Реклама
Статья

Имперские округа как территориальные единицы Священной Римской Империи (краткий обзор)

В.Ю. МАЗУРОВ, кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета Статья посвящена обзору административного устройства Священной Римской Империи в период с 1500 по 1806 год, когда территориальной единицей были имперские округа.

В.Ю. МАЗУРОВ,

кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета

 

Статья посвящена обзору административного устройства Священной Римской Империи в период с 1500 по 1806 год, когда территориальной единицей были имперские округа.

Ключевые слова: Священная Римская Империя, административное деление, имперские округа.

 

 

Imperial County as territorial units  Holy Roman Empire

 (overview)

V.JU. MAZUROV.

 

Article reviews the administrative organization of the Holy Roman Empire in the period from 1500 to 1806, when the territorial unit was the imperial district.

 Keywords: The Holy Roman Empire, administrative division, Imperial County.

 

 

Священная Римская Империя (как и Франкская Империя Карла Великого) сегодня воспринимается многими как своего рода средневековый прообраз Европейского Союза, первое наднациональное объединение западноевропейских народов и государств. Неудивительно, что истоки «Европы регионов», или, иначе говоря, современной общеевропейской политики внутригосударственной региональной интеграции территориальных единиц стран-членов Европейского Союза, также восходят к «имперскому прошлому» западноевропейского политического пространства. Говоря более определенно, оно восходит в том числе и к имперским округам, существовавшим в Германии в 1500 —1806 гг.

Обратим внимание на то, что рассматриваемые территориальные единицы существовали именно в рамках Королевства Германия, а не в рамках Священной Римской Империи в целом. Стоит напомнить, что как наднациональное объединение, созданное в 962 г., Священная Римская Империя включала в свой состав несколько европейских королевств. К составным частям Империи, таким образом, на протяжении большей части её истории, относились Германия, Италия[1], Чехия (Богемия)[2] и (в XI—XIII вв.) — Бургундия (Арелат)[3]. В силу доминирующего положения Германии в конгломерате объединенных в империю государств, именно её монарх, как правило, носил императорский титул[4]. Общегерманские органы управления, прежде всего рейхстаг (имперский сейм)[5], а также имперская канцелярия и имперский суд одновременно являлись органами управления всей Священной Римской империей в целом.

Однако, несмотря на это, юридическая обособленность каждого из входящих в империю королевств в полной мере сохранялась. Именно этот факт вкупе с тем, что реальная сфера контроля имперского правительства в условиях почти непрерывных войн распространялась преимущественно на Германию, и привел к тому, что имперские округа охватывали исключительно её территорию.

Итак, в 1500 г. на Аугсбургском рейхстаге было создано шесть имперских округов — Баварский, Верхнерейнский, Нижнерейнский (Вестфальский), Нижнесаксонский, Франконский и Швабский округ. В 1512 г. по решению Вормсского рейхстага было образовано ещё четыре округа: Австрийский, Бургундский[6], Верхнесаксонский  и Куррейнский округ. Таким образом, почти вся территория Германии оказалась интегрированной в систему имперских округов[7].

Высшим органом управления каждым из имперских округов было окружное собрание — крайстаг. В его состав входили представители всех зависевших непосредственно от императора территориальных единиц, находившихся на территории округа. Помимо курфюрстов, других имперских князей, имперских графов, имперских аббатов (и приравненных к ним церковных феодалов), а также имперских городов, к ним относились также более двух тысяч имперских рыцарей — непосредственных вассалов императора. Как и в рейхстаге, в окружных собраниях действовала куриальная система внутренней организации[8], однако в отличие от рейхстага, в крайстагах не применялась система коллективного голоса мелких феодальных владений, а также предоставления нескольких голосов крупным княжествам (т. е. одно владение всегда имело один голос).

В имперских округах со смешанным (католическим и протестантским) населением, как и в рейхстаге, создавались соотвествующие вероисповедные блоки (однако в рейхстаге они были межкуриальными, а к крайстагах — могли носить и внутрикуриальный характер). Кроме того отличие от рейхстага, с 1654 года превратившегося в постоянно действующий орган, крайстаги, на протяжении всей истории имперских округов, так и остались органами, созываемыми по мере необходимости.

Начиная с 1555 г. крайстагом каждого из округов избирался глава округа (Kreishauptmann), которым обычно становился наиболее влиятельный в округе светский феодал. Глава округа являлся должностным лицом, приводившим в исполнение решения окружного собрания. Для обеспечения осуществления его полномочий создавалась особая окружная канцелярия во главе с окружным секретарем.

Представителем центральной (общеимперской) власти при крайстаге был императорский комиссар. На эту должность обычно назначался один из наиболее лояльных по отношению к императорской власти феодальных владетелей округа. В отличие от императорского комиссара при рейхстаге, императорские комиссары при окружных собраниях, как правило, одновременно являлись их членами с правом решающего голоса.

