Реклама
Статья

Государственная политика в сфере высшего профессионального образования и совершенствование ее качества через систему поддержки инновационной деятельности[1]

В целях государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Правительство РФ приняло 9 апреля 2010 года постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (далее — Постановление № 219).

УДК 342.734.5 

Страницы в журнале: 75-78

 

М.Е. ПАНКРАТОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес-образования pankratova.mayya@gmail.com

 

Н.Ю. РАШЕВА,

кандидат юридических наук,  зав. кафедрой гражданского и международного права  Мурманского государственного технического университета anyta_us@mail.ru

 

В  целях государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Правительство РФ приняло 9 апреля 2010 года постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (далее — Постановление № 219). В частности, в данном документе указано, что государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с ч. 8 ст. 27 Закона № 125-ФЗ.

Бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений выделяются для финансирования расходов:

а) на развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением, необходимыми для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

б) на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям; в) на реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых ученых, а также разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства; г) на стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру; д) на консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений осуществляется на основе конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн рублей в год.

Конкурс является открытым. Участниками конкурса могут быть образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в России, эффективно реализующие образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры. Образовательное учреждение имеет право подать одну заявку на участие в конкурсе (п. 4 Постановления № 219).

Конкурсный отбор программ развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, обеспечивающей создание и развитие малых инновационных предприятий, а также выпуск высокотехнологичной продукции, осуществляется на основе анализа научного, образовательного и инновационного потенциала образовательных учреждений за последние 3 года и представленных таких программ развития (п. 5 Постановления № 219).

Основные показатели оценки выполнения программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения закреплены в п. 6 Постановления № 219, ими являются:

а) комплексность созданной инновационной инфраструктуры образовательного учреждения и объем выполняемых на ее базе работ и услуг;

б) эффективно действующая система регистрации и учета результатов интеллектуальной деятельности;

в) количество результатов интеллектуальной деятельности, принятых к бюджетному учету;

г) количество хозяйственных обществ, созданных образовательным учреждением;

д) количество рабочих мест в созданных инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах;

е) количество студентов, аспирантов и представителей профессорско-преподавательского состава, участвующих в работе хозяйственных обществ;

ж) количество реализуемых созданными хозяйственными обществами проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими организациями, а также объем привлеченных внебюджетных средств;

з) объем научно-исследовательских и научно-конструкторских работ, выполняемых в образовательном учреждении;

и) количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в образовательном учреждении;

к) численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательного учреждения, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих иностранных университетов;

л) объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры образовательного учреждения.

Во исполнение положений Указа Президента РФ от 30 июля 2008 года № 1144 «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых» (далее — Указ № 1144) Правительство РФ 27 января 2009 года приняло Постановление № 57 «Об оплате труда лиц, привлекаемых для проведения экспертизы в целях оценки значимости научных и инновационных достижений соискателей премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых», которым установлено, что экспертиза в целях оценки значимости научных и инновационных достижений соискателей премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых проводится ведущими организациями соответствующего профиля или отдельными экспертами из числа видных ученых и специалистов. Привлечение организаций и лиц для проведения экспертизы осуществляется на договорной основе.

Оплата проведения такой экспертизы ведущей организацией соответствующего профиля производится в размере 6000 рублей. Размер оплаты труда специалистов организации определяется ее руководителем в зависимости от их участия в экспертизе. Оплата проведения экспертизы отдельными экспертами из числа видных ученых и специалистов осуществляется в размере 6000 рублей.

Оплата экспертизы производится в установленные договором сроки после представления мотивированного заключения в соответствии с Указом № 1144. В целях поддержки молодых ученых и специалистов, активизации их участия в инновационной деятельности Президентом РФ учреждено Положение о премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.

Премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых присуждается гражданам РФ за значительный вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность в целях стимулирования дальнейших исследований лауреатов указанной премии, создания благоприятных условий для новых научных открытий и инновационных достижений.

Премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Ежегодно присуждаются четыре премии Президента РФ.

Премия Президента РФ присуждается гражданам РФ:

— за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук;

— за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны.

На соискание премии Президента РФ выдвигаются лица, работы которых опубликованы или обнародованы иным способом, а также лица, работы которых содержат информацию ограниченного доступа.

