Реклама
Статья

Гражданско-правовые формы государственной поддержки энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии

В центре внимания авторов — основные гражданско-правовые формы государственной поддержки использования генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

УДК 347.133.5

Страницы в журнале: 79-82 

 

В.П. Камышанский,

доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права Кубанского государственного аграрного университета Россия, г. Краснодар vpkam@rambler.ru

С.Г. Ксиропулос,

аспирант кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета Россия, г. Краснодар

 

В центре внимания авторов — основные гражданско-правовые формы государственной поддержки использования генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Рассмотрены механизмы стимулирования использования возобновляемых источников энергии, особенности содержания договоров купли-продажи электрической энергии и поставки мощности, требования к объектам «нетрадиционной энергетики».

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, государственная поддержка, энергоснабжение, генерирующий объект, закон об электроэнергетике, реестр квалифицированных объектов и выдачи сертификатов, договор купли-продажи энергии, договор поставки мощности, энергетическая эффективность, ограничения на энергетическом рынке.

 

Civil Legal Forms of Government Support of Power Supply with the Use of Renewable Energy Sources

Vladimir P. Kamyshansky,

Doctor in Law, prof., head of Dept. of Civil Law in Kuban State Agrarian University Russia, Krasnodar

vpkam@rambler.ru

 

Sergey G. Ksiropulos,

PhD student of Dept. of Civil Law in Kuban State Agrarian University Russia, Krasnodar

The authors focus on the basic civil legal forms of state support of generating facilities which use renewable energy sources (RES). The mechanisms of promoting the use of renewable energy sources, especially the content of contracts of sale of electricity and the supply of power requirements to the objects alternative energy are described.

Keywords: renewable energy, government support, power supply, generating facility, the law on electric power, the register of qualified facilities and the issuance of certificates, power sale agreement, power supply agreement, energy efficiency, restrictions on the energy market.

 

Основными препятствиями, сдерживающими во всем мире развитие энергетики в направлении расширения использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ВИЭ)[1], является низкая конкурентоспособность энергии[2], генерируемой объектами, функционирующими на основе использования нетрадиционных ВИЭ. Главными причинами такого положения вещей являются высокая стоимость генерирующего оборудования и технологического подключения к энергосетям. Преодолению этих объективно сдерживающих факторов[3] служат различные формы государственной поддержки: экономические (тарифное регулирование, финансовые меры — налоговые и бюджетные), организационно-управленческие (антимонопольный контроль и конкурентное регулирование, инвестиционное регулирование, таможенное регулирование, квотирование).

В России основные принципы поддержки развития ВИЭ и особенности участия владельцев генераторов ВИЭ на рынке электрической энергии закреплены Федеральным законом № 35-ФЗ. Там же установлены особенности вовлечения генераторов ВИЭ на рынок электрической энергии.

Меры, указанные в законе, сводятся к созданию экономических и организационных предпосылок для поступательного развития сектора нетрадиционной электроэнергетики, использующей ВИЭ. Основные полномочия в этой сфере закон предоставил Правительству Российской Федерации, закрепив за ним исключительное полномочие определять темпы такого роста, утверждая основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики, содержащие целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии; план или программу мероприятий по достижению указанных целевых показателей (п. 1 ст. 21).

Распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 г. № 1-р «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» были установлены следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт): в 2010 году — 1,5%; в 2015 году — 2,5%; в 2020 году — 4,5%.

Какими же средствами поддержки, по замыслу законодателя, должен обеспечиваться этот рост1? Закон № 35-ФЗ прямо называет следующие из них.

Во-первых, речь идет об установлении формальных требований к объектам «нетрадиционной энергетики», а также к лицам, которые эксплуатируют эти объекты по их прямому назначению, которые позволили бы идентифицировать их в составе других генерирующих объектов и субъектов энергетического рынка и тем самым поддерживать адресный характер мер государственной поддержки. Закон № 35-ФЗ предоставил Правительству РФ исключительное полномочие по установлению правил, критериев и порядка квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ, как соответствующего целевым показателям, установленным в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики [1]. Закон при этом оговорил, что к таковым объектам следует относить также объекты, осуществляющие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, в случае если они используют для этого ВИЭ (п. 1 ст. 21).