Важнейшими функциями имперских округов были:

1. Охрана «земского мира», то есть запрета на применение имперскими чинами вооруженной силы друг против друга в мирное время (а также запрета на применение представителями привилегированных классов «кулачного права» в отношениях с податными сословиями).

2. Охрана общественного порядка и безопасности, предотвращение волнений податного населения (функция, особенно хорошо реализовывавшаяся в период Крестьянской войны XVI в).

3. Участие в обороне Священной Римской империи (формирование и комплектование на территории округа окружных частей имперской армии, назначение командующих указанными частями).

4. Распределение и сбор на территории округа ординарных и чрезвычайных имперских налогов и сборов (в том числе сборов таможенного характера).

5. Участие в осуществлении общеимперского правосудия (организация и проведение выборов заседателей имперского суда от соответствующих округов, организация и обеспечение исполнения решений указанного суда на территории округа).

Эффективность осуществления указанных функций на уровне конкретных округов весьма сильно разнилась. В Австрийском и Баварском округах, к примеру, она осуществлялась довольно эффективно, но эта эффективность обеспечивалась исключительно доминированием в органах управления округом одного-единственного субъекта власти (соответственно, эрцгерцога Австрийского и курфюрста Баварского). В Верхнесаксонском и Нижнесаксонском округах соперничество крупных феодалов (бранденбургского и саксонского курфюрстов в первом из них, мекленбургских и брауншвейгских герцогов — во втором) уже к XVII веку почти полностью парализовало всякую реальную деятельность окружных органов.

Бургундский и Верхнерейнский округа в то же столетие, по сути, перестали быть реальными политическими субъектами, поскольку большая часть их территории отошла от Священной Римской Империи к Франции и Нидерландам. А вот Швабский и Франконский имперские округа весьма эффективно поддерживали на своей территории внутренний мир, правопорядок, общественную безопасность и финансовую дисциплину. Эффективность их деятельности даже привела во второй половине XVII в. к созданию особого союза двух округов, ставшего крупнейшим интеграционным объединением имперских чинов за всю историю Священной Римской Империи.

Как было указано выше, система имперских округов формально просуществовала до 1806 года, то есть вплоть до роспуска австрийским императором Францем Священной Римской Империи. Однако подлинным толчком к упразднению окружной структуры Германии стала начатая в 1803 году медиатизация, в процессе которой более девяноста пяти процентов феодальных владений Германии были присоединены к оставшейся группе более крупных государств.

С проведением медиатизации отпала необходимость в осуществлении округами практически всех своих функций, с которыми теперь успешно справлялись укрупненные германские княжества. А всего лишь через три года после начала медиатизации, с созданием под протекторатом императора французов Наполеона Рейнского Союза, «отпала необходимость» и в сохранении самой Священной Римской Империи.

 

Библиография

1 Средневековое Королевство Италия никогда не включало в свой состав Сицилию, Сардинию и ряд регионов современной Южной Италии.

2 Вернее, Земли чешской короны — собственно Чехия (Богемия), Моравия, Силезия и Лужицы (Лаузитц).

3  В XIV веке территория Королевства Арелат была разделена между Францией, Италией и Германией.

4  Монархи иных входивших в империю королевств (если их престолы не занимал сам император) считались его вассалами.

5  С XV в. рейхстаг включал в себя всех представителей имперских чинов — курфюрстов (князей, избиравших императора), иных имперских (то есть связанных вассалитетом непосредственно с императором) князей (в том числе князей-епископов), имперских графов (а также имперских аббатов и приравненных к ним церковных феодалов), а также имперских городов. Рейхстаг фактически (а с 1648 г. — и формально) являлся верховным органом власти Священной Римской Империи.

6 Включал в свой состав Франш-Конте и большую часть территории исторических Нидерландов (долгое время бывших владениями французской династии герцогов Бургундских).

7 Исключение составили только некоторые нетипичные для феодальной Германии территориальные образования (например, северогерманская крестьянская республика Дитмаршен).

8  Однако если в рейхстаге было три курии — Совет курфюрстов, Совет имперских князей и Совет имперских городов, то в окружных собраниях к ним добавлялись курии не представленных в рейхстаге имперских рыцарей, а духовные и светские феодалы, как правило, составляли отдельные курии (нередко дробившиеся на курии духовных князей, курии светских князей, курии имперских графов и курии имперских аббатов). Для принятия положительных решений по любым вопросам часто было необходимым совпадение позиции всех курий (то есть получение в пользу решения большинства голосов в каждой из них).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 13 дней назад
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
Применение правового института в виде Фонда компенсации потерпевшим является абсолютно новым для казахстанского законодательства. В статье дается подробная правовая характеристика данного института
Добавлено: 04.03.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В статье затронут вопрос о значимости социальной миссии государства в обеспечении прав такой категории граждан, как осужденные, а также обосновывается необходимость развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества для осуществления пробации в России
Добавлено: 04.03.2024