Реклама
Статья

Государственная налоговая политика в сфере пользования водными объектами

УДК 342.743 Д.О. ТЕЛЕГИН, аспирант МАП Плательщиками водного налога с 1 января 2005 г. признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

УДК 342.743

 Д.О. ТЕЛЕГИН,

аспирант МАП

 

Плательщиками водного налога с 1 января 2005 г. признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

По сравнению с ранее существовавшим правовым регулированием появилось следующее существенное отличие — изменен перечень оснований для уплаты налога. Согласно Федеральному закону от 06.05.1998 № 71-ФЗ основанием для внесения платы являлось пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежавшее лицензированию в установленном порядке. В соответствии с Водным кодексом РФ от 16.11.1995 № 167-ФЗ (далее — ВК РФ) такое водопользование является так называемым специальным водопользованием. Перечень его видов определен приказом МПР России от 23.03.2005 № 70.[1]

Однако с 1 января 2005 г. плата стала взиматься также за особое водопользование

(ст. 333.8 НК РФ). Понятие «особое пользование водными объектами» установлено ст. 87 ВК РФ, согласно которой особым пользованием водными объектами является пользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд. Объектами обложения водным налогом являются следующие четыре вида водопользования:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей лесосплава.

В соответствии с разъяснением, данным Минфином России в письме от 24.02.2005

№ 03-07-03-02/9, плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств на основании лицензии на водопользование. Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога.

Следует иметь в виду, что у пользователей могут возникать одновременно различные основания для уплаты налога. Например, объектом налогообложения является использование водных объектов для целей гидроэнергетики без забора воды. Но если вода забирается для обеспечения работы гидротехнических сооружений, это уже считается другим основанием для уплаты налога. В этом случае налогоплательщик должен будет рассчитывать водный налог по двум независимым объектам.

Ряд видов использования воды не признаются объектами налогообложения. Для их изъятия из налогообложения необходимо четко представлять, что включается в то или иное понятие. В целях удобства пользования в настоящей статье правовое определение понятия приведено в сноске к конкретному термину.

Итак, не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий. Авария на магистральном трубопроводе — авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических и пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.05-94); авария на морском (речном) транспорте — опасное происшествие на морском (речном) судне, приведшее к пожару или взрыву, выбросу или сбросу опасных химических или биологических веществ, выбросу или выходу радиоактивных веществ или ионизирущих излучений в атмосферу или в водный объект (реку, море)[2];

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования. Судно смешанного (река — море) плавания — это судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ). Кроме того, понятие «судно» содержится в ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ. Для целей торгового мореплавания под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, а под судами рыбопромыслового флота — обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; сохранение водных биоресурсов — поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений. Судоходство — деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

По каждому виду водопользования налоговая база определяется отдельно по конкретному водному объекту.

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке (например, 1000 куб.м волжской воды в Северном экономическом районе стоит 300 руб., а в Центральном экономическом районе — 288 руб.).

Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При их отсутствии объем забранной воды устанавливается исходя из времени работы и производительности технических средств; при невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств этот объем определяется исходя из норм водопотребления[3].

Налоговая база при использовании акватории (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства устанавливается по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Налоговая база при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. Налоговая база при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях устанавливается как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период (то есть за квартал) в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленное на 100 (ч. 5 ст. 333.10 НК РФ).

Налоговые ставки за пользование водными объектами установлены ст. 333.12 НК РФ. При их применении следует помнить, что эти ставки действуют, если плательщики «укладываются» в утвержденные для них квартальные лимиты потребления воды. При заборе воды сверх установленных квартальных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов последние определяются расчетно — как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения установлена единообразная для всех экономических районов — в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды. Использовать этот коэффициент могут только налогоплательщики, забирающие воду в пределах установленных им лимитов.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Подлежащий уплате налог представляет собой сумму, полученную в результате сложения размеров налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования. Налоговая декларация подается в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.

