Реклама
Статья

Исполнение Федеральной службой судебных приставов временного ограничения на выезд должника за пределы Российской Федерации

Судебные приставы-исполнители Федеральной службы судебных приставов в целях решения возложенных на них задач вправе совершать различного рода исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения...

 

Р.А. БРУНЕР,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции

М.С. ОРЛОВА,

курсант 2-го курса 220-го учебного взвода Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

 

Судебные приставы-исполнители Федеральной службы судебных приставов в целях решения возложенных на них задач вправе совершать различного рода  исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Одним из таких исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[1] (далее — Закон об исполнительном производстве»), является установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

Согласно данным ФССП России, на 1 октября 2017 г. в стране под запретом на выезд находилось около 1,6 млн должников, и каждый четвертый из них — должник по алиментам[2]. По мнению судебных приставов, временное ограничение на выезд должника за пределы государства является наиболее эффективной мерой понуждения его к исполнению судебных актов. В результате применения временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации за восемь месяцев 2017 года в рамках более миллиона исполнительных производств (1,08 млн) должниками была полностью или частично погашена задолженность в сумме 41,1 млрд  рублей. В связи с фактическим исполнением требований исполнительных документов окончено 159,8 тыс. исполнительных производств на сумму 15,5 млрд рублей[3].

Статистика ФССП России свидетельствует, что применение ограничений на выезд за пределы Российской Федерации как вид исполнительного действия стремительно растет несколько лет подряд: к началу 2012 года судебными приставами было вынесено 152 тыс. постановлений, 2014 — 270 тыс., 2015 — 439 тыс., 2016 — 783 тыс., к началу 2017 года — 1,1 млн.

С учетом того, что постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации действует в течение полугода, и затем выносится новое (если должник так и не расплатился), только за восемь месяцев 2017 года было вынесено 2,2 млн таких постановлений (столько же, сколько за весь 2016 год).

За восемь месяцев 2017 года должники подали в суды 409 исков, оспаривая действия судебных приставов по временному ограничению их выезда за рубеж, а суды удовлетворили лишь 28 исков. 

Согласно ст. 67 Закона об исполнительном производстве по заявлению взыскателя или собственной инициативе судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин, содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе, следующих требований:

1) о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 тыс. рублей;

2) требований неимущественного характера;

3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 тыс. рублей и более.

Как видно, нововведения коснулись размера задолженности: сумма долга, при которой к должнику может быть применена мера временного ограничения на выезд, составляет 30 тыс. рублей и более (за исключением долгов по алиментам и возмещению вреда, где остался прежний порог 10 тыс. рублей). Но если должник в течение двух месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения не выплатит задолженность, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или по собственной инициативе применить указанную меру воздействия.

Анализ применения указанного вида исполнительных действий показал, что ранее основной проблемой, с которой приходилось сталкиваться участникам исполнительного производства, являлся затяжной процесс снятия данной меры ограничения из-за длительного и не регламентированного по срокам документооборота между ведомствами[4].

В соответствии Законом об исполнительном производстве обязательным условием для снятия временного  ограничения на выезд должника из Российской Федерации  является окончание или прекращение исполнительного производства (части 1, 2 ст. 43, пункты 1, 3 ч. 1 ст. 46, ст. 47), а именно:

— должник исполнил требования исполнительного документа;

— исполнительный документ возвращен взыскателю по его заявлению или из-за невозможности установить местонахождение должника и его имущества;

— исполнительный документ отменен или признан недействительным;

— суд утвердил мировое соглашение между взыскателем и должником;

— взыскатель-организация исключен из ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 письма ФССП России от 29.01.2008 № 12/01-830-НВ «О порядке временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации»[5] незамедлительно (в течение 24 часов) после исполнения должником своих обязательств либо окончания, прекращения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации, а также подготавливает уведомление об отзыве постановления о временном ограничении за подписью руководителя Управления ФССП России. Копии постановления направляются должнику, в территориальный отдел УФМС России, в Управление пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России.

При этом ранее определенных сроков прохождения вышеуказанных документов. установлено не было. Срок, в течение которого снимался запрет на выезд за границу, составлял минимум одну неделю, максимум — 2—3 недели. Подобная практика соответствовала положениям Федерального закона от 15.08.1996 № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[6], однако существенно осложняла жизнь лицам, желающим выехать за пределы страны, но ранее ограниченным в выезде в связи с осуществляемым в отношении них исполнительным производством.

В постановлении судебного пристава-исполнителя об отмене временного ограничения на выезд должника за пределы Российской Федерации особо оговаривается, что ограничение выезда будет снято только после поступления данного постановления в пограничные органы. В связи с этим предъявление  должником на пункте пограничного контроля копии постановления о снятии ограничения на выезд, а также платежных документов, подтверждающих погашение задолженности, не является основанием для пропуска должника  через границу.

Как уже отмечалось выше, с 1 октября 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2017 № 190-ФЗ «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона “Об исполнительном производстве"»[7], который должен  значительно ускорить снятие ограничения на выезд должников за пределы России.

