Реклама
Статья

Государственная политика в сфере высшего профессионального образования и совершенствование ее качества через систему поддержки инновационной деятельности

Рассматриваются глобальные изменения задач и содержания высшего профессионального образования в России, которые ориентированы на выработку качественно новой модели подготовки современных специалистов.

УДК 342.734.5

Страницы в журнале: 34-39

 

М.Е. ПАНКРАТОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес образования pankratova.mayya@gmail.com

 

Н.Ю. РАШЕВА,

кандидат юридических наук,  зав. кафедрой гражданского и международного права  Мурманского государственного технического университета anyta_us@mail.ru

 

Рассматриваются глобальные изменения задач и содержания высшего профессионального образования в России, которые ориентированы на выработку качественно новой модели подготовки современных специалистов. С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», содержащий нормы, регламентирующие экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования.

Ключевые слова: инновации в образовании, высшее профессиональное образование, вузы.

 

State Policy in the Sphere of Higher Education and Improving its Quality through Innovation Support

 

Pankratova M., Rasheva N.

 

The article is about global changes in objectives and contents of higher professional education in Russia which help students to develop a new model of training contemporary specialists. Since the 1st September of 2013 a new federal law ”About Education in the Russian Federation” comes into force which regulate experimental and innovation activity in the educational sphere.

Keywords: innovations in education, higher professional education, universities.

 

Инновации в образовании — это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения.

На современном этапе глобальные изменения задач и содержания высшего профессионального образования ориентированы на выработку качественно новой модели подготовки специалистов к жизни и деятельности в условиях постиндустриального, информационного общества, а также формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков[1].

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятый 29 декабря 2012 года (далее — Закон № 273-ФЗ). Закон № 273-ФЗ разработан в целях совершенствования российского законодательства в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. В статье 20 Закона № 273-ФЗ установлены нормы, регламентирующие экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования.

Так, согласно ч. 3 ст. 20 Закона № 273-ФЗ инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных государственным образовательным стандартом.

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные выше и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания указанных выше организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику (ч. 5 ст. 20 Закона № 273-ФЗ).

Действующий Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Закон № 125) об инновационном развитии высшего профессионального образования, к сожалению, речи не ведет.

Финансовая политика государства в отношении науки является составной частью государственной политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Так, опыт развитых стран показывает, что государство даже при сравнительно небольшой своей доле в финансировании науки может успешно осуществлять общую координацию научно-исследовательских работ и реализацию широкомасштабных программ развития исследований и разработок путем поощрения частных компаний[2].

Позитивное влияние на повышение эффективности высшего профессионального образования может оказать успешная реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года в инновационной сфере, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р, а также разработанной на основе ее положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[3] (далее — Стратегия). На это же направлен Закон № 273-ФЗ.

К сожалению, действующие на сегодняшний день законодательные акты в сфере образования, такие как федеральные законы от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Закон № 125-ФЗ, законы и нормативные акты, определяющие научную деятельность (Указ Президента РФ от 27 апреля 1992 года № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ», Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»), требуют, на наш взгляд, обновления, в том числе и применительно к инновационной деятельности.

Такая потребность становится все более очевидной в связи с развитием экономики, исповедующей принципы инновационного развития. Требования к высшему финансово-банковскому образованию возрастают как в обществе в целом, так и у отдельных потребителей. Исследования показывают, что отечественные банки, несмотря на большие позитивные сдвиги, должны провести серьезные изменения в организации труда банковского персонала, освоении новых технологий при совершении операций, повышении производительности труда. Известно, что количество операций, совершаемых средним сотрудником российского банка в год, в несколько раз меньше, чем в ряде банков зарубежных стран.

Как отмечается в Стратегии, в России сохраняются проблемы в области достижения надлежащего качества образования на всех уровнях — от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров.

Эти негативные тенденции обусловлены в том числе и недофинансированием сферы образования в конце XX — начале XXI века. В последние годы наметилось некоторое улучшение ситуации, но по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам, а также значительному числу стран, идущих по пути догоняющего развития. По данным Федерального казначейства и Организации экономического сотрудничества и развития, в 2009 году Россия расходовала на образование 4,6% валового внутреннего продукта, тогда как Швеция — 6,1%, Финляндия и Франция — 5,5%, Бразилия и Великобритания — 5,2% и Соединенные Штаты Америки — 5%. Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих. При этом оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая.

На сегодняшний день в системе государственной поддержки инновационной деятельности важную роль играет принятие Стратегии. Первоочередной задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание сектора исследований и разработок, способного проводить фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям, востребованные российскими и международными компаниями.

Достижение конкурентоспособности научного комплекса в мировом масштабе требует решения целого ряда задач, включая:

— повышение качества кадрового потенциала;

— повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций;

— наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях;

— развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса.

