УДК 343.9 

Страницы в журнале: 148-152

 

Х.К. АЛИЕВ,

старший преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного педагогического университета

 

Вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека. В последнее время проблема осквернения памятников и уничтожения другого имущества стоит особенно остро. В статье рассматриваются понятие вандализма, мотивы совершения вандализма среди несовершеннолетних, степень распространенности и социальные последствия разрушений, социально-психологические характеристики несовершеннолетних, склонных к разрушениям.

Ключевые слова: вандализм, подростковый возраст, несовершеннолетние, мотивы, социально-психологические характеристики несовершеннолетних.

 

Vandalism among juveniles

 

Aliev H.

 

Vandalism — one of forms of destructive behavior of the person. Recently the problem of defilement of monuments and destruction of other property sounds especially sharply. In article the concept of vandalism, motives of fulfillment of vandalism among minors, degree of prevalence and social consequences of destructions, socially-psychological characteristics of the minors inclined to destructions is considered.

Keywords: vandalism, teenage age, minors, motives, socially-psychological characteristics of minors.

 

Подростковый период формирования человека издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердечным, кризисным, переходным, потому как идет активное становление личности, интенсивный физический рост человека, происходят большие сдвиги в психике. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено. Это отражается на характере его действий.

Анализируя вопрос о преступлениях несовершеннолетних, всегда следует иметь в виду особенности возникновения преступного умысла у тех мотивов и побуждений, которые реализуются в общественно опасном деянии. Значительная часть таких преступлений проистекает из неправильной оценки ситуации, из озорства, стремления доказать «мужские» черты характера, завладеть особо привлекательной для подростка вещью и т. п. Самыми распространенными побуждениями к преступной деятельности несовершеннолетних являются безрассудная, порой бессмысленная решимость совершить противоправный акт, проявляющаяся в стремлении любой ценой (в том числе и путем нарушения уголовного закона) продемонстрировать перед товарищами свою смелость, храбрость, подражая более сильным сверстникам.

Вандализм как явление широко распространен в наше время, о чем свидетельствуют сообщения средств массовой информации, а также случаи из жизни, с которыми можно столкнуться, не выходя из подъезда собственного дома. Нередко подростки, проявляя свое воображение и художественный талант, расписывают стены подъездов жилых домов непристойными, нецензурными выражениями и рисунками, выжигают и повреждают оборудование лифтов, разбивают лампочки и оконные стекла. При совершении своих действий они не обращают внимания на ценность, культурную или социальную значимость зданий и сооружений, не думают об эстетическом виде улиц своего города.

Проявления вандализма наносят громадный финансовый ущерб и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам, 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Огромные убытки приносят регулярные поломки и хищения уличных таксофонов. Повреждения на железных дорогах, в метрополитене и на других видах транспорта ежегодно причиняют значительный материальный ущерб: похищаются и портятся мягкие сидения, диваны, обшивка, разбиваются стекла вагонов, стены пачкаются циничными надписями.

Для определения сути такого явления, как вандализм, учеными используются различные классификации разрушений имущества. Например, подразделение вандализма на инструментальный и неинструментальный. Инструментальный вандализм — умышленное уничтожение чужого имущества, в котором без труда можно установить цель, поставленную перед собой человеком (телефонный аппарат, разбитый для извлечения из него определенной детали). Неинструментальный вандализм — уничтожение имущества при отсутствии очевидных мотивов действий (изрезанные диваны в электричках, разбитые автобусные остановки).

По другой классификации вандализм может принимать следующие формы:

а) разрушительный — состоит в дальнейшем разрушении уже имеющихся повреждений имущества (например, когда дыра на сиденье автобуса увеличивается стараниями человека);

б) сопутствующий — сопровождает совершение другого преступления (например, кражу со взломом), потому что воры не удовлетворены найденными предметами;

в) мстительный — когда готовится и осуществляется операция против конкретного человека, который, например, не вернул долг и которому таким образом выражается недовольство;

г) беспричинный — вандализм, в котором находят выход агрессивные наклонности и поиск острых ощущений.

Ряд ученых рассматривают вандализм с точки зрения теории агрессии и трактуют данное деяние как агрессивное противоправное поведение.

Криминологические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении; она присуща любой личности, однако такую уродливую форму приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников.

