М.С. ПОГОСЯН,

главный принудительный исполнитель Республики Армения, генерал-майор юстиции

 

Во всех странах мира выявление состава имущества должника является обязательной предпосылкой для наложения взыскания на его имущество. Неукоснительное соблюдение установленной законом последовательности наложения взыскания на имущество должника в соответствии с его типом возможно только при наличии сведений о составе всего имущества.

Закон Республики Армения от 05.05.1998 № ЗР-221 «О принудительном исполнении судебных актов» (с изм. и доп.) (далее — Закон РА о принудительном исполнении судебных актов) предусматривает два основных метода выявления имущества должника:

— декларирование должником состава и количества имущества и имущественных прав, принадлежащих ему;

— розыск имущества и доходов должника посредством запросов, направляемых  принудительным исполнителем в соответствующие государственные и негосударственные органы и организации.

Говоря о декларировании должником состава и количества принадлежащих ему имущества и имущественных прав, следует отметить, что положения, предусматривающие данную обязанность должника, закреплены в Законе РА о принудительном исполнении судебных актов еще в 2001 году в результате внесения поправок в законодательство. В рамках того же пакета законодательства была внесена дополнительная статья в Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за сокрытие или искажение должником данных в декларации о составе и количестве принадлежащих ему имущества и имущественных прав либо за умышленное уклонение от подачи декларации.

В 2005 году внесенными в законодательство поправками административная ответственность была заменена уголовной ответственностью. 

В настоящее время регулирование подачи должником декларации о принадлежащих ему на правах собственности имуществе и имущественных правах в законодательстве Республики Армения характеризуется следующими особенностями. 

Если должник в 10-дневный срок после возбуждения исполнительного производства не выполняет требования исполнительного листа, принудительный исполнитель берет у него декларацию о составе и количестве принадлежащих ему имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном Министерством юстиции Республики Армения. В декларации должник, помимо всего прочего, обязан указать сведения о принадлежащих ему на правах собственности, но отчужденных за последние 6 месяцев транспортных средствах и объектах недвижимости.

Разумеется, принудительный исполнитель не может наложить взыскание на имущество, отчужденное за последние

6 месяцев, однако эти сведения могут пригодиться взыскателю: при наличии определенных законом оснований сделка об отчуждении имущества может быть признана судом сфабрикованной или фиктивной и право собственности должника на отчужденное имущество будет восстановлено, что позволит распространить взыскание и на это имущество. Кроме того,  отчуждение должником—юридическим лицом имущества в последние 6 месяцев может свидетельствовать о признаках состава преступления предумышленного банкротства. 

Должник не подает декларацию о составе и количестве принадлежащих ему на правах собственности имущества и имущественных прав в случае возбуждения исполнительного производства неимущественного характера, а также исполнительного производства имущественного характера при сумме взыскания до 50 тыс. драм, или 93 евро.

Как уже отмечалось, точное указание должником в декларации информации о наличии у него на правах собственности имущества и имущественных прав обеспечивается под угрозой уголовной ответственности.

В частности, уголовная ответственность предусмотрена за умышленное уклонение должника от подачи декларации о составе и количестве принадлежащих ему на правах собственности имущества и имущественных прав, когда подача декларации обязательна, а также за явное искажение или сокрытие сведений о составе и количестве имущества и имущественных прав, при условии что эти деяния повлекли за собой невозможность принудительного исполнения обязательств в крупных размерах (500 тыс. драм, или около 930 евро).

Учитывая, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязанности подачи обязательной декларации  административная ответственность не предусмотрена, эти деяния не влекут ответственности общественного характера, если в результате станет невозможным принудительное исполнение обязательств в малых размерах или принудительный исполнитель своими действиями выявит и наложит взыскание на сокрытое должником имущество.

