ФССП России  и Рослесхоз подписали соглашение о сотрудничестве
Как известно, 2011 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом лесов. Цель акции — поддержать усилия по осуществлению устойчивого лесопользования и сохранению лесов во всем мире.
В России проблема лесных пожаров в последние годы приобрела особую актуальность в государственном масштабе. В 2010 году в стране было зафиксировано около 30 тыс. лесных пожаров, которые уничтожили более 2 млн га леса. 
 
В 2011 году (по состоянию на 15 августа) число пожаров и площадей, пройденных огнем, было почти в 2 раза меньше. При этом причиной 90% лесных пожаров по-прежнему остается так называемый человеческий фактор — несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
Правительством РФ приняты меры, направленные на возрождение охраны лесных массивов, усиление профилактической работы и ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Расширены полномочия лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор: они получили право задерживать правонарушителей и  налагать на них административные взыскания.
В этой связи важным является объединение усилий заинтересованных государственных органов, направленных на ликвидацию лесных пожаров и  их профилактику.
16 августа 2011 г. директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации А. Парфенчиков и руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В. Масляков подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральным агентством лесного хозяйства. Это соглашение позволит повысить эффективность предупреждения и пресечения правонарушений в лесах и взыскания административных штрафов, наложенных в связи с такими нарушениями.
В соглашении детально регламентируются организация и порядок взаимодействия территориальных органов ФССП России и Рослесхоза при взыскании административных штрафов в сфере лесного хозяйства, а также административного приостановления деятельности объектов. Взаимодействие территориальных органов ФССП России и Рослесхоза осуществляется путем проведения совместных рабочих встреч и совещаний, а также сверок в части направления и своевременной регистрации постановлений органов Рослесхоза.
В соглашении нашли отражение последние изменения административного законодательства в части возложения на уполномоченный орган, вынесший административный штраф, обязанности по контролю за его оплатой правонарушителем. Это означает, что с 2 августа текущего года должностные лица Рослесхоза обязаны осуществлять детальную проверку фактов оплаты правонарушителем штрафа, а в случае отсутствия оплаты составлять протокол согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (в ред. от 18.07.2011) и, проставив соответствующую отметку на постановлении, направлять протокол в территориальный орган ФССП России на принудительное исполнение.
Следует отметить, что за неуплату в срок административного штрафа может быть наложено наказание в виде штрафа в двукратном размере либо административного ареста на срок до 5 суток, при этом минимальный размер удвоенного штрафа не может превышать 1 тыс. руб.
ФССП России и Рослесхоз выражают уверенность в том, что активное применение органами Рослесхоза административной юрисдикции одновременно с усилением работы по принудительному взысканию административных штрафов по постановлениям в сфере отношений в лесной отрасли послужит серьезным инструментом профилактики лесных пожаров.
 
Об установлении временного ограничения права на выезд  из Российской Федерации (совместный пресс-релиз ФССП России и ФНС России)
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику—физическому лицу может быть ограничено право на выезд из Российской Федерации в случае неисполнения им судебного решения в установленный срок и без уважительных причин. Размер задолженности по судебному акту для принятия такого решения на сегодняшний день законодательно не определен.
Одним из принципов исполнительного производства является принцип соотносимости объема требований и мер принудительного исполнения. Однако на практике граждане сталкиваются с невозможностью выезда за границу зачастую из-за неуплаченной задолженности по транспортному и земельному налогу. При этом стоимость несостоявшейся поездки может значительно  превышать сумму долга.
Федеральная служба судебных приставов неоднократно разъясняла возможность получения информации о наличии временного ограничения права на выезд в подразделениях службы судебных приставов по месту жительства либо в аппарате управления территориального органа ФССП России.
Федеральная налоговая служба, в свою очередь, обращает внимание граждан на то, что узнать о наличии задолженности по уплате налогов можно, войдя в «личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России или посетив территориальный налоговый орган по месту жительства. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время информация о денежных средствах, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации в счет уплаты задолженности по обязательным платежам, представляется органами Федерального казначейства в ФНС России и ФССП России, как правило, по истечении 4 дней со дня внесения налогоплательщиком денежных средств в банк. Налоговое законодательство на сегодняшний день не предполагает обращение налоговых органов в суд с заявлением о взыскании с физических лиц задолженностей по налогам и сборам, если сумма задолженности составляет менее 1500 руб.
ФНС России обратилась в ФССП России с предложением рассмотреть вопрос о неприменении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в отношении должников, имеющих задолженность по имущественным налогам, в случае незначительности указанных сумм.
Предложения  ФССП России о законодательном установлении минимальной суммы задолженности, с которой судебным приставом будет приниматься решение об установлении временного ограничения на выезд из  Российской Федерации, в размере не менее 5 тыс. руб. в настоящее время находятся на согласовании в Минюсте России.
Кроме того, в рамках развития межведомственного электронного взаимодействия между Федеральным казначейством, ФНС России и ФССП России решается вопрос о возможности получения судебными приставами-исполнителями в режиме реального времени информации о поступлениях налоговых платежей в счет уплаты задолженности по исполнительному производству, что позволит повысить оперативность принятия процессуальных решений, в том числе и по отмене постановлений о временном ограничении права на выезд граждан, погасивших имевшуюся задолженность.
 