Многочисленные исследования субъектов разрушительного поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному времяпровождению, бесцельным гуляниям по улицам в позднее время в компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий выступают важнейшими факторами, детерминирующими такое явление, как подростковый вандализм. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом намного снижают вероятность проявления у подростков преступных наклонностей. Поэтому борьба с прогулами, ликвидация пробелов в знаниях выступают существенными факторами в профилактике подросткового вандализма.

Как правило, у несовершеннолетних проявление вандализма носит групповой характер, причем данные действия осуществляются преимущественно устойчивыми неформальными группами несовершеннолетних, реже — асоциальными, ситуативными, случайными объединениями. Особый цинизм при совершении вандализма наблюдается в группировках скинхедов, панков, фанатов. Часть антиобщественных проявлений несовершеннолетних возникает на межнациональной основе.

Проведенные исследования в области социологии и психологии, а также статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими возраста 25 лет. По данным выборочных обследований несовершеннолетних, проведенных социологами, пик проявления наклонностей к вандальному поведению приходится на 11—14 лет. Именно поэтому законодатель относит вандализм к числу преступлений, за совершение которых законодательством установлен пониженный возраст уголовной ответственности. Если за большинство преступлений ответственность наступает с 16 лет, то за вандализм лицо может быть привлечено к ней с 14 лет. Это законодательное положение было неоднозначно воспринято в среде ученых. Так, А.Е. Донченко посчитал необоснованным понижение возраста уголовной ответственности за вандализм. Свое мнение он обосновывал тем, что в силу особенностей определенной ст. 214 УК РФ санкции и трудностей с введением в жизнь новых видов наказания практически невозможно применять к виновным, совершившим вандализм в возрасте до 16 лет, какое-либо из предусмотренных санкцией этой статьи видов наказания. Другой его довод заключается в том, что вандализм является преступлением небольшой тяжести, а уголовную ответственность с 14 лет целесообразно устанавливать за тяжкие и особо тяжкие преступления[1].

Вряд ли можно согласиться с мнением этого ученого, так как им не учитывается целый ряд обстоятельств.

Во-первых, вандализм традиционно относится к подростковым преступлениям, поэтому и борьба с ним должна вестись достаточно жестко по отношению к лицам этого возраста (по данным изученных дел, 16,4% всех виновных совершили вандализм в возрасте 14—15 лет).

Во-вторых, смысл и значение своих действий, как того требуют нормы Общей части УК РФ, осознавать при совершении вандализма значительно проще, чем при осуществлении многих других противоправных поступков.

В-третьих, сами вандалистские действия  не требуют какой-то специальной подготовки, криминальных знаний, навыков, опыта, применения особых технических средств по сравнению со многими другими видами преступлений, т. е. они вполне доступны для совершения в возрасте до 16 лет.

В-четвертых, вандализм, будучи доступен и в определенной степени популярен в подростковой среде, способствует развитию и укреплению у лиц этого возраста склонностей к антиобщественному поведению, становясь для некоторых из них некоей ступенькой нисхождения по криминальной лестнице, поэтому важно бороться с проявлением вандализма именно в этом возрасте.

Наконец, в-пятых, отмечаемые А.Е. Донченко трудности с применением санкции ст. 214 УК РФ отчасти носят временный характер, будучи обусловлены необходимостью подготовительного этапа внедрения в практику предусмотренных ею новых видов уголовных наказаний, введенных в УК РФ. Кроме того, суд вправе освободить таких лиц от уголовной ответственности и наказания по различным основаниям, например, в соответствии со ст. 90 УК РФ. Ведь с точки зрения профилактики преступлений более важным представляется не уголовное наказание, а неотвратимость ответственности. Характерно, что законодателем установлена уголовная ответственность с 14 лет за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), а это преступление также традиционно считается подростковым и имеет немало общего с вандализмом в происхождении, сущности и содержании состава.

 

Примечательным в этой связи является высказывание Н.Г. Андрюхина, который, отмечая общую тенденцию снижения возраста субъектов правоотношений в ряде отраслей права, считает, что «есть основания для установления в законе общего возраста уголовной ответственности с 14 лет»[2].

