УДК 346.544.2

Страницы в журнале: 43-49 

 

О.С. СОКОЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (филиал в г. Вологде)

 

Исследуются вопросы определения правового статуса и классификации муниципальных услуг, соотносится состав компетенции муниципальных образований с категориями услуг. Определены пределы муниципального правотворчества в сфере организации предоставления муниципальных услуг, выявлены новые требования к содержанию административной регламентации и юридические гарантии информационных прав заявителей в процессе оказания муниципальных услуг.

Ключевые слова: муниципальные услуги, административные и электронные регламенты, универсальная электронная карта, состав компетенции муниципальных образований, муниципальное правотворчество, транспарентность муниципального управления, информационные права заявителей.

 

To the article Issues of the Information Support as regarding to the Rendering of Municipal Services in the New Federal Law «About the Organization of Rendering State and Municipal Services»

 

Sokolova O.

 

The article examines questions of defining legal status and classification of municipal services; correlates the competence of municipal entities with the categories of services. In this article the author has defined the limits of municipal lawmaking in the organization of rendering municipal services, highlighted new requirements set for the organization and content of administrative regulations and applicants’ legal guarantees for their information rights in the process of rendering of municipal services.

Keywords: municipal services, administrative and electronic regulations, universal digital card, competence of municipal entities, municipal lawmaking, transparency of municipal government, applicants’ information rights.

 

27  июля 2010 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). В объекты правового регулирования в Законе № 210-ФЗ включены правоотношения, складывающиеся по поводу реализации общих требований к данным услугам, их административной регламентации, организации деятельности многофункциональных центров, использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В целом такое комплексное правовое регулирование является наиболее приемлемым вариантом, поскольку в практике организации и оказания государственных и муниципальных услуг все эти правоотношения носят синкретичный характер и исключительно тесно взаимосвязаны.

Правовое регулирование организации муниципальных услуг, несмотря на то что оно осуществляется наряду с государственными услугами согласно Закону № 210-ФЗ на общих началах, обладает своими особенностями, поскольку муниципальные образования имеют строго определенный объем компетенции, закрепленный Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ). Кроме этого, статус муниципальных образований неравен; он дифференцирован в Законе № 131-ФЗ для поселений, городских округов, муниципальных районов. Компетенция внутригородских территорий городов федерального значения определяется законами о местном самоуправлении Москвы и Санкт-Петербурга. Следует учитывать и так называемое цифровое неравенство: информационный потенциал городского округа или крупного городского поселения несопоставим с возможностями сельского поселения. В Законе № 210-ФЗ законодатель игнорирует фактическое информационное различие муниципальных образований и закрепляет порядок организации муниципальных услуг как таковых. И наконец, органы местного самоуправления ограничены в нормотворчестве по сравнению с органами государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации — это тоже определяет специфику статуса муниципальных услуг.

Услуги, которые оказывают органы местного самоуправления, могут являться не только муниципальными, но и государственными, если они делегируются федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, что закреплено в ст. 2 Закона № 210-ФЗ. Данная норма корреспондирует положениям главы 4 Закона № 131-ФЗ.

Определение понятия «услуга» (государственная или муниципальная) являлось предметом активных дискуссий в теории административного права[1], в экономических исследованиях[2]. Законодательно закрепленное понятие «услуга» содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: «государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами».

С 1 января 2011 г. в БК РФ будет действовать следующее определение: «государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами» (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Как видим, муниципальное задание теперь не будет являться ключевым признаком муниципальной услуги.

Исходя из общих положений Закона № 210-ФЗ, муниципальная услуга характеризуется следующими признаками:

— заключается в реализации функций органа местного самоуправления;

— предлагается органами местного самоуправления, обладающими исполнительно-распорядительными полномочиями;

— реализовывается в пределах полномочий данного органа по решению вопросов местного значения;

— предоставляется по запросам заявителей — физических или юридических лиц (заявителями не являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды);

— оказывается на платной или безвозмездной основе;

— предоставляется не только органом местного самоуправления, но и организацией, участвующей в ее предоставлении.

