УДК 342.56 

Страницы в журнале: 45-48

 

Т.В. СОЛОВЬЕВА,

кандидат юридических наук,  старший преподаватель кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права

 

В статье обосновывается вывод о необходимости повышения уровня информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и иных субъектов в сфере исполнения актов Конституционного суда РФ.

Ключевые слова: Конституционный суд, доступ к информации, информационное обеспечение, информационная база, исполнение актов Конституционного суда.

 

Informative providing as the mean of increase of efficiency of execution of acts of Constitutional Court of Russian Federation

 

In this article an author comes to conclusion about the necessity of increase of level of the informative providing of public, organs of local government, citizens and other subjects authorities in the field of execution of acts of Constitutional Court of Russian Federation.

Keywords: Constitutional Court, access to information, informative providing, informative base, execution of acts of Constitutional Court.

 

В  настоящее время процесс реализации актов Конституционного суда РФ в некоторых случаях остается проблематичным аспектом конституционного правосудия. Одним из факторов, влияющих на эффективность исполнения решений КС РФ, является информационное обеспечение.

Статьи 78 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливают, что постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения КС РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

При этом провозглашение и вступление в силу акта КС РФ еще не означает, что он будет соблюдаться и неукоснительно исполняться субъектами, которым данный акт адресован.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.

По факту данное положение является ограниченно действующим,  но, поскольку информация об исполнении актов КС РФ публикуется не всегда, граждане, организации и иные субъекты доступа к ней не имеют. При этом такую ситуацию нельзя  рассматривать как ограничение права на доступ к информации. В Законе об информации определено, что доступ к информации — это возможность получения информации и ее использования (ст. 2). Следовательно, для того чтобы определенный субъект имел доступ к информации, она должна быть опубликована.

Каждый акт КС РФ подлежит официальной публикации и, как правило, с момента опубликования считается обязательным на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Важный момент при реализации постановлений КС РФ — система информирования как государственных органов, органов местного самоуправления, так и граждан.

Однако в настоящее время в Российской Федерации нет единого механизма, который бы обеспечил доступность информации о принятых постановлениях и тем более о фактах их реализации. 

В качестве одного из немногих примеров обобщенной информации об исполнении решений КС РФ можно назвать информацию об исполнении решений КС РФ от 29 апреля 2009 г., основанную на анализе состояния конституционной законности в части исполнения решений КС РФ, принятых в 2008 году и за прошедшие месяцы 2009 года, а в ряде случаев и некоторых связанных с ними более ранних решений. Проанализировав данную информацию, можно выделить следующие пути решения проблемы неисполнения решений КС РФ:

— законодательное регулирование порядка представления сведений органами государственной власти;

— совершенствование нормативной базы, конкретизирующей порядок реализации решений КС РФ;

— взаимодействие КС РФ с органами государственной власти, которые наделены полномочиями по исполнению либо оказывающие содействие исполнению актов КС РФ;

— взаимодействие КС РФ с Президентом РФ, Государственной думой, Советом Федерации и Правительством РФ;

— законодательное закрепление персональной ответственности должностных лиц за неисполнение или умышленное затягивание процесса исполнения актов КС РФ.

Данные меры являются общими и имеют абстрактную направленность. Необходимо, на наш взгляд, начинать с малого, например, повысить уровень информационного обеспечения граждан.

Несвоевременное исполнение решений КС РФ, а также наличие в правовых системах субъектов Российской Федерации положений, аналогичных признанным КС РФ не соответствующими Конституции РФ, могут быть отчасти связаны с отсутствием достаточной информации у органов государственной власти субъектов Российской Федерации о принимаемых КС РФ решениях (с несвоевременным ее получением). Однако такая информация размещается в источниках официального опубликования, в правовых базах данных и должна анализироваться должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации не менее тщательно, чем информация о принятых федеральных законах[1].

Такая ситуация свидетельствует о необходимости создания не только единой доступной правовой базы актов, принятых КС РФ, но и единой базы, содержащей информацию об исполнении каждого такого акта.

Реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в право предприняты в Республике Беларусь, где публичная информация о деятельности государственных органов стала доступной самому широкому кругу лиц. В Республике Беларусь на основе внедрения в правовую сферу современных информационных технологий создана государственная система правовой информации, гарантирующая каждому человеку возможность реализации своего неотъемлемого права на получение полной, достоверной, официальной правовой информации[2].

Так, 1 октября 1997 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 30.06.1997 № 338  был создан Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) путем выделения из системы Министерства юстиции РБ и реорганизации Республиканского центра правовой информации. НЦПИ в настоящее время — центральное государственное научно-практическое учреждение в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации (на бумажных и электронных (магнитных) носителях), а также в сфере создания межгосударственной системы обмена правовой информацией[3].

В данной  правовой базе содержится не только информация обо всех нормативных правовых актах, в том числе и актах Конституционного суда РБ, но и ежеквартальная информация об исполнении указанных актов.