Объекты преступлений, за которые определен пониженный возраст уголовной ответственности, в том числе и вандализма, объединяет между собой и одновременно отличает от других относительная конкретность, очевидность и бесспорность их необходимости и полезности для общества. Немаловажно также, что такие преступления можно вполне совершить, не применяя сложные способы и средства, недоступные лицам подросткового возраста по уровню их развития. Более того, многие из них, в том числе, несомненно, и вандализм, нередко начинают совершать в гораздо более раннем возрасте.

Кроме того, закон установил дополнительные гарантии для лиц, не достигших 16-летнего возраста. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ если такое лицо вследствие отставания в психическом развитии не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им, оно не подлежит уголовной ответственности. Наконец, несовершеннолетний возраст вандала может быть учтен судом в качестве смягчающего обстоятельства при избрании вида и размера наказания.

Существуют различные формы скрытого вандализма, когда граждане, чье имущество пострадало от вандалов, не обращаются в правоохранительные органы, скрывая по разным причинам такие проявления; когда лица, совершившие такие деяния, не выявлены, а последствия порчи и разрушения устранены или считаются незначительными. Однако следует помнить, что оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма приводят впоследствии к более серьезным преступлениям, таким как хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявления экстремизма. Так, по данным зарубежных исследований (Д. Эллиот, Л. Шэннон), более половины подростков, задержанных за вандализм, впоследствии совершают более тяжкие преступления, или те, кто совершал вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную преступную карьеру.

Вот почему особенно важно при ранних проявлениях разрушительного поведения среди детей и подростков понять их мотивацию, своевременно выявить и устранить причины подобных поступков, чтобы впоследствии не допустить более серьезных преступлений с их стороны.

Таким образом, крайне неблагоприятная ситуация с преступлениями вандалистского свойства характеризуется взаимодействием целого ряда негативных социальных факторов и подтверждается качественной составляющей данных преступлений:

1) снижением возрастного порога;

2) тяжестью и жестокостью групповых преступлений, высокой степенью общественной опасности и подготовленностью подростковых преступных групп;

3) повторением почерка совершения преступлений по канонам организованной преступности взрослых;

4) неповиновением правоохранительным органам и участием в социально напряженных ситуациях, особенно межнационального характера;

5) отсутствием строгого учета подобных преступлений в органах внутренних дел;

6) неинициированием уголовных дел по таким преступлениям (в случае, если дело все-таки возбуждается, оно зачастую прекращается с передачей на рассмотрение комиссий по профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних);

7) стабильно высоким уровнем групповой преступности несовершеннолетних, в том числе так называемых неформальных объединений антиобщественной направленности;

8) вовлечением несовершеннолетних в межнациональные и этнические конфликты, политическую борьбу;

9) увеличением числа наркоманов и токсикоманов, усложнением ситуации с пьянством и половой распущенностью подростков, ростом числа случаев садизма и насилия, вандализма, азартных игр как одной из форм проведения свободного времени;

10) отсутствием действенной системы профилактики вандализма.

 

Литература

 

Гаджиахмедова А.Г. Профилактика как средство борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних // Актуальные проблемы формирования правовой культуры школьников и студенческой молодежи Республики Дагестан: проблемы и поиски. — Махачкала, 2009.

Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. 1976. № 14.

Евменова В.М. Вандализм: этиология, направления и исследование профилактики // Проблемы совершенствования расследования и профилактики преступлений на современном этапе. — Уфа, 1990.

Зиядова Д.З. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект: Моногр. — Махачкала, 2004.

Иванова З.С. Профилактика детского и подросткового вандализма // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Вып. 4 / Отв. ред. В.П. Моисеенко. — М., 2008.

Макаренко М.М. Уголовная ответственность за вандализм: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001.

Русаков А.П. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с вандализмом: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001.

Скороходова А.С. Вандализм // Социологический журнал. 1999. № 3—4.

Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности: Понять чтобы помочь / Пер. с фр. A.M. Гер-цик. — М., 1999.

Черемнова Н.А. Уголовная ответственность за вандализм: Дис. … канд. юрид. наук. — Омск, 2004.

 

Библиография

1 См.: Донченко А.Е. Ненаказуемый вандализм // Российская юстиция. 1998. № 6. С. 22.

2 Андрюхин Н.Г. Задачи совершенствования уголовного законодательства в части дифференциации ответственности несовершеннолетних // Проблемы применения уголовного законодательства и предупреждения преступлений в деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. ст. — М., 2000. С. 19, 20.