Исследование данных признаков вызывает сомнение в их юридической точности.

Соотнесение понятий «функция» и «услуга» в ст. 2 Закона № 210-ФЗ позволяет установить, что только часть функций являются услугами, — это те функции, результат которых востребован заявителями. В связи с этим возникает вопрос: является ли функция, закрепленная за органом местного самоуправления, услугой и подпадает ли она под действие Закона № 210-ФЗ, если ее результат может быть востребован не только физическим лицом или негосударственной организацией, но и органом власти?

Например, в реестре услуг г. Череповца (городской округ в Вологодской области) указан такой вид услуги, как «оценка и переоценка объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, с целью исчисления налога на имущество, и собственности муниципального образования “Город Череповец” с целью постановки на учет в реестр муниципальной собственности»[3]. В качестве потребителей результата услуги указаны и физические лица, и органы местного самоуправления, что  и имеет место на практике. Однако, исходя из логики Закона № 210-ФЗ, это не является услугой, поскольку ее адресатом может быть и орган власти, следовательно, на данную деятельность не распространяются требования по предоставлению муниципальных услуг, предусмотренные Законом № 210-ФЗ.

Не вполне понятно и правовое положение организаций, которые наряду с органами местного самоуправления могут оказывать муниципальные услуги. В части 2 ст. 1 Закона № 210-ФЗ сказано об организациях, «участвующих» в оказании муниципальных услуг. Неясен объем деятельности таких организаций — это полное предоставление муниципальной услуги или только выполнение части действий по ее предоставлению? По-видимому, речь здесь должна идти о различных организациях — это и подведомственные муниципальные учреждения (бюджетные и автономные), и иные, оказывающие муниципальные услуги, в том числе, например, в рамках аутсорсинга.

Если уточнить данный признак с учетом определения муниципальной услуги, предложенного в БК РФ, то субъекты, оказывающие услуги, — это органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, иные юридические лица. Последние могут предоставлять услуги согласно БК РФ только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (а не муниципальными правовыми актами, каковые ни законодательными, ни подзаконными не являются, поскольку муниципалитеты не обладают правом законотворчества). В БК РФ речь идет об оказании услуг данными организациями; в Законе № 210-ФЗ — об участии в оказании услуг.

Таким образом, четко определить круг субъектов, помимо органов местного самоуправления, предоставляющих услуги и (или) участвующих в их предоставлении, исходя одновременно из двух законодательных определений муниципальной услуги (в Законе № 210-ФЗ и БК РФ), практически невозможно.

Оказание муниципальных услуг по Закону № 210-ФЗ должно осуществляться в пределах полномочий по решению вопросов местного значения. Однако согласно Закону № 131-ФЗ, помимо урегулирования проблем локального характера, у муниципальных образований есть и иные элементы компетенции. Например, органы местного самоуправления имеют право на создание музеев городского округа, муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа. Услуги, которые могут оказываться в рамках этой деятельности, не попадают в сферу регулирования Закона № 210-ФЗ, что существенно снижает гарантии прав граждан на их предоставление, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Рассмотрим далее, по каким вопросам в сфере организации оказания муниципальных услуг органы местного самоуправления уполномочены издавать муниципальные правовые акты.

Статья 3 Закона № 210-ФЗ закрепляет общее право издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с оказанием услуг. Вместе с тем следует учитывать, что в Законе № 210-ФЗ прямо оговорены случаи издания конкретных муниципальных правовых актов.

Во-первых, согласно ст. 9 Закона № 210-ФЗ орган местного самоуправления должен определить перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. Кроме того, орган местного самоуправления должен установить перечень платных услуг из категории необходимых и обязательных, а также размер платы за данные услуги.