ФССП России и QIWI развивают систему погашения задолженностей через платежные терминалы Федеральная служба судебных приставов совершенствует технологии погашения  задолженностей. Для удобства граждан в территориальных органах ФССП России активно внедряется система внесения электронных платежей посредством устройств самообслуживания.
Проект, позволяющий жителям России оплачивать долги без визита в подразделение судебных приставов, ФССП России реализует совместно с платежным сервисом QIWI. С помощью платежных терминалов QIWI и через сайт «QIWI Kошелек» сейчас рассчитываться по долгам может каждый желающий, а в скором времени это можно будет делать и через платежные приложения для популярных платформ мобильных устройств Iphone и Android.
Первым регионом России, в котором стал доступен сервис погашения долгов в рамках сотрудничества QIWI и ФССП России, стала Владимирская область. Благодаря масштабному информационному взаимодействию между ФССП России и QIWI вскоре этот сервис будет внедрен на всей территории страны.
По cловам заместителя директора ФССП России — заместителя главного судебного пристава РФ Т.П. Игнатьевой, использование систем электронной оплаты предоставляет гражданам возможность оплаты задолженности в любое удобное время в местах шаговой доступности, способствует снижению нагрузки на судебных приставов при приеме платежей от физических лиц, сокращает сроки обработки информации о платежах должников, а также минимизирует возможности возникновения ошибок, поскольку практически полностью исключается бумажный документооборот и заполнение документов вручную.
А. Меликьян, вице-президент QIWI Банка отмечает: «Ранее мы уже предоставили пользователям QIWI-терминалов возможность совершения платежей в пользу ФССП России в 10 регионах страны. Тогда сервис был реализован в рамках сотрудничества с региональными управлениями ФССП России. С начала 2011 года мы провели масштабные работы по построению межведомственного взаимодействия с ФССП России на общефедеральном уровне, что позволит оперативно расширить географию сервиса и перечень инструментов погашения денежных обязательств».
В соответствии с изменениями в Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» установлены основы применения в стране безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств, предусмотрены меры по обеспечению использования таких средств для уплаты налогов, сборов и штрафов.
Новый федеральный проект ФССП России и QIWI поддерживает государственную программу «Информационное общество (2011—2020 годы)» и применение инновационных электронных технологий при проведении платежей в пользу государственных и муниципальных органов.
 
