УДК 347.98 

Страницы в журнале: 96-98

 

А.Ю. ЕФРЕМОВА,

аспирант кафедры правовых основ управления факультета государственного управления МГУ

 

Предпринимается попытка определить место арбитражных судов в современной экономической и правовой жизни России; осветить роль этого института в совершенствовании государственного и корпоративного управления в России и дать представление о том, насколько изменилось его предназначение с принятием АПК РФ.

Ключевые слова: арбитражный суд, экономический спор, АПК РФ, экономика.

 

Value of arbitration courts in modern Russia

 

Efremova A.

 

In article attempt to define a place of arbitration courts in a modern economic and legal life of Russia is undertaken; to shine a role of this institute in perfection state and a corporate governance in Russia and to provide guidance on volume, its mission with acceptance of agrarian and industrial complex of the Russian Federation has how much changed.

Keywords: arbitration court, economic dispute, agrarian and industrial complex of the Russian Federation, economy.

 

Основой благосостояния любой страны можно назвать экономическую деятельность физических и юридических лиц, одним из показателей которой является стабильность экономического оборота. Нужно отметить, что от степени развития законодательства и от уровня правовой грамотности участников правовых отношений зависит способ и длительность урегулирования экономического спора. Большая часть таких конфликтов разрешается самими участниками оборота без привлечения посредников. Но нужно признать, что немалая часть споров остаются неурегулированными из-за нежелания понять или принципиального непонимания друг друга либо проблемы, незнания законодательства или правовой непросвещенности, наконец, грубого пренебрежения правом и нарушения принципа добросовестности предпринимателем. В последнем случае сторона конфликта, считающая свои права нарушенными, обращается в суд для их защиты и грамотного  разрешения спора.

С образованием в начале 1990-х годов в России современной системы арбитражных судов  и принятием нового процессуального законодательства, регламентирующего их деятельность и составившего основу системы хозяйственной юрисдикции страны[1], была восстановлена традиция отнесения к ведению коммерческих судов всех торговых и иных экономических споров. Появление такого вида судов, имеющих специальную юрисдикцию и представляющих собой удобную структуру, целенаправленно и быстро влияющую на изменения в экономической жизни, явилось одним из серьезных шагов правовой реформы и позволило говорить о возможности разработки действенных механизмов правовой защиты рыночной экономики в России.

В нашей стране за довольно небольшой промежуток времени удалось внести ощутимые изменения в процессуальное законодательство, регулирующее процесс разрешения споров в сфере предпринимательства и экономики в целом. Несмотря на то что в АПК РФ сохраняются и развиваются многие институты и процедуры арбитражных процессуальных кодексов Российской Федерации 1992 и 1995 годов и процессуального права царской России, нельзя не отметить, что он учитывает современное состояние экономических отношений и тенденции совершенствования законодательства, в том числе зарубежного, регламентирующего способы урегулирования споров, возникающих в сфере бизнеса, что позволяет назвать его концептуально новым законодательным актом.

Особое значение приобретает критерий установления подведомственности дел арбитражным судам в соответствии с характером и предметом спора (ст. 27 АПК РФ), когда субъектный состав участников правоотношений уже не определяет компетенцию. Этот принцип, впервые получивший закрепление в АПК РФ, к ведению арбитражных судов относит корпоративные столкновения, конфликты между акционером и акционерным обществом, споры, вытекающие из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 33 «Специальная подведомственность дел арбитражным судам» АПК РФ). Ранее, до введения этого принципа, корпоративные столкновения рассматривались судами общей юрисдикции и на практике не являлись отличными от всех других гражданско-правовых конфликтов. По этой причине понятие корпоративного спора и его характерные черты в современной отечественной теории практически не разработаны.

В связи с ростом экономической деятельности коммерческих организаций в России и развитием системы правового регулирования этой деятельности стала очевидна необходимость выделения категории судебных споров, связанных с применением корпоративного права, так как часто оказывалось, что экономический по сути конфликт рассматривался одновременно в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, выносивших иногда противоречивые судебные акты. Вследствие этого данная категория споров была передана под юрисдикцию арбитражных судов, исходя из их экономического, предпринимательского характера[2].

В соответствии с п. 6 ст. 2 АПК РФ наряду с другими пятью задачами «содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота» является одной из основных целей арбитражных судов.

Реализации данной задачи способствует наличие двух факторов: необходимость поддержания стабильности экономического оборота путем развития и установления цивилизованных партнерских отношений между его сторонами, основанных на нормах этики делового оборота и доверия, и способность наделенных властью судебных органов привести к разрешению спора. Все это предоставляет арбитражным судам прекрасную возможность быть посредниками, влияющими на разрешение конфликта.

