Реклама
Статья

Актуальные вопросы создания Таможенного союза между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

Развитие интеграционных процессов, образование добровольных региональных торгово-экономических союзов и группировок — особенность современного этапа мирового экономического и социального развития. В настоящее время среди стран—участниц СНГ тенденция к наивысшей степени интеграции наблюдается в отношениях между Россией и Республикой Беларусь. Так, 6 января 1995 г. между Россией и Республикой Белоруссия было подписано Соглашение о Таможенном союзе[1] (далее — Соглашение о Таможенном союзе). Создание Таможенного союза — необходимый шаг на пути реализации положений Договора от 24 сентября 1993 г. о создании Экономического союза между двумя государствами[2].

УДК 341.241:347.44

Е.В. ТРУНИНА,
 кандидат юридических наук,доцент ГОУ ВПО МГУ им. Н.П. Огарева, руководитель функциональной группы по правовой работе Мордовской таможни, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Развитие интеграционных процессов, образование добровольных региональных торгово-экономических союзов и группировок — особенность современного этапа мирового экономического и социального развития. В настоящее время среди стран—участниц СНГ тенденция к наивысшей степени интеграции наблюдается в отношениях между Россией и Республикой Беларусь. Так, 6 января 1995 г. между Россией и Республикой Белоруссия было подписано Соглашение о Таможенном союзе[1] (далее — Соглашение о Таможенном союзе). Создание Таможенного союза — необходимый шаг на пути реализации положений Договора от 24 сентября 1993 г. о создании Экономического союза между двумя государствами[2]. 
 