Во-вторых, местной администрацией устанавливается порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (ч. 15 ст. 13 Закона № 210-ФЗ).

В-третьих, муниципальными правовыми актами определяется порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления (ч. 13 ст. 13).

В-четвертых, местная администрация устанавливает порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (ч. 7 ст. 11).

Как видим, согласно Закону № 210-ФЗ муниципальные акты в сфере организации предоставления муниципальных услуг могут приниматься разными субъектами правотворческой деятельности. Хотя в том случае, когда речь идет об экспертизе, логичнее было бы в качестве субъекта правотворчества указать также местную администрацию как орган, утверждающий порядок разработки и принятия административных регламентов.

Информационное обеспечение предоставления муниципальных услуг основано на ряде информационных прав заявителей, закрепленных в ст. 5 Закона № 210-ФЗ. Это право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; право на получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона № 210-ФЗ органы, предлагающие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предъявления документов и информации или осуществления действий, предоставление или реализация которых не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с оказанием муниципальной услуги; предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов власти различных уровней, т. е. фактического обеспечения режима «одного окна»[4]. Из данных обязанностей органов местного самоуправления следует исключительно важное право заявителя — предъявлять минимум необходимых документов для оказания услуг.

Информационное обеспечение предоставления муниципальных услуг в электронной форме — основа формирования системы электронного муниципального управления. В статье 10 Закона № 210-ФЗ в общих чертах определено содержание данной деятельности. Заявитель муниципальной услуги в электронной форме получает информацию о будущей услуге и порядке ее предоставления, направляет запрос и иные документы для приобретения услуги, получает сведения о ходе выполнения услуги и ее результат. Органы власти и организации осуществляют взаимодействие в целях предоставления муниципальных услуг.

Сам перечень муниципальных услуг должен быть исчерпывающим и закреплен в реестре. В данный документ, помимо иных, должны быть включены сведения об услугах нескольких категорий: обо всех муниципальных услугах; об услугах, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещаются муниципальные задания (заказы), выполняемые за счет средств местного бюджета. Доступность информации из реестра муниципальных услуг обеспечивается функционированием Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»).

Консолидированная информация о предоставляемой муниципальной услуге должна быть закреплена в административном регламенте услуги. Впервые в российском праве на уровне федерального закона дано определение административного регламента. Согласно дефинитивной части Закона № 210-ФЗ, применительно к муниципальной услуге это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт ее предоставления.

В науке административного права дискутировался вопрос о статусе административного регламента[5]. Как форма нормативного правового акта он не был закреплен и утверждался в «нормативной оболочке» через приказ руководителя органа исполнительной власти. В Законе № 131-ФЗ в соответствии со ст. 43 формами муниципальных правовых актов определены решение, постановление, распоряжение и приказ. На федеральном уровне[6] и в субъектах Российской Федерации[7] такая форма нормативного правового акта также не закреплена. В Общероссийском классификаторе управленческой документации административные регламенты как форма документационного обеспечения управления также не значатся[8]. Поэтому для подтверждения легитимности статуса административного регламента нормативные правовые акты, закрепляющие формы правовых актов управления на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном, — должны быть унифицированы в соответствии с новеллой Закона № 210-ФЗ.

До принятия Закона № 210-ФЗ структура муниципальных административных регламентов функций (услуг), как правило, была ориентирована на требования федерального законодательства5 и включала: общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции; административные процедуры; порядок и формы контроля исполнения государственной функции; порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.

В связи с принятием Закона № 210-ФЗ структура регламентов меняется и включает согласно ч. 2 ст. 12 общие положения; стандарт предоставления услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Разработанные ранее административные регламенты должны быть приведены в соответствие требованиям к их структуре до 30 июля 2012 г.