При выявлении собственности должника декларирование им имущества играет определенную вспомогательную роль, поскольку основное бремя отыскания его имущества возложено на принудительного исполнителя. При этом роль рассылаемых принудительным исполнителем запросов возрастает благодаря расширению баз данных по имуществу и имущественным правам в различных регистрационных государственных и негосударственных органах и применению информационных технологий при исполнении этих функций.

Однако нельзя сказать, что непосредственное выявление собственности должников потеряло свою значимость: это очень действенный механизм нахождения имущества, которое не регистрируется никакими органами и организациями (например, культурные ценности, антиквариат или драгоценности).

Что касается выявления собственности должника посредством запросов принудительного исполнителя, то здесь основной упор делается на внедрение информационных технологий, позволяющих сделать этот процесс более эффективным, быстрым и менее затратным.

Важно также, что информационнные технологии позволяют усилить контроль за деятельностью принудительных исполнителей и существенно снизить коррупционные риски.

Однако автоматизация функций розыска имущества должников зависит от внедрения информационных технологий не только в службе принудительного исполнения. Необходимо, чтобы различные базы данных, содержащие сведения об имуществе граждан и юридических лиц, также соответствовали требованиям современных технологий.

В последние годы в Республике Армения внедрение информационных технологий и электронного управления успешно осуществляется на государственном уровне. Так, в сфере розыска имущества должников благодаря повышению эффективности принудительного исполнения и разработке новых методов внедрена целостная автоматизированная система, позволяющая делать электронные запросы, налагать арест на имущество должников и производить взыскание с помощью государственных и негосударственных органов, владеющих информацией об имуществе должников и осуществляющих  регистрацию прав собственности на это имущество.

Автоматизированная система электронных запросов состоит из следующих модулей:

— Налоговой службы Комитета по государственным доходам при Правительстве Республики Армения (подключен в 2011 году и содержит сведения о бухгалтерском балансе налогоплательщиков-должников);

— Кадастра недвижимости при Правительстве Республики Армения (подключен в 2010 году и располагает данными о зарегистрированных правах собственности на недвижимость, об арестах собственности, наложенных принудительным исполнителем);

— Государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции Республики Армения (подключен в 2009 году и содержит регистрационные данные юридических лиц и сведения о доле должников в уставном капитале юридических лиц);

— службы социального обеспечения (подключен в 2010 году и содержит данные о заработной плате и государственных пенсиях физических лиц — должников);

— Управления паспортов и виз полиции Республики Армения (подключен в 2009 году и содержит паспортные данные и адреса регистрации физических лиц — должников);

— коммерческих банков (подключен в 2010 году и располагает сведениями о банковских счетах и прочих активах, хранящихся в банках, и о наложении взысканий на счета и активы должников); 

— Центрального депозитария (располагает сведениями о ценных бумагах, принадлежащих должникам).

Система дает возможность интеграции с программными пакетами, функционирующими в других государственных органах, что позволяет экономить время и человеческие ресурсы в процессе принудительного исполнения. Так, сейчас в заключительной стадии находится процесс объединения автоматизированной системы электронных запросов с электронными системами других государственных органов: дорожной полиции (содержит сведения о транспортных средствах должника и наложении на них взыскания) и Таможенной службы Комитета по государственным доходам при Правительстве Республики Армения (содержит сведения о товарах, импортированных должником).

Дальнейшее совершенствование автоматизированной системы электронных запросов о собственности должников — приоритетная задача Службы принудительного исполнения судебных актов Республики Армения. Основное условие ее совершенствования — непрерывное внедрение информационных технологий на всех этапах исполнительного производства с целью перехода на полностью автоматизированное электронное исполнительное производство, что станет возможным уже в самом ближайшем будущем.

 

Библиография

1 Материал настоящей статьи был представлен в виде доклада, сделанного советником главного принудительного исполнителя Республики Армения Арменом Арутюняном на IV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы обращения взыскания на имущество должников и пути их решения: национальные подходы в повышении эффективности исполнения исполнительных документов» (18—20 сентября 2013 г., Екатеринбург).