Из этого следует, что налогоплательщик должен встать на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого объекта налогообложения. Водный налог уплачивается и налогоплательщиками — иностранными лицами, деятельность которых подпадает под условия обложения этим налогом. Но эта категория плательщиков налога обязана представлять копию налоговой декларации в налоговую инспекцию по месту нахождения органа, выдавшего лицензию на водопользование[5].

Порядок лицензирования водопользования установлен Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 № 383. Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий производят Росводресурсы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282. Кроме того, данное ведомство в соответствии с п. 7 ст. 85 НК РФ сообщает в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после выдачи лицензии информацию о водопользователях.

На основании указанных сведений налоговый орган ставит на учет организацию-водопользователя и присваивает ей КПП, затем информирует об этом налоговые органы по месту нахождения организации. При постановке на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика водного налога в КПП после кода налоговой инспекции указывается код 41.

В лицензии на водопользование должны содержаться сведения о водопотребителях, водном объекте, а также указания на способы и цели использования водного объекта (ст. 49 ВК РФ). Если в лицензии или в договоре на пользование водным объектом отсутствуют необходимые сведения, то за разъяснениями следует обратиться в соответствующий территориальный орган МПР России. На основании лицензии на водопользование водный объект может передаваться в краткосрочное пользование сроком до 3 лет или же в долгосрочное пользование на срок от 3 до 25 лет.

В пункте 5 Правил перечислены виды водопользования, при осуществлении которого лицензию получать не надо. Во всех остальных случаях за безлицензионное водопользование организации могут быть привлечены к административной ответственности на основании

ст. 7.6 КоАП РФ, в соответствии с которой самовольное занятие водного объекта или его части, пользование им без разрешения (лицензии), если получение такового предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ[5].

Для получения права на специальное или особое водопользование кроме лицензии организации индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны иметь договоры пользования водными объектами, заключенные с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Законодательство о налогах и сборах не ставит начисление водного налога в зависимость от наличия лицензии. Согласно письму Минфина России от 20.12.2005 № 03-07-03-02/64 при осуществлении организациями и физическими лицами специального и(или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным ст. 333.12 НК РФ для используемого вида водопользования.

В соответствии с п. 46 Правил организациям и гражданам разрешается осуществлять водопользование до оформления и выдачи соответствующей лицензии. Если эта деятельность ведется на основании действующих нормативных актов и водопользователь включен в график лицензирования, такие организации должны уплачивать налог с момента пользования водными объектами, несмотря на то что новая лицензия еще не получена и находится в стадии оформления (письмо Минфина России от 12.07.2006  № 03-07-03-04/29).

На основании п. 1 ст. 333.9 НК РФ водным налогом облагаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Водные объекты, не подлежащие налогообложению, указаны в п. 2 ст. 333.9 НК РФ. К ним, в частности, относятся следующие виды водопользования:

а) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

б) забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

в) забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

г) забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т.д.

Водный налог рассчитывается организацией самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей ставки налога. Полученные суммы налога по всем видам водопользования складываются, и получается общая сумма налога (ст. 333.13 НК РФ).

 

Библиография

1 См.: Российская газета. — 2005. — 16 июня. — № 125.

2 См.: приказ Госкомэкологии России от 01.03.2000 № 120.

3 См.: Золотарева И.К. Водный налог. Комментарий к главе 25.2 части второй Налогового кодекса Россйской Федерации. Постатейный. — М.: Юстицинформ, 2006. — С. 29—30.

4 См.: Черник И.Д. Водный налог. Правовое регулирование и порядок взимания. Практическое руководство. — М.: Эксмо, 2006. — С. 24.

5 См.: Золотарева И.К. Указ. соч. — С. 35.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
Применение правового института в виде Фонда компенсации потерпевшим является абсолютно новым для казахстанского законодательства. В статье дается подробная правовая характеристика данного института
Добавлено: 04.03.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В статье затронут вопрос о значимости социальной миссии государства в обеспечении прав такой категории граждан, как осужденные, а также обосновывается необходимость развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества для осуществления пробации в России
Добавлено: 04.03.2024