Ключевое различие в прежней и новой структуре административного регламента услуги — появление раздела «Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги». Основная часть структуры стандарта (ст. 14) уже закреплялась в разработанных административных регламентах услуг, однако не было такой важной составляющей стандарта, как «показатели доступности и качества услуг». Эти показатели, по-видимому, будут основой оценки качества предоставления услуги ее потребителями и создадут систему оценки деятельности муниципальных служащих, исходя из ключевого направления административной реформы — «управления по результатам». Другая существенная новелла — закрепление в административном регламенте услуги особенностей выполнения административных процедур в электронной форме. В прежних требованиях к административным регламентам включение данной информации было факультативным.

К сожалению, законодатель в Законе № 210-ФЗ не определил статус электронных административных регламентов, хотя фактически о них и идет речь во многих статьях этого закона, содержащих нормы, которые регулируют правоотношения по поводу предоставления услуг в электронной форме.

Основное требование к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при оказании муниципальных услуг — информационно-технологическое взаимодействие муниципальных информационных систем со структурами регионального и федерального уровня. Соответствующие технические стандарты, включая требования к технологической совместимости информационных систем и к протоколам обмена данными в электронной форме при технологическом взаимодействии информационных систем, устанавливаются на федеральном уровне.

Основной проблемой при организации предоставления услуг в электронной форме является идентификация заявителя услуги при его обращении за услугой. Данная проблема в течение многих лет дискутировалась при обсуждении моделей создания системы электронных услуг. Существующий порядок идентификации документа заявителя с помощью электронной цифровой подписи не был поддержан законодателем. Однако вопрос о более гибком регламенте наделения юридической силой электронных документов и введении системы трехуровневой электронной подписи дискутируется в Государственной думе, в результате чего в первом чтении принят проект федерального закона № 305592-5 «Об электронной подписи»[9].

 Закон № 210-ФЗ предусматривает введение универсальных электронных карт. Общая стратегия создания такой системы определена в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65[10]) и предусматривает, что на такие карты будет возложено несколько функций:

— идентификационная (определение владельца карты и связи его персональных данных на карте с единым государственным регистром населения и регистрами населения субъектов Российской Федерации);

— биометрическая (хранение данных о личных физиологических параметрах владельца карты для оказания услуг в сфере здравоохранения, обслуживания граждан с ограниченными физическими возможностями и укрепления общей информационной безопасности);

— социальная (использование данных о владельце для автоматизации государственной деятельности в сфере социальной защиты населения на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления);

— транспортная (применение универсальных электронных карт в качестве учетного и расчетного средства для проезда в транспортных средствах различного типа, вида собственности и общественном транспорте, в том числе в рамках межрегионального режима учета);

— платежная (использование карт в качестве средства доступа к личным банковским счетам граждан и организаций и проведение банковских расчетов через операторов национальной, международных и локальных платежных систем).

Для использования универсальных электронных карт в целях оказания услуг и, если необходимо, их оплаты карты сопровождаются электронными приложениями, обеспечивающими предоставление той или иной услуги.

Оплата услуг производится с помощью электронного банковского приложения к карте. Банк выбирает гражданин из числа банков, уполномоченных на осуществление данной деятельности.

Перечень муниципальных электронных приложений для оказания услуг в электронной форме определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Выпуск и обслуживание универсальных электронных карт контролирует уполномоченная организация, определенная субъектом Российской Федерации. Реестр муниципальных приложений к универсальным электронным картам будет вести федеральная уполномоченная организация, осуществляющая организационную и координационную деятельность в сфере функционирования карт.

Таким образом, практически все вопросы информационного обеспечения оказания муниципальных услуг в части функционирования универсальных электронных карт решаются на федеральном или региональном уровне.

