УДК 342.5

Страницы в журнале: 54-61 

 

О.В. ДАМАСКИН,

 доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

 

Рассмотрены современные проблемы и перспективы военного права как науки и образования.

Ключевые слова: военное право, законность, образование, оборона, безопасность, правопорядок.

 

Martial law as a science and education: problems and prospects

 

Damaskin O.

 

Modern problems and perspectives of military law as a science and education.

Keywords: military law, law, education, defense, security, law and order.

 

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении защиты личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном, научно обоснованном, поддерживаемом общественным мнением, военном строительстве[1], которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности и кадровые ресурсы страны, обеспечивая адекватное реагирование на военные угрозы национальным интересам Российской Федерации[2].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года») устанавливает, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются: развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования. При этом указывается, что прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования. К числу главных направлений, определяющих технологическую безопасность относятся: создание условий для интеграции науки, образования и промышленности, проведение системных исследований в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны.

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества должны осуществлять гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивать эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности. Решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования достигается путем формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов.

Центральной проблемой современного этапа развития науки в России является преобразование ее статуса: из объекта директивного планового государственного управления и контроля, существующего в рамках государственного снабжения и обеспечения, наука становится экономически и социально самостоятельным, активным социальным институтом[3].

В современных условиях декларирования курса на формирование нового облика Вооруженных Сил России актуализируются проблемы коммерциализации, коррупции[4], законности и правопорядка[5] в военных организациях. Очевидной проблемой является нарастающее противоречие между возрастающими потребностями общества в объективном научном осмыслении современных причин преступности, реальных возможностей противодействия им на основе научно обоснованных предложений ученых-криминологов и их ограниченным использованием в законотворческой и правоприменительной практике.

Актуализируются военные проблемы международного права в сферах противодействия вооруженным конфликтам, преступлениям против мира и безопасности человечества, защиты жертв вооруженных конфликтов; организации и деятельности транснациональных военных союзов; ограничения распространения ядерного оружия; производства и распространения обычного вооружения и боевой техники; уничтожения оружия массового поражения и противопехотных мин; применения вооруженных сил при отражении агрессии и побуждении потенциального агрессора к миру; использования военно-морских сил против морского пиратства; освоения космического пространства и ресурсов мирового океана; защиты национальных интересов в Арктике; деятельности миротворческих сил ООН; развития международного гуманитарного права и др.

 Практика показывает, что возрастание количества законов не ведет к реальному упорядочению общественных отношений. Декларативность и коррупционность ряда принимаемых нормативных правовых актов дискредитируют роль права в сознании значительной части общества. Центральной проблемой законотворчества остается разработка антикоррупционного механизма действия законодательства, его реализации, преодоление правового нигилизма[6].

Разрабатываемая в прошлом в юридической науке методология и методика измерения уровня законности в настоящее время практически не применяется в исследовании эффективности правоприменительной деятельности. Представляется, что законность должна признаваться как критерий общественно значимый, учитываемый при оценке состояния и результатов деятельности. Причины такого положения, очевидно, состоят в том, что и в теории, и в практике отсутствует определенность в концептуальных позициях, касающихся сущности современного государства, социальной направленности законов и принадлежности воли, выражаемой ими. Поэтому актуализируется потребность научной обоснованности проектов, связанных с решением проблем военного строительства, организации и использования вооруженных сил, международного военного сотрудничества в интересах международной и национальной безопасности[7].

Признавая реальную необходимость совершенствования военной организации нашего государства, укрепления сил и средств безопасности в современных условиях, с учетом внешних и внутренних угроз национальным интересам представляется приоритетным курс на интеллектуализацию воинского труда, развитие основных направлений военной науки и использование научного потенциала в интересах оптимизации управления и эффективности боевой подготовки войск. При этом существенно возрастает роль военно-правовой науки в теоретическом обосновании оптимального нормативного правового обеспечения этого процесса, включая эволюцию оперативного права обеспечения повседневной и боевой деятельности военного командования и штабов, гарантирования соблюдения норм международного гуманитарного права в военных конфликтах, в операциях по принуждению к миру, а также в миротворческих операциях.

Военное право как специализированная комплексная отрасль юридической науки исследует теорию и практику правового обеспечения военной деятельности государства и его институтов в сфере обороны и безопасности. Научные исследования, адекватные потребностям теории и практики, являются необходимой основой военно-юридического образования.

