФ является первым в России законодательным актом, регулирующим отношения в областях использования воздушного пространства и деятельности авиации. ВК РФ предшествовали нормативные правовые акты СССР. Это связано с тем, что правовая основа гражданской авиации была создана еще в советский период. Несмотря на то что отдельные правовые нормы, регулирующие полеты летательных аппаратов, начали встречаться значительно раньше, на заре воздухоплавания, и носили главным образом запретительный характер[1], лишь в начале XX века в связи с развитием воздухоплавания и появлением авиации сформировалась идея создания стройной системы норм воздушного права, которая смогла в полной мере реализоваться к середине XX века[2]. Это выразилось в принятии Воздушного кодекса СССР 1932 года (утв. постановлением ЦИК и СНК СССР от 27.04.1932 № 36/460)[3]. Вслед за Воздушным кодексом СССР 1932 года постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1935 № 14/1713[4], указами Президиума ВС СССР от 26.12.1961[5] и от 11.05.1983[6] были утверждены Воздушные кодексы СССР 1935, 1961 и 1983 годов соответственно.

Введение в действие каждого нового воздушного кодекса было обусловлено научно-техническим прогрессом в области авиации, а также потребностью регламентировать мероприятия по обеспечению безопасности воздушных передвижений.

Как справедливо отмечается в научной литературе, «существенным недостатком советских воздушных кодексов, принятых в 1932, 1935 и 1961 годах, было распространение их действия только на гражданскую авиацию. Деятельность государственной авиации и авиации, используемой для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных работ и испытаний авиационной техники, а также другой деятельности в воздушном пространстве (стрельбы, пуски ракет и т. п.), не регламентировалась законами СССР»[7]. В связи с этим в целях исправления сложившейся ситуации в 1983 году был принят Воздушный кодекс СССР, в котором нашли отражение положения Чикагской конвенции 1944 года и действие которого распространялось на всю авиацию СССР.

Дальнейшие изменения, произошедшие в экономике и политике страны, вызвали необходимость в разработке и принятии нового ВК РФ. В статье 20 ВК РФ выделяются следующие виды авиации:

1) гражданская — используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (ст. 21);

2) государственная — применяется для осуществления военной, пограничной, полицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационноборонных задач (ст. 22);

3) экспериментальная — используется для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. 23).

В соответствии с ВК РФ разрабатываются и утверждаются федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации.

Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138)[8], которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства, воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:

а) класс A — разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства;

б) класс C — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства;

в) класс G — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

Пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. При этом основанием для пересечения государственной границы Российской Федерации при выполнении международных полетов является разрешение на выполнение международного полета. Экипаж воздушного судна обязан не менее чем за 10 минут до пересечения государственной границы Российской Федерации сообщить в соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) свой номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательные знаки), местоположение, эшелон (высоту) полета и расчетное время пересечения государственной границы Российской Федерации.

Действующим законодательством установлено два основных порядка использования воздушного пространства: разрешительный и уведомительный.

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является такой порядок его использования, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии специального разрешения.

Разрешение на использование воздушного пространства в классах A и C не требуется в случаях:

а) отражения воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

б) предотвращения и пресечения нарушений государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

в) пресечения и раскрытия преступлений;

г) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

д) поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов;

е) предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства.

В разрешении на использование воздушного пространства указываются:

а) для полетов воздушных судов: номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательные знаки); аэродром вылета и расчетное время вылета; маршрут и профиль полета; запасные аэродромы; аэродром назначения; другие необходимые данные (органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, привлекаемые к управлению воздушным движением; рубежи передачи, приема управления; основные и запасные частоты управления);

б) для осуществления деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов: время начала и окончания деятельности; границы района и диапазон используемых высот.

Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения.

Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G. Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию. В свою очередь при проектировании полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов, предусматривающих использование воздушного пространства класса G с пересечением районов аэродромов и местных воздушных линий воздушного пространства класса C, представление плана полета не требуется. В указанных случаях пересечение районов аэродромов и местных воздушных линий осуществляется при наличии диспетчерского разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Ответственность за предотвращение столкновений с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G возлагается на командира воздушного судна.

Рассмотрев основы правового регулирования использования воздушного пространства, перейдем к краткому анализу правового регулирования договора воздушной перевозки и иных договоров, регламентирующих отношения, связанные с обеспечением воздушного сообщения.

В соответствии со ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант воздушного судна, имеющий статус авиационного предприятия и лицензию на осуществление воздушной перевозки багажа, пассажиров, грузов, почты согласно условиям договора воздушной перевозки. В соответствии со ст. 61 ВК РФ под эксплуатантом понимаются гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на правах собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Воздушные перевозки подразделяются на внутренние и международные. Внутренние воздушные перевозки — воздушные перевозки, при которых пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. Международные воздушные перевозки — воздушные перевозки, при которых пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно  на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства. Основным актом, регулирующим международные воздушные перевозки, является Варшавская конвенция 1929 года, хотя необходимо признать, что на сегодняшний день многие ее положения серьезно устарели, и для России возникла острая необходимость выйти из Варшавской системы и присоединиться к более адекватному реалиям современной действительности правовому регулированию — Монреальской конвенции 1999 года.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а при перевозке багажа — доставить багаж в пункт назначения и выдать управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир должен оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа — и провоз багажа.

