Реклама
Статья

Влияние европейских стандартов в области прав человека на российское законодательство и правоприменительную практику

О.Н. ДОРОНИНА, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ В.А. КАЛИНИН, аспирант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ Свобода человека, его честь и достоинство провозглашены в преамбуле Декларации прав и свобод человека 1991 года в качестве высшей ценности общества. Статья 1 устанавливает, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Таким образом, в начале 1990-х годов произошла смена конституционной парадигмы государственного строя СССР.

О.Н. ДОРОНИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ

В.А. КАЛИНИН,

аспирант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ

 

Свобода человека, его честь и достоинство провозглашены в преамбуле Декларации прав и свобод человека 1991 года в качестве высшей ценности общества. Статья 1 устанавливает, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Таким образом, в начале 1990-х годов произошла смена конституционной парадигмы государственного строя СССР.

Принятие Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и внесение в 1992 году соответствующих поправок в Конституцию РСФСР 1978 года ознаменовали начало новой эпохи в развитии правового статуса человека и гражданина в России, начало процесса реформирования правовой системы. Именно в то время в России началась интенсивная законотворческая работа по приведению законодательства в соответствие с международными и европейскими требованиями в области защиты прав человека и основных свобод, прежде всего с нормами Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Влияние этих международных документов на российское законодательство стало определяющим в первой половине 90-х годов ХХ века, особенно после подачи Россией 7 мая 1992 г. заявки на вступление в Совет Европы. Россия начала принимать непосредственное участие в различных направлениях деятельности Совета Европы, в выполнении межправительственных программ сотрудничества и содействия. С апреля 1993 года совместно с Советом Европы стал претворяться в жизнь проект гармонизации российского законодательства с европейскими нормами в области прав человека.

Период с 1992 по 1996 год характеризовался большим объемом законотворческой деятельности и поиском путей демократизации правовой системы, что сопровождалось логической и оперативной кодификацией законодательства. Сотрудничество России с Советом Европы ознаменовалось изменением представления о правах человека в российской правовой идеологии и правовой системе. В законодательных актах, а также научной юридической литературе начал употребляться общепризнанный термин «права человека», под которым понимается комплекс политических, экономических, социальных, культурных, гражданских и других прав и свобод, характеризующих правовой статус личности в государстве и общественных отношениях. В настоящее время в это понятие включены правовые нормы европейского права и принципы, отражающие жизненно необходимые права и основные свободы человека, их юридические гарантии. В официальные документы, специальную литературу и законодательные акты вошли понятия «европейские стандарты по защите прав человека», «стандарты Совета Европы по правам человека» и «стандарты Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (см., например, распоряжение Президента РФ от 26.06.1992 № 328-рп «О мерах по подготовке к вступлению Российской Федерации в Совет Европы»).

Переломным моментом в процессе утверждения в российской правовой системе международных и европейских стандартов в области прав человека стало принятие Конституции РФ в 1993 году. Основные положения ее главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» опираются на базовые принципы и нормы международных пактов 1966 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституция РФ, включив в свои статьи общепризнанные международные нормы, предоставила им особый статус, поскольку согласно ст. 15 конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15); признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Это соотносится как с Уставом Совета Европы, так и с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, особенно ее преамбулы и ст. 1 «Обязательство соблюдать права человека».

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права получило официальное определение в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Пленум предложил определять общепризнанные принципы и нормы международного права как положения, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), а также в международных договорах России, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, являясь международным договором России (см. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»; далее — Закон о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней), в соответствии с ч. 4 ст. 15 и ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, п. «а» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» стала частью правовой системы России и подлежит непосредственному применению судами России. Вместе с тем ряд ее норм были инкорпорированы во многие федеральные конституционные и федеральные законы. Так, были приняты федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также законы, защищающие права граждан как избирателей и регламентирующие проведение выборов на всех уровнях (см., например, Федеральный закон от 18.05.1995 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 № 2-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации»).

В России была создана законодательная база в сфере прав и свобод человека и гражданина, что позволило нашей стране заявить о себе как о демократическом государстве. 23 февраля 1996 г. Россия была принята в Совет Европы (см. федеральные законы от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» и № 20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и Протоколов к нему»).

Россия при вступлении в Совет Европы обязалась выполнить более трех десятков требований Европейского союза, и за 11 лет принятые нашей страной обязательства практически полностью выполнены. Так, 5 мая 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, кроме Протокола № 6 о запрете смертной казни.

