Н.А. БИЕКЕНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России
 
Несмотря на общественную критику и некоторую утрату собственного авторитета, МВД Республики Казахстан в последние годы целенаправленно проводит открытую и принципиальную кадровую политику, жестко ориентированную на коренное изменение нравственного облика казахстанского полицейского и искоренение в системе МВД нарушений законности и коррупции.
С начала текущего года данному вопросу были посвящены два заседания коллегии МВД с участием руководителей региональных департаментов внутренних дел. 
 
По итогам заседаний решено продолжать политику жесткой персональной ответственности руководителей за состояние антикоррупционной работы, обеспечение соблюдения личным составом дисциплины и законности. За непринятие должных мер по этим вопросам привлечены к строгой дисциплинарной ответственности ряд руководителей областных департаментов внутренних дел, трое из которых освобождены от занимаемых должностей[1].
Подобные мероприятия связаны с тем, что позитивные результаты деятельности полиции по организации борьбы с преступностью затушевываются немалым числом нарушений конституционных прав, свобод граждан и уголовно-процессуального законодательства, допускаемых сотрудниками полиции.
Только на 1 мая 2007 г. в органах внутренних дел выявлено 47 коррупционных преступлений, в том числе 20 фактов взяточничества. Рассмотрено 1628 жалоб и заявлений граждан на действия полицейских. По ним проведено 584 служебных расследования. По подтвердившимся обращениям граждан возбуждено 53 уголовных дела, привлечены к дисциплинарной ответственности 202 сотрудника полиции, в том числе 27 уволены и 19 освобождены от занимаемых должностей[2].
Анализ нарушений законности сотрудниками полиции, выявленных прокуратурой в истекшем году, показывает увеличение количества случаев использования полицейскими служебных кабинетов, комнат для административно арестованных и иных помещений в управлениях и отделах полиции для незаконного содержания граждан, подозреваемых в совершении преступлений, во избежание фиксации противоправных действий и в целях их сокрытия. Имеют место незаконные обыски и осмотры. Не прекращаются факты получения оперативными работниками признательных показаний посредством физического воздействия на незаконно задерживаемых граждан[3].
Таким образом, вопрос обеспечения законности в деятельности полиции не теряет своей актуальности и определен президентом страны в качестве приоритетного направления развития всей системы МВД Республики Казахстан[4].
Гарантия законности в работе органов внутренних дел — это целенаправленное управляющее воздействие на организацию и осуществление профессиональной (правоохранительной, правоприменительной) деятельности в целях достижения максимального соответствия ее правовым нормам. Обеспечением законности можно считать ее укрепление (непосредственную реакцию руководителей на причины и условия, способствующие нарушению законности[5]).
Состояние законности в деятельности полиции Казахстана оценивается по количеству фактов ее нарушения и степени тяжести этих нарушений. Под нарушением законности следует понимать виновное невыполнение сотрудником полиции предусмотренных законом правовых предписаний, которое причинило или могло причинить материальный, моральный, физический вред (ущерб) конституционным правам и свободам человека и гражданина, конституционному строю государства, а равно иное посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, включая предоставление незаконных льгот[6].
Существует два вида нарушений законности в деятельности полиции: преступления и проступки. Проступки бывают дисциплинарные, административные и материальные или гражданско-правовые. Также необходимо различать нарушения законности, совершаемые сотрудниками полиции на службе и в связи со службой, с одной стороны, и все иные нарушения законности, совершенные в быту, в семье, с другой стороны.
Отмеченные подходы к классификации нарушений законности в деятельности полиции МВД Казахстана следовало бы юридически закрепить в нормативном акте, например в Инструкции по учету нарушений законности и чрезвычайных происшествий в органах внутренних дел Республики Казахстан. При этом сами нарушения законности необходимо подразделить на незаконные и необоснованные.
Источники информации для анализа и оценки состояния законности на уровне городских, районных (линейных) органов и МВД, департаментов внутренних дел существенно разнятся. В городском и районном звене — это специальные журналы учета нарушений законности и соответствующее дело, где сосредоточиваются материалы по этому вопросу. В министерстве и департаментах анализируют статистические данные информационных центров, которые готовят на основе поступающих с мест статистических карточек. При этом анализ производится как в целом по МВД, департаментам внутренних дел, так и в разрезе отдельных подразделений.
При анализе состояния законности не всегда учитываются находящиеся в производстве и оконченные уголовные дела, дела оперативного учета, жалобы граждан и сообщения общественных организаций, представления прокурора и частные определения судов по нарушениям законности личным составом, справки по результатам инспекторских и иных проверок, выступления СМИ, опросы общественного мнения и др. Общая картина состояния законности может быть отражена в специальной справке или включена в качестве самостоятельного раздела в аналитическую сводку о состоянии правопорядка и результатах деятельности служб или оценку оперативной обстановки за соответствующий отчетный период.
Остановимся теперь на основных результатах исследований, которые позволяют выявить как отдельные причины нарушений законности в деятельности полиции, так и их комплекс. Условно эти причины можно разделить на две большие группы: общие и специальные.
Общие причины нарушений законности в большей степени связаны с несовершенством законодательных актов — их неполнотой, неясностью, противоречивостью, ненадлежащим качеством, несоответствием подзаконных актов Конституции и законам Республики Казахстан. Другая большая группа причин нарушений законности связана с экономическими, организационными, финансовыми факторами, а также недостаточно высоким уровнем правосознания граждан и должностных лиц.
Задача укрепления законности требует познания всего многообразия воздействия на нее, глубокого изучения всех факторов (как положительных, так и отрицательных), определяющих ее состояние.
Рассмотрим  совокупность факторов, оказывающих воздействие на состояние законности в деятельности полиции Казахстана. Эта совокупность факторов по праву получила название системы обеспечения законности. Оказываемое на законность воздействие может быть прямым и косвенным, положительным и отрицательным, отличаться по интенсивности, объему и механизму. Экономические факторы обеспечения законности в деятельности конкретных органов полиции реализуются через следующие механизмы: материальные (заработная плата и все виды материального поощрения), материально-технические (условия труда и техническая оснащенность), материально-бытовые (жилье, детские учреждения, санатории, дома отдыха и др.).
Механизмами реализации идеологического фактора служат правовая культура и этика, правовая психология и т. д., т. е. определенные характеристики личности, сознания сотрудников и населения данного региона.
Особое место в системе обеспечения законности принадлежит правовым и организационно-управленческим факторам. Применительно к правовым факторам уже говорилось, что право само себя обеспечивает хорошим качеством законов, а также санкциями и процессуальными нормами, т. е. само является в значительной мере гарантией своей реализации. Сущность организационно-управленческих факторов заключается в существовании определенных организационных форм, создаваемых с целью влияния на законность и предполагающих наличие конкретных структурных образований, наделение их и других структурных образований общего характера, а также отдельных исполнителей функциями управления законности и контроля над ее соблюдением. Помимо структур в качестве элементов указанных факторов принято называть кадры и кадровую политику, разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление законности.
Наконец, контрольные факторы реализуются в полицейских органах Казахстана через государственный (политический), общественный, судебный контроль и прокурорский надзор.
Элементы указанной системы оказывают влияние на законность, друг на друга, а также сами испытывают влияние законности. При этом система в целом остается устойчивой: воздействие отрицательных факторов в значительной степени компенсируется воздействием положительных (например, недостатки организационно-управленческой деятельности могут компенсироваться за счет достоинств правового регулирования, активности прокурорского надзора).
Среди элементов системы обеспечения законности особое внимание должно уделяться организационно-управленческому фактору. Используя его, можно рассматривать и решать проблему обеспечения законности в целом.
Особый интерес представляют специальные причины, возникающие в силу специфики деятельности полиции. Остановимся на содержании каждой из подгрупп этой группы причин.
1. Неумение отдельных сотрудников владеть собой, держать себя в руках в психологически напряженной, стрессовой обстановке, при сопротивлении и провоцирующих действиях правонарушителей. Бывает, что мгновенно вспыхнувшая ненависть сотрудника к преступнику, гнев, вызванный ущербом или горем, оказываются сильнее чувства служебного долга, необходимости строго и неукоснительно соблюдать законность. Такие причины относятся к личностным характеристикам сотрудника и могут быть устранены лишь целеустремленной психологической и профессиональной подготовкой.
2. Недостатки профессионального мастерства, определяемого уровнем правовой культуры. Так, в силу недостаточных знаний норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, неприменения в своем большинстве при производстве первоначальных следственных действий последних достижений криминалистики не обеспечивается полнота и всесторонность проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях при расследовании уголовных дел, что компенсируется посредством применения незаконных методов ведения следствия и дознания, влекущих нарушения конституционных прав и свобод граждан. Необходимо, чтобы каждый сотрудник полиции обладал правовыми знаниями, глубокими и носящими готовый, формализованный характер,  мог легко и быстро найти те источники права, нормативные правовые акты, в которых содержатся интересующие его  нормы. Каждый сотрудник должен знать также принципы и аксиомы права. Помимо знаний, полицейским необходимы профессиональные умения и навыки применять нормы права, а также привычка соблюдать правовые предписания в строгом соответствии с их духом и буквой. Главное же в характеристике профессионального сознания как элемента профессиональной культуры — устойчиво положительное отношение к праву, практике его применения[7].
3. Определенная характеристика среды функционирования в отдельных регионах. Эта среда должна отличаться нетерпимостью к нарушению законности, для чего необходимо:
· своевременно замечать и всемерно поощрять проявления активной позиции сотрудников по отношению к нарушениям законности и, наоборот, осуждать проявления индивидуалистической, примиренческой, пассивной позиции;
· не оставлять без внимания случаи нарушения норм права в оперативно-служебной
деятельности и поведении подчиненных, каждому нарушению давать принципиальную оценку;
· вести решительную борьбу с проявлением узковедомственного подхода, правовым нигилизмом, ложным пониманием товарищества, элементами круговой поруки;
· выносить на обсуждение коллектива все факты нарушения законности, конкретные причины и условия их совершения, обращать особое внимание на тщательную подготовку таких обсуждений, активность и критичность выступлений лиц рядового и начальствующего состава;
· широко поддерживать практическую активность сотрудников, направленную против нарушения законности и дисциплины, всемерно способствующую достижению реального осуждения коллективом сотрудника (сотрудников), допустившего нарушение законности и дисциплины;
· исключать случаи несвоевременного реагирования на правонарушения сотрудников, замалчивания наложенных взысканий, формального реагирования на саму процедуру наложения взысканий.
Таким образом, для устранения или нейтрализации недостатков требуется комплексный подход, включающий обеспечение верховенства закона, продолжение судебно-правовой реформы; пересмотр и систематизацию ведомственного правового регулирования; развитие правосознания и правовой культуры населения; повышение уровня профессионально-юридического сознания и профессиональной культуры сотрудников полиции, правоприменительной деятельности в целом; использование организационно-управленческих и иных факторов, влияющих на эффективность действия законов.
 
Библиография
1 См. пресс-релиз по вопросу борьбы с коррупцией в органах внутренних дел // http:www.mvd.kz
2 См. там же.
3 См.: Представление Генпрокурора Республики Казахстан министру внутренних дел Республики Казахстан об устранении нарушений законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных либо готовящихся преступлениях. Мат-лы МВД Республики Казахстан за 2007 год.
4 См.: Назарбаев Н.А. Сила нашего государства заключается в том, что оно открыто называет свои недостатки // Казахстан-ская правда. 2007. 21 апр.
5 См.: Афанасьев В.С. Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел (основы системного подхода). — М., 1987.
6 См. там же.
7 См.: Лазарев В.В. Общая теория права и государства. — М., 1998.