Тернистый путь становления и развития военного права как науки и образования, инициированный Петром I, составляет в 2012 году 294 года, а военно-юридического образования по подготовке военных юристов от Аудиторской школы до современного Военного университета Минобороны России — 180 лет[8]. Действующая с 1981 года самостоятельная научная специальность 20.02.03 — «Военное право, военные проблемы международного права», дополняется военно-правовыми исследованиями в рамках отраслевых юридических наук.

С 1941 года по настоящее время защищено свыше 1000 диссертаций (из них свыше 100 докторских) по военным аспектам различных отраслей права, в том числе по специальности 20.02.03 — «Военное право, военные проблемы международного права» — 546 диссертаций, из них 40 докторских. В Военном университете Минобороны России, длительное время являвшемся центром военно-правовой науки в нашей стране, к настоящему времени защищено по специальности 20.02.03 — «Военное право, военные проблемы международного права» более 350 диссертаций, в том числе 27 докторских. Обзор диссертаций, защищенных по военному праву за 65-летний период, включая диссертации по военно-правовой проблематике, защищенных до 1981 в Военно-юридической академии и Военно-политической академии, позволяет оценить масштабы, теоретическую и практическую значимость выполненных научных исследований[9].

На протяжении ряда лет научные исследования в сфере обороны и безопасности осуществлялись в рамках специальностей: 20.01.02 — «Стратегия. Военные аспекты безопасности государства, военная политология»[10], 05.26.02 — «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»[11], 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах», 20.02.03 «Военное право, военные проблемы международного права»[12], на кафедре национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ[13]. Однако с 2010 года сфера деятельности этой кафедры по подготовке научных кадров, включавшая политические, экономические и правовые проблемы национальной безопасности, ограничена политологической проблематикой. В связи с сокращением военно-юридической подготовки в Военном университете Минобороны РФ проблематичной становится перспектива дальнейшей подготовки в нем научных кадров по специальности «Военное право, военные проблемы международного права». Сужение сферы научной деятельности названных учебно-научных учреждений актуализирует потребность сохранения научных школ исследования правовых проблем обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Потребности практики актуализируют повышение внимания исследователей к новым направлениям военно-правовых исследований: военно-полицейскому, криминологическому и криминалистическому направлениям в исследовании проблем военного права, а также военно-уголовной политики[14].

В настоящее время защита диссертаций по военному праву осуществляется в Военном университете Минобороны России, в Военно-Морской академии им. Н.Г. Кузнецова и в Московском пограничном институте ФСБ России. Актуализируется проблема сотрудничества и взаимодействия диссертационных советов, названных организаций, в интересах создания научной информационной базы по военному праву, определения тематики перспективных научных исследований по военному праву и повышения качества подготовки научных кадров.

Современные подходы к военно-правовым исследованиям в сфере обороны и безопасности обусловливают целесообразность их комплексирования в сфере военного строительства, военной службы, оборонного военно-промышленного комплекса, международной и национальной безопасности, путем уточнения и расширения паспорта предлагаемой научной специальности 20.02.03 — «Военное право, право безопасности, военные проблемы международного права».

В настоящее время специализированная нормативная база в сфере обеспечения национальной безопасности составляет около 80 федеральных законов и около 500 подзаконных нормативных актов[15]. При широком подходе правовую основу обеспечения национальной безопасности России составляют около 250 законов и около 1000 подзаконных нормативных актов[16]. Для предупреждения и пресечения угроз национальной безопасности необходима четко выстроенная система органов государственной власти, осуществляющих управленческие действия, направленные на достижение определенных государственных целей в условиях соответствующих правовых режимов. Поэтому систематизация законодательства и развитие научных основ нормотворчества и правоприменения в сфере обеспечения национальной безопасности позволит обосновать и сформулировать жизненно важные интересы и приоритеты правотворчества и правоприменительной практики.

Потребность развития научных основ правового обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации предопределяется следующими обстоятельствами:

— существенными изменениями базовых тенденций военно-политических процессов и новыми геополитическими реалиями, влияющими на состояние национальной безопасности;

— трансформацией спектра опасностей и угроз национальной безопасности и несовершенством правовых принципов и механизма правового обеспечения национальной безопасности;

— выявлением и прогнозированием последствий негативного воздействия на состояние и развитие обстановки в пограничном пространстве России иностранного присутствия и влияния в странах СНГ;

— неполнотой научного правового исследования актуальных проблем теории и практики военного строительства, военно-промышленного комплекса, военной службы в сфере обороны и безопасности, ее правового регулирования и правоприменительной практики, несовершенством методологических и методических аспектов этой деятельности, необходимостью научно обоснованных рекомендаций, позволяющих оптимизировать их по основным направлениям деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности.

