Реклама
Статья

Введение дополнительных инвестиций — новшество в пенсионной системе Российской Федерации

Нововведениями пенсионной реформы в России предусмотрены изменения взаимоотношений между работником и работодателем. При этом работнику предоставлена возможность самостоятельно влиять на улучшение своего материального положения при достижении пенсионного возраста. Работодатель обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.

УДК 347:368.914
 
Н.П. ФОФАНОВА,
кандидат юридических наук,  доцент, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Мурманского гуманитарного института, 
О.В. ПОРУДЧИКОВА,
аспирант Мурманского гуманитарного института 
 
Нововведениями пенсионной реформы в России предусмотрены изменения взаимоотношений между работником и работодателем. При этом работнику предоставлена возможность самостоятельно влиять на улучшение своего материального положения при достижении пенсионного возраста. Работодатель  обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.
Пенсионный фонд РФ осуществляет реализацию Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а государство полагает, что данный нормативный правовой акт достаточно выгоден для граждан.
 
Complementary Investments as the Innovation in the Russian Pension System
N. Fofanova, O. Porudchikova
 
The innovations in the Russian pension system stipulate the changes in relations of the employer and the employee. The employee can increase his material well-being on reaching the pension. The employer must pay an insurance fee for every employee.
Russian pension fund implements the federal law of April 30, 2008 “About complementary insurance fees for the accumulative pension part and state support in pension savings formation”. The state supposes that this law is quite advantageous for the Russians.
Ключевые слова (keywords): дополнительное страхование  (complementary insurance), материальное благополучие (material well-being), пенсионная реформа (pension reform), Пенсионный фонд РФ (Russian pension fund), работодатель (employer).
 