В такой информации дается краткое изложение сути акта, принятого Конституционным судом РБ, и способ исполнения. Например, на обеспечение права граждан на судебную защиту было направлено решение Конституционного суда РБ от 12.11.2003 № Р-163/2003 «О правовом регулировании уплаты государственной пошлины за подачу кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления по искам о взыскании алиментов». Конституционный суд РБ предложил Национальному собранию Республики Беларусь внести в Закон РБ от 10.01.1992 № 1394-XII «О государственной пошлине» необходимые изменения и дополнения, предусматривающие освобождение от уплаты (или устанавливающие равные условия уплаты) государственной пошлины истцов по искам о взыскании алиментов при их обращении в суды и органы прокуратуры. Решение Конституционного суда РБ в части освобождения от уплаты государственной пошлины истцов по искам о взыскании алиментов при их обращении в суды и органы прокуратуры реализовано в Законе РБ от 26.12.2007 № 301-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины».

Согласно подп. 1.9.3 п. 1 ст. 10 данного закона от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются лица по искам, а также за подачу заявлений о возбуждении приказного производства по делам о взыскании алиментов и о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам. В соответствии с подп. 6.1.1 п. 6 ст. 10 указанного закона от уплаты государственной пошлины в органах прокуратуры освобождаются истцы за подачу надзорных жалоб (первичных и повторных) на судебные постановления по искам о взыскании алиментов[4].

Доступная и современная система информационного обеспечения о деятельности конституционных судов действует во многих странах СНГ. Например, на официальном сайте Конституционного суда Украины размещено содержание всех вестников КС Украины, что доступно для изучения и ознакомления всеми заинтересованными лицами; на официальном сайте Конституционного суда Республики Молдова можно ознакомиться со всеми докладами об осуществлении конституционной юрисдикции за прошлые годы (доклады состоят из нескольких частей, одна из которых — «Исполнение решений Конституционного суда»); на официальном сайте Конституционного совета Республики Казахстан также есть доступные послания Конституционного совета, содержащие информацию об исполнении его решений.

Что касается официального сайта Конституционного суда РФ, то здесь информация об исполнении актов КС РФ отсутствует, кроме того, нет никакой информации о «Вестнике Конституционного суда Российской Федерации» (далее — Вестник КС РФ), что,  думается, является большим упущением.

В соответствии с параграфом 44 Регламента Конституционного суда РФ Секретариат КС РФ систематически анализирует состояние дел по исполнению решений КС РФ, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения этих решений; представляет судьям КС РФ полугодовые и годовые информационно-аналитические отчеты об исполнении решений Конституционного суда РФ. В случае необходимости Секретариату может быть дано поручение подготовить информацию об исполнении одного или ряда конкретных решений КС РФ. При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения решения Конституционного суда РФ судья-секретарь вносит на рассмотрение пленарного заседания КС РФ предложения о мерах, которые могли бы способствовать обеспечению исполнения решения КС РФ.

Можно констатировать, что на законодательном уровне в Российской Федерации установлен орган (Секретариат Конституционного суда РФ), ответственный за сбор и анализ информации об исполнении актов КС РФ. Однако на практике данная информация остается недоступной для граждан.

Думается, создание правовой информационной системы является действенным механизмом в реализации постановлений КС РФ. Также необходимо установление специальной государственной информационной службы, которая будет ответственна за организацию и обеспечение полноценной деятельности такой информационной базы.

Иными словами, эффективность проведения в правовую жизнь актов Конституционного суда РФ можно повысить, внедрив следующую схему, состоящую из нескольких этапов.

1-й этап. Конституционный суд РФ выносит акт (постановление).

2-й этап. Данный акт публикуется в печатных изданиях, которые установлены Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Так, официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

3-й этап. По истечении срока, который установлен актом КС РФ для искоренения указанных недостатков законодательства, тот орган или иной субъект, которому адресовано данное постановление, должен представить отчет об исполнении, частичном исполнении или неисполнении акта КС РФ Государственной информационной службе.

4-й этап. Государственная информационная служба публикует представленный отчет в источниках официального опубликования и размещает информацию в едином правовом информационном центре. В настоящее время эту функцию может выполнять Секретариат КС РФ, с учетом предоставления ему таких полномочий, путем размещения информации в Вестнике КС РФ. При этом Вестник КС РФ должен быть общедоступным изданием и основная информация должна быть размещена на официальном сайте Конституционного суда РФ.

Кроме того, ежегодный отчет об исполнении решений КС РФ должен представляться в виде единой таблицы (см. таблицу[5]). Наличие статистических данных позволит проводить наиболее полный мониторинг причин неисполнения актов КС РФ, что обусловит повышение эффективности реализации указанных актов.

 

Библиография

1 Информация Конституционного суда РФ об исполнении решений КС РФ от 29 апреля 2009 года // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 4. С. 2—14.

2 См.: Кашинский Ю.И. Об обеспечении реализации права доступа к правовой информации в Республике Беларусь/ http://confifap.cpic.ru/spb2004/rus/reports/content_207.html

3 См.: Правовая информатизация Республики Беларусь: становление и перспективы развития / Н.Н. Радиванович [и др.] / Под общ. ред. Н.Н. Радивановича. — Мн., 2007. С. 11.

4 См.: Об исполнении решений Конституционного суда Республики Беларусь в январе — марте 2008 г. (Краткий обзор решений Конституционного суда, касающихся прав граждан, которые были исполнены в I квартале 2008 года) / http://ncpi.gov.by/constsud/rus/ispoln/ispoln_I-08.html

5 Сведения данной таблицы не являются истинными, а лишь представляют наглядный пример.