Признание генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, квалифицированными генерирующими объектами, а также ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования ВИЭ, осуществляет саморегулируемая организация НП «Совет рынка» [4, 3].

Во-вторых, в целях стимулирования инвестиций в электроэнергетику на основе ВИЭ Правительству РФ предоставлено полномочие осуществлять поддержку использования ВИЭ и стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством РФ[5]. Для этого Правительство утверждает критерии предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании (п. 1 ст. 21)3.

В-третьих, Правительством определяется механизм поддержания конкурентоспособности электроэнергии, генерируемой на объектах ВИЭ. Здесь центральное место законодателем отводится поддержанию механизма стимулирования их использования: надбавкам к равновесным ценам оптового рынка, определяемым в порядке, установленном Правительством, при продажах такой электроэнергии на оптовом рынке, а также применению порядка (механизму[7]) торговли мощностью, установленного правилами оптового рынка для продажи мощности квалифицированных объектов в объеме производства электрической энергии (п. 1 ст. 21)[8].

Надбавка, прибавляемая к цене оптового рынка для определения цены электроэнергии, произведенной на квалифицированном объекте с использованием ВИЭ, подлежит государственному регулированию в случаях и порядке, которые предусмотрены Правительством РФ (п. 2 ст. 23.1). Эта надбавка устанавливается Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФСТ) (п. 2 ст. 24). Размер этой надбавки должен рассчитываться, исходя из необходимости достижения установленных целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на указанных генерирующих объектах (п. 8 ст. 23.1).

В случае принятия Правительством РФ решения о применении механизма стимулирования использования ВИЭ путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами продажа мощности этих объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка. Указанные договоры заключаются между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка[10].

Такие договоры не являются в полной мере классическими гражданско-правовыми договорами купли-продажи или поставки, поскольку их существенные условия (в их числе цена и периоды поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной) устанавливаются Правительством РФ исходя из необходимости достижения установленных целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих квалифицированных генерирующих объектах (п. 2 ст. 32). Этот механизм нуждается в отдельном рассмотрении, поскольку не может адекватно описываться ни публичным договором, ни договором присоединения. Если бы не административное ограничение свободы установления содержания договора в части цены и не наличие периода обязательного заключения, его можно было бы, видимо, считать аналогом публичного ограничения свободы договора для целей антимонопольного контроля, тем более что своим адресатом они, как правило, имеют субъектов, действующих в режиме естественной монополии (сетевые организации).

На розничном рынке к регулируемым законом отнесены цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в порядке, установленном правилами оптового и (или) розничных рынков. Сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций и функционирующих на основе использования ВИЭ (пп. 2, 3 ст. 32).

Реализация указанных полномочий предполагает наличие соответствующих правовых механизмов. Так, с одной стороны, необходимы нормы, обеспечивающие учет производства стимулируемой электроэнергии, а с другой — конкурентные ограничения на энергетическом рынке, гарантирующие сбыт указанной энергии, хотя бы и ценой ограничения гражданско-правовой свободы договора.

Здесь законом предусмотрено: 1) утверждение порядка ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах3; 2) установление обязательного для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объема приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах.

На рынках электроэнергии названные меры приводят к появлению объектов специфического правового режима (квалифицированные генерирующие объекты и энергия, произведенная на таких объектах), а также к заключению и исполнению регулируемых договоров, нуждающихся в специальном изучении как в части определения их гражданско-правовой природы, так и в части их содержания, заключения и исполнения.

 

Список литературы

 

1. Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии: утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2008 г. № 426.