Федеральная служба судебных приставов борется с любыми проявлениями коррупции в своих рядах.
С этой целью принимается ряд значительных мер, которые, как показывает практика, являются достаточно действенными и эффективными.
В 2009 году в центральном аппарате ФССП России образовано Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности; аналогичные подразделения созданы во всех территориальных органах ФССП России. Эти подразделения осуществляют свою деятельность с учетом требований, предусмотренных указами Президента РФ.
На основании Национального плана противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31.07.2008 № Пр-1568) и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф «О противодействии коррупции» Службой был разработан план противодействия коррупции на 2009—2011 гг., предусматривающий целый ряд мер по профилактике и выявлению коррупционных правонарушений. В октябре 2010 года в связи с введением в действие Указа Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы» был утвержден новый скорректированный План мероприятий Федеральной службы судебных приставов по противодействию коррупции на 2010—2011 гг.
Все мероприятия, которые были запланированы на 2010 год, выполнены. Об этом своевременно проинформировано Минэкономразвития России. Среди названных мероприятий в первую очередь необходимо отметить приказ ФССП России от 06.09.2010 № 410 «Об утверждении Положения о порядке уведомления федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, регистрации такого уведомления и организации проверки содержащихся в уведомлении сведений».
На интернет-сайтах всех территориальных органов ФССП России созданы страницы, посвященные противодействию коррупционным и другим правонарушениям. Это сделано с целью достижения прозрачности мер, принимаемых в ФССП России по борьбе с данным негативным явлением. Для информирования граждан и сотрудников Службы о мерах противодействия коррупции в большинстве структурных подразделений территориальных органов размещены специальные стенды.
В ближайшее время планируется значительно активизировать разъяснительную работу с должниками, в том числе по соблюдению простейших правил, которые не позволят им стать жертвами обмана. Вот некоторые из правил: «Ни при каких обстоятельствах не отдавайте деньги судебным приставам-исполнителям без квитанции»; «В случае ссылок судебного пристава-исполнителя на отсутствие квитанций немедленно обращайтесь в отдел противодействия коррупции либо к старшему судебному приставу».
Кроме того, для предотвращения несанкционированного доступа к информационным ресурсам и использования их в коррупционных целях проведены плановые и внезапные выборочные проверки информационной системы и информационно-телекоммуникационной системы Федеральной службы судебных приставов, подготовлены предложения для внесения в проект Минюста России «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011—2020 годы)», завершена работа по апробации модельного акта федерального органа исполнительной власти об организации проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания государственными органами услуг населению и затрагивающих законные интересы граждан и организаций.
Службой принимаются все меры для того, чтобы даже попытки любых противоправных действий со стороны ее работников, не говоря уже о коррупции, были невозможны. Одна из таких мер — проверка кандидатов при поступлении на государственную службу в ФССП России на предмет возможной причастности к противоправной деятельности. Согласно данным статистики, за 9 месяцев 2011 года подразделениями территориальных органов ФССП России проверено 22 473 кандидата, претендовавших на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы. Отказ в приеме на работу по различным основаниям, в том числе в связи с выявлением обстоятельств, препятствующих поступлению на госслужбу, получили 1804 кандидата, что составляет около 8% от общего количества кандидатов.
Кроме того, активно развиваются два других направления противодействия коррупции: профилактика правонарушений и преступлений и выявление уже совершенных преступлений. Так, за 9 месяцев 2011 года в отношении 331 бывшего и действующего работника Службы возбуждено 473 уголовных дела по 995 выявленным должностным преступлениям.
Подавляющее большинство преступлений выявляется по инициативе и при непосредственном участии самих территориальных органов ФССП России. Другими словами, почти все преступления, совершаемые внутри Службы, выявляются самой Службой. Кроме того, часть возбужденных дел касалась уже уволенных работников и преступлений, совершенных еще в 2007—2009 гг.
Директор ФССП России А. Парфенчиков подчеркивает: «Так называемые “старые" преступления существенным образом портят нам картину, но мы намеренно стараемся выявлять все возможные преступления — те, что совершаются сегодня, и те, что совершены несколько лет назад. Это лучшая форма профилактики и реализации принципа неотвратимости наказания. Каждый работник должен понимать, что не получится уйти от ответственности».
В целях профилактики коррупционных правонарушений особое внимание уделяется работе с обращениями граждан. За 9 месяцев 2011 года в территориальные органы ФССП России поступило более 1 тыс. обращений о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных работниками Службы, из них 123 сообщения поступило на телефоны доверия. Все обращения были рассмотрены, материалы по 75 обращениям направлены в правоохранительные органы, по 25 из них возбуждены уголовные дела.
Телефоны доверия функционируют во всех без исключения территориальных органах ФССП России, их номера можно найти на региональных сайтах. Например, в январе 2011 года в центральный аппарат ФССП России на телефон доверия поступило сообщение о том, что судебный пристав-исполнитель УФССП России по Москве вымогает с представителя должника взятку в размере 100 тыс. руб. за продолжение работы кафе, деятельность которого ранее была приостановлена. В результате совместной работы с правоохранительными органами в отношении судебного пристава-исполнителя возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 290 УК РФ.
Принимаются меры по реализации нормы Федерального закона «О противодействии коррупции» о необходимости уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о случаях склонения судебных приставов-исполнителей к коррупционным правонарушениям. За 9 месяцев 2011 года было зарегистрировано 217 уведомлений от работников Службы, на основании которых в 34 регионах России возбуждено 97 уголовных дел по ст. 291 УК РФ в отношении лиц, пытавшихся дать взятку работникам ФССП России. Особенно активно действуют в данном направлении работники управлений ФССП России по Волгоградской области, Республике Дагестан, Краснодарскому краю и Санкт-Петербургу. Работники, уведомившие о взятке, поощряются руководством территориального органа и руководством Службы.
 
