Н.А. БИЕКЕНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России

 

На начальном этапе своего становления система органов военной юстиции Казахстана, ставшая преемницей системы соответствующих органов СССР, мало чем от нее отличалась, но за последние 11 лет подверглась серьезным изменениям и сегодня является уникальной в СНГ.

По Конституции Республики Казахстан 1995 года следствие и дознание отделены от суда и прокуратуры. Указами Президента Республики Казахстан от 06.10.1995 «О специальных органах, осуществляющих дознание и следствие», от 06.10.1995 «Об образовании Государственного следственного комитета», от 21.12.1995 «О Государственном следственном комитете и его органах» определены специальные органы, осуществляющие предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, ликвидирован институт следователей в органах прокуратуры и МВД Казахстана. В органах национальной безопасности был сохранен следственный аппарат, но наряду с этим создан самостоятельный орган — Государственный следственный комитет Республики Казахстан (далее — ГСК).

Основное назначение ГСК и его органов — осуществление дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности и вытекающих из них иных функций. ГСК был специальным государственным органом, не входившим в систему центральных исполнительных органов, непосредственно подчинялся и был подотчетен Президенту Республики Казахстан. В составе ГСК было образовано Главное военно-следственное управление (ГВСУ), которое обладало практически той же компетенцией, что и ГСК, со статусом воинского формирования. ГВСУ имело свои подразделения, независимые от каких-либо местных органов, включая территориальные управления ГСК. Основу ГВСУ составили переведенные из военной прокуратуры следственные работники.

Для решения проблем, связанных с качеством расследования дел по воинским преступлениям, было предложено образовать в Вооруженных Силах Республики Казахстан штатные органы военного дознания, которые имели бы вертикальную структуру и единое руководство, а в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан включить некоторые составы воинских преступлений в перечень общественно опасных деяний, производство предварительного следствия по которым не обязательно. Производство дознания, досудебную подготовку материалов по таким делам планировалось поручить военным органам дознания. Предложения были поддержаны, так как соответствовали Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Президента Республики Казахстан от 12.02.1994. Программа предусматривала сохранение дознания как формы и стадии предварительного расследования, а также увеличение количества органов дознания.

Указом Президента Республики Казахстан от 22.04.1997 «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов» в Вооруженных Силах Республики Казахстан и в МВД Казахстана была образована военная полиция. Приказом министра обороны Республики Казахстан от 29.08.1997 введено в действие Положение о военной полиции Минобороны Казахстана, определяющее предназначение военной полиции, ее задачи, правовую основу организации и принципы деятельности, обязанности и полномочия должностных лиц. Положение регулирует порядок взаимодействия органов военной полиции с другими правоохранительными и государственными органами. Военная полиция — это правоохранительный орган, специально предназначенный для обеспечения режима законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Казахстан, входящий в состав Вооруженных Сил Республики Казахстан и непосредственно подчиняющийся министру обороны Республики Казахстан (ст. 1 Положения).

Согласно ст. 65 УПК Республики Казахстан органы военной полиции являются органами дознания в уголовном судопроизводстве по делам обо всех преступлениях, совершенных:

· военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и военных формированиях;

· гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов;

· лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.

Статьей 285 УПК Республики Казахстан определен перечень дел о преступлениях, по которым материалы дознания, проведенного органами военной полиции, являются основанием для рассмотрения дела в суде. Начальник органа дознания в определенных случаях может назначить производство предварительного следствия, которое производится соответствующим органом дознания.

Подразделения военной полиции функционируют не только в системе Минобороны Казахстана, но и во внутренних войсках МВД Казахстана, в Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Военная полиция как самостоятельный орган в системе военной юстиции является единственным в своем роде органом в странах СНГ.

Недопустимо регламентировать статус, полномочия и деятельность военной полиции, его сотрудников только ведомственными нормативными актами. Следует принять закон, поскольку деятельность военной полиции затрагивает конституционные права и свободы граждан.

Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 05.11.1997 «О реформировании правоохранительных органов» военно-следственные органы после упразднения ГСК были включены в систему МВД Казахстана. Военно-следственные органы уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, что положительно влияет на качество следствия, способствует быстрому раскрытию преступлений, а также их пресечению. Взаимодействие следственных и оперативных подразделений дает возможность эффективнее использовать в процессе доказывания результаты оперативно-розыскной деятельности.

Военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся за пределами страны, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором Казахстана (ч. 3 ст. 7 УК Республики Казахстан). Военная прокуратура Казахстана вправе осуществлять уголовное преследование в отношении своих военнослужащих и на территории других государств. Однако правовым пробелом является отсутствие механизма осуществления этой функции, что противоречит норме Конституции Республики Казахстан, закрепляющей отделение функции следствия от органов прокуратуры.

В связи с участием отдельных подразделений Вооруженных Сил Республики Казахстан в миротворческих операциях необходимо предусмотреть в нормативных актах, регулирующих деятельность органов военной юстиции (военной прокуратуры, военно-следственных подразделений и военной полиции), порядок  осуществления ими уголовного преследования в условиях военного времени или боевой обстановки. Создание для проведения контртеррористических операций международных воинских контингентов предусмотрено Соглашением о статусе формирований сил и средств коллективной безопасности стран СНГ 2000 года[1].

Перед военными прокуратурами в местах дислокации воинских контингентов за рубежом стоят проблемы разграничения юрисдикции, создания совместных оперативно-следственных групп, расследования групповых преступлений, совершенных военнослужащими воинских формирований двух и более государств, а также с участием граждан страны пребывания или против них. Эти проблемы могут быть урегулированы путем разработки соглашения о юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований на территориях сторон соглашения.

 

Библиография

1 Соглашение о статусе формирований сил и средств коллективной безопасности стран СНГ//www.cis.minsk.by