2. Регламент ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии: прил. № 25 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка: утв. Наблюдательным советом НП «Совет рынка» 26 декабря 2011 г. URL: http://www.np-sr.ru

3. Регламент квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, и ведения реестра квалифицированных генерирующих объектов: прил. № 24 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка: утв. Наблюдательным советом НП «Совет рынка» 19 сентября 2011 г. с изменениями от 26 декабря 2011 г. URL: http://www.np-sr.ru

4. Регламент коммерческого учета электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на розничных рынках электроэнергии: прил. № 11.1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка: утв. Наблюдательным советом НП «Совет рынка» 26 декабря 2011 г. URL: http://www.np-sr.ru

Библиография

1 Перечень ВИЭ закреплен в ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-ФЗ). Из них только энергия вод, используемая гидроэлектростанциями для производства электрической энергии, относится к числу традиционных ВИЭ. Все прочие, принимая во внимание главным образом масштабы их промышленного освоения, принято считать нетрадиционными.

2 Следует оговориться, что данное условие имеет значение там, где развита инфраструктура энергетических рынков. В тех же районах, где сетевое хозяйство отсутствует либо не обеспечивает надежного снабжения потребителей, а также там, где для обеспечения генерирующих мощностей традиционными видами энергоносителей требуется нести значительные транспортные и складские издержки, существенно влияющие на себестоимость вырабатываемой энергии (прежде всего Дальний Восток и Восточная Сибирь), использование нетрадиционных источников энергии может оказаться не только логичным, но и конкурентным решением проблемы гарантированного энергоснабжения.

3 Так, например, сегодня для того, чтобы стала конкурентноспособной фотовольтаика, т.е. технология преобразования солнечной энергии в энергию электрическую, как минимум необходимо одно из двух условий: либо техническая революция в области такой технологии, либо стремительный скачок цен на традиционные виды энергии. Поэтому даже в Германии, например, где этот вид электроэнергетики получает активную финансовую и политическую поддержку («Если бы все крыши Германии были покрыты солнечными батареями, то таким образом можно было бы удовлетворить большую часть местной потребности в энергии — без вреда для окружающей среды и без зависимости от импорта энергии» — http://www.spiegel.de/thema/erneuerbare_energien/), удельный вес солнечной энергетики в общем потреблении электроэнергии составляет, по различным оценкам, от 1 до 2%.

4 В относительных цифрах весьма скромный в сопоставлении с развитыми странами, не располагающими достаточными запасами невозобновляемых энергоресурсов (в уже упоминавшейся Германии, например, удельный вес электроэнергии, поставляемой только за счет введенных в эксплуатацию ветровых энергоустановок открытого моря, составляет 9%, совокупная же доля ВИЭ в конечном потреблении всех ее видов составила там в 2012 году 12,6%. Производство же электроэнергии в 2012 году вообще на 22,9% (т.е. почти на треть) покрывалось за счет использования ВИЭ — http://de.wikipedia.org/wiki/Erneuerbare_Energie).

5 По существу речь идет о софинансировании нетрадиционной электроэнергетики за счет налогоплательщиков.

6 Критерии закреплены постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 850.

7 По буквальному выражению закона.

8 Наряду с этим могут использоваться и иные меры бюджетной поддержки. См., например, приказ Министерства экономического развития РФ от 31 января 2013 г. № 33 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций и других электростанций, использующих возобновляемые источники энергии, обслуживающих их сооружений и объектов, в том числе относящихся к гидротехническим сооружениям».

9 То есть коммерческого оператора (ОАО «АТС») и системного оператора (ОАО «СО ЕЭС»).

10 Порядок утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 17 ноября 2008 г. № 187. См. также [2].

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются правоотношения в сфере страхования урожая, осуществляемого с государственной поддержкой, на предмет выявления тех методов правового регулирования, которые определяют суть данных правоотношений.
Добавлено: 06.07.2022
Рассматривается проблема совершенствования правового регулирования государственной поддержки системообразующих организаций — российских юридических лиц, имеющих иностранных бенефициаров и контролирующих лиц...
Добавлено: 01.02.2022
В статье анализируются основные направления деятельности органов власти по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Добавлено: 05.07.2021
В системе гражданского и административного законодательства государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представлена отдельными формами финансовых, имущественных, информационных, консультационных преимуществ и льгот.
Добавлено: 19.02.2019
Рассматриваются субъекты правовой политики в сфере инноваций, выделяются их виды и особенности статуса, анализируются формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности
Добавлено: 23.11.2018