Договаривающиеся стороны провозгласили следующие цели создания Таможенного союза: 
— обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса обеих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
— гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
— укрепление координации экономической политики обеих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
— создание условий для формирования единого экономического пространства;
— создание условий для активного выхода государств—членов Таможенного союза на мировой рынок.
Договаривающиеся стороны определили Таможенный союз как экономическое объединение государств, основанное на следующих принципах:
а) наличие единой таможенной территории государств—участников Таможенного союза, формирование которой осуществляется путем: 
— отмены в торговле между государствами договаривающихся сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение, а также количественных ограничений;
— установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
— формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.;
б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. 
В соответствии со ст. 2 Соглашения о Таможенном союзе договаривающиеся стороны должны осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, включающий следующие этапы и обязательные элементы. 
На первом этапе — практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.[3] и, прежде всего, отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. 
На втором этапе — после выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, объединение таможенных территорий государств договаривающихся сторон в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности Таможенного союза. 
Для практической реализации Соглашения о Таможенном союзе со стороны Российской Федерации последовало принятие целого ряда нормативных документов. В первую очередь это Указ Президента РФ от 25.05.1995 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь». В целях реализации договоренностей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о завершении первого этапа формирования Таможенного союза данный указ предписывает Правительству РФ отменить таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь, обеспечив контроль на этой границе за транзитными грузами третьих стран по специальному плану-графику. 
Во исполнение данного указа вышло постановление Правительства РФ от 23.06.1995 № 583 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. № 525 “Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь”» (далее — Постановление № 583), которое уточнило категории товаров, в отношении которых необходимо отменить таможенный контроль и таможенное оформление. Так, Правительство РФ дает Государственному таможенному комитету РФ (далее — ГТК РФ) указание отменить таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через границу между Российской Федерацией и Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь.
ГТК РФ был издан приказ от 07.07.1995 № 443 «Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации с Республикой Беларусь», который, закрепил отмену таможенного контроля и таможенного оформления трех категорий товаров, перемещаемых через границу между Российской Федерацией и Республикой Беларусь: российских товаров; товаров, происходящих с территории Республики Беларусь; товаров, выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь. Кроме того, приказом упразднены с 15 июля 1995 г. пункты пропуска на российско-белорусской границе. 
Однако проводимый Российской Федерацией курс на реализацию Соглашения о Таможенном союзе отличается определенной непоследовательностью, о чем наглядно свидетельствует то, что принятые во исполнение Соглашения о Таможенном союзе правовые акты нацелены не столько на дальнейшую его реализацию, сколько на отступление от ранее закрепленных положений, что еще больше запутывает анализ реальной ситуации в таможенно-правовых отношениях России и Республики Беларусь. 
Так, постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 254 в Постановление № 583 были внесены изменения, согласно которым восстанавливаются таможенный контроль и таможенное оформление в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь. 
В целях реализации этих изменений издается приказ ГТК РФ от 27.11.2000 № 1069 «О таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных на территории Республики Белоруссия в свободное обращение», согласно которому предписывается осуществлять таможенный контроль и таможенное оформление товаров, происходящих из третьих стран, выпущенных на территории Республики Беларусь в свободное обращение и ввозимых на таможенную территорию России через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации, в том числе в составе сборных грузов. 
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами таможенный контроль и таможенное оформление на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь не осуществляются в отношении российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь. Здесь, по нашему мнению, требуется два принципиальных уточнения. 
Во-первых, относительно статуса российских товаров. В соответствии со ст. 11 ТамК РФ российские товары — это товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории России, т. е. не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на указанной таможенной территории. 
Таким образом, если ввезенные на таможенную территорию России иностранные товары проходят таможенное оформление, то они получают статус российских товаров, хотя фактически не являются товарами, произведенными в Российской Федерации. Следовательно, возникает вопрос о возможности распространения на них при вывозе из Российской Федерации в Республику Беларусь льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю. Ответ на данный вопрос дан в совместном письме Минэкономразвития России и ФТС России от 13.03.2006 № 15-14/7886 «О таможенном оформлении товаров, вывозимых в Республику Беларусь»[4], где указано, что, исходя из системного толкования нормативных актов об отмене таможенного контроля между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, при определении статуса российских товаров для таможенных целей термин «российские товары» связан исключительно со страной происхождения товаров. Это означает, что при вывозе товаров с территории России таможенный контроль и таможенное оформление, включая взимание пошлин, а также другие ограничительные меры регулирования во взаимной торговле не применяются только в отношении товаров, происходящих с территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Республики Беларусь. При вывозе в Республику Беларусь товаров, выпущенных на территории Российской Федерации для свободного обращения, применяется общий порядок таможенного оформления.
Во-вторых, таможенный контроль отменен не в целом в отношении товаров, происходящих из обоих государств, а только в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, и товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь. Российские товары, ввозимые на территорию России из Республики Беларусь, подлежат таможенному оформлению в общем порядке. Так, ОАО «Саранский приборостроительный завод» обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовии с иском к таможенному органу о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Материалами дела было установлено, что в соответствии с договором о взаимных поставках продукции ЗАО «Торговый дом БелРосИнтеграция» концерна «Беларусь»  г. Минска в июне 2001 года поставило обществу грузовой автомобиль марки «ЗИЛ-5103 АО». Изготовлен автомобиль на заводе им. Лихачева (Россия). По мнению заявителя, для товаров, происходящих с территории Российской Федерации и Республики Беларусь, образована единая таможенная территория. Решением Арбитражного суда Республики Мордовии, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, обществу в удовлетворении его требований было отказано. Арбитражные суды констатировали, что российский товар, ввозимый в Российскую Федерацию, относится к категории «выпущенный для свободного обращения в Республике Беларусь», в отношении которой сохраняются таможенный контроль и таможенное оформление. Действующими межгосударственными соглашениями между Российской Федераций и Республикой Беларусь, таможенным законодательством России, как подтвердил ФАС Волго-Вятского округа в своем постановлении от 13.05.2002 по делу № А39-3002/01-176/11, не предусмотрено освобождение от таможенных пошлин российских товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. 