Интересам комплексности охвата актуальных научных проблем и унификации методологических и эмпирических подходов, обеспечивающих сопоставимость результатов исследований, может способствовать скоординированный примерный перечень тем диссертационных исследований, рекомендуемый соответствующими диссертационными советами. В связи с этим актуализируется потребность качественного отбора адъюнктов и соискателей, выявления их научного и практического потенциала, оптимизации процесса выбора и обоснования выбора тем диссертационных исследований, при участии потенциальных научных руководителей.

Приоритетными направлениями научного обеспечения деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности представляются:

— выявление и обоснование потребности разработки и оптимизации содержания нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение и защиту интересов государства в сфере обороны и безопасности;

— объективный мониторинг состояния, достоверный анализ и прогноз развития внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

— оптимизация взаимодействия (координации) федеральных и региональных органов власти в области пограничной политики;

— обеспечение оптимального и устойчивого взаимодействия вооруженных сил, военно-промышленного комплекса, органов безопасности, мониторинга эффективности их служебно-боевой деятельности;

— развитие международно-договорной деятельности, международного сотрудничества по вопросам реализации политики международной и национальной безопасности;

— выявление, учет, анализ и прогноз спектра и характера вызовов и угроз интересам международной и национальной безопасности России, определение и обеспечение оптимальных мер и средств противодействия.

При этом основными научными задачами, решаемыми при реализации названных направлений, являются:

— определение роли, функций, полномочий и ответственности, оптимальных форм и способов деятельности субъектов обеспечения обороны и безопасности, с учетом различных условий и обстановки;

— обоснование потребностей и возможностей развития теоретических положений и практических мер военного строительства региональной системы обороны и безопасности;

— разработка механизма реализации федеральной пограничной политики по защите и охране внешних границ в различных регионах;

— установление основных положений правового режима государственной границы и пограничного режима на различных направлениях и участках, обеспечивающих защиту государственных интересов;

— формирование единого информационного пространства в регионах, в том числе государств-участников СНГ, участвующих в защите и охране границ, подготовка региональной инфраструктуры, сил и средств обороны и безопасности к осуществлению деятельности государств-участников;

— своевременное выявление признаков подготовки вооруженного вторжения на территорию региона и стран СНГ;

— обеспечение противодействия незаконной миграции, терроризму и транснациональным криминальным структурам;

— организация защиты населения от вооруженных и других противоправных посягательств;

— контроль экологической обстановки, организация охраны природной среды в различных регионах.

Результаты научных исследований, достоверность которых основывается на доказательном теоретическом, правовом и эмпирическом материале, могут быть надежной основой принятия ответственных решений в управленческой, нормотворческой деятельности по развитию правового обеспечения деятельности субъектов обороны и безопасности в интересах международной и национальной безопасности, а также основой военно-юридического образования.

В современном обществе образование является средством социализации личности путем передачи культуры и развития личности как члена общества. Направленность и содержание системы образования должно обеспечиваться на основе государственных образовательных стандартов. При этом система образования является социальным институтом современного общества, от которой зависит качество жизни и потенциальных возможностей общества.

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан определяют ее принципы, базовые направления, содержание и направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства[17].

Вместе с тем современное состояние военного образования в России в условиях массового увольнения офицеров с военной службы, трансформации системы военного образования, сокращения военно-учебных заведений и изменения статуса их преподавательского состава вызывает обоснованную тревогу. Офицерскому корпусу не представлены убедительные аргументы, обосновывающие оптимальность такого подхода. Более того, состояние коррупции, законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, по материалам Главной военной прокуратуры, свидетельствуют о падении авторитета, морального облика и противоправном поведении ряда высокопоставленных должностных лиц. Компетентность, обоснованность и правомочность ряда решений в сфере реорганизации системы военного образования, принимаемых высшим военным командованием при участии департамента военного образования, вызывает сомнение значительной части военнослужащих. Все это не может не отражаться на отношении к профессиональному военному образованию и военной службе, значительной части курсантов, слушателей, преподавателей и командиров.

Предлагаемые рядом специалистов подходы к совершенствованию и развитию системы военного строительства и профессионального военного образования, по нашему мнению, заслуживают компетентного обсуждения[18].

Их обобщение позволяет выделить ряд положений, образующих фундамент системы профессионального военного образования:

— обеспечение комплексности, фундаментальности профессиональных знаний, умений и навыков, а также воспитания ценностных, нравственно-правовых основ профессиональной деятельности в сфере военной службы;

— непрерывность профессионального военного образования как базы качественного профессионального развития и перспектив служебного роста;

— мотивация выбора и обеспечение условий формирования типологии личности военнослужащего, адекватной служебному предназначению.