Данная задача решается арбитражными судами всеми возможными законными средствами, а именно при помощи судебного процесса, основанного на началах равенства и равноправия сторон перед законом, непосредственности, непрерывности и состязательности судебного разбирательства, независимости и назначаемости судей, сочетания единоличного и коллегиального состава арбитражного суда при рассмотрении дела, гласности и оперативности. Организационно-функциональные принципы находят свое закрепление в Конституции РФ (статьи 19, 71, 118, 123), в Федеральном конституционном законе от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в АПК РФ (статьи 5—11, 33—74, 117) и других законодательных актах.

Бесспорен тот факт, что среди аспектов оценки инвестиционной привлекательности рынка той или иной страны очень важны такие его стороны, как прозрачность и предсказуемость правового регламентирования порядка разрешения возможных экономических столкновений. Одно из центральных мест в совокупности правовых норм, составляющих основу для развития предпринимательской деятельности, принадлежит совершенствованию арбитражной процедуры урегулирования споров и анализу практики применения различных видов примирительных процедур при возникновении экономических конфликтов.

В 2002 году роль арбитражных судов была признана и на уровне Президента России. Выступая в Колонном зале Дома Союзов на торжественном собрании, посвященном 10-летию образования арбитражных судов России, В. Путин отметил, что арбитражные суды стали «действенным механизмом защиты предпринимателей» и «правосудие пришло в ключевую область — в новую нарождающуюся рыночную экономику», когда в ней происходили важные процессы, определяющие «вектор развития страны», и они «должны были опираться на закон». Он заявил, что становление арбитражных судов в России было связано с необходимостью эффективно управлять зарождавшейся частной собственностью. И хотя В. Путин выразил неуверенность в достижении этой цели, он в то же время отметил, что арбитражные суды в этом играли и будут играть «огромную роль»[3]. Как видим, на арбитражные суды возлагается все большая ответственность за развитие здоровых и цивилизованных экономических отношений как внутри страны, так и с зарубежными партнерами.

Основными функциями арбитражных судов в деле совершенствования государственного и корпоративного управления в России являются:

1) всестороннее содействие развитию экономики и предпринимательства как в масштабах всей страны (макроэкономический уровень), так и отдельных предприятий (микроэкономический уровень);

2) поддержка цивилизованных методов решения споров предпринимателями, в том числе борьба с недобросовестностью российских предпринимателей и повышение их правовой просвещенности;

3) формирование культуры экономического взаимодействия и принципов этики делового оборота в России;

4) повышение привлекательности российской экономики, в том числе путем развития механизма защиты инвестиций и создания благоприятного экономического климата;

5) создание и совершенствование новой системы разрешения экономических конфликтов в условиях развития рыночного типа экономики в России;

6) укрепление стабильности экономического оборота;

7) содействие гражданам-предпринимателям и организациям в охране и защите своих прав, движение к идее построения правового государства и гражданского общества;

8) повышение компетентности, надежности и создание хорошей репутации российской экономики в глазах мировой общественности;

9) пропаганда таких принципов деловой этики, как честность, надежность и порядочность, — самых ценных, поскольку следование им создает основу эффективных деловых отношений — взаимное доверие, которое является основой бизнес-отношений;

10) формирование системы взаимодействия и сотрудничества государства и третейских судов для эффективного разрешения экономических споров, а также помощь в функционировании системы третейских судов как метод способствования самоорганизации людей и как шаг на пути к построению гражданского общества в России;

11) поддержка предпринимательства через помощь в совершенствовании и разработке различных методов урегулирования конфликтов;

12) модернизация коммуникационных связей, как во внутренней экономике страны, так и на международном уровне экономических отношений.

Многие аналитики считают улучшение корпоративного управления залогом успеха экономических преобразований в России, но это невозможно сделать без участия арбитражных судов, обеспечивающих защиту экономических прав сторон в спорах, и совершенствования практики рассмотрения арбитражных споров. На сессии Всемирного экономического форума в октябре 2001 года Президент РФ В. Путин в своем выступлении подчеркнул важность этого направления для реализации реформ, заявив, что стратегическая цель России заключается в производстве конкурентоспособных товаров и услуг, что напрямую связано с международной торговлей, а интеграция в ее систему невозможна без «защиты прав собственников, улучшения корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса»[4].

 

Библиография

1 См.: Судебная система России: Учеб. пособие. — М., 2000. С. 217.

2 См.: Савенко Л.И. Практика рассмотрения корпоративных споров // Вестн. ФАС Северо-Кавказского округа. 2004. № 1.

3 Путин отметил роль арбитражных судов // Газета. 2002. 22 февр.

4 Выступление Президента РФ В. Путина на сессии Всемирного экономического форума «Встречи в России — 2001» // Комсомольская правда. 2001. 31 окт.