Реклама
Статья

Вклад ООН в реализацию концепции безопасности человека

М.В. БИРЮКОВ, студент 5-го курса факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.

УДК 341.123

Страницы в журнале: 143-146

 

М.В. БИРЮКОВ,

студент 5-го курса факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.

Ш. Монтескье

 

Анализируются международно-правовые аспекты деятельности ООН по реализации концепции безопасности человека. Обосновывается главный вывод, согласно которому повсеместное применение названной концепции имеет существенное значение для содействия сохранению мира и всеобщей безопасности.

Ключевые слова: безопасность человека, концепция, основные свободы, права человека, угрозы, вызовы.

 

The UN's contribution to the implementation of the Concept Human Security

 

Biryukov М.

 

The article analyzes the international legal aspects of UN activities to implement the concept of human security. Becomes the main conclusion that the widespread use of the named concepts are essential to promote the preservation of peace and universal security.

Keywords: human security, concept, fundamental freedoms, human rights, threats, challenges.

 

Согласно международному праву безопасность человека базируется на основополагающем тезисе, в соответствии с которым правительства суверенных государств сохраняют за собой ключевую роль в сфере обеспечения безопасности всех людей, проживающих или находящихся на их территории, а также источников существования и прав и свобод своих граждан. В деле обеспечения безопасности человека ООН является уникальным и эффективным инструментом в оказании правительствам суверенных государств содействия в выявлении угроз безопасности их населения и укрепления суверенитета. Самая универсальная организация в мире всемерно содействует реализации различных программ, противодействующих вызовам и угрозам безопасности человека.

ООН помогает правительствам и международному сообществу оптимально использовать собственные ресурсы и активы, а также разрабатывать стратегии, укрепляющие правовые основы защиты и расширения прав и возможностей, которые необходимы для гарантирования безопасности человека, для устойчивого развития и стабильности системы безопасности на всех уровнях — местном, национальном, региональном и международном.

ООН продолжает вносить заметный вклад в продвижение и реализацию концепции безопасности человека. В 2005 году на Всемирном саммите, посвященном 60-летию ООН, главы государств-членов уделили особое внимание проблеме безопасности человека в современном мире. В ходе обсуждения они пришли к широкому консенсусу относительно необходимости новой культуры международных отношений, выходящей за пределы фрагментарных действий и требующей всеобъемлющих, комплексных и ориентированных на интересы человека подходов. В частности, было особо отмечено право людей «жить в условиях свободы и достоинства, будучи избавленными от нищеты и отчаяния», поскольку «все люди, в том числе уязвимые люди, имеют право быть избавленными от страха и нужды, имея равные возможности пользоваться всеми своими правами и в полной мере раскрывать свой человеческий потенциал»[1].

Одним из существенных итогов указанного Всемирного саммита стало решение о проведении в рамках Генеральной ассамблеи ООН регулярных обсуждений актуальных вопросов и проблем, связанных с безопасностью человека. Так, в октябре 2006 года в Нью-Йорке состоялось первое совещание группы Друзей по вопросам безопасности человека. Созданная в качестве открытого по составу форума для поощрения большего понимания концепции безопасности человека и ее применения при помощи совместных усилий государств-членов, группа Друзей собиралась впоследствии семь раз и сыграла решающую роль в дальнейшем обсуждении понятия «безопасность человека».

Созданная в мае 1999 года Сеть по вопросам безопасности человека ставит во главу угла собственной деятельности широкое освещение практической пользы от реализации концепции безопасности человека, акцентируя свое внимание на общих глобальных проблемах, включая проблемы, связанные с изменением климата, пандемическими заболеваниями, защитой детей и женщин от насилия. В целом Сеть по вопросам безопасности человека привлекает внимание международного сообщества к конкретным случаям отсутствия безопасности человека в мировом масштабе.

Изменения в области безопасности человека на глобальном уровне также находят свое отражение в повестках дня и политических дискуссиях региональных межправительственных организаций, таких как Африканский союз (АС), Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация американских государств (ОАГ) и Лига арабских государств (ЛАГ). На региональном уровне современные проблемы — от неустойчивых цен на продовольствие, изменения климата (глобального потепления) и финансово-экономического кризиса до вооруженных конфликтов, торговли людьми и транснациональной преступности — обусловили необходимость всеобъемлющих, комплексных и ориентированных на интересы людей подходах.

Согласно широкому определению, понятие «безопасность человека» охватывает свободу

от страха, свободу от нужды и свободу жить в достойных условиях. Эти основополагающие свободы в своей совокупности отражены в основных принципах Устава ООН и в многочисленных инициативах и мероприятиях в сфере безопасности человека, осуществляемых учреждениями, фондами и программами системы ООН, а также межправительственными организациями, включая специализированные учреждения ООН[2].