Премия Президента РФ присуждается Президентом РФ. Предложения о присуждении премии Президента РФ представляются Советом при Президенте РФ по науке и образованию. Премия Президента РФ состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата премии Президента РФ и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата премии Президента РФ.

Премия Президента РФ может присуждаться как одному соискателю, так и коллективу соискателей, состоящему не более чем из трех человек. В случае присуждения премии Президента РФ коллективу соискателей денежное вознаграждение делится поровну между лауреатами этой премии, а диплом, почетный знак и удостоверение к нему, а также фрачный знак вручаются каждому из лауреатов.

Премия Президента РФ не присуждается ее лауреатам повторно.

В случае смерти лица после его выдвижения на соискание премии Президента РФ допускается присуждение премии посмертно. Диплом, почетный знак и фрачный знак награжденного посмертно или умершего лауреата передаются или оставляются его семье как память, а денежное вознаграждение передается по наследству в порядке, установленном законодательством.

В случае если среди соискателей премии Президента РФ не окажется достойных ее присуждения либо если число соискателей будет меньше количества присуждаемых ежегодно премий Президента РФ, указанная премия соответственно не присуждается или присуждается в меньшем количестве.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что совершенствование инновационной системы образования и образовательного законодательства — одна из важных задач социально-экономического развития и один из приоритетов современной государственной политики. В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу[2].

Рынок требует повышения профессионального мастерства, не хватает банковских специалистов высокого класса, граждане все более ощущают необходимость как получения высшего образования, так и его систематичного обновления, повышения его качественного уровня, и это оказывает большое влияние на изменение системы экономического образования в целом.

В связи с этим в последнее время все более заметной становится межвузовская конкуренция, подталкивающая вузы к совершенствованию подготовки кадров, сохранению и улучшению их имиджа. Заинтересованность в повышении качества образовательного процесса проявляют и российские предприниматели[3].

Представляют интерес предлагаемые учеными мероприятия по решению указанных проблем[4].

1. В России идет формирование рынка образовательных услуг, в связи с чем происходит трансформация данной отрасли хозяйствования, что сопряжено с противоречиями, которые мешают рынку стать цивилизованным. Устранить эти проблемы возможно посредством внедрения инноваций в образовательный процесс российских вузов, так как именно они снизят уровень диспропорций спроса и предложения на различные виды образовательных услуг.

2. В связи с внедрением инноваций в образовательный процесс вуза на рынке образовательных услуг происходят существенные изменения как в структуре, так и в системе управления. Вузовская система управления сегодня должна включать не только фазу концептуального решения проблемы на основе результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных патентов, но и полный инновационный цикл от идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок.

3. Главным направлением инновационного развития вуза является одновременное внедрение трех процессов в систему образования: преобразование новшества в нововведение, технологический трансферт, коммерциализация новшества. Активность образовательного учреждения высшего профессионального образования в развитии всех вышеуказанных видов деятельности на российском рынке образовательных услуг велика, но только между наукой и технологией остается темная пропасть, и преодолеть ее российской системе образования помогут экономико-правовые основы развития инновационной деятельности образовательного учреждения, разработке которых должны уделить большое внимание Правительство РФ, законодатель при внесении изменений в Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.

Благодаря проводимой государственной политике на современном этапе развития России образование в его неразрывной, органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина[5]5.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что современное российское образование вступило в стадию качественной модернизации. Внесены существенные изменения в действующее законодательство. Однако приходится констатировать, что возникший изначально разрыв между декларированным в Конституции РФ и раскрытым в других нормативных актах правом граждан РФ на образование, с одной стороны, и возможностью реализации этого права, с другой, как минимум не сокращается. С учетом этого следует серьезно задуматься о необходимости мобилизации сил государства и всего общества в целях выработки эффективной государственной политики в области образования.

 

Библиография

1 Окончание. Начало см. в № 5.

2 См.: Михайлов М.В. Общая характеристика правового регулирования системы образования современной российской государственности // Право и политика. 2011. № 12. С. 1993—1997.

3 См.: Лаврушин О.И. К вопросу о модернизации финансово-экономического образования // Деньги и кредит. 2011.  № 3. С. 14—18.

4 См.: Кобылина Е.В.  Экономические и налоговые перспективы и проблемы инновационной деятельности в вузах России // Налоги. 2006. № 3. С. 75.

 

5 См.: Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2012.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети