УДК 343.296 

Страницы в журнале: 81-84

 

А.А. АНДРЕ,

аспирант кафедры гражданского права РГГУ

 

Рассматривается проблема возмещения имущественного вреда в результате столкновения автомототранспортных средств на дворовой территории. Проводится анализ понятия дворовой территории, правовых норм, регламентирующих возмещение ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия на прилегающей территории.

Ключевые слова: автострахование, дорожно-транспортное происшествие, прилегающая территория, ГИБДД.

 

Road traffic accident in the yard (adjacent) territory

 

 Andre А.

 

The article is devoted to the problem of the recovery of damage as a result of the cars collision in the yard territory. The author conducts analysis of the concept of yard territory in the system of Russian law and legal rules of recovery of the damage as a result of the road traffic accident in the adjacent territory.

Keywords: auto insurance, road traffic accident, adjacent territory, road police.

 

Для того чтобы ответить на вопрос о порядке возмещения имущественного вреда в результате столкновения автомототранспортных средств на дворовой территории, важно прежде всего дать данному событию правильную правовую оценку. С признанием или непризнанием события дорожно-транспортным происшествием связана значительная часть споров, вытекающих из исполнения договоров ОСАГО и КАСКО.

Комплексный анализ действующих в российском законодательстве правовых норм дает возможность обосновать определение события, возникшего в процессе движения транспортного средства по дворовой территории, именно как дорожно-транспортного происшествия с соответствующими правовыми последствиями.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности дорожного движения) и п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД РФ), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (в ред. от 27.01.2009), дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Исходя из данных определений, можно было бы сделать вывод, что событие, произошедшее на прилегающей территории, по формальным основаниям не является дорожно-транспортным происшествием, так как согласно п. 1.2 ПДД РФ прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. п.). Однако, на наш взгляд, такая позиция не вполне обоснованна. Например, то, что прилегающая территория «прилегает» к дороге, ни в коем случае не означает, что сама эта территория не может содержать дорог. Косвенное подтверждение находим в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ, где применительно к внутренней территории организации сказано: «Вместе с тем внутренняя территория организации представляет собой земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на праве собственности или на ином законном основании. Такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств и выезда с нее (пропускной режим).

Таким образом, если вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшего причинен в результате дорожно-транспортного происшествия на территории, отвечающей вышеуказанным признакам, то он не подлежит возмещению страховщиком по договору обязательного страхования в силу подп. “и” п. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона»[1]. (Речь идет о Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ). — Примеч. ред.)

Несмотря на то что вывод, сделанный Верховным судом РФ, уже не актуален ввиду внесения изменений в подп. «и» п. 2 ст. 6  Закона № 40-ФЗ[2],  как видно из приведенного выше текста, событие, произошедшее на внутренней территории предприятия, являющейся прилегающей территорией, квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие, т. е. событие, которое произошло на дороге.

О возможности наличия дороги на прилегающей территории также свидетельствует п. 17.1 ПДД РФ, в котором указывается, что движение пешеходов в жилой зоне[3] разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. Согласно п. 1.2 ПДД РФ  проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, что полностью соответствует приведенному выше определению дороги. Согласно п. 17.4 ПДД РФ требования раздела 17 «Движение в жилых зонах» распространяются также и на дворовые территории. Дворовая территория — территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования[4]. Следует отметить, что содержание понятия «дворовая территория» на федеральном уровне не урегулировано. Существующее определение может использоваться только на основании аналогии закона.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 11 Закона о безопасности дорожного движения соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно статьям 6, 15, 20 ГрадК РФ схемы территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального района утверждаются соответствующими органами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Причем по положениям ст. 6 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации автомобильных дорог федерального значения. Согласно п. 1 ст. 19 и п. 2 ст. 23 ГрадК РФ схемы территориального планирования муниципального района, а также генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов включают только автомобильные дороги общего пользования, т. е. автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц[5].

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения[6] утверждается Правительством РФ (п. 7 ст. 5 Закона № 257-ФЗ). При этом согласно п. 4 той же ст. 5, к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Приведенные формулировки свидетельствуют о явной диспозитивности указанной нормы в части перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.

Из сказанного выше следует, что отсутствие заключения, упомянутого в п. 1 ст. 11 Закона о безопасности дорожного движения, равно как невнесение дороги в какой-либо дорожный перечень, не может являться основанием не считать  обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли (либо поверхности искусственного сооружения)  дорогой. На наш взгляд, это заключение не является основным условием существования дороги в формально-юридическом смысле, хотя и необходимо для подтверждения безопасности дорожного движения и в определенных случаях обязательно.

Согласно ст. 1 Закона № 40-ФЗ страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату; использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожным движением), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Правила ОСАГО) дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положения Правил ОСАГО, регламентирующие поведение участников дорожно-транспортного происшествия, применяются также в случаях причинения вреда потерпевшим при использовании транспортного средства на прилегающих к дорогам территориях.

В пункте 37 Правил ОСАГО указывается, что при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные ПДД РФ, а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с  Правилами ОСАГО.

Важно отметить, что обязанность водителей осуществить определенные Правилами ОСАГО и ПДД РФ действия при наступлении дорожно-транспортного происшествия корреспондирует с обязанностью сотрудников ДПС ГИБДД МВД РФ осуществить необходимые процессуальные действия по оформлению ДТП. Согласно пунктам 207—219 приказа МВД России № 185[6] оформление материалов по факту дорожно-транспортного происшествия является реализацией функции ДПС ГИБДД МВД РФ, результат исполнения которой согласно п. 8 этого же приказа — надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.

В результате проведенного в данной статье правового анализа считаем возможным сделать следующие выводы:

— событие, возникшее в процессе движения по проезжей части дворовой территории транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, является дорожно-транспортным происшествием;

— данное событие должно рассматриваться уполномоченными сотрудниками ГИБДД именно как дорожно-транспортное происшествие;

— сотрудники ГИБДД обязаны оформить все необходимые материалы по факту дорожно-транспортного происшествия, не исключая случаев, когда данное событие произошло на проезжей части дворовой (прилегающей) территории.

 

Библиография

1 Обзор судебной практики ВС РФ от 07.06.2006, 14.06.2006: Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года // Бюллетень ВС РФ. 2006. № 9.

2 См.: Федеральный закон от 01.12.2007 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” ” и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».

3 Понятия «жилая зона» и «жилой массив» в данном контексте являются тождественными.

4 См.: Закон Московской области от 29.11.2005 № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области».

5 Определение дано в п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 22.09.2009) (далее по тексту — Закон № 257-ФЗ).

6 См.: Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР»  (в ред. от 26.05.2008).

7 Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».