Указом Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» объявлен, а с 4 августа 1996 г. введен мораторий на смертную казнь. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”” в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» «…пока на всей территории Российской Федерации полностью не будут введены в соответствии с законом суды присяжных, наказание в виде смертной казни назначаться не может».

В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года, Протоколы № 1, 2 к ней, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года, включающую европейские требования о предоставлении права гражданам демократическим путем создавать органы местного самоуправления, действующие в рамках национального законодательства в интересах населения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2006 г., учел выявленные в предыдущих нормативных актах недостатки и полностью соответствует требованиям Совета Европы. В 1998 году Россия ратифицировала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 года.

В соответствии с Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания были внесены изменения в УИК РФ и Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». После экспертизы Совета Европы с 1 июля 2002 г. вступил в силу УПК РФ. В нем закреплены принципы презумпции невиновности, состязательности сторон, оценки доказательств по внутреннему убеждению, свободы обжалования процессуальных действий и решений. Определен максимальный срок содержания под стражей до суда — 12 месяцев, по истечении которого мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть продлена, а обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению (в исключительных случаях этот срок может быть продлен до 18 месяцев). Отменено временное ограничение для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами оконченного производством уголовного дела. Введено новое понятие — «стороны в суде». Это сторона обвинения (прокурор, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец, его законный представитель и представитель) и сторона защиты (подсудимый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель).

Важная веха внедрения европейских стандартов в области прав человека — внесение в 2001 году изменений в УК РФ, УИК РФ и другие акты, затрагивающих вопросы, связанные с необходимостью изменения принудительной меры медицинского характера, допуском защитника к участию в деле, контролем и записью телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также участием в деле защитника и представителя в делах об административных правонарушениях.

Органы законодательной и исполнительной власти с 1996 года и по настоящее время проделали колоссальную кодификационную работу[1]. Несмотря на то, что Россия пока не выполнила некоторые рекомендации Совета Европы, в целом сформирована соответствующая европейским стандартам нормативная база в области защиты прав человека.

Вопросы, регулирующие правовые последствия постановлений Европейского суда по правам человека в отношении России определены Законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, установившим основания обязательности для России исполнения постановлений Европейского суда по правам человека. Россия в соответствии со ст. 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Россией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении России (ст. 1). У российских судов появилась обязанность использовать в своей практике нормы Конвенции и решения Европейского суда в тех случаях, когда обнаруживается противоречие внутреннего законодательства нормам Конвенции и европейским стандартам; существует пробел во внутреннем законодательстве, который может быть устранен с помощью обращения к нормам Конвенции и европейским стандартам. Эта обязанность обусловлена необходимостью добросовестного выполнения международных обязательств, взятых на себя Россией.

Первым к нормам Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по правам человека обратился Конституционный суд РФ. Ссылка на Конвенцию была сделана им еще в 1996 году, до того как этот договор был ратифицирован нашим государством (см. постановление Конституционного суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»). Конституционный суд РФ обратился к положениям ст. 2 Протокола № 4, а после ратификации Конвенции в своих постановлениях постоянно ссылается на нее[2].

Первая ссылка на решение Европейского суда по правам человека была сделана в постановлении Конституционного суда РФ от 23.11.1999 № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года “О свободе совести и о религиозных объединениях” в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения “Христианская церковь Прославления”».

К использованию в судебной практике европейских правовых стандартов обратились Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. До издания соответствующих указаний высшими судебными инстанциями нижестоящие суды общей юрисдикции и арбитражи редко ссылались на нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решения Европейского суда по правам человека[3]. Рекомендации Верховного суда РФ и ВАС РФ стимулировали использование нижестоящими судами европейских правовых стандартов.

Россия достигла больших успехов в реформировании правовой системы. Законодательство приведено в соответствие с европейскими и международными нормами, приняты меры по выработке механизма судебной защиты прав человека. Вместе с тем необходима соответствующая система реализации и контроля за применением международных норм по правам человека, механизм которой только вырабатывается.

 

Библиография

1 См.: Глушкова С.И. Права человека в России: Учеб. — М., 2005. С. 427.

2 См.: Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации: Сб. док-в. — М., 2003.

3 См., например, постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 14 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 14 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 14 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 14 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 14 дней назад