При определении страны происхождения товаров необходимо руководствоваться следующим. Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения стран СНГ о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. (далее — Соглашение). В соответствии с п. 1 ст. 3 данного соглашения договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное значение и количественные ограничения на вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся сторон. Критерии происхождения товаров и порядок определения страны происхождения товаров установлены для государств—участников Соглашения Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств государств—участников СНГ от 30.11.2000. Согласно этим Правилам, страной происхождения товара считается государство—участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке (обработке).
При экспорте товаров в Республику Беларусь, являющуюся государством—участником Таможенного союза, не подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, за исключением случаев, когда экспорт товаров осуществляется на основании договора (контракта) между резидентом Российской Федерации (в значении, предусмотренном Правилами) и нерезидентом государства—участника Таможенного союза[5]. Для целей принятия таможенным органом решения о применении или неприменении вывозных таможенных пошлин к товарам, вывозимым в Республику Беларусь на основании договора (контракта) между резидентом Российской Федерации и нерезидентом государства—участника Таможенного союза, основным документом является договор, заключенный на поставку таких товаров.
Таким образом, при перемещении через российско-белорусскую границу таможенный контроль отменен только в отношении двух категорий товаров: происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию; происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь. Что же касается таможенного оформления данных товаров, то здесь далеко не все однозначно. 
Так, первоначально Правительство РФ в Постановлении № 583 поручает ГТК РФ отменить в отношении российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь, как таможенный контроль, так и таможенное оформление. Однако Правительство РФ постановлением от 22.08.2000 № 619 вносит в него изменения, согласно которым на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, отменяется только таможенный контроль, а ГТК РФ предписывается разработать упрощенный порядок декларирования данных товаров. 
В связи с этим ГТК РФ была разработана и утверждена приказом от 19.09.2000 № 843 Инструкция о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, а также товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию, согласно которой декларирование товаров, перемещаемых по возмездному договору, предусматривающему оплату этих товаров или получение за них других встречных предоставлений (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также подакцизных товаров и отдельных видов минерального сырья производится путем подачи в таможенный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в упрощенной форме в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.
В соответствии с телефонограммой ГТК РФ от 01.02.2001 № ТФ-2609 действие данного приказа было приостановлено до особого распоряжения[6]. Согласно письму ГТК РФ от 30.12.2003 № 01-06/50932 «О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 г.» таможенным органам предписано применять приказ ГТК РФ № 843 в части, не противоречащей положениям ТамК РФ2. Применять данный приказ предписывает также телетайпограмма ФТС России от 25.12.2007 № ТФ-2488 «О порядке применения отдельных приказов ГТК для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России»[7]. 
Как показывает судебная практика, таможенные органы руководствуются приказом ГТК РФ № 843, и при его нарушении привлекают лиц, перемещающих из Республики Беларусь в Российскую Федерацию белорусские товары без таможенного оформления, к административной ответственности за недекларирование товаров[8]. 
Так, ЗАО «Северсталь-метиз» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Волгоградской таможни, в соответствии с которым общество привлекли к административной ответственности за недекларирование ввезенного им из Белоруссии товара (консервационной смазки) белорусского происхождения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, оспариваемое постановление было признано незаконным и отменено. Аргументация суда была следующей: «Как указано в п. 2 ст. 8 ТамК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТамК РФ, применяются правила международного договора Российской Федерации. В данном случае таким договором является Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.95, базирующееся на единстве таможенной территории двух стран. В соответствии с этим международным договором приняты Указ Президента Российской Федерации от 25.05.95 № 525 “Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь”, постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.95 № 583 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. № 525 “Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь””, приказ ГТК РФ от 07.07.95 № 443 “Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с Республикой Беларусь” и Указание ГТК РФ от 28.11.96 № 01-14/1310 “О таможенном оформлении товаров”. Данными нормативными правовыми актами установлено, что таможенное оформление товаров, происходящих из Белоруссии и ввозимых в Российскую Федерацию, не производится, таможенный контроль не осуществляется. Положения приказа ГТК РФ № 843, требующие декларирования таких товаров, не соответствуют приведенным нормам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, не могут быть применены»[9].
Таким образом, нормативные правовые акты Российской Федерации, особенно ФТС России, по вопросу отмены таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в рамках создания Таможенного союза должны подвергнуться системному анализу и пересмотру. Их обилие и неоднозначность закрепляемых ими нормативных положений, внесение в них множества изменений и дополнений затрудняют понимание сути происходящих процессов в рамках создания Таможенного союза между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Заложниками данной ситуации становятся прежде всего граждане, которым не под силу разобраться во всех перипетиях интеграционных процессов двух государств, и, перемещая товары через российско-белорусскую границу, они сталкиваются с непредвиденными проблемами. 
По нашему мнению, для ясности и предсказуемости в таможенно-правовых отношениях двух государств—участников Соглашения о Таможенном союзе, единообразия в правоприменительной деятельности таможенных органов этих государств необходимо принять (прежде всего, в Российской Федерации) единый нормативный документ, который бы комплексно урегулировал все вопросы, связанные с перемещением товаров через российско-белорусскую границу.
В соответствии с п. 6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999 формирование единого таможенного пространства планировалось завершить к 2002 году2. Однако, как показывает анализ нормативных актов, сложившейся практики по их реализации, 
создание Таможенного союза — отнюдь не быстрый и легкий шаг на пути экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь. Это длительный и сложный процесс, требующий серьезного подхода и глубоко продуманной, а самое главное, согласованной политики двух государств. Только в этом случае мы можем надеяться на реальное образование Таможенного союза, который реализует заложенные в нем цели, а именно: обеспечить социально-экономический прогресс обеих стран, создать условия для формирования общего экономического пространства и всестороннего развития национального народного хозяйства.

Библиография
1 См.: Бюллетень международных договоров. 1995. № 10.
2 См. там же. № 1.
3 См. там же. 1994. № 9.
4 Документ опубликован не был. 
5 См.: Постановление Правительства РФ от 16.07.2002 № 530.
6 См.: Таможенный вестник. 2001. № 5. 
7 См. там же. 2004. № 3. 
8 Документ опубликован не был. 
9 См. постановления ФАС СЗО от 20.12.2006 по делам № А13-4272/2006-27, А13-4269/2006-07, А13-4266/2006-27, А13-4265/2006-07; от 27.10.2006 по делам № А13-4271/2006-23, № А13-4273/2006-11; от 27.03.2006 по делу № А13-4499/2005-08; постановление ФАС ЦО от 02.09.2005 по делу № А08-16903/04-16.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 12 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 12 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 12 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 12 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 12 дней назад