Проекты в области безопасности человека, выработанные в рамках названных организаций и учреждений, на практике доказали свою полезность в устранении различных последствий угроз для народов и общин. Такие проекты охватывают все регионы мира, преследуя следующие цели:

— восстановление разоренных войной обществ;

— предотвращение стихийных бедствий, смягчение их последствий и принятие мер реагирования на них;

— повышение урожайности и укрепление продовольственной безопасности;

— улучшение доступа к здравоохранению и образованию в периоды кризисов;

— мобилизацию общин на основе широкого участия населения, местного руководства и комплексных мер по укреплению потенциала.

Обеспокоенность по поводу безопасности человека не является чем-то новым. Цивилизации с древнейших времен пытались решить проблемы безопасности и развития людей. Во второй половине ХХ века такие проблемы рассматривались различными международными комиссиями, например, Комиссией Брандта[3], Комиссией Брундтланд[4] и Комиссией ООН по глобальному управлению[5]. Однако эти комиссии рассматривали проблему безопасности человека в контексте других глобальных проблем.

Впервые безопасность человека как самостоятельная концепция была заявлена в Докладе о развитии человеческого потенциала, изданном организацией ПРООН в 1994 году, в котором содержалось определение безопасности человека как «свободы от страха и свободы от нужды». В качестве главных элементов безопасности человека были представлены четыре основные характеристики:

— универсальность;

— ориентированность на интересы людей;

— взаимозависимость;

— раннее предупреждение.

Кроме того, были обозначены семь ключевых компонентов: экономический, продовольственный, медико-санитарный, экологический, личный, общинный и компонент политической безопасности.

В 2001 году независимая Комиссия по безопасности человека (далее — КБЧ)[6] приступила к выработке консенсуса, связанного с угрозами  безопасности, стоящими перед современным обществом в XXI веке. Признавая, что такие проблемы стали более сложными, КБЧ в своем докладе за 2003 год (под названием «Безопасность человека сейчас: защита людей и расширение их прав и возможностей») определила безопасность человека как «защиту важнейшего ядра жизни всех людей таким образом, чтобы укреплять человеческие свободы и активизировать самореализацию человека». Согласно положениям доклада безопасность человека означает защиту основополагающих свобод человека — защиту людей от критических (серьезных) и повсеместных (широко распространенных) угроз и ситуаций.

Таким образом, защита безопасности человека представляет собой оптимальное использование процессов, направленных на сильные стороны и устремления (ценностные ориентации) людей, а также на создание политических, социальных, экологических, экономических, военных и культурных систем, которые в своей совокупности дают людям основу обеспечения средств, необходимых для выживания и сохранения достоинства.

Характеризуя усилия государств, предпринимаемые в рассматриваемой сфере на региональном уровне, следует отметить, что в 2003 году ОАГ подчеркнула важность безопасности человека в своей Декларации о безопасности стран Северной и Южной Америки. Принимая во внимание кардинальные изменения, которые произошли на Американском континенте после 1945 года, государства—члены ОАГ подтвердили, что основой и целью безопасности является защита людей. Лейтмотивом данной декларации был тезис, согласно которому безопасность укрепляется тогда, когда углубляется ее человеческое измерение.

Также подчеркивалось, что условия для обеспечения безопасности человека улучшаются при помощи абсолютного уважения достоинства людей, прав человека и основных свобод, а также поощрения социального и экономического развития, социальной интеграции, просвещения и борьбы против нищеты, болезней и голода. Угрозы, вызывающие обеспокоенность, проблемы в сфере безопасности в контексте каждого отдельного региона имеют разнообразный характер и многомерные масштабы. Так, по мнению ОАГ, традиционная концепция и традиционный подход должны быть расширены в целях охвата новых и нетрадиционных угроз, включающих политические, экономические, социальные, медико-санитарные и экологические аспекты.

В свою очередь АС в Пакте о ненападении и общей обороне (2005 г.) также включил безопасность человека в свое видение единой и сильной Африки, базирующейся на уважении принципов сосуществования, отказа от агрессии, невмешательства во внутренние дела государств-членов, взаимного уважения индивидуального суверенитета и территориальной целостности каждого государства. В контексте изложенного ранее АС определил безопасность человека как безопасность отдельного человека в плане удовлетворения его основных потребностей. Понятие безопасности включает также создание социальных, экономических, политических, экологических и культурных условий, необходимых для обеспечения выживания и достоинства отдельного человека, для защиты и уважения прав человека, благого управления и гарантирования каждому человеку возможностей и права выбора в том, что касается полного развития человеческой личности.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (ЭКОСОС) — один из десяти действующих в настоящее время контрольных органов системы ООН по правам человека — в 2007 году отметил исключительную важность обеспечения безопасности человека в плане реализации права каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование[7]. По мнению ЭКОСОС, право на социальное обеспечение имеет ключевое значение для гарантирования человеческого достоинства всем людям в тех случаях, когда они сталкиваются с обстоятельствами, лишающими их возможности в полной мере реализовать свои права. Право на социальное обеспечение охватывает право на доступ к благам, будь то в денежном или натуральном виде, и владение ими без дискриминации в целях обеспечения защиты, в частности, в случаях:

— отсутствия трудового дохода из-за болезни, инвалидности, беременности и родов, производственной травмы, безработицы, наступления старости или смерти какого-либо члена семьи;

— недоступности медицинских услуг вследствие их высокой стоимости;

— недостаточного размера семейных пособий, в частности на детей и взрослых иждивенцев.