Решение поставленных задач при существенном расширении за последние годы спектра используемых инструментов и механизмов развития науки требует значительно более четкой координации предпринимаемых на этом направлении усилий. Исходя из этого до 2020 года будут обеспечены:

— развитие конкурентоспособных университетов, где будет концентрироваться значительная часть компетенций в сфере прикладных исследований и разработок, в том числе за счет максимальной интеграции науки и образования, расширения взаимодействия вузов с компаниями и передачи вузам части компетенций ликвидируемых отраслевых научных организаций, а также направлений работ в компаниях;

— создание исследовательских центров, отработка различных моделей их организации, в том числе в рамках взаимодействия с ведущими вузами;

— расширение и развитие грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ в сфере фундаментальной науки, а также персонализация финансирования научных коллективов и обеспечение возможности перемещения коллективов, реализующих проект, между организациями, в том числе создание ими новых компаний;

— расширение взаимодействия компаний реального сектора с организациями сектора исследований и разработок (институтами развития, исследовательскими подразделениями вузов, научными учреждениями государственных академий наук и другими научными организациями). Вместе с тем на повышение эффективности такого взаимодействия будет направлено расширение практики участия представителей вузовской и академической науки в научно-технических советах, экспертных советах крупных корпораций, а также участия ведущих компаний реального сектора в деятельности научных советов, других коллегиальных органов управления вузов и научных организаций;

— концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного развития сектора исследований и разработок и российской экономики в целом.

Координация усилий по формированию эффективного сектора исследований и разработок в первую очередь в части создания опережающего научно-технического задела (прежде всего, на стадии, предваряющей коммерциализацию) и развития единой инфраструктуры сектора будет осуществляться в рамках разрабатываемой государственной программы «Развитие науки и технологий».

Основными задачами Стратегии являются:

— развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

— повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

— максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

— формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

— обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений и др.

Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:

— создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;

— повышение восприимчивости населения к инновациям — инновационным продуктам и технологиям;

— увеличение численности инновационных предпринимателей;

— пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;

— адаптация системы образования с целью  формирования у населения с раннего (детского) возраста необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования и др.

Координацию работы по формированию предложений для развития инновационной экономики со стороны сектора исследований и разработок будет осуществлять Министерство образования и науки РФ. Основными механизмами решения этой задачи являются:

— развитие инфраструктуры исследований и разработок, включая исследовательскую базу ведущих университетов;

— создание и развитие исследовательских центров (лабораторий) в рамках различных организационных моделей;

— расширение и координация работ по созданию научно-технических заделов в рамках прикладных исследований, в том числе в рамках технологических платформ на стадии, предваряющей коммерциализацию;

— развитие фундаментальной науки, в том числе ее вузовского сектора, и поддержка государственных академий наук;

— развитие новых инструментов финансирования науки и организации науки, совершенствование механизма грантового финансирования;

— координация работы по расширению взаимодействия компаний реального сектора экономики с организациями сектора исследований и разработок (исследовательскими подразделениями вузов, научными организациями государственных академий наук и другими научными организациями).

Реализация мероприятий, связанных с решением указанной задачи, предусматривает:

— финансирование и софинансирование развития инфраструктуры сектора исследований и разработок, включая развитие материально-технической базы всех типов организаций секторов исследований и разработок;

— развитие исследовательской базы ведущих вузов в рамках системы мероприятий по поддержке программ развития федеральных и национальных исследовательских университетов, программ развития инновационной инфраструктуры вузов;

— развитие Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития»;

— расширение международного научного сотрудничества;

— организацию финансирования и софинансирования исследований по широкому спектру научных направлений и др.

Министерство образования и науки РФ будет осуществлять координацию фундаментальных исследований в рамках программ государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд), а также программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и фундаментальных исследований в вузах. При этом сохранится самостоятельность академического сектора, в том числе внутренняя автономия государственных академий наук, в вопросах распределения финансирования.

Независимая оценка исследований, проводимых научными организациями государственных академий наук, будет обеспечиваться с привлечением зарубежных экспертов и ученых из вузовского и отраслевого секторов науки. Также государственные академии наук совместно с Министерством образования и науки РФ обеспечат постоянный мониторинг продуктивности научных коллективов, в том числе вузовских, установят и будут в постоянном режиме отслеживать индикаторы результативности исследований.

Российская академия наук совместно с Министерством образования и науки РФ будет отвечать за координацию формирования Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и обеспечивать представление в Правительство РФ ежегодного доклада об эффективности ее реализации по всем государственным академиям наук, содержащего необходимые количественные оценки и выводы об уровне и качестве работ.

Отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной системы является координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов. Для повышения координации инновационного развития регионов будет задействован потенциал стратегий развития федеральных округов.