Согласно нововведениям, снимать ограничения теперь вправе сам судебный пристав-исполнитель, получив информацию о погашении долга из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Причем снятие ограничения судебным приставом должно осуществляться не позднее дня, следующего за днем отражения информации об оплате задолженности в ГИС ГМП. После этого информация о снятии ограничения будет незамедлительно направляться по защищенным каналам связи в Пограничную службу ФСБ России[8]. 

Обмен информацией между ФССП России и Департаментом пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России осуществляется в электронном виде с использованием государственной системы миграционного и регистрационного учета (система «МИР») и Автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов (АИС ФССП России).

Не позднее следующего рабочего дня после вынесения постановления о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации судебный пристав-исполнитель регистрирует его в АИС ФССП России, откуда информация посредством единой системы межведомственного информационного взаимодействия передается в систему «МИР». При этом информация должна содержать сведения, достаточные для идентификации должника на пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации[9].

В случае отсутствия у ФССП России возможности передать соответствующую информацию в электронном виде она передается на отчуждаемом машинном носителе информации, а если и таким способом передать ее невозможно, то информирование Департамента Пограничной службы ФСБ России производится направлением мотивированного письма главным судебным приставом субъекта Федерации.

В центральном аппарате ФССП России создан и действует специализированный отдел судебных приставов, которые с 1 октября 2017 г. уполномочены снимать ограничения на выезд, наложенные любым судебным приставом страны. Получив в режиме онлайн информацию из ГИС ГМП о выплате долга, они оперативно могут снять ограничение и направить документы в Пограничную службу ФСБ России. До внесения в Закон об исполнительном производстве рассматриваемых изменений снять временное ограничение на выезд должника за пределы Российской Федерации мог только тот пристав, который вынес постановление о применении этой меры административного наказания. Это, конечно, затягивало процесс снятия ограничения.

Следует заметить, что ранее также была законодательно закреплена обязанность банков, через которые должник оплачивает штрафы или осуществляет другие платежи по исполнительному производству, оперативно отражать сведения об оплате в ГИС ГМП. Однако данное правило не всегда соблюдалось указанными учреждениями.

Бесспорно, тесное взаимодействие ФССП России с другими органами исполнительной власти и гражданами — важнейшее условие эффективного исполнения судебных актов и актов иных органов. За последние годы в этой сфере много сделано. Главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов заявил, что Федеральная служба судебных приставов закончила тестирование системы электронного взаимодействия с Пограничной службой ФСБ России[9]. Информационные технологии помогут значительно ускорить процесс снятия ограничения на выезд за границу граждан, уплативших в полном объеме свои долги. Однако сохраняется еще и «ручной» режим снятия ограничений. Он действует, как правило, в период праздников и новогодних каникул. Именно в этот период у граждан, имеющих задолженности, возникают затруднения со своевременным выездом за пределы страны. В этой связи, чтобы не оказаться в неприятной ситуации и не испортить себе путешествие, следует проверять наличие долгов заблаговременно, за одну—две недели до даты вылета или выезда за границу, и  оперативно  устранять данную проблему.

Библиография

1 Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

2 В России начинает действовать ускоренный порядок снятия ограничения выезда должников.  URL: http://tass.ru/obschestvo/4606605 (дата обращения: 18.01.2018).

3 Там же.

4 Брунер Р.А. Особенности исполнения постановлений по делам об административных нарушениях, влекущих наказание в виде административного приостановления деятельности // Современное право. 2013. № 4. С. 53.

5 О порядке временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации: письмо ФССП России от 29.01.2008  № 12/01-830-НВ. URL: http://docs.cntd.ru/document/420287236

6 Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

7 См.: Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41. ст. 4849; 

8 Об утверждении Порядка и сроков обмена в электронном виде информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службой безопасности Российской Федерации: приказ Минюста России от 29.09.2017 № 187. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36971

9 Долгожданные правила: интервью директора ФССП России Д.В. Аристова «Российской газете». 31.10.2017. URL: https://rg.ru/2017/10/31/glavnyj-sudebnyj-pristav-rossiian-zashchitiat-ot-oshibochnogo-spisaniia-deneg.html (дата обращения: 18.01.2018).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы, связанные с введением в российское законодательство нового вида исполнительного действия — временного ограничения на пользование специальными правами.
Добавлено: 13.12.2018
Ранее на страницах журнала «Практика исполнительного производства» мы уже касались проблем, связанных с сокращением бюджетных затрат на финансирование деятельности федеральных органов исполнительной власти (в части расходов на почтовые отправления)[1].
Добавлено: 10.09.2018
Следует отметить новизну норм, регулирующих процессуальный статус органа дознания ФССП России.
Добавлено: 03.09.2018
С 15.01.2016 Федеральным законом от 28.11.2015 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» судебным приставам-исполнителям предоставлено право...
Добавлено: 01.09.2018
Проводимая в Российской Федерации судебно-правовая реформа обусловила необходимость качественного изменения законодательства, в том числе и уголовно-процессуального, и приведение его в соответствие с нормами международного права...
Добавлено: 05.08.2018