Однако до настоящего времени по существу не решается проблема разрыва профессионально-образовательных возможностей и общественных потребностей с учетом интересов национальной безопасности. Это дает основание рассматривать состояние военно-профессионального образования, в том числе военно-юридического, в качестве фактора образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности, нуждающегося в комплексном научном исследовании и развитии. Актуализируется проблема мониторинга законодательства об обороне и безопасности и правоприменительной практики, экспертно-аналитического рассмотрения актуальных проблем национальной безопасности, участия в нем научно-исследовательских и образовательных учреждений, общественных организаций.

Государственная политика в сфере оптимизации системы военного образования должна представлять собой регулирующую деятельность государства, осуществляемую им для достижения конкретных стратегических целей и решения задач национального или глобального уровня[19]. Поэтому закрепление ее в соответствующих нормативных правовых актах является необходимым условием перехода от пожеланий и рекомендаций к требованиям, обязательным для исполнения, и также нуждается в соответствующем научном обосновании. Актуализируется проблема свертывания специализированной подготовки военных юристов, сокращения военно-юридической службы, что снижает возможности правового обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других военных организациях, прав военнослужащих, осуществления военного строительства, развития науки военного права[20].

На основе изучения практики и мнений специалистов, а также многолетнего опыта работы в ряде диссертационных советов[21] и экспертном совете Высшей аттестационной комиссии, представляется, что упорядочение подготовки научных кадров и развитие юридической науки нуждается в решении ряда основополагающих организационно-правовых вопросов, находящих отражение в нормативных документах Правительства РФ, Минобнауки России, определяющих деятельность диссертационных советов и ВАК[22].

Представляется назревшим решение вопроса о повышении статуса ВАК как органа общественно-государственной аттестации научных и педагогических кадров высшей квалификации путем подчинения непосредственно Правительству РФ или Президенту РФ. Деятельность ВАК в перспективе может охватывать не только традиционную научную аттестацию научных и педагогических кадров, но и специализированную управленческую аттестацию управленческих кадров в сфере бизнеса и государственного администрирования, а также выполнение независимой экспертизы особо важных национальных проектов. Необходимым условием легитимности, прозрачности и надежности системы аттестации является упорядочение финансового обеспечения деятельности диссертационных советов, экспертных советов, оппонентов и экспертов, что явится реализацией принципа достойного вознаграждения высококвалифицированного труда и существенно сократит конфликты интересов.

Актуальная задача отечественного правоведения в современных условиях заключается в том, чтобы убедительно доказать необходимость системного научного подхода к содержанию и технологии законотворчества, объективного проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, глубокого анализа проблем целесообразности заимствования зарубежных правовых институтов и их внедрения в российскую правовую действительность, установления юридической ответственности участников нормотворческого и правоприменительного процесса за вредные последствия принимаемых решений. Только при таком подходе может быть создана надежная основа для совершенствования законодательства, развития правосознания и правовой культуры, укрепления законности и правопорядка в современной России.

Содержательная сторона повышения качества научной работы в сфере юриспруденции состоит в расширении социологических методов исследования, в переходе к фундаментальным и прикладным исследованиям по тематике, в большей мере учитывающей потребности практики и состояние научной разработанности теоретических проблем. Основное направление повышения значимости научных работ видится в их соединении с практикой через анализ репрезентативных эмпирических материалов для решения практических задач, а также эффективное использование в практике результатов научных работ[23].

В современных условиях поиска оптимального пути социально-экономического развития нашей страны актуализируется потребность научного обоснования его правового обеспечения по трем основным направлениям: модернизации экономики и системы государственного управления; обеспечения обороны и безопасности; анализа и прогноза социально-экономических процессов. При этом кадровое юридическое обеспечение конкурентоспособности страны в целом, субъектов обеспечения обороны и безопасности в частности, достигается соответствующим развитием юридического образования и науки. Существенная роль в этом процессе принадлежит юристам как социально-профессиональной группе, что обусловливается самой сущностью юридической профессии, которая заключается в обеспечении нормального функционирования механизма правового регулирования наиболее значимых общественных отношений. Это детерминирует потребность повышения уровня требований к аттестации научных и педагогических кадров, чтобы создать действительно конкурентоспособные кадры.