Идея пенсионной реформы и замены пенсионной системы на принципиально новую, отличную от той, которая действовала в России долгие годы, возникла в 2001 году. Такая система была разработана в рекордно короткие сроки и вступила в действие с 1 января 2002 г. Однако новая пенсионная система была негативно воспринята многими общественными формированиями, учеными, специалистами-практиками и подвергнута резкой критике.
Основными негативными аспектами оценки реформы были выводы о том, что нововведения приведут не к повышению, а к снижению уровня жизни населения пенсионного возраста, а часть пенсионных платежей будет использована не по их прямому назначению. Критике подвергся и тот факт, что новое пенсионное законодательство, а следовательно, и связанные с ним серьезные изменения не выносились на широкое народное обсуждение, не проводились научные исследования.
Тем не менее со временем взгляды тех, кто подвергал критике перемены, обусловленные проведением реформы, изменились, а преимущества и положительные тенденции развития института пенсионного обеспечения стали более чем очевидны. Новое пенсионное законодательство направлено на изменение ранее существовавшей распределительной системы начисления пенсий, не отвечающей современным условиям развития общества. Размер пенсии увеличивался за счет ее накопительной части и учета страховых обязательств государства персонально перед каждым гражданином.
Нововведения пенсионной реформы предусматривают изменения взаимоотношений между работником и работодателем. При этом работник понимает, что сам может повлиять на улучшение своего материального положения при достижении пенсионного возраста. Работодатель при этом обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.
Государственное пенсионное страхование позволяет формировать страховую и накопительную части трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.
Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ), и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности, а также социальных пенсий, выплачиваемых согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога. Граждане получат дополнительные пенсионные выплаты за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системах пенсионного страхования (в дополнение к рассмотренным выше пенсионным выплатам).
Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы[1].
С 1 января 2009 г. застрахованные лица наделены правом уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии через работодателя согласно Федеральному закону от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56-ФЗ). Закон  № 56-ФЗ предоставляет гражданам новые возможности по увеличению своих пенсионных накоплений. Государство софинансирует добровольные страховые взносы граждан на накопительную часть пенсии. Такое же право имеют и работодатели. Пенсионный фонд РФ осуществляет реализацию Закона № 56-ФЗ, а государство полагает, что данный нормативный правовой акт достаточно выгоден для граждан.
Цель Закона № 56-ФЗ — создание условий для роста пенсий путем стимулирования дополнительных пенсионных накоплений за счет софинансирования страховых взносов на накопительную часть пенсии. Иными словами, государство перечисляет денежные средства из Фонда национального благосостояния, сформированного за счет федерального бюджета, в бюджет Пенсионного фонда РФ, т. е. в пользу граждан, уплативших дополнительные страховые взносы. Срок софинансирования определен в 10 лет. Размер выплат со стороны государства будет устанавливаться в зависимости от суммы взносов застрахованного лица, которая должна составлять не менее 2000 руб. в год. В законе также предусматривается и четырехкратное увеличение государственного софинансирования для лиц, достигших пенсионного возраста, но продолжающих работать.
Размер государственной поддержки лимитирован: для лиц, достигших установленного Законом № 173-ФЗ пенсионного возраста и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, он не может превышать 48 000 руб., для остальных граждан — 12 000 руб. в год.
Обязанности по исчислению, удержанию и перечислению дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии из средств застрахованного лица в Пенсионный фонд РФ закреплены за работодателями. При этом гражданин, желающий добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, должен лично подать соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства или через своего работодателя. 
Форма такого заявления и инструкция по его заполнению определены Пенсионным фондом РФ.
Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно.
Установлено право работодателей вносить взносы  в пользу  застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, и уплата взносов оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. Размер такого взноса определяется работодателем самостоятельно.
Суммы уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии отражаются в специальной части  индивидуального лицевого счета.
Таким образом, Закон № 56-ФЗ призван восполнить пробелы в законодательстве. Ведь действующий в настоящее время Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дает возможность добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию только тем гражданам, которые не  охвачены системой обязательного  страхования. Механизмы же дополнительных форм пенсионного обеспечения лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, действующее законодательство, к сожалению, не предусматривает.
Именно поэтому принятие Закона № 56-ФЗ предоставляет населению гибкую систему для увеличения накопительной части пенсии и, таким образом, возможность самим определять будущий размер пенсионных выплат уже сегодня. В полном объеме Закон № 56-ФЗ действует с 1 января 2009 г., а заявления о включении в систему добровольных пенсионных накоплений  работающие граждане могли  подавать уже начиная с 1 октября 2008 г.
Чтобы  взносы на накопительную часть трудовой пенсии были более привлекательными и менее обременительными для граждан в финансовом отношении, государство освободило их  от уплаты НДФЛ, внеся соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ  в связи с принятием Закона № 56-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с НК РФ возможно получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде по видам расходов, указанным в п. 1 ст. 219 НК РФ.
Важно отметить, что взносы работодателя также освобождены от уплаты ЕСН в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого производилась уплата. Суммы взносов работодателя, уплачиваемые в соответствии с Законом № 56-ФЗ, включаются в совокупную сумму взносов, на которую работодатель может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда[2].
Таким образом, если застрахованное лицо приняло решение уплачивать дополнительные страховые взносы (далее — ДСВ) на накопительную часть трудовой пенсии путем их перечисления через своего работодателя, то в подаваемом заявлении надо указать размер ежемесячно уплачиваемых ДСВ, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Размер ДСВ определяется застрахованным лицом самостоятельно и может быть изменен на основании его заявления.
В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений работодатель прекращает проведение удержаний и перечисление ДСВ без соответствующего заявления застрахованного лица со дня его увольнения.
Перечисление ДСВ осуществляется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представляется в следующем виде:
— для перечисления ДСВ оформляется отдельное платежное поручение. Уплата ДСВ производится путем перечисления денежных средств в бюджет ПФР через кредитные организации;
— одновременно формируется реестр застрахованных лиц, за которых производится перечисление ДСВ. Реестр должен быть заверен кредитной организацией, через которую производится уплата, и содержать следующие реквизиты:
1) общую сумму перечисляемых средств, включающую в себя:
а) сумму всех перечисляемых ДСВ за застрахованных лиц;
б) сумму всех уплачиваемых взносов работодателя (в случае их уплаты);
2) номер платежного поручения и дату его исполнения;
3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;
4) фамилию, имя и отчество каждого застрахованного лица;
5) сумму перечисляемых ДСВ за каждое застрахованное лицо;
6) сумму взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты);
— работодатель не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого осуществлялось перечисление ДСВ и уплачивались взносы (в случае их уплаты), представляет реестры застрахованных лиц в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации. Форма реестра и порядок его представления утверждаются Пенсионным фондом РФ;
— работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют реестры в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Это сделано для большего удобства сторон по обмену информацией и более оперативной обработке документов с целью максимально быстрого разнесения уплаченных ДСВ на индивидуальные лицевые счета граждан;
— принадлежность платежей тому или иному застрахованному лицу по ДСВ определяется по номеру его индивидуального лицевого счета. В связи с этим при формировании реестров к платежным документам на перечисление ДСВ работодатель должен обеспечить правильность заполнения номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
— администраторами поступлений по ДСВ являются органы ПФР. Администратор поступлений в установленном порядке контролирует правильность уплаты, учет и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет. Возврат (зачет) излишне уплаченных ДСВ может быть произведен на основании соответствующего заявления работодателя, поданного в ПФР и его территориальные органы, с приложением копий платежных документов с отметками кредитных организаций[3].
Средства на накопительную часть трудовой пенсии инвестируются с целью защиты от инфляции и получения дополнительного дохода. При этом страховщиком в соответствии с действующим законодательством может быть как ПФР, так и негосударственный пенсионный фонд. Право выбора принадлежит застрахованному лицу, при этом:
— если накопительная часть пенсии формируется в ПФР, то у граждан есть дополнительное право выбора доверительного управления пенсионными накоплениями;
— если работник не давал каких-либо распоряжений, то средствами будет распоряжаться государственная управляющая компания (Внешэкономбанк).
Рассматриваемые законы впервые вводят экономическое стимулирование добровольного участия граждан и работодателей в формировании пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию путем государственного софинансирования и предоставления налоговых льгот.
По нашему мнению, с целью повышения заинтересованности вышеуказанных лиц было бы более реальным одновременно законодательно простимулировать работодателей, чтобы они  самостоятельно уплачивали дополнительные страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии за работников в качестве поощрения за хорошо выполняемую работу.
 
Библиография
1 См.: Комментарий к Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». — М., 2008. С. 2.
2 О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений // http://www.ingpensions/ru/press-center/news/detail
3 Методические рекомендации // http://www.pfr066/ru/otdel/pers/doc/rtf

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024