В силу своего перераспределительного характера социальное обеспечение играет важную роль в сокращении масштабов и ликвидации нищеты, предотвращении социального отчуждения и содействии интеграции в общество.

Общими для всех указанных ранее определений понятия «безопасность человека» являются три важнейших компонента, охватывающих сущность рассматриваемой категории и помогающих продолжить изучение практической пользы концепции безопасности человека.

Во-первых, безопасность человека является ответом на имеющиеся и вновь возникающие угрозы.

Во-вторых, безопасность человека требует более широкого понимания безопасности, в рамках которого защита и расширение прав и возможностей людей составляют основу безопасности.

В-третьих, безопасность человека не влечет за собой использования силы против суверенитета государств и направлена на интеграцию целей свободы от страха, свободы от нужды и свободы жить в достойных человека условиях при помощи превентивных стратегий, ориентированных на интересы людей.

В заключение следует особо отметить реальную и весьма перспективную возможность применения концепции безопасности человека в различных приоритетных направлениях деятельности ООН. В качестве ключевого аргумента данного тезиса необходимо упомянуть тот факт, что кризисы последних лет заострили внимание международного сообщества на глобальной взаимозависимости государств. Эти многочисленные кризисы, стоящие сейчас на повестке дня ООН, раскрывают общую взаимную уязвимость государств и гражданских обществ перед лицом различного рода ситуаций, характеризующихся отсутствием безопасности человека. Представляется, что данные кризисы подчеркивают также необходимость более широкого сотрудничества в повсеместном применении концепции безопасности человека, принимая во внимание ее существенное значение для содействия миру и всеобщей безопасности.

 

Библиография

1 Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (п. 143). Принят резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 60/1 от 24 октября 2005 г.

2 Имеются в виду следующие специализированные учреждения системы ООН: Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), Канцелярия Специального советника по Африке (КССА), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Программа ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Служба ООН по вопросам деятельности, связанной с разминированием территорий (ЮНМАС), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Мировая продовольственная программа (МПП) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

3 Речь идет о Комиссии под началом Вилли Брандта, экс-канцлера Германии, собравшего в 1977 году группу, состоявшую из бывших глав государств и выдающихся личностей, в целях углубленного и комплексного исследования «несостоятельности глобальной экономики и проблем, терзающих слаборазвитые страны».

4 Так называлась Международная комиссия по окружающей среде и развитию, председателем которой являлась Гру Харлем Брундтланд, министр окружающей среды, а затем премьер-министр Норвегии. Эта комиссия была назначена Генеральным секретарем ООН и работала в период с 1984 по 1987 год. Комиссия Брундтланд подготовила доклад о результатах своей деятельности в виде отдельной книги под названием «Наше общее будущее». В основу доклада была положена концепция устойчивого развития.

5 Комиссия ООН по глобальному управлению была создана в целях поиска решения глобальных проблем человечества: загрязнения окружающей среды, бедности, распространения инфекционных заболеваний и др. В 1995 году указанная комиссия подготовила доклад «Наше глобальное соседство», в котором в качестве основного аргумента необходимости глобального управления указывалось, что его развитие является частью эволюции человеческих усилий в сфере разумной организации жизни на Земле и что данный процесс будет продолжаться всегда.

6 Комиссия по безопасности человека (КБЧ) определяет безопасность человека как защиту «основ человеческой жизни способами, которые содействуют расширению свобод человека и их осуществлению». Безопасность человека означает защиту основных свобод, а именно: обеспечение защиты людей от серьезных и широко распространенных угроз и ситуаций путем укрепления их сил и расширения возможностей. Это также создание политических, социальных, природоохранных, экономических, военных и культурных систем, обеспечивающих людям основные элементы для выживания, сохранения достоинства и существования. См.: http://www.un.org/ru/humanitarian/assistance/humansecurity.shtml

7 См.: Замечание общего порядка № 19 «Право на социальное обеспечение (ст. 9)», принятое ЭКОСОС 23 ноября 2007 г.; ООН и защита прав человека: Моногр. / Под ред. А.Х. Абашидзе. — М., 2009.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024