Договор необходимо заключать в письменной форме, несоблюдение письменной формы не делает договор недействительным. Утрата пассажиром билета или багажной квитанции не аннулирует договор перевозки и дает возможность пассажиру доказывать наличие договора, за утрату билета пассажир подвергается штрафу в размере 25% стоимости билета.

Перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Пассажир воздушного судна имеет право:

1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

2) бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира;

3) бесплатного (при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом) перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

4) бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете;

5) отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Обязанности перевозчика:

1) доставить в пункт назначения пассажира и багаж;

2) при наличии свободных мест на воздушное судно перевозчик обязан заблаговременно принять заказ на места на судне, а по просьбе пассажира принять меры к бронированию мест при вылете из аэропорта пересадки и бронированию места на обратный рейс;

3) обеспечить обслуживание пассажира на воздушном судне и в аэровокзале, проявлять заботу о пассажире, информировать о движении воздушных судов;

4) обеспечить провоз багажа и ручной клади;

5) перевозить бесплатно или по льготному тарифу детей;

6) предоставлять комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка, места в гостинице при вынужденной задержке или перерыве в перевозке.

Обязанности пассажира сводятся к следующему:

1)  оплатить воздушную перевозку по установленному тарифу, а при наличии у него багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа — и провоз багажа. В соответствии с ГК РФ плата за перевозку должна устанавливаться соглашением сторон, но при перевозке транспортом общего пользования плата определяется в соответствии с тарифной сеткой. На воздушном транспорте тарифы утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ;

2) не причинять убытки имуществу перевозчика и другим лицам;

3) выполнять требования гражданской транспортной милиции, таможенных учреждений и пограничных войск при досмотре багажа, ручной клади и личного досмотра в аэропорту пункта отправления или на воздушном судне.

На судне, находящемся в полете, досмотр может быть произведен независимо от согласия пассажира.

Договор воздушной перевозки багажа неразрывно связан с договором воздушной перевозки пассажира и служит дополнительным по отношению к нему.

Ответственность за вред жизни и здоровью определяется не ВК РФ, а нормами главы 59 «Обязательства из причинения вреда» ГК РФ. Согласно ст. 1079 ГК РФ перевозчик за причиненный вред отвечает всегда, если не докажет, что вред причинен из-за непреодолимой силы либо умысла потерпевшего. При этом перевозка пассажира включает период с предполетного досмотра и до момента, когда пассажир покинул аэродром.

За просрочку доставки пассажира в пункт назначения в соответствии со ст. 120 ВК РФ перевозчик уплачивает штраф 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет отсутствие своей вины в просрочке.

По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Формой договора воздушной перевозки груза является грузовая накладная. Договор воздушной перевозки опасного груза удостоверяется грузовой накладной, бланк которой имеет на лицевой стороне красную полосу по диагонали. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность договора; однако наличие такого договора не может быть подтверждено свидетельскими показаниями.

Грузоотправитель обязан:

1) правильно и полно информировать о грузе;

2) выполнять таможенные, санитарные, административные и иные правила;

3) оплатить перевозку в соответствии с тарифной сеткой или с условиями договора.

В свою очередь перевозчик должен доставить груз в сохранности в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента принятия его к воздушной перевозке до момента выдачи грузополучателю по принципу вины, которая презюмируется.

Статья 119 ВК РФ определяет размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более 600 руб. за килограмм веса багажа или груза;

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем 11 тыс. руб.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 104 ВК РФ).

В качестве фрахтовщика выступает владелец воздушного судна (его собственник или лицо, которому воздушное судно принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователем является юридическое или физическое лицо, заинтересованное в воздушной перевозке больших групп пассажиров, партий груза или почты по маршруту, как правило не совпадающему с маршрутами, установленными расписанием воздушных перевозок транспортом общего пользования.

Согласно ст. 115 ВК РФ по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы.

Договором на выполнение авиационных работ должны быть также предусмотрены:

— порядок использования и поддержания в эксплуатационном состоянии аэродромов, посадочных площадок и их оборудования;

— создание необходимых жилищно-бытовых условий для отдыха членов экипажей воздушных судов;

— иные условия обеспечения выполнения авиационных работ, исходя из их особенностей.

Тарифы на выполнение авиационных работ устанавливаются на основе договора.

Авиационные работы — работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами[9]. На воздушном транспорте авиационные работы осуществляются на договорной основе.

В заключение отметим следующее. Несмотря на то что многие вопросы в теории и практике современного российского воздушного права и законодательства требуют разработки, представляется, что дальнейшее развитие правового регулирования использования воздушного сообщения должно строиться исходя из перехода России от устаревшей Варшавской системы международного регулирования использования воздушного пространства к современной Монреальской системе.

 

Библиография

1 Так, еще в 1784 году в России Екатерина II издала указ о запрещении пускать воздушные шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров. Акты аналогичного содержания принимались также в ряде других государств (Франция, Голландия и др.).

2 См.: Волков М.М. Советское воздушное право: Учеб. пособие. Ч. 1. — Л., 1984.

3 СЗ СССР. 1932. № 32. Ст. 1946.

4 Там же. 1935. № 43. Ст. 3596.

5 Ведомости ВС СССР. 1961. № 52. Ст. 538.

6 Там же. 1983. № 25. Ст. 384.

7 Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Травникова. — М., 2009.

8 СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1649.

 

9 Постановление Правительства РФ от 19.06.2007 № 385 «Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов» // СЗ РФ. 2007. № 26. Ст. 3189.