Исследование механизма информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг, закрепленного в Законе № 210-ФЗ, позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Услуги, оказываемые в процессе осуществления местного самоуправления, можно разделить по различным критериям на несколько категорий:

— государственные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления в процессе реализации делегированных государственных полномочий;

— муниципальные услуги, связанные с обеспечением решения вопросов местного значения муниципальных образований;

— муниципальные услуги, необходимые и обязательные, предлагаемые организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг (условно их можно назвать «сопутствующие услуги»);

— муниципальные услуги, входящие в перечень, установленный Правительством РФ, подлежащие предоставлению в электронной форме[11];

— муниципальные услуги, предоставляемые в рамках исполнения муниципального задания (заказа), и иные муниципальные услуги.

2. В отношении каждого из этих видов муниципальных услуг осуществляется специфичное нормативно-правовое регулирование вопросов информационного обеспечения. Делегированные государственные услуги подлежат административной регламентации делегирующим субъектом власти. Собственно муниципальные услуги подлежат муниципальной административной регламентации. Неясен правовой режим регламентации «сопутствующих» услуг — по-видимому, их регламенты должны быть утверждены органами местного самоуправления. Обеспечение предоставления муниципальных услуг в электронной форме должно сопровождаться электронной административной систематизацией, технические требования к которой унифицированы на федеральном уровне[12].

3. Из поля нормативно-правового регулирования организации оказания муниципальных услуг в Законе № 210-ФЗ «выпали» муниципальные услуги, которые могут предоставляться в процессе деятельности органов местного самоуправления, не связанной с решением вопросов местного значения. Таким образом, состав компетенции муниципального образования и связанные с ними муниципальные услуги в Законе № 131-ФЗ объемнее, чем сфера правового регулирования муниципальных услуг в Законе № 210-ФЗ.

4. Законом № 210-ФЗ игнорируется фактически сложившееся цифровое неравенство муниципальных образований. Потенциал информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг городских округов, муниципальных районов, внутригородских территорий городов федерального значения, как правило, несопоставим с информационными ресурсами поселений, и реально обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений, определенную Законом № 210-ФЗ, невозможно.

5. Муниципальное правотворчество в сфере информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг в Законе № 210-ФЗ ограничено вопросами утверждения реестра муниципальных услуг, организации административной регламентации и экспертизы проектов административных регламентов, установления платы за часть муниципальных услуг. Практически все остальные вопросы информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг будут решаться в рамках административно-правового регулирования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Это оправданно, поскольку основополагающим началом в организации информационного обеспечения оказания муниципальных услуг должна стать совместимость государственных и муниципальных информационных систем.

6. В целом Закон № 210-ФЗ содержит, несомненно, весомые гарантии информационных прав граждан в сфере предоставления муниципальных услуг, включая их получение на базе многофункциональных центров в режиме «одного окна», в электронной форме, на основе закрепленных в административных регламентах стандартов услуг. Таким образом, Закон № 210-ФЗ дополняет режим транспарентности муниципального управления, заложенный в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[13].

 

Библиография

1 См.: Васильева А.Ф. Административно-правовое регулирование публичных услуг в Германии и России: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2009 // http://www.jurfak.spb.ru/Libraries/6930a925-5bd9-478c-8893 e9531f4d4eae.sflb.ashx; Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11 и др.

2 См.: Алексеева Н.А. Управление эффективностью мезоэкономических отношений промышленно развитого региона: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. — Ижевск, 2008.

3 Постановление мэрии города Череповца от 11.12.2009 № 4408 «Об утверждении реестра муниципальных услуг (работ) муниципального образования “Город Череповец”» // http://cherinfo.ru/decree/27089

4 Данное положение начинает действовать по истечении 1 года с момента вступления в силу Закона № 210-ФЗ.

5 См.: Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 29—35; Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Там же. С. 18—28; Грицай Г.И. Об административных регламентах органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. № 4. С. 10—12 и др.

6 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (см. п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации») // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

7 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

8 См.: Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299).

9 См.: Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933.

10 http://www.consultant.ru/law/review/710329.html

11 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

12 См.: Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3061.

13 См.: ГОСТ Р 52294—2004. Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения (утв. постановлением Госстандарта России от 29.12.2004 № 138-ст).

14 СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.