 Познавательная научная деятельность, направленная на выявление объективных тенденций, потребностей и возможностей позитивного развития общества, государства и его военной организации, позволяющая выработать оптимальное правотворческое решение и механизм его реализации, имеет смысл и перспективу лишь тогда, когда органы государственной власти реально стремятся к достижению общественного блага и защите интересов законопослушных граждан. Поэтому рассматриваемые теоретические проблемы имеют основополагающее значение, они определяют содержание и направленность военно-правовой науки и образования в современных условиях. Практическая значимость этих проблем непосредственно связана с разработкой мер предупреждения преступности, повышения эффективности правовой работы, задач укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, законности и правопорядка.

Представляется, что такой подход соответствует интересам развития теории военного права, потребности совершенствования правоприменительной практики, а также повышения качества специализированной правовой подготовки лиц, действующих в сфере обеспечения обороны и безопасности, и может стать предметом обсуждения заинтересованными лицами.

 

Библиография

1 Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 10 фев. Фед. вып. № 5106.

2 См.: Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 2008; Дамаскин О.В. Российская армия в современном обществе: проблемы и перспективы. — М., 2011; Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М., 2003; Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации (теория и практика правового регулирования). — СПб., 2003; Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения. — М., 2004; Старцун В.Н. Социальная защита лиц, проходивших военную службу: теоретико-правовые основы и проблемы правоприменительной практики на новом этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 2007.

3 См.: Яковлев А.М. Социальная структура общества и право. — М., 2009.

4 См.: Корякин В.М. Коррупция в вооруженных силах: теория и практика противодействия. — М., 2009.

5 См.: Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2010. Информационно-аналитический доклад. — М., 2011.

6 См.: Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, проблемы, противодействие. — М., 2009.

7 Он же. Военная наука и образование в обеспечении национальной безопасности России // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 2.

8 См.: Российский военно-правовой сборник. 175 лет военно-юридическому образованию в России. — М., 2007.

9 См.: Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций. — М., 2011.

10 См.: Земцов В.И. Основы стратегической деятельности Российской Федерации по обеспечению пограничной безопасности (на примере Северо-Кавказского региона): дис. … д-ра полит. наук. — М., 2003; Губченко А.В. Влияние современного геополитического положения России н ее пограничную безопасность: дис. … канд. полит. наук. — М., 2003.

11 См.: Жилинский В.В. Правовое обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных условиях: дис. … канд юрид наук. — М., 2007; Рыжак Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе национальной безопасности Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. —М., 2000; Щелоков А.С. Правовое обеспечение деятельности государства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков как угрозой национальной безопасности России: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.

12 См.: Арсенян А.З. Международно-правовое обеспечение безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств в современных условиях: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2004; Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2003; Он же. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2003.

13 Кафедра национальной безопасности была организована при создании Российской академии государственной службы при Президенте РФ Указом Президента РФ от 06.06.1994 № 1140 по инициативе Совета Безопасности Российской Федерации.

14 См.: Шумилов А.Ю. Современные правовые военно-полицейские научные исследования в России: состояние и перспективы // Оперативник (сыщик). 2012. № 1.

15 См.: Унпелева А.А. Правовое обеспечение систематизации законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008.

16 См.: Чеканов В.Е. Некоторые проблемы развития военно-юридической науки и образования на современном этапе. Возможные пути их решения // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 2.

17 См.: Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.) // Российская газета. 2011. 14 июля. № 151.

18 См.: Владимиров А. Сохраним армию — сохраним Россию. Общие подходы к развитию национальной системы профессионального военного образования // Военно-промышленный курьер. 30 января—5 февраля 2008; Кошкин А.П., Денисенкова Н.Н. Современные проблемы развития военного образования в России // Вестник Академии военных наук. 2011. № 1.

19 См.: Ляпин И.Л. Профессиональное образование в обеспечении национальной безопасности России. — Тюмень, 2005.

20 См.: Харитонов С.С. И все же — нужны или не нужны армии военные юристы? // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 5; Военное право в ХХI веке // Российский военно-правовой сборник № 9. — М., 2007; Проблемы укрепления законности в военной организации государства // Там же. № 14. — М., 2010; Дамаскин О.В. Военная наука и образование в обеспечении национальной безопасности России // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 2.

21 Диссертационные советы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Военного университета Минобороны России и др.

22 См.: Дамаскин О.В. Подготовка научных кадров в сфере юриспруденции: состояние и проблемы развития // Современное право. 2010. № 6.

 

23 См.:  Дамаскин О.В. Методология и методика изучения правосознания и общественного мнения военнослужащих. — М., 2011.