Сбалансированное развитие инновационной системы будет обусловлено повышением эффективности использования действующих институтов — технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также расширением поддержки инновационных кластеров в рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ поддержки малого бизнеса и разработкой дополнительных мер федеральной поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной системы. В этих регионах будет также обеспечена более тесная взаимосвязь используемых федеральным центром и регионами инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры.

В рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности.

В этих целях в вузах и других образовательных организациях, предоставляющих услуги профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки будет обеспечено внедрение кредитно-модульных технологий организации учебного процесса с индивидуальными образовательными траекториями для каждого обучающегося.

Будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные стандарты, расширяться требования к инновационным компетенциям выпускников, повысится роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, а также общественной аккредитации вузов.

В этих целях будут реализованы программы и мероприятия, направленные на обеспечение ключевых российских вузов профессорско-преподавательскими кадрами, ведущими исследовательскую деятельность на мировом уровне. Актуальной задачей является выведение уровня оплаты и условий труда таких профессоров и преподавателей на уровень международных стандартов.

Предполагается осуществление дифференцированного повышения расчетных нормативов, устанавливающих уровень финансирования образовательных программ за счет средств федерального бюджета. Отбор вузов, в отношении которых будут применяться данные нормативы, и направлений подготовки в них будет производиться на конкурсной основе исходя из наличия в данных вузах конкурентоспособных научных, инженерных, иных профессиональных творческих школ, подтвержденных в соответствии с их особенностями такими показателями, как международная публикационная активность профессорско-преподавательского состава соответствующих подразделений и (или) вклад в развитие науки, техники, иных секторов экономики и культуры.

Вузы, обучающие студентов по магистерским программам, будут иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями. К 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским программам, будут участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития. Для этого будут последовательно развиваться механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями инновационного сектора, в том числе за счет увеличения бюджетного финансирования соответствующих мероприятий и (или) проектов.

Профессиональными сообществами будут созданы регулярно обновляемые отраслевые рейтинги вузов, факультетов, институтов, ведущих обучение по соответствующим специальностям и образовательным программам, исходя из международной публикационной и патентной активности профессорско-преподавательского состава и других принятых в международной практике критериев. При этом будет осуществлено прекращение государственного финансирования обучения в аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных советов в вузах по тем специальностям, по которым вузы не имеют серьезного научного задела, подтвержденного публикационной и патентной активностью на международном уровне либо иными способами, соответствующими особенностям специальностей.

Инновационное развитие предполагает международную интеграцию, что означает серьезное повышение требований к результатам освоения образовательных программ по иностранным языкам, а также совершенствование измерительных материалов по оценке деятельности образовательных учреждений в этом направлении. Необходимо максимально полное распространение международных стандартов на области образования, науки, техники и управления, а также эффективное стимулирование академической мобильности студентов и преподавателей, в том числе международной. Характеристики международной академической мобильности будут включаться в рейтинги образовательных учреждений.

В целях активизации инновационной деятельности в вузах будет продолжена практика предоставления преференций для малых инновационных предприятий, создающихся в целях коммерциализации интеллектуальной собственности вузов России.

В целях обеспечения дальнейшего развития инновационной деятельности в сфере образования с учетом опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование» Минобрнауки РФ издан приказ от 23 июня 2009 года № 218, которым утвержден Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее — Приказ № 218). Данный порядок определяет правила создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее — инновационная инфраструктура), в том числе ее состав, основные направления деятельности.

Инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования, интеграции системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 2 Приказа № 218).

Согласно п. 3 Приказа № 218 инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки (далее — инновационные площадки).

Основные направления деятельности инновационных площадок закреплены в п. 4 Приказа № 218, ими являются:

1) разработка, апробация и (или) внедрение:

— новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;

— примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;

— новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;

— методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий и др.;

2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в России.

Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных образовательных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и по инициативно разработанным инновационным образовательным проектам (программам), которые имеют существенное значение для обеспечения реализации основных направлений государственной политики России в сфере образования и решения других перспективных задач развития образования (п. 5 Приказа № 218).

Статус инновационной площадки присваивается образовательным организациям независимо от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности (при их наличии), их объединениям, а также научным и иным организациям, осуществляющим деятельность в области образования (п. 6 Приказа № 218).

 

(Окончание в следующем номере)

 

Библиография

1 См.: Чхутиашвили Л.В. Роль инновационного юридического образования на современном этапе развития России // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 22.

2 См.: Миндели Л., Черных С. Проблемы и перспективы финансирования науки и инноваций в России. URL: http://www.issras.ru/papers/fed01_2011_Mindeli.php

 

3 Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Вопросы оказания возмездных образовательных услуг в настоящее время встают достаточно остро. Коллизии, возникающие на практике, вызваны в том числе отсутствием надлежащего теоретического определения признаков данного вида услуг. Автор предлагает собственное видение термина «возмездная образовательная услуга» и его видовых признаков.
Добавлено: 19.10.2016