Разъяснение о вопросах необходимости законодательного установления минимального размера суммы взыскания фискальных задолженностей с юридических лиц, инициированных уполномоченными органамиВ связи с появлением в СМИ некорректной интерпретации высказываний директора ФССП России А.О. Парфенчикова в интервью ИА «Гарант» Служба полагает необходимым прокомментировать следующее.
В интервью ИА «Гарант» директором ФССП России была высказана мысль о необходимости законодательного установления минимального размера суммы взыскания фискальных задолженностей с юридических лиц, инициированных уполномоченными органами. Именно в данном контексте предложено установить минимальный порог суммы, после которой возможна передача материалов на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов.
Следует иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает механизм инкассового списания денежных средств со счетов должников уполномоченными органами (в частности, ФНС России, ПФР) самостоятельно, до предъявления исполнительных документов на принудительное исполнение. Это наиболее эффективный способ погашения задолженности по небольшим суммам взыскания. При отсутствии у должника денежных средств принудительное исполнение постановлений уполномоченных органов производится ФССП России путем розыска имущество должника и обращения на него взыскания.
В этой связи директором ФССП России было высказано предложение предусмотреть в законодательстве механизм накопления налоговыми и иными органами задолженностей юридических лиц до определенной суммы (размер которой в настоящее время обсуждается), по достижении которой предъявлять исполнительные документы на принудительное исполнение в ФССП России. При этом главный судебный пристав РФ уточнил, что  речь идет исключительно о взыскании задолженности в пользу бюджета.
В текущем году уже были внесены изменения в налоговое законодательство (в том числе по инициативе ФССП России), касающиеся физических лиц, в соответствии с которыми установлена минимальная сумма  для обращения налоговых (таможенных) органов в суд с заявлениями о взыскании с граждан задолженности и впоследствии для направления исполнительного документа в ФССП России (1500 руб.).
Предлагаемые директором ФССП России инициативы не будут распространяться на имущественные взыскания в пользу физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этом случае взыскание будет осуществляться вне зависимости от размера задолженности.
 
В Саратовской области коллекторское агентство оштрафовали за нарушение Федерального закона «О противодействии коррупции»
ООО «Долговое агентство “Пристав”» привлекло к трудовой деятельности бывшего сотрудника службы судебных приставов, не уведомив об этом его прежнее руководство и тем самым нарушив Федеральный закон «О противодействии коррупции» и постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещающим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы», поскольку не направило уведомление в Управление ФССП России по Саратовской области о заключении трудового договора с бывшим госслужащим.
По результатам проверки в отношении работодателя возбуждено административное производство по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района г. Саратова юридическое лицо оштрафовано на 100 тыс. руб. Кроме того, штраф в 20 тыс. руб. наложен на должностное лицо агентства «Пристав».
 
Cудебные приставы Москвы допрашивают подозреваемых по Skupe.
В первом полугодии 2011 года специализированным отделом по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных и военных судов УФССП России по Москве на базе Московского окружного военного суда организовано получение показаний от 55 свидетелей и потерпевших путем использования систем видео-конференц-связи.
Осуществление межрегиональных принудительных приводов — довольно дорогостоящее мероприятие. Внедрение в работу службы судебных приставов информационных технологий, в частности при допросе свидетелей и потерпевших посредством систем видео-конференц-связи, позволяет значительно сократить финансовые расходы на командировки судебных приставов.
Новая методика получения показаний уже принесла положительные результаты. Она позволяет экономить значительные бюджетные средства, необходимые для доставки свидетелей или потерпевших в регионы; проводить допрос лиц, доставка которых в судебное заседание по тем или иным причинам невозможна; обеспечить безопасность свидетеля. Кроме того, появилась возможность оперативно реагировать на перенос судебных заседаний.
 
 
 
Материал раздела предоставлен пресс-службой ФССП России